Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Пензенской области
от 5 августа 2003 г. N 337-пП
Подпрограмма
"Развитие психиатрической службы# в Пензенской области
(2004-2006 годы)" областной целевой программы "Предупреждение
и борьба с заболеваниями социального характера (2003-2007 годы)"
25 декабря 2003 г.
Паспорт подпрограммы
"Развитие психиатрической помощи в Пензенской области (2004-2006 годы)"
Наименование Развитие психиатрической помощи в Пензенской
подпрограммы области" (2004-2006 годы)
Решение о разработке Распоряжение Правительства Российской Федерации
подпрограммы от 6 февраля 2003 г. N 145-р
Государственный Министерство здравоохранения и социального
заказчик подпрограммы развития Пензенской области
Разработчик Министерство здравоохранения и социального
подпрограммы развития Пензенской области
Исполнители Министерство здравоохранения и социального
подпрограммы развития Пензенской области, органы местного
самоуправления муниципальных образований
Пензенской области, Управление здравоохранения
Администрации г. Пензы, горздравотдел г.
Кузнецка, областная психиатрическая больница
имени К.Р. Евграфова, областная психиатрическая
больница N 2 г. Сердобска, городская
психиатрическая больница г. Кузнецка
Цели подпрограммы Совершенствование организации психиатрической и
психотерапевтической помощи населению Пензенской
области, снижение роста распространенности
психических заболеваний на территории области,
повышение эффективности и доступности
психиатрической помощи, улучшение пребывания
пациентов в психиатрических стационарах,
увеличение объема мероприятий по профилактике
психических заболеваний, совершенствование
профессиональной подготовки психиатров,
психотерапевтов, медицинских психологов, юристов,
социальных работников, специалистов среднего
звена для работы в психиатрических учреждениях;
проведение комплекса мер социальной и
профессиональной реабилитации лиц, страдающих
психическими расстройствами
Задачи подпрограммы Улучшение взаимодействия между структурами,
участвующими в оказании психиатрической помощи.
Совершенствование специализированных форм
психиатрической помощи.
Укрепление материально-технической базы,
строительство и реконструкция психиатрических
учреждений и структурных подразделений
психиатрической службы, достижение уровня
материально-технической оснащенности
психиатрических учреждений в соответствии с
действующим законодательством.
Развитие и совершенствование форм реабилитации
психически больных.
Улучшение снабжения психиатрических учреждений
лекарственными средствами и оборудованием,
улучшение лекарственного обеспечения психически
больных.
Внедрение современных методов профилактики,
диагностики и лечения психических расстройств.
Совершенствование психиатрической помощи на
уровне первичного звена здравоохранения.
Проведение мероприятий по организации службы
защиты прав пациентов в психиатрических
стационарах и психоневрологических интернатах.
Улучшение информирования населения по вопросам
психического здоровья.
Повышение квалификации специалистов, оказывающих
психиатрическую помощь.
Сроки и этапы Подпрограмма реализуется в 1 этап: 2004-2006 годы
реализации
подпрограммы
Программные Совершенствование организации качества
мероприятия психиатрической помощи.
Реорганизация психотерапевтической службы,
кризисная медицина.
Достижение обеспечения психически больных
медицинскими препаратами в соответствии с
современными требованиями к фармакотерапии.
Формирование новой модели социально-трудовой
реабилитации психически больных.
Реструктуризация детской психиатрической службы.
Улучшение материально-технической базы
учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
Повышение квалификации кадров
Объемы и источники Для реализации подпрограммы потребуются средства
финансирования федерального бюджета, бюджета области,
подпрограммы муниципальных бюджетов, внебюджетные средства,
общая сумма затрат составляет 53742,7 тыс. руб.,
в том числе:
Средства федерального бюджета - 17899,3 тыс. руб.
Средства бюджета области - 34164,4 тыс. руб.
Средства муниципальных бюджетов - 857,0 тыс. руб.
Внебюджетные средства - 822,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные Стабилизация показателей психического здоровья
результаты населения Пензенской области.
реализации Улучшение содержания, наблюдения, лечения
подпрограммы психически больных.
Создание развитой сети психиатрической и
психотерапевтической службы, отвечающей
современным требованиям.
Улучшение ресурсного обеспечения психиатрической
службы лекарственными средствами.
Увеличение числа пролеченных больных, прошедших
курс медико-социальной реабилитации.
Укрепление материально-технической базы
учреждений, оказывающих психиатрическую помощь
Система организации Экспертный и финансовый контроль выполнения
контроля за подпрограммы осуществляется Министерством
исполнением здравоохранения и социального развития Пензенской
подпрограммы области с ежеквартальным информированием
Правительства Пензенской области
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Областная целевая подпрограмма по развитию психиатрической помощи в Пензенской области на 2004-2006 годы (далее - подпрограмма) разработана в целях реализации Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ).
Разработка подпрограммы обусловлена необходимостью принятия неотложных мер по профилактике роста психических расстройств, стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с психическими расстройствами, уменьшения негативных для государства и общества последствий психических заболеваний, а именно: инвалидности, преступности, непригодности к военной службе, сокращения сроков восстановления психического здоровья населения, повышения эффективности использования ресурсов психиатрической службы области.
В течение последних лет отмечается значительный рост числа психических заболеваний. За последние три года контингент психически больных Пензенской области в целом увеличился на 4,2%, в том числе олигофренией на 6%, шизофренией на 6,1 %. Число детей с психическими расстройствами, состоящих на диспансерном учете, по области в 2002 году, по сравнению с 1999 годом, увеличилось на 11,6%. За последние три года увеличился уровень госпитализации психически больных на 7,4%.
Пограничными нервно-психическими расстройствами страдает 12% - 25% населения. За последние три года контингент таких больных увеличился на 5,6%, что обуславливает рост популярности психотерапии. По данным областного бюро медицинской статистики в 2001 году в области в результате завершенных суицидальных попыток погибло 820 человек, а в 2002 году - 870.
Это определяет необходимость изменения стратегии и тактики оказания помощи больным с пограничными психическими расстройствами. Остаются нерешенными вопросы проведения эффективной первичной, вторичной и третичной профилактики неврозов, психосоматических заболеваний, алкоголизма, функциональных сексуальных расстройств.
На фоне роста психической патологии уровень оказания психиатрической помощи, особенно специализированной, в целом по Пензенской области отстает от реальных потребностей общества. Материально-техническая база психиатрических учреждений нуждается в капитальном ремонте. Сеть психотерапевтических кабинетов не полностью удовлетворяет потребностям населения, их оснащение и оборудование не соответствует современным требованиям.
Напряженное положение складывается с кадрами психиатрических учреждений (кабинетов). Имеется определенный дефицит врачей-психиатров, особенно в районах области. В психиатрических учреждениях области отсутствуют специалисты по социальной работе, недостаточно юрисконсультов, медицинских психологов. Ни в одном психотерапевтическом кабинете общесоматической поликлиники не введены должности клинического (медицинского) психолога и социального работника.
Выполнение раздела подпрограммы "совершенствование организации качества медицинской помощи" позволит существенно улучшить оказание психиатрической помощи населению Пензенской области, в том числе на уровне первичного звена здравоохранения.
Невротизация общества создает предпосылки к формированию социально значимых заболеваний, таких как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, причем в молодом трудоспособном возрасте, и вторично ложится серьезным бременем на бюджет здравоохранения. Неоправданные затраты здравоохранения на лечение больных с пограничными расстройствами в условиях общемедицинской сети составляют 3-7% всего бюджета здравоохранения и 4-5% всех средств, выделяемых для оплаты пенсий по инвалидности.
Имеется потребность создания единой службы помощи людям в кризисных и суицидоопасных состояниях, которая должна состоять из следующих структурных звеньев: "телефон доверия", кабинет социально-психологической помощи, "кризисный" стационар или "кризисные" койки (на данный момент такого подразделения в структуре психиатрической службы нет).
В тесном взаимодействии с этими подразделениями должны работать психиатры-консультанты отделений скорой медицинской помощи. В состав службы должны входить психиатры токсикологических отделений и больниц, оказывающих неотложную помощь, в том числе лицам после незавершенных попыток самоубийств.
Дальнейшее внедрение в психиатрическую практику современных психотропных препаратов позволит увеличить период активной трудовой деятельности больных с невосприимчивостью классических нейролептиков, уменьшить длительность пребывания больного в стационаре, снизить инвалидизицию пациентов.
Только за последние два года количество инвалидов с психическими расстройствами выросло на 4%, из них инвалидов второй группы увеличилось на 3%, инвалидов третьей группы на 13%, детей-инвалидов на 3%. На фоне значительного роста первичной инвалидизации населения по поводу психических расстройств значительно возросла актуальность реабилитационных мероприятий: восстановление утраченных функций с помощью многоступенчатого комплексного процесса, требующего совместных усилий психиатра, психотерапевта, медицинского психолога, социолога.
Исследования показателя распространенности психических заболеваний подтверждают, что 10-20% всех детей страдают одним или несколькими видами психических или поведенческих расстройств. Все чаще у детей диагностируются расстройства, свойственные взрослому населению, например, депрессия. Расстройством способности читать и писать (дислексией) страдают 4% детей школьного возраста. Получение необходимой помощи таким детям затруднено, поскольку в районах области нет логопедического приема, а в структуре детской психиатрической службы области не выделены специализированные логопедические койки. В недостаточном объеме используются методы психотерапевтического, медико-коррекционного и немедикаментозного лечебного воздействия.
Динамика показателей, характеризующих психическое здоровье детей и подростков, свидетельствует о росте числа лиц, наблюдающихся в психиатрических кабинетах.
Следует отметить позднюю выявляемость психических расстройств, особенно умственной отсталости. У 60% юношей умственная отсталость диагностируется при постановке на воинский учет в призывном возрасте. При правильном своевременном лечении и адекватном реабилитационном подходе определенная часть этих состояний имеет тенденцию к редукции симптоматики и удовлетворительной компенсации.
Высокий процент детей с неврозами требует развития детской психотерапевтической службы.
Выполнение раздела подпрограммы по совершенствованию детской психиатрической службы позволит улучшить выявляемость психических расстройств у детей и подростков на раннем этапе, снизит процент ранней инвалидизации, приведет к оздоровлению молодого населения и улучшению психического здоровья лиц призывного возраста.
Настоящая подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий, дающих возможность в полном объеме проводить полноценную реабилитацию психически больных. Перечисленные факторы эффективности и социальной значимости подпрограммы обуславливают моральную и экономическую составляющие финансирования.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Целями подпрограммы являются снижение роста распространенности психических заболеваний на территории Пензенской области, улучшение условий пребывания пациентов в стационарах психиатрического профиля, совершенствование амбулаторной психиатрической помощи, дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий, увеличение доли психически больных, возвращенных к общественно-полезному труду.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- повышение доступности и эффективности психиатрической помощи;
- улучшение ресурсного обеспечения психиатрической службы лекарственными средствами;
- совершенствование оказания населению психотерапевтической помощи;
- приведение существующей материально-технической базы к утвержденным стандартам;
- развитие социально-трудовой реабилитации больных с психическими расстройствами, обучение новым профессиям и трудоустройство лиц с психическими расстройствами;
- проведение мероприятий по профилактике психических заболеваний; повышение квалификации специалистов, оказывающих психиатрическую помощь.
III. Ресурсное обеспечение подпрограммы,
объемы и источники финансирования
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом Пензенской области и местными бюджетами. К финансированию подпрограммы планируется привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников (приложение). Финансовые средства на реализацию подпрограммы ежегодно уточняются в установленном порядке.
Общая сумма затрат по мероприятиям подпрограммы составляет 53742,7 тыс. рублей, в т.ч. средства федерального бюджета 17899,3 тыс. рублей, бюджета области - 34164,4 тыс. рублей (на капитальный ремонт 29224,7 тыс. рублей), муниципальные бюджеты - 857,0 тыс. рублей, внебюджетные средства - 822,0 тыс. рублей.
IV. Механизм реализации подпрограммы
Исполнитель подпрограммы - Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в Управление финансов области сводную бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации мероприятий подпрограммы. Ежегодно разрабатывает и утверждает планы работы по реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой, осуществляет организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных подпрограммой работ.
V. Организация управления и контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Исполнители программных мероприятий ежеквартально отчитываются перед Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области о выполнении мероприятий и эффективности использования выделенных средств.
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области готовит ежеквартальный доклад в Правительство Пензенской области о ходе реализации подпрограммы.
VI. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы. Ожидаемый конечный результат
Настоящая подпрограмма является инструментом реализации основных положений Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и началом материально-технического переоснащения психиатрических учреждений области.
Подпрограммой предусматривается решение некоторых неотложных и конкретных вопросов улучшения психиатрической и медико-психологической помощи населению и создания основы для дальнейшего выполнения задач по охране психического здоровья населения Пензенской области.
Выполнение определенных подпрограммой задач позволит в течение 2004-2006 гг. повысить качество жизни больных с психическими расстройствами; реконструировать психиатрические учреждения в соответствии со стандартами; создать эффективную систему оказания психотерапевтической помощи людям, попавшим в кризисную ситуацию; улучшить профилактику социально опасных действий больных с психическими расстройствами, в том числе и самоубийств; усовершенствовать систему отбора призывников на действительную военную службу; реорганизовать судебно-психиатрическую службу; охватить реабилитационными мероприятиями значительное количество психически больных с последующим трудоустройством этих больных и проживанием в обществе, снизить заболеваемость психическими расстройствами. Открытие ряда необходимых подразделений (мастерские ЛТМ, клубные дома для психохроников) обеспечит возможность эффективного реабилитационного процесса, трудоустройства инвалидов.
Социально-экономическая эффективность реализации мероприятий подпрограммы заключается в:
- восстановлении психического здоровья населения;
- сохранении трудового потенциала области;
- повышении эффективности оказания психиатрической помощи населению;
- стабилизации показателей психического здоровья населения.
Экономическая эффективность подпрограммы заключается в оптимизации расходов на профилактику, диагностику, лечение психических расстройств, реабилитацию больных и инвалидов вследствие психических заболеваний.
Зам.руководителя аппарата
Правительства области |
А.И. Савин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.