Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области
от 19 декабря 2002 г. N 167
"Об утверждении муниципальной Программы "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних на 2003-2005 гг."
9 декабря 2004 г.
Решением Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 27 октября 2006 г. N 267 настоящее Решение признано утратившим силу
Заслушав информацию заместителя Главы Администрации города Заречный по социальной политике В.Н. Кривова, ст. 14 Устава г. Заречного Пензенской области, ЗАТО Собрание представителей решило:
1. Утвердить муниципальную программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2003-2005 гг." (прилагается).
2. Начальнику финансового управления города Заречный З.П. Михайловой предусмотреть финансирование программы в бюджете города на 2003 год в размере 225 тыс. рублей.
3. Настоящее решение опубликовать в газете "Заречье".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальным вопросам (председатель А.В. Строителев).
Заместитель председателя
Собрания представителей |
О.В. Климанов |
Утверждено
Собрания представителей г. Заречный
от 19 декабря 2002 г. N 167
Муниципальная программа
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
на 2003-2005 гг."
Паспорт программы
Наименование программы - Целевая муниципальная программа "Профилактика
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в г. Заречный Пензенской
области на 2003-2005 годы" (далее именуется
Программа).
Дата ее утверждения - Решение Собрания представителей г. Заречного
Пензенской области от 19 декабря 2002 г. N 167.
Инициатор постановки - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите
проблемы их прав Администрации г. Заречного.
Обоснование программы - Международные документы: Конвенция о правах
ребенка, 20 ноября 1989 г., Минимальные
стандартные правила Организации Объединенных
Наций, касающиеся отправления правосудия в
отношении несовершеннолетних (Пекинские
Правила).
Законодательная база РФ:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" N 120-ФЗ от 24.06.1999
года;
3. Федеральный закон "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" N 124-ФЗ
от 24.07.1998 года;
4. Семейный кодекс Российской Федерации.
5. Федеральная целевая программа "Профилактика
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на 2001-2004 гг.",
утвержденная постановлением Правительства РФ от
19.09.97 года N 1207.
6. Постановления Правительства РФ:
- N 154 от 13 марта 2002 г. "О дополнительных
мерах по усилению профилактики беспризорности и
безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г.";
- N 745 от 21 сентября 2000 г. "Об утверждении
Положения о статусе воспитанников воинских
частей";
- N 829 от 17.07.96 "О приемной семье";
- N 1092 от 13.09.96 "О специализированном
учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации";
- N 625 от 25.08.2000 "Об утверждении
федеральных целевых программ по улучшению
положения детей в Российской Федерации".
Основные разработчики - Администрация г. Заречного, комиссия по делам
программы несовершеннолетних и защите их прав, органы и
учреждения системы профилактики.
Управляющий программой - Администрация города Заречного;
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите
их прав.
Цели и задачи - создание условий, способствующих улучшению
программы положения детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию;
- сокращение количества правонарушений и
преступлений, совершенных несовершеннолетними;
- защита прав несовершеннолетних граждан
города;
- стабилизация социального положения семей,
имеющих несовершеннолетних детей, попавших в
трудные жизненные ситуации;
- формирование правильного социального
поведения у подростков.
Сроки реализации - 2003-2005 гг.
программы
Перечень основных - Приложение 1
мероприятий
Ответственные - Комиссия по делам несовершеннолетни и защите их
исполнители основных прав, учреждения системы профилактики.
мероприятий
Объемы средств и - Финансирование программы составляет 225 тыс.
источники рублей.
финансирования Средства федерального и местного бюджетов.
Ожидаемые конечные - улучшение криминогенной ситуации в городе
результаты реализации среди несовершеннолетних;
программы - создание в городе действенного механизма по
охране прав несовершеннолетних; внедрение
социальных механизмов по работе с семьями,
находящимися в социально опасных условиях;
- создание условий, способствующих улучшению
положения детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию.
- внедрение новых форм работы с детьми,
носителями отклоняющегося поведения.
Система контроля - Постоянная депутатская комиссия по социальным
исполнения программы вопросам Собрания представителей г. Заречного,
заместитель Главы Администрации по социальной
политике.
Введение
В городе проживает 12804 несовершеннолетних детей в возрасте от 7 до 17 лет - 9076 и 3725 детей от 0 до 6 лет. На сегодняшний день существуют четыре ярко выраженные социально значимых направления деятельности комиссии: профилактика роста безнадзорности детей (267 детей - социальных сирот), роста неблагополучных семей (285 семей на учете в КДН) и активизация действий по защите прав детей.
Для решения данной проблемы необходимы единые скоординированные межведомственные действия учреждений государственной системы профилактики. В учреждения системы профилактики входят: Отдел предупреждения правонарушений несовершеннолетних ОВД, Департамент образования, Департамент социальной защиты населения, Центр занятости, отдел молодежной политики. Координирует и возглавляет данную работу в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ от 24.06.99 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города. Для этого была принята муниципальная Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Заречном на 2000-2002 гг.", в которой были предусмотрены мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. В связи с окончанием действия этой Программа, необходимо утвердить новую на 2003-2005 года.
Цели и задачи программы
- Создание условий, способствующих улучшению положения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- сокращение количества правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними;
- защита прав несовершеннолетних граждан города; внедрение социальных форм работы с семьями, находящимися в социально опасных условиях;
- стабилизация социального положения семей, имеющих несовершеннолетних детей, попавших в трудные жизненные ситуации;
- внедрение новых форм работы с детьми, носителями отклоняющегося поведения.
Характеристика проблемы
Правонарушения и преступность среди несовершеннолетних - это уже последняя стадия проявления деформации личности ребенка. Корни этой деформации нужно искать в трех направлениях:
1. Деформированное воспитание ребенка в семье (разновидности: гиперопека, полное отсутствие заботы, бесконтрольность, искаженные ценностные ориентиры в семье, антисоциальное поведение родителей, отсутствие обязанностей и дела у ребенка, отсутствие единого воспитательного взгляда в семье, двойная мораль и т.д.).
2. Личностные физиологические и психологические особенности развития ребенка. Как правило, это либо отставание в развитии, либо задержка в развитии, либо развитие патологических черт характера ребенка, либо рожденных в семьях наркомана.
3. Социальное окружение ребенка.
В нашем обществе, где отсутствует политическая и экономическая стабильность, даже взрослые люди испытывают трудности в адаптации, неуверенность взрослых создает у ребенка ощущение незащищенности и безысходности, что приводит к неправильному выбору пути.
Для того, чтобы решить проблему безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, в нашем городе необходимо строить целенаправленную профилактическую работу по этим трем основным направлениям: работа с семьей, с личностью ребенка, с социальной средой (формирование внутри молодежной среды правильной социальной ориентации с понятными для молодых ребят ценностями).
Программа составлена таким образом, чтобы охватить мероприятиями те основные проблемы, которые выходят на первый план и нуждаются в первостепенном решении.
1. Алкоголизация и наркотизация подростков (характеристика ситуации содержится в Программе по борьбе с наркотиками);
За прошлый год составлено 56 материалов на родителей за употребление детьми до 16 лет спиртных напитков.
2. Безнадзорность, бродяжничество, уходы из дома. По всей стране и в нашем городе идет всплеск безнадзорности детей (267 детей нуждаются в социальной опеке при живых родителях, 56 детей прошли через социальный приют, 69 - нуждаются в помещении в приют).
Что включает в себя это понятие?
Это - дети, которые брошены родителями в полном смысле этого слова;
дети, которые имеют родителей-алкоголиков или пьяниц;
дети, которые вышли из-под контроля родителей, занимаются бродяжничеством в силу личностных особенностей или неправильного воспитания;
дети, которые уклоняются от обучения и проводят время без контроля взрослых.
В 2001 году 32 ребенка находились в бегах из-за отсутствия нормальных семейных условий. Выявлено 285 семей, находящихся в социально опасных условиях. За 2001 год лишено и ограничено в родительских правах 32 семьи, 51 ребенок передан под опеку, 9 оформлены в государственные учреждения. Огромное число детей живет без юридического статуса (без опеки) у бабушек или родственников.
3. Нарушение прав ребенка (отсутствие прописки, жилья, родители не обеспечивают лечение, обучение, воспитание, содержание).
В настоящее время ни у взрослых, ни тем более у детей, еще не сформировано понимания "защиты прав". Граждане иногда даже не понимают, что происходит ущемление прав ребенка. Как пример, можно привести следующую ситуацию: ребенок лишен прописки и места жительства из-за внутрисемейных разборок и взрослые не понимают, что нарушают права ребенка. Основным направлением этой работы является:
- формирование сознания необходимости защиты прав ребенка;
- оказание учреждениями системы профилактики конкретной помощи в конкретной ситуации;
- разъяснительная, просветительская работа среди родителей и несовершеннолетних.
4. Проблема занятости детей. Решение этой проблемы позволяет ребенку быть под контролем взрослых, даже если родители не в состоянии его контролировать.
5. Семейное неблагополучие как фактор, влияющий на формирование противоправных действий и бродяжничества со стороны детей:
- 746 выездов по семейным скандалам работников ОВД,
- 177 повторно со составлением протоколов об административных правонарушениях.
Механизм реализации программных мероприятий
В целях реализации программных мероприятий:
1. Прописаны конкретные мероприятия для каждого учреждения системы профилактики.
2. Обеспечивается единая межведомственная компьютерная связь с единым банком данных различного содержания по профилю безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Осваиваются новые формы и методы деятельности (например: российско-германский проект "Уличная социальная работа").
4. Обеспечивается высокая профессиональная подготовка кадров.
5. Расширяется в городе сеть учреждений и возможностей, по оказанию социальных услуг семьям и несовершеннолетним детям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства.
6. Создается возможность индивидуальных педагогических, юридических, психологических коррекционных мероприятий для граждан по вопросам воспитания, защиты детей, оказания конкретной помощи.
7. Внедряются новые формы работы с детьми, носителями отклоняющегося поведения.
7. В режиме систематической, каждодневной работы проводятся профилактические мероприятия с семьями, находящимися в социально опасном положении, учреждениями системы профилактики.
Оценка эффективности выполнения программы:
- улучшение криминогенной ситуации в городе среди несовершеннолетних;
- создание в городе действенного механизма по охране прав несовершеннолетних;
- создание условий, способствующих улучшению положения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- формирование у подростков законопослушного поведения.
Ресурсное обеспечение Программы
Программа рассчитана на 3 года; финансирование на 2003 год составляет 225 тыс. руб.
Организация управления и контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляют: Постоянная депутатская комиссия по социальным вопросам Собрания представителей г. Заречного, заместитель Главы Администрации по социальной политике.
Управление Программой осуществляется Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Заречного, действующей на основании Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.67.
Приложение 1
Решением Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 9 декабря 2004 г. N 363 приложение 1 изложено в новой редакции
План программных мероприятий
9 декабря 2004 г.
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Исполнитель | Затраты (тыс. руб.) |
2005 | ||||
1. Организационное обеспечение реализации программы | ||||
1.1. | Проведение всероссийской еже- годной межведомственной опе- рации "Подросток". |
Ежегодно с 15.05. по 15.10 |
Комиссия по делам несовершеннолет- них и защите их прав Администра- ции, органы и уч- реждения системы профилактики |
|
1.2. | Взаимодействие субъектов про- филактики детской безнадзор- ности в целях комплексной реабилитации несовершеннолет- них разных возрастов (органи- зация летнего трудового лаге- ря для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). |
1-2 кв. 2005 г. |
Департамент обра- зования, Центр занятости населе- ния по г. Зареч- ному, Управление природными ресур- сами, Департамент социальной защиты населения - бюд- жетополучатель |
60 |
1.3. | Ввести в практику в учебных заведениях дни профилактики, в ходе которых встречаться с "трудными" подростками, чле- нами их семей и учителями. Организовать лектории на пра- вовые темы, по антиалкоголь- ной и антинаркотической про- паганде. |
В течение года |
Департамент обра- зования, ОВД, МСЧ-59, МУ ЦСП "Семь-Я" |
|
1.4. | Корректировка и реализация программ ОУ по обеспечению исполнения законодательных актов, городских программ по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, гражданского становления не- совершеннолетних |
В течение года |
Департамент обра- зования |
|
1.5. | Оказание педагогической, со- циальной, психологической и юридической помощи несовер- шеннолетним: - диагностика, выявление де- тей "группы риска"; - коррекция, оказание комп- лексной помощи детям; работа психолого-медико-педагоги- ческих консилиумов и консуль- тации ДО; межведомственного социально-педагогического Консилиума. - оказание психологической помощи подросткам (в том чис- ле по проблемам выбора про- фессии, экстренная анонимная помощь по телефону доверия и т.п.); - представление интересов учащихся в правозащитных и административных органах; - организация в каникулярное время горячего бесплатного питания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизнен- ной ситуации, - обеспечение бесплатными пу- тевками в лагеря отдыха несо- вершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, - организация трудоустройства несовершеннолетних, в воз- расте от 14 до 18 лет на предприятиях (в организациях) города Заречного |
Постоянно | Департамент соци- альной защиты на- селения, Департа- мент образования, МСЧ-59, Центр за- нятости населения по г. Заречному |
|
1.6. | Для активизации поиска работы безработной молодежи прово- дить программы "Новый старт" и "Клуб ищущих работу" |
2005 г. | Центр занятости населения по г. Заречному |
|
1.7. | В целях предупреждения прес- тупности и правонарушений не- совершеннолетних продолжить профилактические осмотры де- тей 3, 5, 6, 7-летнего воз- раста для раннего выявления отклонений в поведении, пси- хических нарушений и своевре- менная коррекция этих наруше- ний. |
В течение года |
МСЧ-59 | |
1.8. | Проведение профилактических осмотров учащихся 9-11 клас- сов врачом наркологом. |
В течение года |
МСЧ-59 | |
1.9. | Сохранение и развитие сети коррекционно-развивающих, компенсирующих, интернатных, специализированных, оздорови- тельных дошкольных групп, классов, ОУ. |
Постоянно | Департамент обра- зования |
|
1.10 | Организация летнего отдыха, досуга для несовершеннолет- них: - городские и загородные оздоровительные лагеря; - работа с# педагогов-органи- заторов по месту жительства; |
В летний период |
Департамент обра- зования, Департа- мент социальной защиты населения, Департамент куль- туры и молодежной политики, Комитет по физической культуре, спорту и туризму |
|
1.11 | Организация цикла мероприятий по правовому просвещению де- тей и подростков (акций, творческих вечеров, фестива- лей, конкурсов, олимпиад, те- левизионной викторины, семей- ной олимпиады, правовой игры и т.п.) |
В течение года |
Департамент соци- альной защиты на- селения Департамент обра- зования Департамент куль- туры и молодежной политики |
70 |
1.12 | Привлекать подростков, нахо- дящихся в трудной жизненной ситуации к занятиям в круж- ках, клубах, спортивных сек- циях, к участию в походах, экскурсиях, способствовать их приобщению к здоровому образу жизни, ценностям отечествен- ной и мировой культуры |
В течение года |
Департамент обра- зования, Департа- мент социальной защиты населения, Департамент куль- туры и молодежной политики, Комитет по физической культуре, спорту и туризму |
|
1.13 | Внедрение в практику школ го- рода факультативных курсов: "Полезные привычки", "Полез- ные навыки", "Навыки жизни", "Психология". |
По плану ОУ |
Департамент обра- зования |
|
2. Кадровое обеспечение реализации программы | ||||
2.1. | Организация курсов повышения квалификации, семинаров, практикумов для специалистов, работающих в системе профи- лактики ("Уличная социальная работа", "Необходимость пра- вовой осведомленности в вос- питании подрастающего поколе- ния", "Социальные методики и технологии по правовой защи- те", "Профилактика злоупот- ребления ПАВ и т.п."), участие в региональных и фе- деральных конференциях. |
В течение года |
Департамент соци- альной защиты на- селения Департамент обра- зования Департамент куль- туры и молодежной политики |
90 |
2.2. | Проведение организационно-ме- тодических мероприятий по реализации программы с целью координации работы учреждений системы профилактики (совеща- ний, круглых столов и т.п.) |
Не реже 2 раз в год |
Органы и учрежде- ния системы про- филактики |
|
2.3. | Привлечение узких специа- листов для организации кон- сультаций по различным вопро- сам семейного неблагополучия, в том числе и на Телефоне до- верия. |
В течение года |
МУ ЦСП "Семь-Я" | |
3. Материальное обеспечение реализации программы | ||||
3.1. | Информационное обеспечение реализации программы, выпуск социальной рекламы, посвящен- ной вопросам профилактики безнадзорности и правонаруше- ний несовершеннолетних. |
В течение года |
КДНиЗП, Департа- мент социальной защиты населения |
|
3.2. | Приобретение компьютерной техники для оптимизации сис- темы учета несовершеннолетних и/или их семей, находящихся в социально-опасном положении. |
1-2 кв. 2005 г. |
Департамент соци- альной защиты на- селения |
100 |
3.3. | Упорядочение системы выявле- ния и учета детей, состоящих на превентивном учете в уч- реждениях системы профилакти- ки |
1-2 кв. 2005 г. |
Департамент соци- альной защиты на- селения |
|
3.4. | Приобретение методической пе- чатной и электронной продук- ции по профилактике безнад- зорности и правонарушений не- совершеннолетних, защите прав детей. |
Ежегодно | Департамент соци- альной защиты на- селения Департамент обра- зования Департамент куль- туры и молодежной политики |
60 |
3.5. | Выпуск информационно-методи- ческой продукции по профилак- тике безнадзорности и право- нарушений несовершеннолетних (анкеты, рекламные, агитаци- онные листы, листовки, плака- ты, буклеты, социальная рек- лама, создание видеоматериа- лов). |
В течение года |
Департамент соци- альной защиты на- селения |
20 |
Итого | 400 |
И.о. заместителя Главы Администрации
по социальной политике |
Ю.И. Кривов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 19 декабря 2002 г. N 167 "Об утверждении муниципальной Программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2003-2005 гг."
Текст Решения опубликован в газете "Заречье" N 4 от 22 января 2003 г.
Решением Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 27 октября 2006 г. N 267 настоящее Решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 9 декабря 2004 г. N 363