В Законодательное Собрание
Пензенской области
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка законности положений Закона Пензенской области от 28.06.1997 N 44-ЗПО "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области".
Результаты проверки свидетельствуют о следующем.
Статьей 1 Закона Пензенской области "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области" установлено, что органами опеки и попечительства являются исполнительные органы местного самоуправления. Организация работы органов опеки и попечительства находится в совместном ведении с территориальными органами государственными# управления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Пензенской области "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области" сельские, поселковые органы местного самоуправления непосредственно осуществляют функции по опеке и попечительству, предусмотренные статьями 5-8 настоящего Закона, за исключением вопросов, связанных с усыновлением (удочерением) детей.
Данные положения Закона противоречат требованиям федерального законодательства.
Статьями 4-8 указанного закона определены основные и дополнительные функции органов опеки и попечительства, в том числе функции в данной сфере органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты.
В настоящее время, основываясь на статье 1, подпункте 2 статьи 9 Закона Пензенской области "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области", основные функции органов опеки и попечительства, указанные в статье 4 настоящего Закона, на территории районов Пензенской области выполняют территориальные органы государственного управления исполнительной власти области, то есть районные администрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Статьями 130, 133 Конституции Российской Федерации определено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами прав местного самоуправления запрещено.
Поскольку действующим федеральным законодательством не предусмотрена возможность передачи органами местного самоуправления своих полномочий органам государственной власти, по вопросам местного значения, субъект Российской Федерации не вправе самостоятельно передавать полномочия органов местного самоуправления территориальным органам государственного управления, в том числе и в их совместное ведение.
При таких обстоятельствах положения статьи 1 и пункт 2 статьи 9 Закона Пензенской области не соответствует закону, так как ограничивает права местного самоуправления.
Кроме того, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2000 положения Устава (Основного Закона) Курской области, предусматривающие передачу органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий не законом, а решением органа государственной власти района, а также передачу органам государственной власти полномочий, которые должны осуществляться органами местного самоуправления или населением муниципального образования непосредственно, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации положения всех других нормативных актов в Российской Федерации, воспроизводящие или содержащие такие же нормы, не могут применяться и подлежат отмене в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Статью 1, пункт 2 статьи 9 Закона Пензенской области "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области" привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Первый заместитель прокурора области
государственный советник
юстиции 3 класса |
Н.Е. Снаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 28 марта 2002 г. N 7-5-32-02 на статью 1, подпункт 2 статьи 9 Закона Пензенской области "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области"
Текст Протеста официально опубликован не был