Приказ Минтранса РФ от 12 октября 1995 г. N ДВ-110
"О введении в действие Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов"
25 ноября 1997 г.
Приказом Минтранса РФ от 14 декабря 2004 г. N 44 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях совершенствования порядка регистрации гражданских воздушных судов приказываю:
1. Утвердить и с 20.10.95 г. ввести в действие Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации.
2. Начальнику Главной инспекции по безопасности полетов - заместителю директора Департамента Машкивскому И.Е. обеспечить ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ в строгом соответствии с требованиями указанных Правил.
3. Начальникам региональных управлений воздушного транспорта довести до руководителей авиационных предприятий и организаций своих регионов положения Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ и потребовать их пунктуального исполнения.
4. Считать утратившими силу с 20.10.95 г. разделы 1 ("Термины и определения"), 2 ("Государственная регистрация гражданских воздушных судов СССР"), 4 ("Государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов СССР"), 5 ("Внешняя окраска гражданских ВС"), 6 ("Выдача экспортного удостоверения о годности гражданского ВС"), п. 3.8 и Приложения 1, 2, 3, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21 "Правил государственной регистрации и выдачи удостоверений о годности гражданских воздушных судов к полетам", утвержденных МГА 09.04.85 г., а также Приказ МГА от 25.10.91 г. N 259 и Приказ ДВТ от 01.06.92 г. N ДВ-61.
5. Контроль за исполнением Приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов - заместителя директора Департамента Машкивского И.Е.
Директор Департамента |
В.В.Замотин |
Правила
государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации
(утв. приказом Минтранса РФ от 12 октября 1995 г. N ДВ-110)
25 ноября 1997 г.
Настоящие Правила введены в действие с 25 октября 1995 г.
Настоящие Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее Правила) разработаны в соответствии с требованиями Воздушного Кодекса и действующих нормативных актов с учетом соответствующих международных договоров, участницей которых является Российская Федерация.
Настоящие Правила устанавливают порядок регистрации гражданских воздушных судов, предназначенных для выполнения полетов, оформления и выдачи свидетельств о государственной регистрации гражданских воздушных судов, их окраски, присвоения и нанесения бортовых опознавательных знаков, а также порядок исключения воздушных судов из государственного реестра.
Правила не применяются в отношении шаров-пилотов, используемых в метеорологических целях, и беспилотных неуправляемых аэростатов без полезного груза.
Термины и определения
Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.
Гражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в гражданской авиации и имеющее соответствующий сертификат (аттестат) летной годности.
Государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации - документальное подтверждение государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного Кодекса и международных соглашений при условии, что процесс оформления выполнен в полном соответствии с настоящими Правилами.
Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации - документ, удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с требованиями Воздушного кодекса и настоящих Правил. Указанное Свидетельство выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном.
Эксплуатант гражданского воздушного судна - физическое или юридическое лицо, использующее воздушное судно для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта или иным основанием, признаваемым Воздушным кодексом.
Собственник гражданского воздушного судна - физическое или юридическое лицо, владеющее воздушным судном на праве собственности.
Экспортный сертификат летной годности - документ, удостоверяющий годность воздушного судна к полетам на время экспортной доставки.
1. Государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации
1.1 Государственной регистрации подлежат все гражданские воздушные суда, не состоящие в государственных реестрах других государств, эксплуатантами которых являются физические или юридические лица Российской Федерации.
1.2 Государственной регистрации подлежат все гражданские воздушные суда как отечественного, так и зарубежного производства, имеющие сертификат (аттестат) летной годности и допущенные к полетам в гражданской авиации.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 1.3 внесены изменения
1.3 Государственную регистрацию (занесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации*) осуществляет Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России**.
1.4 При регистрации гражданского воздушного судна ему присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки.
1.5 С момента занесения гражданского воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации все записи, ранее сделанные в отношении этого судна в реестрах воздушных судов иностранных государств, не признаются Российской Федерацией.
Равным образом признается недействительным занесение воздушного судна Российской Федерации в реестр другого государства, если оно не исключено в установленном порядке из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.
Запись об исключении воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ действительна со дня занесения его в реестр другого государства.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 1.6 внесены изменения
1.6 Федеральная авиационная служба России может передавать региональным управлениям и другим органам часть функций, возлагаемых на него настоящими Правилами.
1.7 Гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ, допускается в установленном порядке к полетам как в воздушном пространстве Российской Федерации, так и за его пределами.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 1.8 внесены изменения
1.8 На гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России, выдается Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации. (Приложение 1).
1.9 Свидетельство о регистрации выдается на весь календарный срок службы гражданского воздушного судна.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 1.10 внесены изменения
1.10 Все документы, представляемые в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России в соответствии с настоящими Правилами, а также копии выдаваемых Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России документов подлежат хранению в течение всего срока эксплуатации воздушного судна.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 1.11 внесены изменения
1.11 За достоверность представляемых в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России документов несут ответственность юридические или физические лица, представившие документы.
1.12 Во время полета Свидетельство о регистрации должно находиться на борту воздушного судна. Без Свидетельства о регистрации, полеты гражданского воздушного судна запрещаются, кроме случаев, указанных в ст. 4 Настоящих Правил.
1.13 Эксплуатант и собственник гражданского воздушного судна несут ответственность за бережное хранение судовых документов.
1.14 Настоящие Правила являются обязательными для выполнения всеми эксплуатантами гражданских воздушных судов Российской Федерации.
2. Порядок государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 2.1 внесены изменения
2.1 Государственная регистрация гражданского воздушного судна, осуществляется только при наличии Сертификата (аттестата) летной годности типа, выданного полномочным органом Российской Федерации и Приказа Федеральной авиационной службы России о допуске данного типа воздушного судна к эксплуатации в гражданской авиации.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 2.2 внесены изменения
2.2 Для занесения воздушного судна в Государственный реестр эксплуатант после оценки технического состояния воздушного судна представляет в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России следующие документы:
- документы или их нотариально заверенные копии, подтверждающие права собственности на воздушное судно (договор купли-продажи, платежные поручения и т.п.);
- заявление о регистрации воздушного судна (Приложение 2);
- сертификат летной годности экземпляра;
- приемо-сдаточный акт воздушного судна (Приложение 6);
- "Акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам" (Приложение 5) с заключением главного инженера (или должностного лица ИАС, исполняющего его обязанности) регионального управления воздушного транспорта о технической исправности воздушного судна и его пригодности к эксплуатации. Подпись главного инженера скрепляется печатью регионального управления.
Примечание:
1) В случае, когда собственником и эксплуатантом воздушного судна являются разные физические или юридические лица, помимо указанных выше документов должен быть представлен договор аренды (лизинга, совместной деятельности, совместной эксплуатации и т.п.) между собственником и эксплуатантом.
2) При получении гражданских воздушных судов производства заводов СССР, СЭВ, СНГ и однотипных с ними, изготовленных по ТЗ Минобороны, а также бывших в эксплуатации в других ведомствах и государствах, для их регистрации эксплуатант должен представить дополнительные документы, оформленные в установленном Федеральной авиационной службы России порядке. Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России вправе потребовать от заявителя другие документы, касающиеся технического состояния воздушного судна или права собственности на воздушное судно.
2.3 На основании представленных документов Главная инспекция заносит воздушное судно в Государственный реестр и выдает Свидетельство о регистрации (Приложение 1), подписанное начальником (заместителем начальника) Главной инспекции. Подпись скрепляется гербовой печатью Департамента воздушного транспорта.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 2.4 внесены изменения
2.4 Каждому воздушному судну, при занесении в Государственный реестр Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые заносятся в свидетельство о регистрации и наносятся на соответствующие части воздушного судна (раздел 8 Правил).
3. Порядок внесения изменений в Свидетельство о регистрации воздушного судна, его замены или выдачи дубликата
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 3.1 внесены изменения
3.1 При изменении собственника или эксплуатанта воздушного судна в специальном разделе Свидетельства о регистрации ВС делается соответствующая запись, для чего в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России представляются следующие документы:
- заявление о внесении изменений в Свидетельство о регистрации (Приложение 3) с обоснованием причины замены;
- копию договора купли-продажи воздушного судна, платежных поручений, иных документов, подтверждающих право собственности физического или юридического лица на воздушное судно (в случае, если причиной замены Свидетельства является изменение собственника);
- копию приемо-сдаточного акта (Приложение 6) о передаче воздушного судна новому эксплуатанту (в случае, когда причиной замены Свидетельства является изменение эксплуатанта);
- акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна (Приложение 5);
- копию договора аренды (лизинга) воздушного судна между собственником и эксплуатантом, если физическое или юридическое лицо не является одновременно собственником и эксплуатантом ВС.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 3.2 внесены изменения
3.2 При изменении назначения воздушного судна, после его переоборудования, эксплуатант обязан представить документы для замены Свидетельства о регистрации:
- заявление о замене Свидетельства о регистрации (Приложение 4);
- акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна (Приложение 5);
- документ на право переоборудования воздушного судна, утвержденный Федеральной авиационной службы России;
- акт проведенных работ по переоборудованию воздушного судна.
3.3 В случае непреднамеренной порчи Свидетельства о регистрации оно подлежит замене, для чего необходимо представить заявление о замене Свидетельства (Приложение 4) и акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна (Приложение 5).
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 3.4 внесены изменения
3.4 При утере Свидетельства о регистрации либо его хищении эксплуатация воздушного судна немедленно прекращается до получения дубликата Свидетельства.
Дубликат Свидетельства о регистрации ВС выдается Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России после представления эксплуатантом документов, предусмотренных п. 3.3 настоящих Правил с приложением материалов служебного расследования фактов утери или хищения Свидетельства.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 3.5 внесены изменения
3.5 Во всех случаях, требующих внесение изменений в Свидетельство о регистрации либо его замены, а также при аннулировании у эксплуатирующей организации Свидетельства эксплуатанта, предусмотренном Руководством по процедурам сертификации эксплуатантов воздушного транспорта, Свидетельство о регистрации теряет силу и в 10-дневный срок подлежит возврату в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России через региональное управление воздушного транспорта без передачи его новому собственнику или эксплуатанту.
Примечание:
1. Аналогично, в указанный выше срок, направляются в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России Свидетельства о регистрации по каким-либо причинам признанные Федеральной авиационной службой России утратившими силу.
2. Свидетельство о регистрации с полностью заполненным разделом "Отметки о передаче воздушного судна" при очередной замене ни собственнику, ни эксплуатанту не выдается, а оставляется для хранения в деле воздушного судна вместе с другими регистрационными документами.
3.6 Акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества. Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна является судовым документом и не может удостоверять право собственности юридического или физического лица на воздушное судно.
4. Случаи, при которых разрешаются полеты без свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна
Без свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна полеты разрешаются только в следующих случаях:
4.1 При перегонке воздушного судна с завода-изготовителя до занесения его в Государственный реестр. В этом случае на борту ВС должен находиться сертификат летной годности на экземпляр ВС, выданный на заводе-изготовителе ВС.
4.2 При перегонке воздушного судна, ранее не внесенного в Государственный реестр, с авиаремонтного завода или от других ведомств к месту постоянного базирования при наличии на борту приемо-сдаточного акта, подписанного ответственными представителями передающей и принимающей сторон и заверенного печатью передающей стороны, а также задания на полет.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 4.3 внесены изменения
4.3 При перегонке воздушного судна, сданного в аренду (лизинг) либо проданного другому государству с исключением его из Государственного реестра Российской Федерации. В этом случае на борту воздушного судна должен находиться Экспортный сертификат о годности к полетам (Приложение 8), выданный Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России в соответствии со ст. 5 настоящих Правил после изъятия постоянных судовых документов.
4.4 При перегонке к месту базирования воздушного судна, арендованного отечественным эксплуатантом за рубежом с исключением его из реестра страны-арендодателя. Перелет в этом случае осуществляется с экспортным сертификатом летной годности ВС, выданным полномочным органом страны-арендодателя.
5. Выдача экспортных сертификатов летной годности гражданских воздушных судов
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 5.1 внесены изменения
5.1 При продаже, сдаче в аренду (лизинг) гражданского воздушного судна другому государству с исключением его из государственного реестра Российской Федерации и последующим нанесением на него опознавательных знаков страны-арендатора (покупателя), на период экспортной доставки воздушного судна Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России выдается экспортный сертификат летной годности гражданского воздушного судна к полетам (Приложение 8).
5.2 Экспортный сертификат не удостоверяет соответствие каким-либо соглашениям или договорам между государствами, не дает права на выполнение полетов в другом государстве, а только подтверждает его пригодность к полетам на момент поставки в страну эксплуатанта.
5.3 После выдачи экспортного сертификата летной годности воздушного судна, изъятия Свидетельства о регистрации и постоянного сертификата летной годности на экземпляр - воздушное судно исключается из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, о чем заявителю выдается Свидетельство об исключении (Приложение 9).
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 5.4 внесены изменения
5.4. Для получения экспортного сертификата в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России необходимо представить:
- заявление о выдаче экспортного сертификата (Приложение 7);
- копию договора (контракта) на продажу (аренду, лизинг) воздушного судна, согласованного с Региональным управлением воздушного транспорта;
- документ, подтверждающий право собственности на воздушное судно (при его продаже или лизинге). В случае, когда собственников ВС более одного, прилагается документ о согласии всех совладельцев собственности на продажу (лизинг) воздушного судна. Если собственность (или ее часть) принадлежит государству - представляется разрешение (согласие) на продажу (лизинг) Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущества России) или его регионального органа;
- согласие государственного органа гражданской авиации страны, куда экспортируется воздушное судно, на занесение его в свой государственный реестр (на русском или английском языках) и подтверждение того, что государство регистрации берет на себя ответственность за контроль летной годности воздушного судна.
- Свидетельство о регистрации и сертификат летной годности экземпляра ВС.
- соглашение, предусмотренное п. 7.5 данных Правил.
5.5 Учет экспортных сертификатов ведется в специальном журнале. Регистрационные номера экспортных сертификатов должны соответствовать их порядковым номерам в журнале регистрации.
5.6 В случае, когда к моменту аренды (лизинга, продажи) воздушное судно уже находилось на территории страны-арендатора (покупателя) - экспортный сертификат не выдается, а на основании документов, представленных в соответствии с п. 5.4 настоящих Правил выдается Свидетельство об исключении (Приложение 9).
6. Порядок исключения из Государственного реестра гражданских воздушных судов и погашение судовых документов
6.1 Гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр Российской Федерации, может быть исключено из реестра в следующих случаях:
- списания или снятия воздушного судна с эксплуатации.
- продажи, аренды (лизинга) или иной передачи воздушного судна в установленном порядке иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 6.2 внесены изменения
6.2 Материалы на списание или снятие воздушного судна с эксплуатации представляются в Федеральную авиационную службу России в месячный срок со дня отработки ресурса или утери воздушным судном летной годности.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 6.3 внесены изменения
6.3 Свидетельство о государственной регистрации, списанного, переданного другому государству или снятого с эксплуатации ВС теряет свою силу и в десятидневный срок подлежит возвращению в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России для погашения.
Примечание: Сертификат летной годности экземпляра воздушного судна должен быть возвращен для погашения в орган, их выдавший.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 6.4 внесены изменения
6.4 Документы по регистрации гражданских воздушных судов, замене свидетельств о регистрации, выдаче дубликатов свидетельств, экспортных сертификатов летной годности гражданских воздушных судов хранятся в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России до списания воздушных судов. После списания ВС документы уничтожаются установленным порядком.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 6.5 внесены изменения
6.5 После исключения ВС из Государственного реестра, физическим и юридическим лицам, представившим материалы на исключение, направляется Свидетельство об исключении (Приложение 9), подписанное начальником Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России (или лицом, его замещающим) и скрепленное печатью Федеральной авиационной службы России. В региональное управление ВТ направляется информация об исключении воздушного судна из реестра.
7. Порядок перерегистрации воздушных судов при сдаче их в аренду (лизинг)
7.1 При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) на территории Российской Федерации другому эксплуатанту воздушное судно подлежит перерегистрации на нового эксплуатанта в соответствии со ст. 3 настоящих Правил.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 7.2 внесены изменения
7.2 При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) другому государству с правом выполнения полетов с опознавательными знаками Российской Федерации, воздушное судно из Государственного реестра не исключается, а эксплуатант (арендодатель) представляет в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России копию договора аренды (лизинга) и информацию с указанием срока пребывания воздушного судна за рубежом, о чем делается отметка в Государственном реестре.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 7.3 внесены изменения
7.3 При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) или его продаже за пределы Российской Федерации с исключением из Государственного реестра, арендодатель (продавец) представляет в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России документы, предусмотренные п. 5.4 настоящих Правил, для получения Экспортного сертификата летной годности и Свидетельства об исключении, выдаваемых взамен Свидетельства о регистрации и Сертификата летной годности экземпляра ВС, на время экспортной поставки в страну арендатора.
7.4 В случае, когда арендодателю в соответствии с контрактом необходимо заменить вышедшее из строя воздушное судно, находящееся в аренде, на однотипное исправное, он должен руководствоваться следующим порядком:
- замена воздушного судна на срок до 20 суток включительно производиться без его перерегистрации по акту приема-передачи с оценкой технического состояния ВС и годности его к полетам;
- при замене воздушного судна на срок более 20 дней производится его перерегистрация в установленном порядке (ст. 3 настоящих Правил).
7.5 Во всех случаях при сдаче воздушного судна в аренду (лизинг) с исключением из Государственного реестра договор (контракт) должен содержать четкие положения о том, чьи опознавательные знаки будут нанесены на воздушное судно, какая из сторон несет ответственность за обеспечение безопасности полетов и контроль за поддержанием летной годности воздушного судна.
7.6 Если в результате аренды (лизинга) собственник и эксплуатант ВС окажутся в разных государствах, необходимо приложить Соглашение между полномочными органами ГА об ответственности за летную годность, организацию контроля безопасной эксплуатации ВС.
7.7 Во всех случаях передача воздушного судна в аренду (лизинг) осуществляется только с согласия его собственника.
8. Опознавательные знаки гражданских воздушных судов Российской Федерации
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 8.1 внесены изменения
8.1 Каждое гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр и допущенное к полетам, должно иметь присвоенные ему государственный и регистрационный опознавательные знаки и должно быть окрашено в соответствии с утвержденным Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России эскизом внешней раскраски ВС.
8.2 Без опознавательных знаков, нанесенных должным образом на элементы конструкции воздушного судна, полеты гражданского воздушного судна запрещаются.
8.3 Состав, размеры, порядок присвоения и нанесения опознавательных знаков на воздушные суда.
8.3.1 Опознавательные знаки гражданского воздушного судна Российской Федерации состоят из:
- государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";
- регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр;
- изображения государственного флага Российской Федерации.
Примечания:
1) Регистрационные знаки сверхлегких и аэростатических ВС могут состоять из меньшего числа цифр.
2) Форма букв и цифр опознавательного знака должна соответствовать утвержденным образцам (Приложение 10).
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в подпункт 8.3.2 внесены изменения
8.3.2 Регистрационные знаки воздушным судам, подлежащим регистрации в Государственном реестре, присваиваются полномочным органом Федеральной авиационной службы России - Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России. Присвоенный регистрационный знак может быть нанесен только на одно воздушное судно Российской Федерации.
Примечания:
1. Опознавательные знаки присваиваются воздушному судну при его регистрации. В отдельных случаях решением Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России они могут быть присвоены воздушному судну на этапе его выпуска с завода-изготовителя по письменному заявлению покупателя, согласованному с заводом, и с указанием заводского номера воздушного судна. Если в течении двух месяцев указанное воздушное судно не представляется к регистрации - опознавательный знак (бортовой номер) аннулируется и может быть присвоен другому ВС.
2. При поступлении ВС от другого государства или ведомства с нанесенным пятизначным регистрационным знаком (бортовым номером), вопрос его сохранения для регистрации в России в обязательном порядке должен быть согласован с Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России.
8.3.3 Опознавательные знаки гражданских воздушных судов наносятся черным цветом на светлом фоне и белым цветом на темном фоне. Все символы наносятся влагостойкой краской, не меняющей цвета от воздействия атмосферных условий в процессе эксплуатации ВС.
8.3.4 Опознавательные знаки должны быть четкими и видными как на земле, так и в воздухе.
Примечание: Выполнение полетов на воздушных судах, опознавательные знаки которых трудно различимы или не соответствуют требованиям настоящих Правил, запрещается.
8.3.5 Опознавательные знаки, нанесенные на элементы конструкции воздушных судов, должны быть идентичны знакам, указанным в Свидетельстве о регистрации данного судна.
8.4 При нанесении опознавательных знаков на элементы конструкции гражданских воздушных судов следует руководствоваться рекомендациями об относительных размерах символов, приведенными ниже:
8.4.1 Государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа самолета (хвостовой балки вертолета), не занятых элементами конструкции воздушного судна. При этом регистрационный знак от государственного отделяется знаком тире;
8.4.2 Опознавательные знаки, наносимые на обеих сторонах фюзеляжа, должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм и быть сориентированы в одном направлении со строительной горизонталью фюзеляжа, причем буквы и цифры должны наноситься строго перпендикулярно горизонтали.
8.4.3 Изображение Государственного Флага Российской Федерации наносится на киле или фюзеляже воздушного судна. Его форма, размеры и место расположения должны соответствовать требованиям Закона о Государственном Флаге Российской Федерации и Указаниям ДВТ от 24.03.92 г. N 6.1-7 (Приложение 11).
8.4.4 Символы, наносимые на крыло и относящиеся к одной группе знаков, должны иметь высоту не менее 400 и не более 1500 мм и быть направлены своей верхней частью к передней кромке крыла;
8.4.5 Группа цифр регистрационного знака должна располагаться посередине поверхности плоскости крыла, занимая примерно 1/3 его размаха, свободного от гондол двигателей или основных стоек шасси;
8.4.6 В случае недостатка свободного места на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа опознавательные знаки могут быть нанесены на боковых поверхностях нижней части киля;
8.4.7 Опознавательные знаки наносятся на обеих боковых поверхностях киля в одну сторону параллельно строительной горизонтали воздушного судна, а на многокилевых воздушных судах - на внешних сторонах крайних килей;
8.4.8 Символы, наносимые на киле ВС должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм;
8.4.9 Опознавательные знаки на дирижабле наносятся на его оболочке в трех местах: сверху - вдоль образующей, полученной сечением вертикальной продольной плоскостью, и по бокам - под наибольшим горизонтальным сечением оболочки;
8.4.10 Символы, наносимые на оболочку дирижабля, должны иметь высоту не менее 1000 и не более 2000 мм. Символы, наносимые вдоль верхней образующей, должны быть направлены своей верхней частью в сторону правого борта дирижабля;
8.4.11 Каждый знак, наносимый на оболочку дирижабля, должен занимать, примерно, 0,1 длины оболочки;
8.4.12 Опознавательные знаки на сферическом аэростате наносятся на его оболочке под наибольшим горизонтальным ее сечением, в двух диаметрально противоположных местах;
8.4.13 Символы, наносимые на оболочку сферического аэростата, должны иметь высоту не менее 1500 и не более 2000 мм. Опознавательный знак должен занимать, примерно, 0,12 длины окружности, образованной горизонтальным сечением оболочки;
8.4.14 Опознавательные знаки на несферическом аэростате наносятся как на дирижабле, если ось наибольшей длины аэростата расположена в горизонтальном полете под углом не более 45 град. к горизонту. Если названная ось в горизонтальном полете расположена под углом более 45 град. к горизонту или вертикально - знаки на оболочку несферического аэростата наносятся как и на сферическом аэростате;
8.4.15 Опознавательные знаки наносятся на наружной поверхности борта корзины (гондолы) свободного аэростата с двух противоположных сторон;
8.4.16 Символы, наносимые на корзину (гондолу), должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм.
9. Внешняя раскраска гражданских воздушных судов
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 9.1 внесены изменения
9.1 Все гражданские воздушные суда, принадлежащие юридическому или физическому лицу, должны иметь внешнюю раскраску, утвержденную Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 9.2 внесены изменения
9.2 Для утверждения внешней раскраски воздушного судна, фирменных знаков и надписей, эксплуатант ВС представляет в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России заявление произвольной формы и к нему в двух экземплярах цветное изображение ВС с элементами раскраски на листе плотной бумаги, размером 208 х 300 мм с указанием масштаба изображения. В правом верхнем углу листа должна располагаться утверждающая подпись начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России, в нижней части листа подпись руководителя эксплуатирующей организации (эксплуатанта).
9.3 На воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов по оказанию медицинской помощи населению и проведению санитарных мероприятий, наносится изображение Красного креста в соответствии с ГОСТ 18715-74.
9.4 Изображение Красного креста наносится на крыло и киль.
9.5 На крыло Красный крест наносится снизу и сверху, посередине концевой части каждой плоскости, там, где нет опознавательных знаков. Одна из осей креста должна быть параллельна продольной оси фюзеляжа воздушного судна.
9.6 На киль Красный крест наносится с обеих сторон киля посередине его высоты, а при многокилевом оперении - на внешние стороны килей.
9.7 На вертолетах изображение Красного креста наносится посередине обоих бортов и на днище фюзеляжа.
9.8 В целях обеспечения наблюдения, отличия и обнаружения воздушных судов на фоне различной по окраске и рельефу поверхности земли применяется контрастная окраска воздушного судна. Это касается, в первую очередь, воздушных судов, выполняющих полеты в труднодоступных и малонаселенных районах страны.
При внешней раскраске воздушных судов все эксплуатационно-технологические надписи и знаки, нанесенные на воздушное судно заводом-изготовителем, сохраняются.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в примечание внесены изменения
Примечание: При сдаче ВС в аренду (лизинг) без снятия ВС с Государственного реестра с разрешением Федеральной авиационной службы России на ВС могут наноситься символы арендатора, которые аннулируются при прекращении аренды (лизинга).
9.9 Название авиакомпании (фирмы, авиапредприятия), эксплуатирующей воздушное судно, наносится на борт воздушного судна на русском языке в строгом соответствии с названием, указанным в свидетельстве эксплуатанта.
9.10 Не допускается одновременное нанесение на воздушное судно опознавательных знаков разных государств или названий авиакомпаний.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в пункт 9.11 внесены изменения
9.11 При изменении внешней раскраски воздушного судна, фирменных знаков и надписей эксплуатант воздушного судна представляет в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России материалы в соответствии с п. 9.2 настоящих Правил.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в приложение внесены изменения
Приложение 1
Российская Федерация Russian Federation Министерство транспорта Ministry of Transport Федеральная авиационная служба России Air Transport Department Свидетельство о регистрации Гражданского Воздушного Судна Certificate of Registration of the Civil Aircraft N ............ |
||
1. Тип и назначение воздушного судна Aircraft type & | Aircraft national & |Serial (manufactory) | category ....................... ....................... |
2. Национальный и регистрационный знаки registration marks ....................... ....................... |
3. Серийный (заводской) номер number ....................... ....................... |
4. Собственник воздушного судна ....................................... Owner of the aircraft |
||
5. Эксплуатант воздушного судна ....................................... Operator of the aircraft |
||
6. Настоящим удостоверяется, что данное воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов в соответствии с Воздушным Кодексом РФ и Конвенцией о международной гражданской авиации от 07.12.1944 Hereby is certified that the aircraft is duly entered the State Civil Aircraft Register of Russian Federation in accordance with Russian Laws and the Convention on International Civil Aviation of 07.12.1944 |
||
7. Данное Свидетельство выдано только для целей регистрации и не явля- ется документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном. This Certificate is issued for registration purpose only and is not to certify the right for aircraft ownership. |
||
Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России ................................... Chief flight Safety Inspection of (Подпись, Ф.И.О. - Signature, Name) Civil Aviation ................................... (Должность - Title) " ____ " ______________ 199 _ г |
Отметки о передаче воздушного судна Endorsements of change of aircraft owner Воздушное судно передано (The Civil aircraft is transfered to) ________ _______________________________________________________________________ (название и адрес нового владельца - name and address of new owner) Основание (Reasons) ___________________________________________________ _______________________________________________________________________ Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России ................................... Chief flight Safety Inspection of (Подпись, Ф.И.О. - Signature, Name) Civil Aviation ................................... (Должность - Title) " ____ " ______________ 199 _ г |
Воздушное судно передано (The Civil aircraft is transfered to) ________ _______________________________________________________________________ (название и адрес нового владельца - name and address of new owner) Основание (Reasons) ___________________________________________________ _______________________________________________________________________ Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России ................................... Chief flight Safety Inspection of (Подпись, Ф.И.О. - Signature, Name) Civil Aviation ................................... (Должность - Title) " ____ " ______________ 199 _ г |
Воздушное судно передано (The Civil aircraft is transfered to) ________ _______________________________________________________________________ (название и адрес нового владельца - name and address of new owner) Основание (Reasons) ___________________________________________________ _______________________________________________________________________ Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России ................................... Chief flight Safety Inspection of (Подпись, Ф.И.О. - Signature, Name) Civil Aviation ................................... (Должность - Title) " ____ " ______________ 199 _ г |
Воздушное судно передано (The Civil aircraft is transfered to) ________ _______________________________________________________________________ (название и адрес нового владельца - name and address of new owner) Основание (Reasons) ___________________________________________________ _______________________________________________________________________ Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России ................................... Chief flight Safety Inspection of (Подпись, Ф.И.О. - Signature, Name) Civil Aviation ................................... (Должность - Title) " ____ " ______________ 199 _ г |
Воздушное судно передано (The Civil aircraft is transfered to) ________ _______________________________________________________________________ (название и адрес нового владельца - name and address of new owner) Основание (Reasons) ___________________________________________________ _______________________________________________________________________ Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России ................................... Chief flight Safety Inspection of (Подпись, Ф.И.О. - Signature, Name) Civil Aviation ................................... (Должность - Title) " ____ " ______________ 199 _ г |
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в приложение 2 внесены изменения
Приложение 2
В Управление государственного надзора
за безопасностью полетов ФАС России
Заявление
Прошу внести __________________________________________, поступивший
(самолет, вертолет)
от _____________________________________________________________________,
на основании ___________________________________________________________,
принадлежащий собственнику: ____________________________________________,
эксплуатанту: _____________________________________________________,
в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ и выдать на него
Свидетельство о регистрации.
Данные о воздушном судне:
1. Тип _____________________________________________________________
2. Заводской (серийный номер) ______________________________________
3. Дата изготовления (последнего ремонта) __________________________
4. Назначение воздушного судна _____________________________________
5. Дата технического осмотра или летного испытания _________________
6. Кем произведен техосмотр или летное испытание ___________________
7. Место базирования _______________________________________________
Руководитель эксплуатирующей
организации _____________________________________________________________
(подпись) (фамилия)
М.П. " ___ " ____________ 19 г.
Реквизиты:
Собственника: Адрес ________________________________________________
Телефон (телефакс) ___________________________________
Эксплуатанта: Адрес ________________________________________________
Телефон (телефакс) ___________________________________
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в приложение внесены изменения
Приложение 3
В Управление государственного надзора
за безопасностью полетов ФАС России
Заявление
Прошу внести изменения в Свидетельство о регистрации N _____________
от ______________________________________________________________________
на воздушное судно, принадлежащее
собственнику: __________________________________________________________,
эксплуатанту: __________________________________________________________,
Причина внесения изменения _____________________________________________,
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Данные о воздушном судне:
1. Тип _____________________________________________________________
2. Опознавательный знак ____________________________________________
3. Заводской (серийный) номер ______________________________________
4. Дата изготовления (последнего ремонта) __________________________
5. Назначение воздушного судна _____________________________________
6. Дата технического осмотра или летного испытания _________________
7. Кем произведен технический осмотр или летное испытание __________
_________________________________________________________________________
8. Место базирования _______________________________________________
_________________________________________________________________________
Руководитель эксплуатирующей
организации _____________________________________________________________
(подпись) (фамилия)
М.П. " ___ " ____________ 19 г.
Реквизиты:
Собственника: Адрес ________________________________________________
Телефон (телефакс) ___________________________________
Эксплуатанта: Адрес ________________________________________________
Телефон (телефакс) ___________________________________
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в приложение 4 внесены изменения
Приложение 4
В Управление государственного надзора
за безопасностью полетов ФАС России
Заявление
Прошу заменить (выдать дубликат) Свидетельство о государственной
регистрации гражданского воздушного судна N _____________
от ______________________________________________________________________
на воздушное судно _______________________________________, принадлежащее
(тип, опознавательный знак)
собственнику: ___________________________________________________________
эксплуатанту: ___________________________________________________________
Причина замены (выдачи дубликата) _______________________________________
_________________________________________________________________________
Данные о воздушном судне:
1. Тип _____________________________________________________________
2. Опознавательный знак ____________________________________________
3. Заводской (серийный) номер ______________________________________
4. Дата изготовления (последнего ремонта) __________________________
5. Назначение воздушного судна _____________________________________
6. Дата технического осмотра или летного испытания _________________
7. Кем произведен технический осмотр или летное испытание __________
_________________________________________________________________________
8. Место базирования _______________________________________________
_________________________________________________________________________
Руководитель эксплуатирующей
организации _____________________________________________________________
(подпись) (фамилия)
М.П. " ___ " ____________ 19 г.
Реквизиты:
Собственника: Адрес ________________________________________________
Телефон (телефакс) ___________________________________
Эксплуатанта: Адрес ________________________________________________
Телефон (телефакс) ___________________________________
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в приложение 5 внесены изменения
Приложение 5
Акт
проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам
Комиссия в составе:
Председатель _______________________________________________________
Члены: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Произвела технический осмотр воздушного судна
1. Данные о воздушном судне:
- тип ______________________________________________________________
- опознавательный знак _____________________________________________
- заводской (серийный) номер _______________________________________
- дата изготовления (последнего ремонта) ___________________________
- налет с начала эксплуатации ___________ ч ___________ мин
- количество посадок с начала эксплуатации _________________________
- налет после последнего ремонта __________ ч __________ мин
- остаток ресурса до ремонта ___________ ч __________ мин
- остаток ресурса до ремонта в посадках ____________________________
- количество посадок после последнего ремонта ______________________
- количество ремонтов ______________________________________________
- когда, кем и где выполнен последний ремонт _______________________
2. Сведения о двигателях и воздушных винтах:
Двигатель, воздушный винт | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й |
- заводской номер двигателя - наработка с начала эксплуатации, ч. - наработка после последнего ремонта, ч - количество ремонтов - остаток ресурса до ремонта, ч - тип воздушного винта - заводской номер воздушного винта - наработка с начала эксплуатации, ч - наработка после последнего ремонта, ч - количество ремонтов - остаток ресурса до ремонта |
3. Воздушное судно осмотрено в объеме формы _____________
периодического технического обслуживания, карта-наряд N _____ от ________
4. Комплектность воздушного судна __________________________________
_________________________________________________________________________
5. Все доработки, обязательные к выполнению, на дату составления
настоящего акта выполнены.
6. Заключение комиссии о техническом состоянии и определении
годности воздушного судна к полетам _____________________________________
_________________________________________________________________________
Председатель
Члены:
М.П. " ____ " __________ 19 г.
7. Заключение главного инженера ____________________________________
о годности воздушного судна к полетам ___________________________________
_________________________________________________________________________
Главный инженер ______________________ ___________________________
(подпись) (фамилия)
М.П. " ____ " __________ 19 г.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в приложение внесены изменения
Приложение 6
Штамп организации,
предприятия
Приемо-сдаточный акт
Комиссия в составе:
Председателя _______________________________________________________
(должность, ф.,и.,о.)
Членов: ____________________________________________________________
(должность, ф.,и.,о.)
Представителя ______________________________________________________
(должность, ф.,и.,о.)
" ____ " _____________ 19 г. составила настоящий Акт о том, что на
основании _______________________________________________________________
(договора, контракта)
от " ____ " ____________ 19 г. комиссия приняла, а председатель сдал
воздушное судно ___________________ заводской N _________________
опознавательный знак _______________________________ выпущенный заводом
" ____ " _____________ 19 г.
налет с начала эксплуатации _____________ ч ____________ мин
налет после последнего ремонта ___________ ч ___________ мин
количество ремонтов ____________, дата последнего ремонта _______________
_________________________________________________________________________
На воздушном судне установлены двигатели:
Сведения о двигателях | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й |
Тип Заводской номер Наработал с начала эксплуатации, ч. Число ремонтов Наработал после последнего ремонта,ч. Дата последнего ремонта |
Последнее регламентное обслуживание воздушного судна произведено
" ___ " ____________ 19 г. по ______________ часовому регламенту
Воздушное судно укомплектовано согласно приемо-сдаточной ведомости,
за исключением: _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
С воздушным судном передается полный комплект формуляров: на
воздушное судно, двигатели, приборы и спецоборудование.
Свидетельство о регистрации и Удостоверение о годности воздушного
судна к полетам высылаются в орган, выдавший упомянутые документы.
В баках заправлено: топливо ____________ л, масло _______________ л,
антиобледенительная жидкость _______________ л.
(какая)
Перечень обнаруженных дефектов
При осмотре воздушного судна комиссия обнаружила следующие дефекты:
N п/п | Наименование дефектов | Отметки об устранении дефектов |
Самолет сдал __________________ _________________________
(подпись) (фамилия)
Самолет принял ________________ _________________________
(подпись) (фамилия)
" ____ " ____________ 19 г.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в приложение внесены изменения
Приложение 7
В Управление государственного надзора
за безопасностью полетов ФАС России
Заявление
Прошу выдать Экспортный сертификат о годности к полетам на воздушное
судно ___________________________________________________, направляемое
(тип, опознавательный знак)
________________________________________________ сроком _________________
(название государства)
на основании ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Данные о воздушном судне:
Изделие: Установлены двигатели:
Изготовитель: Серийные номера:
Тип (Модификация): (1) (3)
Серийный номер: (2) (4)
Наработка двигателей:
/-\ /-\
Новый \-/ Был в эксплуатации \-/ (1) (3)
/-\
Отремонтированный \-/ (2) (4)
Особенности:
Руководитель эксплуатирующей ____________________/___________________/
организации (подпись) (Ф.И.О)
М.П. " ____ " __________ 19 г.
Согласовано /от собственника/
____________________________________________________/___________________/
(должность) (подпись) (Ф.И.О)
М.П. " ____ " __________ 19 г.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в приложение внесены изменения
Приложение 8
Российская Федерация
Russian Federation
Министерство транспорта
Ministry of Transportation
Федеральная авиационная служба России
Department of Air Transportation
Экспортный сертификат
о годности к полетам
Export Certificate
of airworhiness
N ___________
Настоящим удостоверяется, что изделие, отвечающее данным,
представленным ниже, и более детально отображенное в
эксплуатационно-технической документации, проверено на дату подписания
данного сертификата, считается пригодным к полетам в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Настоящий сертификат не удостоверяет соответствие каким-либо
соглашениям и договорам между государствами и не дает права на
эксплуатацию воздушного судна в другом государстве.
This certifies that the product identified below and more
particulaly described in operatian documentation has been examined as of
this certificate is considered airworthy in accodance with the Russian
Federation legyslation currently in force.
This certificte in no way attests to compiance with any agreements
or contracts between two States, nor does it constitute authoryly to
operate an aircraft in other State.
Изделие: Установлены двигатели:
Product: Engines instalalled:
Тип (модификация): Серийный номер
Model: Serial number:
Серийный номер: (1) (3)
Serial number: (2) (4)
/-\ /-\
Новый \-/ Был в эксплуатации \-/ Наработка двигателей:
New Used aircraft Total time:
/-\
Отремонтированный \-/ (1) (3)
Newly Overhauled (2) (4)
Особенности:
Exceptions:
Государство, в которое экспортируется ______________________________
Country to which exported __________________________________________
Подпись
Signature _______________________
Должность
Title
" ___ " _______________ 19 ___ г.
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в приложение внесены изменения
Приложение 9
Российская Федерация Russian Federation Министерство транспорта Ministry of Transport Федеральная авиационная служба России Air Transport Department Свидетельство об исключении Certificate of cancellation N ....... Настоящим удостоверяется, что гражданское воздушное судно (This confirm the following civil aircraft) _______________________________________________________________________ тип/модель (model aircraft) серийный/заводской номер (serisl number) принадлежащее (belongen to) ___________________________________________ _______________________________________________________________________ из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Фе- дерации исключено (is from the State Regicter Civil aircraft Russia Federation on). Подпись Signature ______________________________ Должность Title ______________________________ " ____ " ______________ 199 ___ г. |
Приложение 10
Приложение 11
(Приложение 1 к Указанию ДВТ от 24.3.92 N 6.1-7)
Приказом ФАС России от 25 ноября 1997 г. N 256 в сноски внесены изменения
----------------------------
* далее Государственный реестр
** далее Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минтранса РФ от 12 октября 1995 г. N ДВ-110 "О введении в действие Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минтранса РФ от 14 декабря 2004 г. N 44 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 25 ноября 1997 г. N 256