Решение Пензенского территориального управления МАП РФ
от 11 августа 2003 г. N 2-03/41-2003
См. также Решение Пензенского территориального управления МАП от 10 сентября 2003 г. N 1121-2
Комиссия Пензенского ТУ МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело от 06.08.2003 г. N 2-03/41-2003 в отношении Администрации города Пензы по признакам нарушения ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила.
Администрацией города Пензы принят нормативный документ, устанавливающий порядок организации и проведения в г. Пензе конкурса на получение права осуществления перевозок пассажиров на городских маршрутах (далее - Конкурс) - постановление Главы администрации города Пензы от 21.06.2003 г. N 1175 "Об упорядочении перевозок пассажиров на маршрутах города Пензы" (далее постановление).
ООО "Дилижанс-Авто", ООО "Прайд", ООО "Автовояж", ООО "Вояж" (вместе именуемые далее Заявители) обратились в Пензенское ТУ МАП России с заявлениями, в которых просят защитить их права и принять меры к устранению нарушений антимонопольного законодательства органом местного самоуправления.
Из представленных заявителями материалов следует, что в 2002 году ООО "Дилижанс-Авто", ООО "Прайд", ООО "Автовояж", ООО "Вояж" участвовали в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок на территории г. Пензы. По итогам конкурса каждый из них выиграл ряд определенных маршрутов, в результате чего были заключены договоры с городской администрацией на обслуживание маршрутов сроком действия до 31.12.2003 г. В настоящее время администрацией объявлен внеочередной конкурс на те же самые маршруты, хотя предыдущие договоры имеют юридическую силу. По мнению заявителей, это препятствует работе хозяйствующих субъектов, так как вводятся ограничения на осуществление предпринимательской деятельности (разрешение - маршрутная карта на право осуществления перевозок пассажиров на маршрутах общественного транспорта для немуниципального транспорта), в результате чего хозяйствующие субъекты ущемлены в правах на осуществление пассажирских перевозок. По результатам конкурса некоторые перевозчики лишены своих маршрутов, следовательно, не имеют возможности выхода на рынок пассажирских перевозок.
На заседании комиссии представители Администрации пояснили, что органы местного самоуправления при принятии постановления действовали в соответствии со ст.ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Закона Пензенской области от 29.12.2000 г. N 255-ЗПО "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Пензенской области". Договоры (о перевозке пассажиров автобусами малой вместимости в режиме маршрутного такси), заключенные с перевозчиками, были расторгнуты в одностороннем порядке в результате нарушений ими договорных обязательств.
Выслушав объяснения представителей Заявителей и органов местного самоуправления, исследовав материалы дела, Комиссия считает, что постановление городской администрации не соответствует требованиям пункта 1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" по следующим основаниям.
Согласно п. 10 раздела 5 Положения по результатам конкурса Управление транспорта и связи г. Пензы заключает договор с победителем в 20-ти дневный срок с момента уведомления о результатах конкурса, утверждает паспорт маршрута и согласовывает графики движения по часам суток. Пунктом 11 раздела 5 Положения закреплено, что работа на маршрутах города Пензы разрешается только при наличии "Разрешения (маршрутной карты) на право осуществления перевозок пассажиров на маршрутах общественного транспорта г. Пензы", выданного Управлением транспорта и связи г. Пензы. В данном "разрешении" (приложение 2 к Положению о конкурсе) указываются реквизиты заключенного договора.
Следовательно, для осуществления перевозок пассажиров на городских маршрутах владельцам автотранспортных средств необходимо получение "разрешения на право осуществления перевозок пассажиров на маршрутах общественного транспорта г. Пензы", которое выдается на основании договора, заключенного с победителем конкурса.
Одновременно в Положении определен перечень документов, которые необходимо представить для участия в конкурсе, в том числе справка ГНИ о регистрации владельца на территории г. Пензы; сведения о наличии производственно-технической базы для техобслуживания, ремонта автотранспорта, мойки и наличие тягача для буксировки неисправного транспорта; перечень помещений, оборудования, механизмов с указанием основных технических характеристик, принадлежности Перевозчику, необходимых для хранения, содержания, текущего ремонта, подвижного состава; сертификат соответствия на услуги по перевозке пассажиров в #соответствии; справка о регистрации в налоговой инспекции контрольно-кассовых аппаратов, которыми оборудовано маршрутное такси; справка-отзыв соответствующей районной администрации об участии в благоустройстве конечных остановок и маршрутов города. Также к Конкурсу не допускаются: предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, владельцы автотранспортных средств, не прошедшие технический осмотр в ГИБДД; имеющие одну дверь или дверь для посадки и высадки пассажиров с левой стороны; автомобили марки "РАФ", автобусы "КАВЗ", не имеющие двери заднего выхода или имеющие заблокированные двери заднего выхода, и индивидуальные предприниматели моложе 21 года.
Комиссия считает, что администрация, осуществляя контроль в организации проведения Конкурса, путем установления требований хозяйствующим субъектам к порядку представления документов, указанных в Положении (раздел 3), дублирует функции ГИБДД и транспортной инспекции.
В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрена отмена сертификации продукции и услуг. В то же время граждане моложе 21 года и зарегистрированные как индивидуальные предприниматели имеют право участвовать в Конкурсе, если имеется квалифицированный состав водителей. Также в неравных условиях находится муниципальный транспорт, поскольку городская администрация по итогам конкурса выдает "разрешение на право осуществления перевозок пассажиров на маршрутах общественного транспорта" только для немуниципального транспорта. Следовательно, установление для хозяйствующих субъектов вышеназванных ограничений является необоснованным со стороны администрации.
В соответствии со ст.34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Ограничение этого права в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации допустимо только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статьям 23, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане-предприниматели и юридические лица имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации, а отдельными ее видами - после получения лицензии.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), требуется лицензия.
Таким образом, граждане-предприниматели и юридические лица вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, при условии наличия у них соответствующей лицензии.
В соответствии со статьей 784 ГК РФ общие условия перевозки (в том числе пассажиров) определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В настоящее время в части, не противоречащей главе 40 ГК РФ, действуют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденные приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 г. N 176 (далее Правила). Пассажиры перевозятся, в том числе в маршрутных автобусах и маршрутных таксомоторах, при этом согласно параграфу 5 движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписаниям.
По смыслу статьи 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР и параграфа 5 Правил расписания движения автобусов и таксомоторов на городских маршрутах подлежат согласованию с органами местного самоуправления, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении" наделены полномочиями по утверждению маршрутов и графиков движения местного транспорта.
Учитывая изложенное, граждане-предприниматели и юридические лица, имеющие соответствующие лицензии, вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров в маршрутных автобусах и (или) маршрутных таксомоторах, при условии согласования маршрута и графика с органами местного самоуправления.
На основании подпункта 20 пункта 2 статьи 6 Закона о принципах местного самоуправления к введению местного самоуправления относится организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, а п.3 ст. 32 данного Закона устанавливает, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 72 Закона о местном самоуправлении городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, а также привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Более того, пункт 1 статьи 1 ГК РФ указывает на свободу договора и необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав как на основные начала гражданского законодательства.
Статьями 4, 5 Закона Пензенской области от 29.12.2000 г. N 255-ЗПО "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Пензенской области" установлено, что организованные перевозки пассажиров или перевозки по государственному или муниципальному заказу осуществляются на основе договоров, заключаемых между перевозчиком и заказчиком перевозок. Организация перевозок пассажиров транспортом общего пользования осуществляется посредством формирования и размещения государственных (муниципальных) заказов, обеспеченных финансированием за счет средств соответствующих бюджетов.
Городская администрация действительно может привлекать на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия, организации, индивидуальных предпринимателей, действующих на территории города, в целях формирования муниципального заказа.
В то же время, Комиссия считает, что проведение Конкурса должно быть справедливым и не ущемлять права хозяйствующих субъектов.
В связи с принятием городской администрацией постановления сложилась ситуация, в которой органы местного самоуправления посредством установления конкурсного отбора ограничили круг хозяйствующих субъектов, имеющих право на оказание услуг по перевозке пассажиров, тем самым созданы препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать Администрацию города Пензы нарушившей пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части необоснованного препятствования деятельности хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок, путем принятия постановления от 21.06.2003 N 1175 "Об упорядочении перевозок пассажиров на маршрутах города Пензы".
2. Выдать Администрации города Пензы предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Решение направить в адрес Администрации города Пензы в пятидневный срок.
Приложение
к решению
Пензенского территориального управления МАП РФ
от 11 августа 2003 г.
Предписание N 2-03/41-2003
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Комиссия Пензенского ТУ МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 11 августа 2003 г. по делу N 2-03/41-2003 о нарушении Администрацией города Пензы пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. Администрации города Пензы прекратить нарушение пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок, и в срок до 29 августа 2003 года отменить постановление от 21.06.2003 г. N 1175 "Об упорядочении перевозок пассажиров на маршрутах города Пензы".
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пензенское территориальное управление МАП России в срок до 01.09.2003 г. с приложением подтверждающих документов.
------------------------------
Примечание. За невыполнение в установленный срок настоящего Предписания юридические и должностные лица несут административную ответственность в соответствии со ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенского территориального управления МАП РФ от 11 августа 2003 г. N 2-03/41-2003
Текст Решения официально опубликован не был