В Законодательное Собрание
Пензенской области
По поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой Пензенской области проведена проверка соответствия действующему федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти Пензенской области об административных правонарушениях.
В ходе проверки установлено, что Законом Пензенской области от 20.02.2003 N 448-ЗПО "Об административной ответственности за изготовление, хранение, сбыт, приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки и содержание притонов" введена административная ответственность граждан за изготовление, хранение, сбыт, приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки, изготовление, хранение, сбыт аппаратов для изготовления крепких спиртных напитков домашней выработки, организацию и содержание притонов для распития спиртных напитков, вовлечение в деятельность по изготовлению, хранению, сбыту, приобретению крепких спиртных напитков домашней выработки либо аппаратов для их изготовления, организации и содержанию притонов лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
В соответствии со статьей 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статьей 2.1. Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, за субъектами Российской Федерации закреплено право принимать законы об административной ответственности.
Вместе с тем следует учитывать следующие обстоятельства.
В соответствии со статьями 72, 76 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 1.3. Кодекса определено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование за пределами полномочий Российской Федерации либо в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
Устанавливая административную ответственность за изготовление, хранение, сбыт, приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки, изготовление, хранение, сбыт аппаратов для изготовления крепких спиртных напитков домашней выработки, а также вовлечение в деятельность по изготовлению, хранению, сбыту, приобретению крепких спиртных напитков домашней выработки либо аппаратов для их изготовления лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, Закон в статье 3 определяет, что крепкие спиртные напитки домашней выработки (самогон, чача, арака, тутовая водка, брага и другие) - спиртные напитки с содержанием спирта более 18% в объеме готовой продукции, полученные путем выморозки, перегонки или другим способом отделения алкогольной массы от продуктов брожения зерна, картофеля, свеклы, винограда, сахара и других продуктов (не относятся к крепким спиртным напиткам вина, пиво, квасы и другие напитки, изготовленные домашним способом посредством только естественного брожения).
Статьями же 9 и 10 Закона Пензенской области устанавливается ответственность за организацию и содержание притонов для распития спиртных напитков, а также вовлечение в деятельность по организации и содержанию притонов для распития спиртных напитков лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом в Законе не оговорено, что его действие распространяется только на организацию и содержание притонов по распитию крепких спиртных напитков домашней выработки.
Таким образом, Законом Пензенской области предусмотрена административная ответственность за организацию и содержание притонов по распитию всех спиртных напитков, т.е. фактически введен запрет на употребление спиртных напитков.
Вместе с тем Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, т.е. противоправным является только употребление спиртных напитков в общественных местах.
Поскольку употребление спиртных напитков не запрещено действующим федеральным законодательством, то и организация, содержание притонов, т.е. помещений для распития спиртных напитков, не является противоправным, если это не нарушает общественного порядка и не подпадает под признаки других правонарушений.
Установление административной ответственности за данные действия не согласуется с предусмотренными статьей 1.2. Кодекса задачами законодательства об административных правонарушениях, которая устанавливает, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Кроме этого, статьей 55 Конституции Российской Федерации запрещено издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Аналогичную позицию занимает и управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Статью 9, часть 3 статьи 10 Закона Пензенской области "Об административной ответственности за изготовление, хранение, сбыт, приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки и содержание притонов" от 20.02.2003 N 448-ЗПО отменить, а статью 3 вышеназванного Закона привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 8 мая 2003 г. N 7-5-70-03 на статьи 3, 9, 10 Закона Пензенской области "Об административной ответственности за изготовление, хранение, сбыт, приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки и содержание притонов" от 20.02.2003 N 448-ЗПО
Текст Протеста официально опубликован не был