Протест прокурора Пензенской области
от 17 января 2003 г. N 7-5-5-03
на постановление Правительства Пензенской области от 06.09.2002 N 373-пП
"Об утверждении Положения и состава комиссии при Правительстве
Пензенской области по восстановлении# прав реабилитированных
жертв политических репрессий"
Губернатору Пензенской области
Бочкареву В.К.
Постановлением Правительства Пензенской области от 06.09.2002 N 373-пП утверждено Положение и состав комиссии при Правительстве Пензенской области по восстановлении# прав реабилитированных жертв политических репрессий.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со статьями 11, 77 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 7 Устава Пензенской области законодательным (представительным) органом государственной власти Пензенской области является Законодательное Собрание Пензенской области. Правительство Пензенской области является высшим исполнительным органом государственной власти Пензенской области.
Статья 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 20 Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Статьями 71, 72 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, а защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вопросы создания и деятельности комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий регулируются действующими до настоящего времени постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 30.03.92 N 2610-1 и утвержденным данным постановлением Положением.
В соответствии с указанным Положением комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий образуются на основании пункта 5 постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 16 декабря 1991 года "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".
Комиссии образуются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, городами Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городскими и районными Советами народных депутатов по представлению соответствующих органов исполнительной власти.
Комиссии состоят при исполнительных органах власти.
Состав комиссии, а также положение об организации и деятельности комиссии, разработанное с учетом настоящего Положения, утверждается соответствующим Советом народных депутатов.
Материально-техническое обеспечение работы комиссии возлагается на орган исполнительной власти, при котором состоит комиссия. Финансирование комиссии осуществляется самостоятельно за счет соответствующего местного бюджета.
Таким образом, указанные нормативные правовые акты предусматривают, что Положение о комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и состав комиссии утверждается представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, к которым согласно действовавшему в тот период законодательству относились Советы народных депутатов.
Аналогичные нормы содержатся и в статье 16-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 07.08.2000, с изменениями от 30.12.2001), в соответствии с которой решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".
При таких обстоятельствах, действующее в настоящее время федеральное законодательство уже содержит разграничение полномочий между представительными и исполнительными органами государственной власти в сфере восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий. Субъекту Российской Федерации не предоставлено право осуществлять самостоятельное правовое регулирование данных вопросов или изменять предусмотренный порядок создания и деятельности комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
В связи с изложенным, принятие постановления "Об утверждении Положения и состава комиссии при Правительстве Пензенской области по восстановлении# прав реабилитированных жертв политических репрессий" выходит за пределы полномочий Правительства Пензенской области.
Кроме этого, до настоящего времени действует постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 19.05.2000 N 557-24\2 ЗС "О составе постоянной комиссии при Губернаторе Пензенской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий" (с изменениями от 14.08.2001 N 843-35/2 ЗС).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Постановление Правительства Пензенской области от 06.09.2002 N 373-пП "Об утверждении Положения и состава комиссии при Правительстве Пензенской области по восстановлении# прав реабилитированных жертв политических репрессий" отменить.
Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 17 января 2003 г. N 7-5-5-03 на постановление Правительства Пензенской области от 06.09.2002 N 373-пП "Об утверждении Положения и состава комиссии при Правительстве Пензенской области по восстановлении прав реабилитированных жертв политических репрессий"
Текст Протеста официально опубликован не был