Председателю Пензенской
городской Думы
Пинишиной С.Ф.
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка законности Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 332/25.
В ходе проверки установлено, что ряд норм указанного Положения не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы граждан.
Пунктом 4.2 Положения установлено, что помимо кадастровой карты (плана) земельного участка к заявлению прикладываются следующие документы:
- копии учредительных документов юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, - в случае использования объекта недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности либо иной документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости;
- копия технического паспорта на объект недвижимости;
- документ, подтверждающий право пользования земельным участком (при наличии).
Согласно пункту 4.4 Положения Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пензы вправе затребовать у заявителя иные необходимые документы.
Кроме того, пунктом 4.5 Положения установлено, что регистрации и рассмотрению по существу подлежат заявления, поданные по утвержденной форме, при условии предоставления заявителем документов, перечисленных в пункте 4.2 Положения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исходя из смысла пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка гражданин или юридическое лицо может обращаться только с одним заявлением.
Истребование каких-либо других документов, как это предусмотрено пунктами 4.2 и 4.4 указанного Положения, при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Установление условия о регистрации и рассмотрении по существу заявления о приобретении права на земельный участок только при предоставлении всех запрашиваемых документов (пункт 4.5 Положения) также противоречит статье 36 ЗК РФ и ограничивает права граждан и юридических лиц, установленные федеральным законодательством, в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
Пункт 4.10 указанного Положения предусматривает, что при наличии спора о принадлежности земельного участка либо спора о его границах работа по заявлению о приобретении права собственности на земельный участок приостанавливается.
В то же время действующее земельное законодательство не предусматривает приостановление работ по заявлению о приобретении права собственности на земельный участок при наступлении каких-либо обстоятельств.
Таким образом, пункты 4.2, 4.4, 4.5, 4.10 Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 332/25, противоречат федеральному законодательству и ограничивают реализацию конституционных прав граждан и юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Пункты 4.2, 4.4, 4.5, 4.10 Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 332/25, привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Пензенской городской Думы.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Первый заместитель прокурора области
государственный советник
юстиции 3 класса |
Н.Е.Снаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 10 апреля 2003 г. N 7-5-38-03 на пункты 4.2, 4.4, 4.5, 4.10 Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 332/25
Текст Протеста официально опубликован не был