Приказ Министерства здравоохранения
и социального развития Пензенской области
от 6 августа 2002 г. N 60
"О введении порядка установления цен на дополнительные услуги,
оказываемые в подведомственных учреждениях здравоохранения
и образования на платной основе населению Пензенской области"
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 24 апреля 2003 г. N 334 настоящий Приказ признан утратившим силу
В целях упорядочения предоставления платных услуг населению подведомственными учреждениями (в том числе образовательными) на территории Пензенской области, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 109 "О правилах предоставления платных медицинских услуг населению", постановлениями Правительства Пензенской области от 17 января 2002 г. N 23-пП "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Пензенской области бесплатной медицинской помощи в 2002 году", от 23 мая 2002 г. N 199-пП "Об утверждении Порядка установления цен (тарифов) на дополнительные услуги, оказываемые государственными учреждениями, организациями и уполномоченными органами исполнительной власти Пензенской области на территории Пензенской области", приказываю:
1. Ввести в действие с 01.08.2002 г.:
1.1. "Порядок установления цен (тарифов) на дополнительные услуги, оказываемые государственными учреждениями, организациями и уполномоченными органами исполнительного органа государственной власти Пензенской области на территории Пензенской области", утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 23.05.2002 г. N 199-пП (приложение 1).
1.2. "Примерное положение об отделении платных медицинских услуг" (приложение 2).
1.3. "Инструкцию по расчету стоимости медицинских услуг (временная)", утвержденную 10.11.1999 г. совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской Академией медицинских наук (приложение 3).
1.4. "Методические рекомендации по определению плановых затрат и стоимости обучения специалистов системы последипломного обучения", утвержденные Минздравом Российской Федерации 18.05.2000 г. (приложение 4).
2. Руководителям подведомственных учреждений организовать работу по утверждению цен на дополнительные платные услуги в соответствии с "Порядком установления цен (тарифов) на дополнительные услуги, оказываемые государственными учреждениями, организациями и уполномоченными органами исполнительного органа государственной власти Пензенской области на территории Пензенской области".
3. Установить, что:
3.1. Платные медицинские услуги предоставляются населению учреждениями здравоохранения сверх объема медицинской помощи и услуг, финансируемых из средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней, предусмотренных условиями действующей Программы государственных гарантий по оказанию населению Пензенской области бесплатной медицинской помощи в 2002 году.
3.2. Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с физическими или юридическими лицами на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
3.3. Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.
3.4. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению, если их предоставление предусмотрено уставами данных учреждений здравоохранения Пензенской области и по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.
3.5. Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.
3.6. Подведомственные учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации и Пензенской области.
3.7. Государственные и муниципальные учреждения, предоставляющие населению платные услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным услугам.
3.8. Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов, и разработать Положение о порядке оказания платных медицинских услуг.
3.9. Предоставление платных услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
3.10. Оплата за платные услуги производится в учреждениях банков или в учреждении.
Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются учреждениями с применением контрольно-кассовых машин.
Учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек, подтверждающий прием наличных денег.
3.11. Потребители, пользующиеся платными услугами, вправе требовать предоставление услуг надлежащего качества, сведения о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.
3.12. Потребители, пользующиеся платными услугами, обязаны:
- оплатить стоимость предоставляемой (в том числе медицинской) услуги;
- выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.
3.13. В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
3.14. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.15. Претензии и споры, возникшие между потребителем и учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.16. Учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
3.17. Исполнитель имеет право оказывать дополнительные услуги за плату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27, постановлением Правительства Пензенской области от 17 января 2002 г. N 23-пП "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Пензенской области бесплатной медицинской помощи в 2002 году" и другими нормативными актами. Понуждение потребителя к получению дополнительных услуг, оказываемых за плату, не требующихся потребителю, не допускается.
3.18. Учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, представляют в уполномоченный орган исполнительного органа государственной власти Пензенской области по ценовой политике для рассмотрения и утверждения прейскурант по дополнительным услугам, оказываемым за плату, со всеми необходимыми расчетами (расшифровки расчетов по каждому наименованию услуг, коэффициенты (дополнительной заработной платы и косвенных расходов), смета доходов и расходов и расшифровки по кодам экономической классификации).
3.19. Формирование цен на дополнительные услуги, оказываемые за плату, осуществляется:
- для лечебных учреждений в соответствии с "Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временная)", утвержденной 10.11.1999 г. совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской Академией медицинских наук;
- для подведомственных образовательных учреждений в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению плановых затрат и стоимости обучения специалистов системы последипломного обучения", утвержденными заместителем министра здравоохранения Российской Федерации 18.05.2000 г.
3.20. При расчете цен на дополнительные услуги учитываются только те затраты на их оказание, которые не предусмотрены бюджетным финансированием и финансированием за счет средств обязательного медицинского страхования, а также сверх объемов действующей "Программы государственных гарантий по оказанию гражданам Пензенской области бесплатной медицинской помощи в 2002 году".
3.21. За невыполнение настоящего приказа учреждение в установленном порядке может быть лишено права предоставления населению платных услуг.
4. Приказ Министерства здравоохранения Пензенской области от 06.02.2001 г. N 50 "О предоставлении платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями Пензенской области" считать утратившим силу.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Гагаринского Д.А.
Основание: постановление Правительства Пензенской области от 23.05.2002 г. N 199-пП "Об утверждении Порядка установления цен (тарифов) на дополнительные услуги, оказываемые государственными учреждениями, организациями и уполномоченными органами исполнительной власти Пензенской области на территории Пензенской области".
Министр |
В.Ф.Лазарев |
Приложение 2
к приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Пензенской области
от 6 августа 2002 г. N 60
Примерное положение
об отделении платных медицинских услуг
1. Цели и задачи
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с действующим законодательством и ставит своей целью упорядочить оказание платных медицинских услуг.
1.2. Отделение по оказанию населению платных медицинских услуг, являясь структурным подразделением лечебного учреждения, имеет основную цель - более полное удовлетворение потребностей населения в медицинской, лечебно-оздоровительной и медико-санитарной помощи, в том числе на дому, в реализации права свободного выбора врача, обеспечение доступности населению квалифицированной медицинской помощи.
1.3. Задачами отделения являются реализация дополнительных медицинских услуг высокого качества населению с использованием новых современных методов диагностики и лечения заболевания, привлечение дополнительных финансовых средств для материально-технического и социального развития учреждения, а также материального поощрения его сотрудников.
2. Принципы деятельности отделения
2.1. Отделение по оказанию платных медицинских услуг руководствуется в своей деятельности действующим законодательством, Правилами оказания платных медицинских услуг населению и настоящим Положением.
2.2. Отделение осуществляет:
- прием пациентов, желающих получить платные медицинские услуги в стационаре или амбулаторно в соответствии с утвержденным в установленном порядке Перечнем;
- предварительное собеседование с пациентом для определения необходимого вида медицинских услуг и ознакомление его с правилами, условиями получения, расценками на медицинские услуги;
- оформление договоров с пациентами;
- оформление оплаты за оказание медицинских услуг в соответствии с договором;
- согласование с соответствующими подразделениями стационара или поликлиники проведения платных медицинских услуг;
- ведение учетно-отчетной документации по оказанию платных медицинских услуг по утвержденным формам;
- анализ результатов деятельности подразделений стационара, поликлиники по оказанию платных медицинских услуг;
- опрос пациентов, получающих платные медицинские услуги, о качестве и культуре медицинской помощи;
- организация и проведение рекламы медицинских услуг в медучреждении.
2.3. Основанием оказания медицинских услуг за плату являются:
- отсутствие соответствующих услуг в программе государственных гарантий обеспечения населения РФ бесплатной медицинской помощью на территории Пензенской области;
- предоставление по желанию пациента медицинской помощи с повышенным уровнем сервисности;
- оказание плановой помощи жителям области и гражданам иностранных государств (в т.ч. по видам медицинской помощи, входящим в территориальную программу обязательного медицинского страхования) при отсутствии страхового медицинского полиса;
- оказание плановой медицинской помощи на анонимных условиях (кроме обследования на СПИД и лечения ВИЧ-инфицированных).
2.4. Платные медицинские услуги населению предоставляются в виде:
- профилактической помощи;
- консультативной помощи;
- лечебно-диагностической (в том числе зубопротезной и стоматологической) и реабилитационной помощи;
- сервисного обслуживания, включающего помощь на дому, в вечерние часы и выходные дни и т.д.
2.5. Предоставление услуг населению оказывается при наличии лицензии и сертификатов на оказание избранных видов деятельности.
2.6. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
В отдельных случаях возможно предоставление платных медицинских услуг на основании кассового чека, фиксирующего оплату медицинских услуг.
Случаи обязательного оформления письменного договора предоставления платных медицинских услуг определяются главным врачом медицинского учреждения.
2.7. Источниками финансовых средств при оказании платной медицинской помощи являются:
- средства страховых компаний при добровольном страховании;
- личные средства граждан;
- средства предприятий, организаций, учреждений и т.д.
- другие разрешенные законом источники.
2.8. Оказание платных услуг организуется приказом главного врача о порядке и условиях предоставления конкретных видов услуг или о порядке оказания платных услуг подразделением. В приказе указываются виды услуг, порядок их оказания, ответственные лица за оказание платных услуг.
2.9. Штаты отделения устанавливаются согласно объему и видам платных услуг и утверждаются главным врачом.
2.10. На период работы отделения по оказанию платных медицинских услуг могут вводиться дополнительные должности медицинского и другого персонала, содержащиеся за счет средств, полученных от реализации платных услуг.
2.11. Оказание платных услуг осуществляется с обязательным составлением графиков работы по основной работе и работе по оказанию платных медицинских услуг населению. Платная медицинская помощь не может оказываться параллельно с основной деятельностью и в рабочее время специалистов, за исключением обслуживания на круглосуточном посту в стационаре.
2.12. При предоставлении платных медицинских услуг не должны ухудшаться доступность и качество бесплатной медицинской помощи населению и не должен нарушаться режим работы ЛПУ.
Недопустимо искусственное создание очередей с целью вынуждения пациентов обращаться за платной помощью.
2.13. В отделении должен вестись учет оказанных платных услуг с указанием Ф.И.О., адреса пациента, видов оказанных услуг, даты, лиц, оказывающих платные услуги. Результаты учета оформляются согласно форме N 1 - "медицинские услуги", утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.07.96 г. N 82. Ответственность за ведение учета возлагается на заведующего отделением.
2.14. Для организации оказания платных услуг на каждый вид услуг (группу однородных услуг) должен быть издан организационный приказ, в котором указываются особенности оказания этих видов услуг (условия, при которых эти услуги могут оказываться на платной основе, особенности оформления документации и т.д.), ответственные лица, на которых возложен контроль за оказанием этих видов платных услуг, и т.д.
2.15. Оказание платных медицинских услуг не является для ЛПУ основной деятельностью.
2.16. По требованию пациентов, получивших медицинскую помощь за плату, учреждение обязано выдать документы об оплате при полной или частичной компенсации стоимости услуг.
Документы должны отражать следующие сведения:
- фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, место работы пациента;
- в амбулаторно-поликлинических подразделениях копии счетов, отражающих оплату услуг и их перечень с указанием даты получения;
- в стационарных подразделениях - краткую выписку из истории болезни, копию счета об оплате полученных услуг с раздельным указанием расходов на питание, медикаментозное лечение, консультации и диагностические исследования, операции и т.д.
3. Управление отделением
3.1. Общее руководство деятельностью отделения по оказанию платных медицинских услуг населению осуществляет главный врач, который в установленном порядке:
- несет ответственность за организацию хозяйственной и финансовой деятельности, сохранность имущества;
- осуществляет административное руководство, несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность, соблюдение сметной, финансовой, штатной и трудовой дисциплины;
- осуществляет прием на работу и увольнение с работы персонала отделения;
- заключает необходимые для деятельности отделения по оказанию платных медицинских услуг договоры и соглашения;
- получает банковские ссуды, выдает и принимает к платежу обязательства, осуществляет другие финансово-хозяйственные операции.
3.2. Для оперативного управления отделением вводится должность заведующего. Назначение и увольнение с должности осуществляется главным врачом больницы.
3.3. Заведующий отделением в установленном порядке несет ответственность:
- за выполнение обязательств в установленный договором срок;
- за объем и качество оказываемых услуг;
- достоверность предъявляемых к оплате медицинских услуг и их соответствие действующему прейскуранту;
- за соблюдение трудовой дисциплины, своевременность и достоверность отчетных данных по оказанию платных услуг;
- конфиденциальность предоставленной медицинской услуги и установленных диагнозов;
- соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка и режима учреждения;
- за сохранность материальных ценностей.
4. Цены на платные медицинские услуги
4.1. Цены на медицинские услуги рассчитываются в соответствии с методикой ценообразования, утвержденной вышестоящим органом управления, действующими нормативами и ценами на товары и услуги.
4.2. Руководитель учреждения за своей подписью представляет в уполномоченный орган исполнительного органа государственной власти Пензенской области по ценовой политике для рассмотрения и утверждения перечень дополнительных услуг, оказываемых за плату, с ценами, правовым и экономическим обоснованием.
4.3. Индексация цен осуществляется на основании данных об индексах цен областного комитета государственной статистики, а также при условии изменения тарифных ставок и тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
4.4. Цены на платные услуги, оказываемые в рамках добровольного медицинского страхования, согласовываются со страховой организацией.
5. Финансово-хозяйственная деятельность отделения
5.1. Финансово-хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Бухгалтерский учет и отчетность осуществляются согласно инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.99 г. N 107-н.
5.3. Оплата услуг производится наличным и безналичным путем.
5.4. Доходы от платных услуг поступают непосредственно в кассу учреждения по кассовым чекам с применением контрольно-кассовых машин.
5.5. В работе отделения может быть использован индивидуальный, бригадный арендный подряд на основе договора с учреждением.
5.6. Использование полученных средств производится по смете расходов на основании калькуляции.
5.7. При создании фонда производственного и социального развития, а также фонда экономического стимулирования его средства направляются на укрепление материально-технической базы ЛПУ, поощрение сотрудников, благоустройство территории, мероприятия по охране здоровья и организации отдыха сотрудников, прежде всего отделения по оказанию платных медицинских услуг, улучшение условий труда и быта сотрудников, долевое участие в строительстве жилья и другие производственные и социальные нужды трудового коллектива.
5.8. Неиспользованные средства, полученные от оказания платных услуг, не подлежат изъятию в бюджет и не учитываются при определении бюджетных ассигнований ЛПУ на следующий год.
5.9. Распределение денежных средств на оплату труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг, и сотрудников, содействующих их оказанию, производится на основании Положения об оплате труда и премировании сотрудников, утверждаемого руководителем лечебно-профилактического учреждения, с учетом индивидуального вклада сотрудников, участвующих в процессе оказания медицинских услуг, а также документов, подтверждающих объем выполненных работ, заработанных средств, табелей и т.д.
6. Общие положения
6.1. Претензии и споры, возникшие между пациентом и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. За невыполнение настоящего Положения медицинское учреждение в установленном порядке может быть лишено права предоставления населению платных услуг.
6.3. Деятельность отделения по оказанию платных услуг прекращается при невыполнении или грубом нарушении настоящего Положения или действующего законодательства, а также в случае ликвидации лечебно-профилактического учреждения в соответствии с уставом.
Приложение 4
к приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Пензенской области
от 6 августа 2002 г. N 60
Методические рекомендации
по определению плановых затрат и стоимости обучения
специалистов системы последипломного обучения
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации определяют общие принципы и подходы оценки затрат и стоимости обучения специалистов здравоохранения в высших учебных заведениях системы последипломного обучения.
Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности (финансируемой из бюджета), предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, включая федеральные и региональные компоненты. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.
Учитывая это положение, недопустимо установление цены за дополнительные образовательные услуги на договорной основе ниже фактической стоимости обучения в каждом конкретном образовательном учреждении соответствующего контингента обучающихся, принятых в рамках контрольных цифр, финансируемых за счет бюджетных средств.
Доход от платных образовательных услуг должен реинвестироваться на нужды образовательного процесса.
2. Условия предоставления дополнительных
образовательных услуг
Для организации платных образовательных услуг необходимо:
- изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;
- создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг;
- указать в уставе учебного заведения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления;
- получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия профессорско-преподавательского персонала;
- заключить договор с заказчиком;
- на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учебного заведения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: должности работников, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы;
- заключить трудовые соглашения со специалистами на выполнение платных образовательных услуг.
Условия предоставления дополнительных образовательных услуг (стоимость, порядок и сроки их предоставления) определяются договором. В договоре должно быть предусмотрено возможное изменение стоимости обучения с учетом инфляции и роста расходов на образование. Указываются сроки оплаты за обучение, а также делается запись о том, что влечет за собой неуплата или невыполнение условий договора.
Договоры подписываются, с одной стороны, руководителем и скрепляются печатью образовательного учреждения, с другой стороны, если это юридическое лицо - руководителем организации и скрепляются печатью организации, если физическое лицо - его подписью. Один экземпляр договора передается второй стороне. В бухгалтерию образовательного учреждения передается копия договора для учета поступления средств.
Все договоры при заключении регистрируются в книге учета договоров, схема заполнения которой приведена в таблице 1.
Таблица 1
N до- го- во- ра |
Дата заклю- чения дого- вора |
С кем закл. Договор (юр. лицо - наиме- нование, рек- визиты; физ. лицо - ФИО, адрес, теле- фон) |
ФИО ли- ца, за которое произ- водится оплата |
Специаль- ность, по которой произво- дится обучение |
Общая сумма догово- ра |
Срок дого- вора |
Период, за кото- рый про- изводится оплата |
Оплаченная сумма |
Сумма задол- женности |
Примечания |
В случае, если оплата за обучение производится оборудованием, инвентарем и другими материалами, необходимыми учебному заведению, в договоре нужно обязательно указать полное наименование, включая модель, марку конкретного оборудования, инвентаря и других материалов и их цену (цены не могут быть выше сложившихся на рынке), сроки поставки и общую сумму.
Если в качестве оплаты будут оказаны услуги, то в договоре указывается вид оказываемых услуг, их объем, сумма и сроки их выполнения.
3. Структура затрат
Данная методика основывается на концепции единства учебного, научного и лечебного процессов, включая практическую подготовку обучающихся, подготовку и повышение квалификации штатных преподавателей и их резерва как педагогов, научных работников (подготовка кандидатов и докторов наук) и как специалистов здравоохранения. Структура затрат должна включать формирование средств на выплату заработной платы, создание необходимой материально-технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива. В зависимости от контингента обучающихся, вида и форм непрерывного обучения, особенностей основных видов учебных занятий, технической оснащенности и кадрового обеспечения учебного процесса в различных институтах осуществляется дифференциация стоимости обучения.
Нормативы стоимости обучения и других видов работ и услуг включают в себя:
- стоимость подготовки клинического ординатора и аспиранта, врача-интерна и провизора-интерна, докторанта за полный курс обучения по всем специальностям и формам учебы;
- стоимость обучения врача и провизора, руководителя органа и учреждения здравоохранения и специалиста здравоохранения различной квалификации;
- стоимость обучения преподавателей учебного заведения;
- стоимость прохождения врачом и провизором, специалистом здравоохранения аттестационного цикла;
- стоимость обучения в докторантуре;
- стоимость стажировки.
Расчет стоимости обучения осуществляется путем определения затрат на учебу одного слушателя по видам непрерывного обучения (длительное периодическое, стажировка, ежегодное краткосрочное, клиническая ординатура, интернатура и др.).
Уровень затрат на обучение слушателя учитывается по следующим критериям за базовый период: объем финансирования учебно-производственной деятельности и социального развития учебных заведений; среднегодовой контингент слушателей; штатная численность профессорско-преподавательского состава, в том числе докторов и кандидатов наук; наличие общежитий; наличие собственных клиник; объем проводимых научных исследований.
Плановые затраты на обучение одного слушателя, включая затраты на его практическую подготовку, участие преподавателей в научно-исследовательской работе, а также повышение их квалификации как педагогов и специалистов здравоохранения, пересчитываются на один учебный час (при необходимости один курсанто-месяц и т.д.), а затраты на учебу одного клинического ординатора и аспиранта, врача-интерна, провизора-интерна, докторанта - за полный курс обучения в соответствии с учебным планом.
Стоимость обучения дифференцируется по видам непрерывного обучения: стоимость периодического длительного обучения; стоимость стажировки; стоимость ежегодного краткосрочного обучения; стоимость обучения в интернатуре; стоимость обучения в докторантуре.
При определении стоимости обучения учитываются региональные особенности здравоохранения.
4. Расчет затрат на обучение специалистов
Затраты на обучение слушателей в учебных заведениях складываются в соответствии с предметными статьями и подстатьями экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и бюджетной классификации Российской Федерации (пр. МФ РФ от 25.05.99 N 38н), включая: оплату труда; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки и служебные разъезды; оплату транспортных услуг; оплату услуг связи; оплату коммунальных услуг; прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг; трансферты; капитальные расходы.
Расходы на оплату труда целесообразно определять отдельно по каждой категории работников: профессорско-преподавательскому составу (ППС), учебно-вспомогательному (УВП) и административно-хозяйственному (АХП) персоналу. Это впоследствии облегчит расчет затрат по отдельным видам обучения.
При исчислении расходов на оплату труда работников институтов следует исходить из среднегодовой численности штатных сотрудников и их тарифных ставок (должностных окладов). Оплату труда ППС рассчитывают по должностным окладам. В общей сумме расходов по оплате труда ППС должны быть учтены все виды доплат и надбавок (доплаты за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российских академий наук, за ученые степени доктора наук и кандидата наук; доплаты и надбавки стимулирующего характера, компенсационного характера; доплаты за работу с неблагоприятными условиями труда, надбавки должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне, и другие), а также оплата труда специалистов других учреждений, приглашенных для проведения учебных занятий на условиях почасовой оплаты, прочие денежные выплаты, выходное пособие при увольнении, оплата труда внебюджетных сотрудников.
Среднюю величину плановых затрат по оплате труда на обучение 1 слушателя в течение часа определяют путем деления общей суммы годовых расходов на зарплату штатных сотрудников (ППС, УВХ и АХП) и приглашенных преподавателей на плановую годовую нагрузку учебного заведения в учебных часах.
Начисления на оплату труда составляют установленный в законодательном порядке процент от общей суммы этих расходов. В начислениях на оплату труда предусматриваются: страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации; страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации; страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Расходы на приобретение предметов снабжения и расходных материалов включают приобретение канцелярских принадлежностей, предметов для текущих хозяйственных целей, мягкого инвентаря, продуктов питания для подопытных животных, прочих расходных материалов и предметов снабжения, мебели и прочего инвентаря и другие расходы.
Расходы на командировки и служебные разъезды предусматривают оплату проезда, суточных, квартирных и подъемных пособий при перемещении по службе.
Транспортные расходы обеспечивают содержание и найм транспорта, компенсацию за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок, расходы по найму транспорта по доставке денежной наличности, содержание и текущий ремонт транспорта и другие.
Оплата услуг связи производится за аренду каналов связи, услуг связи и прочих услуг.
Расходы по коммунальным услугам предусматривают оплату содержания помещений, потребления тепло- и электроэнергии, отопления и технологических нужд, потребления газа, котельно-печного топлива, водоснабжения, аренды помещений и земли.
К фактическим расходам учебного заведения по этому разделу следует добавить затраты на арендную плату учреждениям, на базе которых расположены кафедры, пользующиеся материалами, оборудованием, помещениями этих баз.
Для определения плановых канцелярских и хозяйственных расходов к фактическим затратам на 1 учебный час за прошлые годы следует прибавить соответствующие суммы на оплату по новым тарифам аренды помещений кафедр, расположенных на базе других учреждений, а также оплату электро-водо-тепло-газо-снабжения и т.д., расчеты по которым с другими учреждениями ранее не производились. В этой группе расходов должны быть учтены затраты на аренду оборудования, инвентаря и других предметов, находящихся на балансе других учреждений, но используемых кафедрой учебных заведений.
Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг включают в себя: оплату услуг научно-исследовательских организаций; текущего ремонта оборудования, инвентаря, зданий и сооружений; договоров по вневедомственной охране и пожарной сигнализации, на организацию и проведение мероприятий культурно-просветительного характера; информационно-просветительских услуг, патентование, производственную практику обучающихся, учебные расходы; расходов по командировкам преподавателей; учебные экскурсии; издание и приобретение учебных программ, классных журналов, бланков, дипломов, зачетных книжек и другой документации; приобретение книг, учебно-методической и научной литературы, включая доставку и другое; защиту диссертаций; подготовку и издание научных трудов; оплату рекламы; типографические расходы, расходы по публикации и другие; уплату штрафных санкций, пени и других экономических санкций; уплату налогов в бюджет; организацию и проведение научных сессий, совещаний, симпозиумов, съездов, конференций; оплату за повышение квалификации, подготовку и переподготовку специалистов; на техническое обслуживание оборудования, приборов, средств связи и вычислительной техники и другие.
Представительские расходы по приему и обслуживанию иностранных делегаций, включая транспортные расходы по установленным законодательством нормативам.
Расходы по выплате трансфертов, носящих характер финансовой помощи. В эту категорию расходов включаются денежные выплаты разного рода пособий работающим сотрудникам: по социальному обеспечению; целевые выплаты в связи с удорожанием потребительских товаров; на компенсионные выплаты научным и педагогическим работникам на приобретение научной литературы и оплату услуг научно-информационного характера; стипендии и компенсации учащимся и другое.
Расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования предусматривают стоимость единицы свыше 50-кратного установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда и малоценных быстроизнашивающихся предметов (МБП), служащих больше года.
Затраты, произведенные на приобретение оборудования, твердого и мягкого инвентаря, книг, инструментов и т.д., не потребляются в течение одного года, поэтому не могут быть приняты в 100% объеме в расчет при определении расходов на обучение слушателей. Для этой цели может быть использована только частичная стоимость, соответствующая удельному весу данного периода, а также износ основных средств, находящихся на балансе кафедр и других подразделений. Величина износа на большинство основных средств определяется по соответствующим утвержденным нормам. При отсутствии таковых следует установить процент износа на основе анализа фактического износа этих предметов за 5-10 предыдущих лет, приняв среднее значение этого показателя.
Делением общей суммы износа на плановую годовую нагрузку учебного заведения в учебных часах устанавливают среднюю величину расходов по основным средствам на 1 учебный час.
Расходы по капитальному ремонту предусматривают производство капитального ремонта зданий и сооружений, приобретение строительных материалов, оплату труда лицам, выполняющим работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Суммируя все средние величины по каждой группе расходов, получим среднюю по учебному заведению величину плановых затрат на 1 учебный час.
Стоимость обучения определяют умножением плановых затрат на обучение 1 слушателя в течение 1 часа (по учебному плану) на число часов учебного плана конкретного вида обучения и прибавлением к произведению нормативной прибыли.
Расчет затрат и стоимости обучения следует произвести в двух вариантах: с предоставлением обучающимся мест в общежитии и без предоставления общежития, так как часть обучающихся могут иметь возможность не пользоваться услугами общежития. Образовательное учреждение, предоставляющее обучающимся общежития, в соответствии с письмом Госкомвуза от 18 августа 1994 г. N 19-36-93 ин/19-10 "О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги" обязано заключать договор и может самостоятельно устанавливать плату за эти услуги. Размер платы за проживание обучающихся в общежитиях не должен превышать установленный органами исполнительной власти в данной местности уровень платы за жилье и коммунальные услуги в жилых муниципальных домах.
5. Расходование и порядок учета средств,
поступивших за платное обучение
О зачислении студентов на платное обучение издается приказ руководителя по учебному заведению.
Бухгалтерия принимает копии договоров и сверяет их с книгой регистрации договоров.
Расходование средств, поступивших за платное обучение, производится на основании смет расходов.
Все сметы подписываются соответствующими руководителями и утверждаются руководителем учебного заведения.
Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 г. N 107Н (с изменениями и дополнениями от 10.07.2000 г. N 65н).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 6 августа 2002 г. N 60 "О введении порядка установления цен на дополнительные услуги, оказываемые в подведомственных учреждениях здравоохранения и образования на платной основе населению Пензенской области"
Текст Приказа опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 1 от 23 января 2003 г.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 24 апреля 2003 г. N 334 настоящий Приказ признан утратившим силу