Губернатору Пензенской области
Бочкареву В.К.
Прокуратурой области по обращению Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области проведена проверка законности постановления Правительства Пензенской области от 31 марта 2003 года N 120-пП "О сборе лома и отходов черных металлов".
В первой части пункта 1 постановления закреплено, что на землях, находящихся в собственности Пензенской области, юридические и физические лица имеют право производить сбор брошенного (бесхозяйного) лома и отходов черных металлов и его последующую передачу (продажу) в установленном законом порядке юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов.
В соответствии с частью второй пункта 1 постановления до начала сбора брошенного (бесхозяйного) лома черных металлов юридическим и физическим лицам, которые имеют право производить его сбор, следует получить в соответствующем органе местного самоуправления сведения о том, что земельный участок, в пределах границ которого предполагается осуществлять сбор брошенного (бесхозяйного) лома черных металлов, не находится в собственности, владении, пользовании либо аренде какого-либо физического или юридического лица, органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Проверкой установлено, что эти положения постановления Правительства Пензенской области не соответствуют требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
Статьей 11 Земельного Кодекса РФ и ст.7 Закона Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 461-ЗПО закреплено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 10 Земельного Кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Законом Пензенской области от 8 июля 2002 года N 375-ЗПО "Об управлении собственностью Пензенской области" в ст.3 установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим управление и распоряжение объектами собственности Пензенской области, регулирование земельных отношений Министерство государственного имущества Пензенской области.
Согласно п.2.1 "Положения о министерстве государственного имущества Пензенской области", утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 10 апреля 2003 г. N 148-пП, Мингосимущество осуществляет функции по предоставлению в установленном порядке земельных участков, находящиеся# в собственности Пензенской области, областным государственным учреждениям, областным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований области на праве постоянного (бессрочного) пользования, иным организациям и гражданам в аренду или собственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Частью 2 статьи 132 Конституции РФ и частью 5 ст.4 ФЗ, частью 6 ст.5 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом и законами субъекта РФ отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно ст.4 Закона Пензенской области от 23 декабря 2002 года N 427-ЗПО "О порядке наделения органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области" наделение органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области осуществляется путем принятия закона Пензенской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В то же время органы местного самоуправления установленном порядке полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, не наделялись.
Таким образом, органы местного самоуправления не могут обладать сведениями о земельных участках, предоставленных Мингосимуществом Пензенской области, в пределах границ которых предполагается осуществлять сбор брошенного (бесхозяйного) лома черных металлов, за исключением участков, предоставленных самим органам местного самоуправления.
В соответствии со ст.209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Следовательно, в собственности Пензенской области продолжают оставаться земельные участки, которые в установленном порядке были переданы во владение и пользование в соответствии с требованиями законодательства, и которые подпадают под действие части первой пункта 1 постановления от 31 марта 2003 года N 120-пП.
Порядок осуществления сбора брошенного (бесхозяйного) лома черных металлов на земельных участках, предоставленных Мингосимуществом Пензенской области, во владение, пользование либо аренду каким-либо физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в постановлении не определен.
Кроме того, земельные участки, предоставленные Мингосимуществом в собственность, о которых говорится в части второй пункта 1 постановления, не могут одновременно находиться в собственности Пензенской области.
Статьей 18 Земельного Кодекса РФ определены земельные участки, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.
В настоящее время идет процесс разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
На момент вступления в силу постановления Правительства Пензенской области от 31 марта 2003 года N 120-пП земли, находящиеся в собственности Пензенской области, еще не определены и, по сведениям, полученным из учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области, право собственности ни на один земельный участок у Пензенской области не зарегистрировано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Пункт 1 постановления Правительства Пензенской области от 31 марта 2003 года N 120-пП "О сборе лома и отходов черных металлов" привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок со дня его получения.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д.Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 21 июня 2003 г. N 7-5-86-03 на п. 1 постановления Правительства Пензенской области от 31 марта 2003 года N 120-пП "О сборе лома и отходов черных металлов"
Текст Протеста официально опубликован не был