Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлениюГлавы г. Кузнецка
от 17 июля 2003 г. N 1521
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе г. Кузнецка "Служба спасении "01"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет состав, основные задачи и условия функционирования единой дежурно-диспетчерской службы г. Кузнецка "Служба спасения "01".
1.2. Термины и сокращения, используемые в положении:
- ЕДДС "01" - единая дежурно-диспетчерская служба г. Кузнецка "Служба спасения "01";
СОДУ - система оперативно-диспетчерского управления г. Кузнецка в чрезвычайных ситуациях;
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ЧС - чрезвычайная ситуация;
ДДС - дежурно-диспетчерская служба г. Кузнецка;
ЦППС - центральный пункт пожарной связи 2 отряда УГПС МЧС г.Кузнецка;
СНЛК - система наблюдения и лабораторного контроля г. Кузнецка;
КЧС - комиссия по чрезвычайным ситуациям г. Кузнецка;
УГОЧС - Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Кузнецка;
ЕСС - единая служба спасения г. Кузнецка.
1.3. ЕСС "01" является органом повседневного управления городского звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, центральным звеном системы СОДУ города Кузнецка в чрезвычайных ситуациях и предназначена для повышения готовности служб и объектов экономики города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, обеспечения эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб и объектов экономики при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.4. ЕСС "01" совмещает функции службы оперативных дежурных Управления по делам ГОЧС и центрального пункта пожарной связи 2 отряда УГПС МЧС с единым телефонным номером "01".
1.5. Создание и функционирование ЕСС "01" не отменяет существующего до ее образования порядка приема дежурно-диспетчерскими службами сообщений от населения о происшествиях (по телефонам - 02, 03, 04, 05 и др.).
1.6. Общее руководство ЕСС "01" осуществляет заместитель главы администрации г. Кузнецка (председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям) через управление по делам ГОЧС.
1.7. Непосредственное руководство деятельностью ЕСС "01" осуществляет начальник ЕСС "01".
1.8. В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЕСС "01" руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами главы города, решениями комиссии по чрезвычайным ситуациям города, приказами начальника управления по делам ГОЧС города, а также настоящим Положением.
2. Состав и задачи, решаемые единой дежурно-диспетчерской службой г. Кузнецка "Службой спасения "01"
2.1. ЕСС "01" включает: службу оперативных дежурных управления по делам ГОЧС, дежурно-диспетчерский персонал центрального пункта пожарной связи 2 отряда УГПС МЧС и комплекс средств автоматизации и связи.
2.2. В состав дежурно-диспетчерского персонала ЕСС "01" входят: служба оперативных дежурных управления по делам ГОЧС, дежурно-диспетчерский персонал центрального пункта пожарной связи 2 отряда УГПС МЧС, операторы ЦППС, несущие круглосуточное дежурство.
2.3. ЕСС "01" решает следующие основные задачи:
- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, пожарах, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до служб и объектов экономики города, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- своевременное направление подразделений на тушение пожаров или ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, а в необходимых случаях - обеспечение временной передислокации подразделений, а также оповещение руководящего состава Управления по делам ГОЧС;
- обеспечение оперативно-диспетчерской связи с подразделениями пожарной охраны и с формированиями, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций, передача и прием информации с места работы подразделений; прием сообщений и направление на крупные пожары подразделений пожарной охраны соседних городов, районов (по плану взаимодействия) и отдельных объектов;
- сбор информации от дежурно-диспетчерских служб объектов экономики и служб города, системы наблюдения и лабораторного контроля и распространение между ДДС города полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций, нарушения природных ресурсов и окружающей среды;
- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на чрезвычайные ситуации, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования СОДУ;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в установленных Управлением по делам ГОЧС полномочий);
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС города, управления по делам ГОЧС и соответствующих городских служб;
- оповещение населения о возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника чрезвычайных ситуаций;
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления по подчиненности;
- доведение задач, поставленных председателем КЧС города, до ДДС объектов экономики и служб города, входящих в СОДУ в чрезвычайных ситуациях г.Кузнецка, а также контроль за их выполнением и организацией взаимодействия;
- обобщение информации о произошедших чрезвычайных ситуациях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
2.4. ЕСС "01" города выполняет свои задачи путем несения круглосуточного дежурства на пункте Управления по делам ГОЧС и центральном пункте пожарной связи 2 отряда УГПС МЧС составом оперативно-дежурной смены.
2.5. Старший смены ЕСС "01" имеет право самостоятельно принимать решение по защите населения и территории (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания) входящим в СОДУ дежурно-диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с председателем КЧС города или начальником управления по делам ГОЧС.
Обо всех чрезвычайных происшествиях, несущих угрозу возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС старший смены ЕСС "01" докладывает начальнику управления по делам ГОЧС непосредственно.
2.6. Старший смены ЕСС "01" обязан после получения данных об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации немедленно приступить к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации.
2.7. Задействование средств системы централизованного оповещения осуществляется старшим смены по указанию председателя КЧС города, начальника управления по делам ГОЧС или самостоятельно по обстановке с последующим докладом по подчиненности.
2.8. Комплекс средств автоматизации и связи ЕСС "01" предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕСС "01" следующих управленческих функций:
- накопление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных по городу, силам и средствам постоянной готовности, потенциально опасным объектам, возможным и планируемым мероприятиям по предупреждению и ликвидации ЧС;
- сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
- организация связи при предупреждении и тушении пожаров;
- оповещение населения и руководящего состава города;
- обеспечение связи с формированиями, участвующими в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
- подготовка данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображения на электронной карте территории города;
- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
2.9. Комплекс средств автоматизации и связи ЕСС "01" должен быть взаимоувязан с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС (в рамках автоматизированной системы СОДУ), а также с вышестоящим объектом автоматизированной информационно-управляющей системы Пензенской области.
2.10. Для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайной ситуации на территории города предусматривается использование единого телефонного номера доступа к ЕСС - "01", в последующем - переход на использование единого общеевропейского телефонного номера - "112".
3. Порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы г. Кузнецка "Служба спасения "01"
3.1. ЕСС "01" функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.
3.2. В режиме повседневной деятельности ЕСС "01" осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации. В этом режиме ЕСС "01" обеспечивает:
- прием от населения, организаций, ДДС сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС и пожаров;
- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации, средств связи и оповещения;
- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕСС "01" на ЧС.
В режиме повседневной деятельности проводятся также учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕСС "01" в режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕСС "01", диспетчерами ЕСС "01" регистрируются и незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые диспетчеры идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются старшему смены ЕСС "01", начальнику управления по делам ГОЧС, а о пожарах - начальнику смены пожаротушения.
3.3. В режим повышенной готовности ЕСС "01" переводится по решению председателя КЧС либо начальника управления по делам ГОЧС при угрозе возникновения ЧС. В этом режиме ЕСС "01" дополнительно обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- по дополнительному распоряжению оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по чрезвычайным ситуациям, управления по делам ГОЧС города, необходимых сил постоянной готовности;
- усиление наблюдения и контроля за обстановкой в городе, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
- оценку возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
- корректировку планов реагирования ЕСС "01" на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС города;
- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
3.4. В режим чрезвычайной ситуации ЕСС "01" переводится по решению председателя, КЧС города Кузнецка либо начальника управления по делам ГОЧС при возникновении чрезвычайной ситуации. В этом режиме ЕСС "01" осуществляет решение задач в полном объеме.
3.5. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, входящими в СОДУ, осуществляется через ЕСС "01".
Для этого в ЕСС "01" от взаимодействующих ДДС в обязательном и первоочередном порядке на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или иной чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействовании и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕСС "01" до всех заинтересованных дежурно-диспетчерских служб.
3.6. Вся информация, поступающая в ЕСС "01", обрабатывается и обобщается диспетчерами. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба и характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕСС "01" информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации чрезвычайных ситуаций, а о пожарах - до начальника смены пожаротушения.
3.7. При местных и более масштабных чрезвычайных ситуациях немедленно оповещаются и приводятся в готовность областная комиссия по чрезвычайным ситуациям и управление по делам ГОЧС, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. В таких случаях ЕСС "01" обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС города собранной информации, подготовку донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств городского звена территориальной подсистемы РСЧС.
3.8. Все сообщения передаются в ЕСС "01" в формализованном виде.
Для подготовки, передачи, приема и обработки формализованных сообщений должны использоваться средства связи, оповещения и автоматизации.
При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случае поступления сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС подготовка формализованных сообщений осуществляется дежурной сменой ДДС, принявшей неформализованные сообщения.
4. Организация несения дежурства
4.1. В Управлении по делам ГОЧС и на центральном пункте пожарной связи 2 отряда УГПС МЧС ЕСС "01" организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен.
4.2. Дежурная смена ЕСС "01" работает по утвержденному графику.
4.3. Дежурная смена обязана знать:
- оперативную обстановку в городе;
- данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности, способах вызова;
- дислокацию и районы выезда пожарных частей и аварийно-спасательных отрядов опорных пунктов тушения крупных пожаров;
- безводные районы, техническое вооружение и тактические возможности караулов и аварийно-спасательных формирований;
- местонахождение основных запасов огнетушительных средств, оснащенность и места расположения опорных пунктов тушения крупных пожаров;
- правила эксплуатации и пользования средствами связи, оповещения, оргтехникой и организационно-техническими средствами на рабочем месте.
4.4. Порядок несения и смены дежурства определяется Инструкцией старшего смены ЕСС "01", разрабатываемой Управлением по делам ГОЧС и ОПО-2 УГПС МЧС.
5. Порядок комплектования и подготовки кадров
5.1 Комплектование личным составом ЕСС "01" осуществляется под руководством начальника управления по делам ГОЧС города и должно производиться из специалистов, способных грамотно и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.
5.2. Старший смены и другие должностные лица дежурной смены обязаны твердо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру города, особенности несения службы на подведомственных участках.
5.3 Основными формами обучения должностных лиц ЕСС "01" являются тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в учебно-методическом центре по делам ГОЧС Пензенской области.
5.4. Совместные учебные мероприятия (занятия по профподготовке, тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕСС "01", осуществляются в соответствии с планом, утвержденным начальником управления по делам ГОЧС.
5.5. Профессиональная подготовка должностных лиц единой дежурно-диспетчерской службы г. Кузнецка "Служба спасения "01" должна проводиться непосредственно под руководством начальника ЕСС "01".
6. Нормативно-правовое и техническое обеспечение единой дежурно-диспетчерской службы г. Кузнецка "Служба спасения "01"
6.1. Создание и функционирование ЕСС "01" города обеспечивается данным Положением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 N 1113, Законом Пензенской области от 12.07.1999 N 162-ЗПО "О защите населения и территории Пензенской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Пензенской области от 22.04.2003 N 170-пП "О создании единой дежурно-диспетчерской службы Пензенской области "Служба спасения "01", постановлением Главы администрации Пензенской области от 02.03.1998 N 194 "О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также другими нормативно-правовыми актами.
6.2. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕСС "01" и взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно начальником управления по делам ГОЧС и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления.
6.3. Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости комплекса средств автоматизации и связи ЕСС "01" с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС должны быть предусмотрены: единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, общие классификаторы и словари информации, однотипные программные средства обработки и передачи данных, принятые в автоматизированной информационно-управляющей системе РСЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.