В Пензенскую городскую Думу
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении Пензенской городской Думой. В ходе проверки установлено, что отдельные нормативные правовые акты, принятые Пензенской городской Думой, Советом народных депутатов г. Пензы, малым Советом городского СНД противоречат действующему в настоящее время законодательству.
Пункт 9 Решения Совета народных депутатов г. Пензы от 25.02.92 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "Об утверждении Положения "О приватизации государственного и муниципального жилищного фонда в г. Пензе" предусматривает, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков и маневренного жилищного фонда, а также служебные жилые помещения, за исключением жилого фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на право полного хозяйственного ведения и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир.
Приватизацию служебных жилых помещений целесообразно осуществлять в тех случаях, когда граждане, проживающие в этих помещениях, в соответствии с действующим законодательством не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 ч. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 26.11.2002, с изм. от 10.12.2002) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, Решением Пензенской городской Думы, в нарушение требований действующего законодательства, расширен круг объектов, не подлежащих приватизации, а также не предусмотрено получение согласия собственника имущества при приватизации служебных жилых помещений, закрепленных за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения и учреждениями, в оперативное управление которых они переданы.
Решением Пензенской городской Думы от 11.10.96 N 82-19 (ред. от 27.11.98) "О мерах по улучшению экологической обстановки в г. Пензе" утверждены тарифы на оказание услуг по регулировке и ремонту топливной аппаратуры и на выдачу единых талонов токсичности, осуществляемых муниципальным внебюджетным фондом "Экология" согласно приложению 2 к данному решению, в котором определены наименования услуг и их стоимость.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты.
Согласно ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность создания муниципальных внебюджетных фондов, а следовательно, и наделение их отдельными функциями и полномочиями. В настоящее время муниципальный внебюджетный фонд "Экология" ликвидирован. Однако вышеуказанным решением фактически предусматривается перечень услуг, которые может оказывать муниципальный внебюджетный фонд, что противоречит действующему законодательству.
Пунктом 1 Решения Пензенской городской Думы от 11.10.96 N 84-19 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об усилении контроля за розничной торговлей алкогольной продукцией в г. Пензе" в г. Пензе с 15 октября 1996 года введены "Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации" (приложение N 1), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года N 987 и постановлением главы администрации Пензенской области от 17.09.96 г. N 813.
Пункт 2 Решения вводит требование о реализации алкогольной продукции:
- в предприятиях розничной торговли независимо от организационно-правовой формы с 8 часов до 22 часов;
- в предприятиях общественного питания независимо от организационно-правовой формы - согласно утвержденному для них режиму.
Пункты 4.1.-4.4., 6, 7, 8.2 Решения предусматривают, что выдача лицензии юридическим и физическим лицам на право розничной торговли алкогольной продукцией осуществляется администрациями районов на каждый объект торговли, на территории которого он расположен; предусматриваются общие условия лицензирования, а также вводится плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдачу лицензии.
В соответствии со ст. 18 ч. 10 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 25.07.2002, с изм. от 12.11.2003) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 1 Закона Пензенской обл. от 06.10.2000 N 228-ЗПО (ред. от 26.06.2003) "О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Пензенской области" лицензирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Пензенской области осуществляет орган исполнительной власти Пензенской области, наделенный соответствующими полномочиями Правительством Пензенской области.
Финансовые средства, поступающие от лицензионной деятельности уполномоченного лицензирующего органа, зачисляются в областной бюджет.
Во исполнение данного Закона принято Постановление Правительства Пензенской обл. от 13.10.2000 N 551-пП "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Пензенской области", пунктом 1 которого Комитет Пензенской области по лицензированию наделен полномочиями на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Пензенской области.
Таким образом, на территории Пензенской области лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в том числе установление порядка выдачи лицензий, осуществляется органами государственной власти Пензенской области. В нарушение указанных требований, п.п. 4.1.-4.4., 6, 7, 8.2 Решения возлагают полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на органы местного самоуправления г. Пензы.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 25.07.2002, с изм. от 12.11.2003) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В настоящее время, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению дополнительных ограничений, связанных с реализацией алкогольной продукции, в частности, действующим законодательством не предусмотрено право последних вводить ограничения времени реализации алкогольной продукции хозяйствующими субъектами. В нарушение указанных требований, п. 2 Решения вводит ограничение на реализацию алкогольной продукции в ночное время.
Постановление главы администрации Пензенской области от 17.09.96 г. N 813, требования которого распространены пунктом 1 Решения на отношения, связанные с реализацией алкогольной продукцией на территории г. Пензы, утратил силу на основании Постановления Губернатора Пензенской обл. от 29.03.1999 N 227 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории области", в связи с чем не может применяться.
В соответствии с п.п. 1.1, 14 Решения Пензенской городской Думы от 27.11.97 N 109/11 "Об утверждении порядка продления пребывания муниципального служащего на муниципальной службе" при достижении муниципальным служащим возраста 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин руководитель органа местного самоуправления города Пензы на основании личного заявления муниципального служащего имеет право продлить срок нахождения на муниципальной службе. После достижения муниципальным служащим возраста 65 лет - для мужчин и 60 лет - для женщин руководитель органа местного самоуправления имеет право привлекать его (ее) к работе на условиях срочного трудового договора (контракта).
В соответствии со ст. 20.1 ч. 2 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" выход на пенсию муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
Аналогичное положение закреплено в ст. 28 Закона Пензенской обл. от 20.07.1998 N 85-ЗПО (ред. от 26.06.2003) "О муниципальной службе в Пензенской области, согласно которой выход на пенсию муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Решением руководителя соответствующего органа местного самоуправления допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего предельного для муниципальной службы возраста. Однократное продление срока нахождения муниципального служащего на муниципальной службе допускается не более чем на один год.
Продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в органах местного самоуправления на условиях срочного трудового договора (контракта).
В нарушение указанных требований, решением Пензенской городской Думы от 27.11.97 N 109/11 "Об утверждении порядка продления пребывания муниципального служащего на муниципальной службе" ограничивается по сравнению с действующим законодательством предельный срок нахождения женщин на муниципальной службе.
Решением Пензенской городской Думы от 26.06.1998 N 180/19 "О порядке расчетов с нанимателями и собственниками жилья за жилищно-коммунальные услуги" утвержден Порядок расчетов с нанимателями и собственниками жилья за жилищно-коммунальные услуги. Абзацем 4 раздела "Общие положения" указанного Порядка предусмотрено, что платежи по счету-квитанции за жилье, коммунальные услуги производятся населением ежемесячно в сроки, оговоренные в договоре, но не позднее 10 числа, следующего за прожитым, месяца. При несвоевременном внесении этих платежей за каждый день просрочки взимается пеня в размере одного процента от общей суммы платежей. Граждане, которые не имеют возможности внести плату в установленные сроки, в связи с задержкой выплаты заработной платы, выплаты пенсий освобождаются от уплаты пени при получении справок от предприятий, организаций, подтверждающих факт задержки выплаты заработной платы, пенсии. С указанными справками граждане обращаются в жилищно-коммунальные организации, производящие начисление платы за жилье и коммунальные услуги.
Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2000 N 557/43 утверждены формы типовых договоров "Найма жилого помещения, технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг" И "На техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг". Пунктом 7.5 Типового договора на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг установлено, что несвоевременное внесение платы за услуги влечет за собой начисление пени в размере 1% с просроченной суммы платежей за каждый день просрочки.
В соответствии со ст. 15.5 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 (ред. от 06.05.2003) "Об основах федеральной жилищной политики" размер пеней при задержке гражданином оплаты жилья и коммунальных услуг не должен превышать одну трехсотую действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В нарушение указанных требований, Порядок расчетов с нанимателями и собственниками жилья за жилищно-коммунальные услуги, а также Типовой договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг, утвержденные вышеуказанными Решениями, предусматривают повышенную, по сравнению с законодательством РФ ответственность граждан за несвоевременную оплату жилья и коммунальных услуг, что может повлечь нарушение прав последних.
Решением Пензенской городской Думы от 29.08.97 N 75-7 "Об утверждении тарифов на услуги по обмену жилых помещений в г. Пензе" утверждены тарифы на услуги по обмену жилой площади г. Пензы.
В соответствии со ст. ст. 31, 32 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать тарифы на услуги по обмену жилых помещений, обязательные для всех предприятии, учреждений, организаций независимо от форм собственности. В нарушение указанных требований, названным Решением утверждены тарифы, фактически носящие общеобязательный характер.
Решением Пензенской городской Думы от 26.06.98 N 200/19 "Об утверждении Положения о проведении общего собрания (схода), конференции граждан в г. Пензе" утверждено Положение о проведении общего собрания (схода), конференции граждан в г. Пензе. Статьями 1 ч. 2, 2 ч. 3 Положения предусмотрено, что в городе Пензе в целях решения вопросов местного значения могут проводиться общие собрания (сходы), конференции граждан, которые созываются главой городского самоуправления (Главой города) по инициативе органов государственной власти Пензенской области, органов городского самоуправления, органов территориального общественного самоуправления или граждан. Собрания (сходы) граждан правомочны при условии явки на них не менее 25 процентов от общего числа граждан, проживающих на территории города Пензы, имеющих право участвовать в общем собрании (сходе) представителей граждан, избранных на конференциях.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 26 Закона Пензенской области от 13.09.1996 N 4-ЗПО (ред. от 23.09.2003) "О местном самоуправлении в Пензенской области" в муниципальном образовании в целях решения вопросов местного значения могут проводиться общие собрания (сходы), конференции граждан, которые созываются Главой Администрации (Главой местного самоуправления) муниципального образования либо по его поручению Главой, Председателем Комитета общественного самоуправления соответствующей территории муниципального образования по инициативе органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления или граждан. Общее собрание (сход), конференция граждан правомочны при условии явки на них более половины общего числа граждан, имеющих право участвовать в общем собрании (сходе), представителей граждан, избранных на конференцию. Аналогичные положения закреплены в Уставе г. Пензы.
Таким образом, ст. ст. 1, 2 Решения противоречат действующему в настоящее время законодательству Пензенской области и Уставу г. Пензы.
Пунктами 3.1, 3.2 Положения о порядке рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления г. Пензы, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 25.09.98 N 230/22, установлено, что срок рассмотрения писем и заявлений граждан не должен превышать 30 дней со дня регистрации письма, а не требующие дополнительной проверки и изучения рассматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней. Если письма граждан требуют дополнительной проверки и не могут быть исполнены в течение одного месяца, то срок рассмотрения продлевается органом местного самоуправления, но не более чем на один месяц. О продлении срока извещается заявитель, и ему дается промежуточный ответ. При этом в Положении не предусмотрено сокращенных сроков рассмотрения обращений отдельных категорий граждан.
В соответствии со ст. 10 Указа Президиума ВС СССР от 12.04.1968 N 2534-VII (ред. от 02.02.1988) "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются:
в органах Союза ССР и в республиканских органах в срок до 15 дней со дня их поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу;
в местных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления заявления или жалобы в орган, обязанный разрешить вопрос по существу.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Таким образом, Решением установлен более длительный, по сравнению с действующим законодательством срок рассмотрения в органах местного самоуправления г. Пензы обращений военнослужащих и членов их семей, что может повлечь нарушение прав последних.
Решением Пензенской городской Думы от 25.02.2000 N 478/39 (ред. от 29.11.2002) "О Положении о муниципальном унитарном предприятии г. Пензы" утверждено Положение о муниципальном унитарном предприятии г. Пензы. Согласно п.п. 1.1, 1.2 последнего, настоящее Положение разработано в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устава г. Пензы и определяет основные принципы и единый на территории города Пензы порядок создания, реорганизации, ликвидации и деятельности муниципального унитарного предприятия (далее - МУП), обязательный для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления.
Настоящее Положение действует до принятия федерального закона о муниципальных предприятиях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
В настоящее время отдельные нормы Положения о муниципальном унитарном предприятии г. Пензы противоречат требованиям действующего законодательство#, в том числе названного Закона.
Так, согласно ст. 2 ч. 2 Закона в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
В нарушение указанных требований Положение не регулирует виды создаваемых муниципальных унитарных предприятий.
В соответствии со ст. 2 ч.1 Закона унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
В нарушение указанных требований, п. 5.3. Положения предусматривает, что для осуществления своей деятельности МУП может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.
Кроме того, в связи с принятием и вступлением в законную силу Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", на основании п. 2 Положения последнее фактически утрачивает силу.
Пунктом 2.1. Временного положения о порядке управления землями, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления г Пензы по их управлению, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 30.11.2001 N 167/12 предусмотрено, что органы местного самоуправления г. Пензы в пределах территории города Пензы в соответствии с Законом Пензенской области от 24 мая 2000 года N 214-ЗПО осуществляют полномочия по управлению:
а) землями городской застройки;
б) землями общего пользования;
в) землями сельскохозяйственного использования и других угодий;
г) землями природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
д) землями, занятыми городскими лесами;
е) землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
ж) землями, права на которые приобретаются г. Пензой в установленном порядке;
з) землями запаса, переданными г. Пензе в установленном порядке.
На основании п.п. 5.1, 5.2 Временного положения, компетенция Пензенской городской Думы, Администрации города Пензы по управлению земельными участками установлена пунктами 16, 17 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 31.03.2000 г. N 504/40.
Закон Пензенской области от 24.05.2000 N 214-ЗПО утратил силу с 21 марта 2002 года в связи с вступлением в силу Закона Пензенской области от 12.03.2002 N 346-ЗПО "О признании утратившим силу Закона Пензенской области "О разграничении полномочий между органами государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных образований по управлению землями на территории Пензенской области", Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Пензы, утвержденное Решением городской Думы от 31.03.2000 N 504/40, утратило силу с 8 ноября 2002 года в связи с изданием Решения Пензенской городской Думы от 25.10.2002 N 341/26.
Таким образом, Решение предусматривает регулирование отношений, связанных с управлением землями, на основании нормативных актов, признанных утратившими силу.
Отдельные решения Пензенской городской Думы, малого Совета СНД г. Пензы устанавливающие местные налоги и сборы, противоречат действующему в настоящее время налоговому законодательству.
Так, в соответствии со ст. 21 ч. 1 Закона РФ от 27.12.1991 года N 2118-1 (ред. от 11.11.2003) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к местным относятся следующие налоги:
а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
з) налог на рекламу. Налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе.
На основании ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (Положений законодательных актов) Российской Федерации" подпункты "г" и "д" пункта 1, абзац второй пункта 2 статьи 20, подпункты "г" - "ж" и "и" - "ц" пункта 1, пункты 3 и 5 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" были признаны утратившими силу с 1 января 2004 года.
Указ Президента Российской Федерации от 29.10.1992 N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции", устанавливающий лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами, утратил силу на основании Указа Президента РФ от 10.09.1999 N 1207.
В нарушение указанных требований, пунктами 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 Решения малого Совета СНД г. Пензы от 14.09.1993 N 399 (с последующими изменениями и дополнениями) "О приведении в соответствие с законодательством порядка уплаты местных налогов и сборов на территории г. Пензы", на территории г. Пензы установлены сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, лицензионный сбор за право торговли продовольственными и непродовольственными подакцизными товарами, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, сбор за право использования местной символики, сбор со сделок, совершаемых на биржах, а также утверждены Положения о данных сборах, Положение "О целевых сборах с предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели", "О порядке исчисления и уплаты налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров", "О порядке исчисления и уплаты сбора со сделок, совершаемых на биржах (за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами)". Решением Пензенской городской Думы от 30 мая 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями) "О порядке организации сбора за парковку автотранспорта в г. Пензе" с 01.06.97 г. на территории г. Пензы установлен сбор за парковку автотранспорта, а также утверждено Положение о данном сборе; Решением Пензенской городской Думы от 26 июня 1998 года N 187/19 "О сборе за открытие игорного бизнеса" на территории г. Пензы был введен сбор за открытие игорного бизнеса.
Пунктами 17.1, 17.2 Правил производства работ по прокладке и реконструкции подземных инженерных сооружений и коммуникаций в г. Пензе, утвержденных Решением Пензенской городской Думы от 28.12.2001 (с изменениями и дополнениями) N 202/13 устанавливается, что задержка сроков работ по вине заказчика или исполнителя, проведение их по просроченному ордеру, нарушение технологии, самовольное (без ордера) производство работ влекут наложение штрафа в соответствии со ст. 144 Кодекса об административных правонарушениях, сумма которого направляется в бюджет города Пензы. Конкретные размеры налагаемых штрафов устанавливаются административной комиссией в зависимости от характера и вида нарушения, наступивших последствий.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ (ред. от 22.05.2003) "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 1 июля 2002 года был введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 2 Закона Кодекс РСФСР об административных правонарушениях был признан утратившим силу.
Согласно ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Органы местного самоуправления не наделены правом принятия нормативных правовых актов об административных правонарушениях.
В нарушение указанных требований, Положением устанавливается административная ответственность на основании нормативного акта, признанного утратившим силу.
Пунктом 1.5. Правил содержания домашних животных в г. Пензе, утвержденных Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2000 N 566/43 установлено, что при регистрации и ежегодной перерегистрации собак в частичное возмещение расходов, связанных с оказанием коммунальных услуг, затратами за осуществление работниками жилищно-эксплуатационных организаций контроля за регистрацией и перерегистрацией собак, с владельцев этих животных взимается плата в размере, не превышающем 1/7 установленного Законом минимального размера оплаты труда в год. Указанные платежи через Сбербанк перечисляются на текущий счет муниципального учреждения "Служба заказчика по жилищному хозяйству".
Пункты 5.1-5.7 Правил предусматривают административную ответственность за их нарушение в соответствии с КоАП РСФСР, а также устанавливают отдельные правила производства по данным делам и порядок исполнения постановлений по делам об указанных административных правонарушениях.
Таким образом, в нарушение требований вышеназванных нормативных правовых актов, Решением фактически вводится сбор с владельцев собак, который не предусмотрен действующим налоговым законодательством, а также предусмотрена административная ответственность на основании нормативного акта, признанного утратившим силу.
Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2000 N 554/43 утверждена ведомственная классификация расходов городского бюджета. Решением Пензенской городской Думы от 30.03.2001 N 28/4, без отмены ранее принятого решения, утверждена новая классификация расходов бюджета г. Пензы. Решением Пензенской городской Думы от 18.03.2002 (с последующими изменениями и дополнениями) N 232/17, без отмены ранее принятых решений утверждена ведомственная классификация расходов бюджета г. Пензы.
В соответствии со ст. 25 Бюджетного кодекса ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О бюджетной классификации Российской Федерации" ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов, отражает распределение бюджетных ассигнований по распорядителям средств местных бюджетов в соответствии с организацией системы органов местного самоуправления и утверждается решениями представительных органов местного самоуправления.
В настоящее время вышеуказанными Решениями утверждены 3 ведомственные классификации расходов бюджета г. Пензы, которые не признавались утратившими силу. В тексте Решений отсутствует указание на их временный характер.
Пунктом 9 Положения о порядке использования средств, поступающих от сдачи в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью г. Пензы, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 29.04.1997 года N 28-3 (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что доходы городского бюджета, поступившие от платы, поступившей за субаренду имущества, являющегося муниципальной собственностью г. Пензы, используются на покрытие текущих расходов городского бюджета, в первую очередь на текущие расходы и капитальный ремонт (восстановительный ремонт) муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, транспортных предприятий и других муниципальных предприятий, учреждений и организаций, являющихся балансодержателями имущества сданного в субаренду.
В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Согласно ст. 119 БК РФ бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Требования Решения в части направления денежных средств, поступивших в бюджет г. Пензы от субаренды муниципального имущества в первоочередном порядке на финансирование определенных расходов противоречат вышеуказанным требованиям.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В нарушение указанных требований, в настоящее время в г. Пензе действуют ряд нормативных актов, которые не были опубликованы (Решение Малого Совета городского СНД от 31 июля 1992 года N 73 "О временном порядке реализации расселенных (бесхозных) домовладений (и их частей) в г. Пензе", Решение Малого Совета городского СНД от 3 сентября 1992 года N 88 "О порядке реализации объектов незавершенного строительства в г. Пензе" и др.).
Статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Местное самоуправление, на основании статей 7, 49 Федерального закона осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Исходя из указанных требований, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить указанному законодательству.
Однако, как установлено в ходе проверки, Пензенской городской Думой не всегда своевременно вносятся изменения и дополнения в нормативные правовые акты в связи с изменениями федерального законодательства и законодательства Пензенской области. В результате этого в г. Пензе действуют нормативные правовые акты, противоречащие действующему законодательству, применение которых может повлечь нарушение прав и свобод граждан и организаций.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление на очередной сессии Пензенской городской Думы и принять необходимые меры по приведению незаконных правовых актов Пензенской городской Думы, Малого Совета СНД г. Пензы, Совета народных депутатов г. Пензы в соответствии# с действующим законодательством.
2. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление прокурора Пензенской области от 23 марта 2004 г. N 7-5-31-04 Об устранении нарушения законодательства о местном самоуправлении
Текст Представления официально опубликован не был