В Законодательное Собрание
Пензенской области
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка соответствия федеральному законодательству Закона Пензенской области от 20.07.1998 N 85-ЗПО (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Пензенской обл. от 14.03.1999 N 137-ЗПО, от 20.08.2001 N 298-ЗПО, от 23.11.2001 N 321-ЗПО, от 12.03.2002 N 344-ЗПО, от 18.11.2002 N 406-ЗПО, от 26.06.2003 N 492-ЗПО, от 11.11.2003 N 530-ЗПО) "О муниципальной службе в Пензенской области".
В ходе проверки установлено, что отдельные положения названного закона Пензенской области не соответствуют действующему федеральному законодательству, в связи с чем подлежат изменению.
Так, статьей 4 Закона Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" установлены основные гарантии обеспечения прав граждан на обращения в муниципальную службу. Согласно п. 3 названной статьи срок ответа на письменные и устные обращения граждан не должен превышать 30 дней.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В настоящее время порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Указом Президиума ВС СССР от 12.04.1968 N 2534-VII (ред. от 02.02.1988) "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" в части, не противоречащей действующему законодательству.
В соответствии с пунктами 9, 10 названного Указа заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней. Сокращенные сроки (15 и 7 дней) установлены для рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих и членов их семей.
Таким образом, пунктом 3 ст. 4 Закона Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" установлен более длительный, по сравнению с законодательством Российской Федерации, срок рассмотрения муниципальными служащими обращений граждан, что может повлечь нарушение прав последних.
Пунктом 6 ст. 24 названного Закона Пензенской области предусмотрено, что прием на муниципальную службу осуществляется в порядке назначения или конкурса с учетом соответствующего образования, опыта работы, квалификации и с обязательным заключением трудового договора (контракта) на неопределенный срок или на ограниченный срок не более четырех лет.
В соответствии с пунктом 1 ст. 20 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 58 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, заключаемый на определенный срок, может заключаться на срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" иного срока при заключении срочного трудового договора для муниципальных служащих не установлено. Следует отметить, что пунктом 6 ст. 21 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) "Об основах государственной службы Российской Федерации" также установлено, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальная служба основана на принципах самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
Однако пунктом 6 ст. 24 названного Закона Пензенской области, в нарушение вышеуказанных требований, был сокращен предельный срок, на который могут заключаться трудовые договоры с муниципальными служащими, что ограничивает соответствующие права органов местного самоуправления.
Абзацем 2 пункта 3 ст. 28 названного Закона Пензенской области установлено, что продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в органах местного самоуправления на условиях срочного трудового договора (контракта).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
На основании ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Прекращение трудовых отношений не по воле самого работника связано с ограничением его прав, гарантированных статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и, следовательно, требует единого регулирования на территории Российской Федерации, т.е. может осуществляться только федеральным законодателем.
В соответствии с частью 1 ст. 20.1 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случае достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы.
На основании части 2 данной статьи предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
При этом в названном Федеральном законе не установлен возраст, по достижении которого продление нахождения муниципального служащего на муниципальной службе не допускается.
Таким образом, абзацем 2 пункта 3 ст. 28 Закона Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" установлено дополнительное ограничение права граждан на прохождение муниципальной службы, не предусмотренное федеральным законодательством.
Пунктом 6 ст. 11 Закона Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" предусмотрено, что муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с перечнем муниципальных должностей и реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Пензенской области, утверждаемым законом Пензенской области.
Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Пензенской области утвержден Законом Пензенской обл. от 20.07.1998 N 87-ЗПО (ред. от 11.11.2003) "О перечне муниципальных должностей категории "А" и реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Пензенской области". Данным Законом Пензенской области также утвержден перечень муниципальных должностей в Пензенской области категории "А", к которым отнесены выборные муниципальные должности.
В соответствии с частью 1 ст. 8 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
С учетом указанных требований, а также принимая во внимание положения ст. 2 названного Федерального закона, органы местного самоуправления не вправе включать выборные муниципальные должности в перечень муниципальных должностей муниципальной службы.
Однако пунктом 6 ст. 11 Закона Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" органам местного самоуправления фактически данное право было предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области и принять необходимые меры по внесению изменений в пункт 3 ст. 4, пункт 6 ст. 11, пункт 6 ст. 24, абзац 2 пункта 3 ст. 28 Закона Пензенской области от 20.07.1998 N 85-ЗПО (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Пензенской обл. от 14.03.1999 N 137-ЗПО, от 20.08.2001 N 298-ЗПО, от 23.11.2001 N 321-ЗПО, от 12.03.2002 N 344-ЗПО, от 18.11.2002 N 406-ЗПО, от 26.06.2003 N 492-ЗПО, от 11.11.2003 N 530-ЗПО) "О муниципальной службе в Пензенской области". О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области.
2. О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 13 мая 2004 г. N 7-5-61-04 на пункт 3 ст. 4, пункт 6 ст. 11, пункт 6 ст. 24, абзац 2 пункта 3 ст. 28 Закона Пензенской области от 20.07.1998 N 85-ЗПО (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Пензенской обл. от 14.03.1999 N 137-ЗПО, от 20.08.2001 N 298-ЗПО, от 23.11.2001 N 321-ЗПО, от 12.03.2002 N 344-ЗПО, от 18.11.2002 N 406-ЗПО, от 26.06.2003 N 492-ЗПО, от 11.11.2003 N 530-ЗПО) "О муниципальной службе в Пензенской области"
Текст Протеста официально опубликован не был