Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области
от 27 марта 2003 г. N 195
"Об утверждении "Положения о муниципальном экологическом контроле"
Решением Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 1 ноября 2006 г. N 266 настоящее Решение признано утратившим силу
Рассмотрев предложенное муниципальным учреждением "Управление природными ресурсами" "Положение о муниципальном экологическом контроле", разработанное в целях реализации Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно: ст. 68 "Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) и общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль), в соответствии со ст. 14 Устава города Заречного Пензенской области, ЗАТО, Собрание представителей решило:
1. Утвердить "Положение о муниципальном экологическом контроле" (прилагается).
2. Настоящее решение опубликовать в газете "Заречье".
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по развитию города, предприятиям городского хозяйства, промышленности, науки, строительства, транспорта и связи (председатель А.В. Шалимов).
Председатель
Собрания представителей |
В.П. Шевцов |
Согласовано:
Начальник Главного управления
природных ресурсов и охраны
окружающей среды МПР России
по Пензенском области
________________ Б.В. Абрамов
"___" __________ 2003 год
Положение
о муниципальном экологическом контроле
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе:
Конституции Российской Федерации, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ N 3279-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", Соглашения между Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области и Администрацией г. Заречного Пензенской области, ЗАТО, о разграничении полномочий в области природопользования и охраны окружающей природной среды N 60 от 30.07.2002 года.
1.2. Настоящий документ устанавливает общие требования к организации и осуществлению муниципального экологического контроля на территории муниципального образования г. Заречный Пензенской области.
1.3. Муниципальный экологический контроль осуществляется в целях сохранения и улучшения качества окружающей природной среды.
1.4. Действие настоящего документа распространяется на все юридические и физические лица, расположенные на территории ЗАТО г. Заречный (кроме объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю).
1.5. Главными задачами муниципального экологического контроля является обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами на территории муниципального образования г. Заречный Пензенской области требований природоохранного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей среды.
1.6. Муниципальный экологический контроль является системой управления охраной окружающей среды на территории муниципального образования.
Муниципальный экологический контроль - это комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, связанных с проверкой выполнения всеми природопользователями на территории муниципального образования требований природоохранного законодательства.
1.7. Основные термины и определения:
Контроль - система мер, направленная на выявление, предотвращение и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой осуществляется использование отдельных видов природных ресурсов или оказывается воздействие на компоненты окружающей среды.
Природопользователь - юридические, физические лица, граждане, лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и (или) оказывающие воздействие на окружающую среду.
Воздействие на окружающую среду - прямое или опосредованное (косвенное) влияние хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду (любые потоки вещества и энергии, потребление природных ресурсов, изменение качества компонентов окружающей среды и т.д.).
Источник воздействия на окружающую среду - ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены характеристики определенного# на окружающую среду (например, источники химического, биологического, шумового, радиационного загрязнения, объекты по использованию, в т.ч. изъятию природных ресурсов).
Норматив воздействия на компонент природной среды - предельно допустимое или временно согласованное воздействие на объект природной среды, установленное нормативной документацией, регламентирующей природопользование конкретного природопользователя.
Порядок контроля - описание средств, методов, объема, частоты получения информации о контролируемом объекте, передачи информации для принятия управленческих решений.
2. Органы, осуществляющие муниципальный экологический контроль
2.1. При осуществлении муниципального экологического контроля на территории муниципального образования Администрация г.Заречного обеспечивает в пределах своей компетенции:
- учреждение и реорганизацию органов, уполномоченных, в пределах своей компетенции и в соответствии с настоящим Положением, осуществлять муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования;
- содействие в осуществлении муниципального экологического контроля органам, специально уполномоченным осуществлять на территории муниципального образования муниципальный экологический контроль;
- финансирование органов, специально уполномоченных осуществлять муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования.
2.2. Для реализации полномочий по осуществлению муниципального экологического контроля Администрация г.Заречного Пензенской области в соответствии с действующим законодательством образует муниципальное учреждение "Управление природными ресурсами", являющееся в соответствии с Соглашением между Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области и Администрацией г.Заречного Пензенской области, ЗАТО, о разграничении полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды органом, уполномоченным Администрацией г.Заречного Пензенской области в области природоохранной деятельности.
3. Основные задачи муниципального экологического контроля
3.1. Основными задачами муниципального экологического контроля являются:
- выявление на территории муниципального образования природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства;
- принятие мер для привлечения природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства, к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности;
- мониторинг состояния природной среды на территории муниципального образования г.Заречный Пензенской области;
- координация деятельности в области производственного экологического контроля и производственного экологического мониторинга;
- информирование населения через средства массовой информации о состоянии природной среды на территории муниципального образования и другой необходимой и достаточной экологической информации;
- пропаганда природоохранного законодательства;
- привлечение общественных организаций и населения к участию в процессе исполнения на территории муниципального образования природоохранного законодательства;
- контроль за выполнением плановых мероприятий по охране окружающей среды организациями, физическими лицами (в том числе должностными лицами и гражданами) независимо от правового статуса, формы собственности и подчиненности;
- осуществление плановых и внеплановых проверок по соблюдению природоохранного законодательства;
- осуществление контроля достоверности представляемых форм статистической отчетности на соответствие фактическим данным;
- контроль за наличием разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов;
- осуществление проверки обоснованности расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды, распределение платежей за пользование природными ресурсами между бюджетами различных уровней;
- осуществление оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) хозяйственной или иной деятельностью вновь создаваемых и реконструируемых предприятий, с целью выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности;
- осуществление контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства при строительстве (реконструкции), вводе в эксплуатацию сооружений и объектов хозяйственной деятельности.
4. Объекты муниципального экологического контроля
4.1. Основными объектами муниципального экологического контроля являются:
- природные ресурсы, а также сырье, материалы, реагенты, препараты, используемые в производстве;
- источники образования отходов, в том числе производства, цехи, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;
- источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
- источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведения;
- источники воздействия вредных физических факторов и полей;
- системы очистки отходящих газов, сточных вод;
- склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;
- системы повторного и оборотного водоснабжения;
- системы рециклирования сырья, реагентов, материалов;
- объекты размещения и обезвреживания отходов;
- объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленной площадки, территории, на которой осуществляется природопользование, а также на территории санитарно-защитной зоны;
- готовая продукция;
- системы для предупреждения, локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных непредвиденных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду.
5. Порядок осуществления муниципального экологического контроля
5.1. Основными формами осуществления муниципального экологического контроля являются:
- проверка по соблюдению природоохранного законодательства;
- мониторинг состояния окружающей среды;
- принятие мер по устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности;
- координация деятельности природопользователей в области охраны окружающей среды;
- разработка и согласование разрешительной документации, предусмотренной действующим законодательством;
- взаимодействие с органами местного самоуправления, государственными органами.
5.2. Проверки по соблюдению природоохранного законодательства осуществляются инспекторами по муниципальному контролю в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
6. Права инспекторов по муниципальному экологическому контролю
6.1. Инспекторы по муниципальному экологическому контролю вправе:
- по согласованию с руководителем организации беспрепятственно посещать и обследовать организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (кроме объектов, подлежащих государственному экологическому контролю), в пределах своей компетенции, при предъявлении служебного удостоверения;
- по результатам обследования составлять акты проверок, давать предписание об устранении выявленных нарушений, направлять информацию об административных правонарушениях по подведомственности;
- принимать участие в рассмотрении протоколов о нарушении природоохранного законодательства;
- вносить предложения в Администрацию г. Заречного, ЗАТО, по ограничению, приостановке или запрещению выбросов и сбросов загрязняющих веществ предприятиями, отходов производства, не предусмотренных разрешениями, выданными в соответствии с законодательством РФ;
- выявлять и участвовать в определении размера ущерба, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, составлять проекты исковых заявлений и другие необходимые документы для направления их по подведомственности;
- взаимодействовать с экологическими службами организаций независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями по вопросам природопользования и экологии;
- выходить с предложениями в Администрацию г.Заречного Пензенской области, ЗАТО, по согласованию с директором муниципального учреждения "Управление природными ресурсами" об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, отдельных сооружений и иных объектов на территории г. Заречного Пензенской области в случае нарушения ими природоохранного законодательства;
- осуществлять на территории г.Заречного Пензенской области проверки соблюдения экологических требований при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию любых строительных объектов;
- запрашивать в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления г.Заречного Пензенской области информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды;
- осуществлять контроль за ввозом на территорию и вывозом с территории города Заречного Пензенской области (в том числе транзит) экологически опасных грузов (изделий, отходов сырьевых ресурсов);
- участвовать в комиссиях по приемке в эксплуатацию объектов (пусковых комплексов) производственного, сельскохозяйственного и жилищно-гражданского назначения;
- принимать участие в комиссиях по землеотводам и выбору площадок под строительство предприятий, зданий и сооружений, размещению объектов промышленного, гражданского и иного назначения;
- вносить предложения в Администрацию города Заречного Пензенской области об изъятии у землепользователей (землевладельцев) земельных участков при использовании их способами, приводящими к загрязнению земель, а также о запрещении использования (консервации) загрязненных и деградированных земель;
- осуществлять экологический контроль источников загрязнения окружающей среды;
- проверять работу очистных сооружений, средства их контроля;
- осуществлять контроль недропользования, осуществляемого на территории города Заречного Пензенской области, ЗАТО;
- осуществлять контроль особо охраняемых природных территорий, находящихся на территории города Заречного Пензенской области;
- принимать участие в разработке мобилизационных планов по борьбе с лесными пожарами и противопожарных мероприятий;
- производить лесопатологический надзор;
- осуществлять контроль за побочным использованием лесов на территории лесного фонда города Заречного Пензенской области;
- исчислять и взимать в установленном порядке плату за изъятие земель, покрытых древесно-кустарниковой растительностью, и другие виды лесопользования в соответствии с действующим законодательством;
- принимать меры по охране земель лесного фонда от самовольного их использования, по охране ограничительных, межевых и других знаков на территории лесного фонда, поддержанию в должном порядке границ, просек и визиров;
- участвовать в проведении биотехнических мероприятий;
- рассматривать обращения граждан и организаций по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
- осуществлять контроль за ходом выполнения мероприятий по ликвидации негативных последствий аварийных загрязнений окружающей природной среды на территории города Заречного Пензенской области;
- разрабатывать экологические паспорта оборудования, производств, предприятий, производственных и природных объектов, территорий в г. Заречном Пензенской области;
- принимать участие в экологическом воспитании, образовании, просвещении населения г. Заречного Пензенской области;
- консультировать по вопросам природопользования и экологии;
- участвовать в подготовке для публикации в средствах массовой информации сообщений, имеющих отношение к экологической безопасности граждан.
7. Обязанности инспекторов по муниципальному экологическому контролю
7.1. При проведении проверок по соблюдению природоохранного законодательства инспекторы обязаны:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- проводить проверки по соблюдению природоохранного законодательства в строгом соответствии с распоряжением директора муниципального учреждения "Управление природными ресурсами";
- посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения проверки по соблюдению природоохранного законодательства только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения директора муниципального учреждения "Управление природными ресурсами";
- не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении проверки по соблюдению природоохранного законодательства, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении проверки по соблюдению природоохранного законодательства, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
- знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами проверки по соблюдению природоохранного законодательства;
- не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Требования к организации и проведению проверок
по соблюдению природоохранного законодательства
8.1. При организации и проведении проверок по соблюдению природоохранного законодательства используются следующие виды проверок:
- периодическая (плановая);
- оперативная (внеплановая): целевая; по выполнению ранее выданных предписаний, проверки информации и др.
8.2. Плановые проверки по соблюдению природоохранного законодательства проводятся на основе ежегодных и ежемесячных планов.
Формирование проекта ежемесячного плана проверок производится на основе ежегодного плана проверок и предложений МУ "Управление природными ресурсами".
Соответствующие выписки из плана проверок направляются проверяемым организациям в срок не более одного месяца до начала проверки.
8.З. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в ходе проведения плановой проверки нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.
Внеплановые проверки проводятся также в случаях:
- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружения, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований природоохранного законодательства, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
8.4. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в МУ "Управление природными ресурсами", не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
8.5. Проверки по соблюдению природоохранного законодательства проводятся на основании распоряжения директора муниципального учреждения "Управление природными ресурсами".
В распоряжении о проведении проверки указываются:
- номер и дата распоряжения о проведении проверки по соблюдению природоохранного законодательства;
- наименование учреждения, осуществляющего проверку;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (ых) на проведение проверки;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
- правовые основания проведения проверки, в т.ч. нормативно-правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания проверки.
8.6. Проверку по соблюдению природоохранного законодательства проводит только то лицо, которое указано в распоряжении.
8.7. По окончании проверки составляется акт по форме, утвержденной директором МУ "Управление природными ресурсами". В акте указывается, соответствует или не соответствует проверенная деятельность предприятия установленному порядку и правилам, и дается предписание об устранении выявленных несоответствий, если они имеются, в согласованные сроки.
Акт подписывается инспекторами по муниципальному экологическому контролю, проводившими проверку, уполномоченным представителем предприятия, участвовавшим в проверке, и руководителем предприятия. Акт оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр акта оставляется у проверяемого предприятия, второй представляется в Главное управление природных ресурсов по Пензенской области, третий - в МУ "Управление природными ресурсами".
Директор МУ "Управление
природными ресурсами" |
С.Н. Хазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 27 марта 2003 г. N 195 "Об утверждении "Положения о муниципальном экологическом контроле"
Текст Решения опубликован в газете "Заречье" N 18 от 30 апреля 2003 г.
Решением Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 1 ноября 2006 г. N 266 настоящее Решение признано утратившим силу