Постановление Правительства Пензенской области
от 31 января 2003 г. N 36-пП
"О целевой программе "Пожарная безопасность
Пензенской области на 2003-2005 годы"
Постановлением Правительства Пензенской области от 17 января 2006 г. N 14-пП настоящее Постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", решением Правительственной комиссии Российской Федерации по пожарной безопасности от 23.11.1999 N 4, в целях повышения пожарной безопасности на территории Пензенской области Правительство Пензенской области постановляет:
1. Одобрить целевую программу "Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы" (далее именуется - Программа).
2. Внести Программу на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской области.
3. Рекомендовать руководителям территориальных органов государственного управления исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области:
- разработать в I полугодии 2003 года применительно к местным условиям целевые программы по обеспечению пожарной безопасности на территориях районов и городов области на период 2003-2005 гг.;
- в течение трех месяцев рассмотреть на комиссиях по пожарной безопасности вопросы противопожарной защиты жилого фонда и принять дополнительные меры по предотвращению гибели людей на пожарах.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Одобрена
Правительства Пензенской области
от 31 января 2003 г. N 36-ПП
Целевая программа
"Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы"
г. Пенза
Паспорт целевой программы
"Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы"
Наименование Программы | Целевая программа "Пожарная безопасность Пен- зенской области на 2003-2005 годы" |
Заказчик Программы | Управление государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обо- роны и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС) Пен- зенской области |
Цель и задачи Программы | Создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, проживающих на территории Пензенской области |
Сроки и этапы реализации Программы |
2003-2005 годы 1 этап - 2003 год 2 этап - 2004 год 3 этап - 2005 год |
Перечень основных меро- приятий Программы |
Совершенствование работы по профилактике и ту- шению пожаров, разработка и освоение производ- ства современных средств противопожарной защи- ты, укрепление кадрового аппарата, активизация информационного обеспечения жителей Пензенской области в сфере пожарной безопасности и профи- лактики пожаров, развитие материально-техни- ческой базы Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обо- роны и чрезвычайным ситуациям Пензенской об- ласти |
Исполнители основных ме- роприятий Программы |
Комиссия по пожарной безопасности при Прави- тельстве Пензенской области, Правительство Пензенской области, территориальные органы го- сударственного управления исполнительной влас- ти области, органы местного самоуправления му- ниципальных образований Пензенской области, Управление государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обо- роны и чрезвычайным ситуациям Пензенской об- ласти |
Объемы и источники фи- нансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Про- граммы (в ценах 2002 года) составляет 12974,2 тыс. рублей за счет средств бюджета Пензен- ской области и других источников финансирова- ния |
Ожидаемые конечные ре- зультаты реализации Про- граммы |
Сокращение количества пожаров с тяжкими по- следствиями, в том числе: относительное умень- шение числа погибших и травмированных на пожа- ре людей на 10-15%, снижение потерь от пожаров на 15-20% |
Организация контроля за реализацией Программы |
Комиссия по пожарной безопасности при Прави- тельстве Пензенской области, Министерство по делам ГО и ЧС Пензенской области |
Цель Программы
Целевая программа "Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы" разработана в целях дальнейшего совершенствования работы по исполнению положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Закона Пензенской области от 1 сентября 1997 года N 55-ЗПО "О пожарной безопасности".
Приоритетным направлением настоящей Программы является создание системы обеспечения пожарной безопасности на территории Пензенской области путем реализации следующих первоочередных мероприятий:
- разработка и осуществление правовых, организационных, экономических и научно-технических мер, направленных на предупреждение и борьбу с пожарами;
- внедрение научно-технических достижений в противопожарную защиту объектов различных сфер экономики, взрывопожаробезопасных технологий, веществ и материалов;
- соблюдение государственными органами и общественными объединениями, юридическими и физическими лицами требований норм и правил пожарной безопасности;
- сочетание экономической заинтересованности юридических и физических лиц в соблюдении законодательства о пожарной безопасности с их ответственностью за нарушения противопожарных норм и правил;
- укрепление материально-технической базы структурных подразделений Управления государственной противопожарной службы Министерства ГО и ЧС Пензенской области;
- совершенствование системы Государственного пожарного надзора и общественного контроля;
- профессиональный отбор и повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства ГО и ЧС Пензенской области.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности в Пензенской области являются территориальные органы государственного управления исполнительной власти Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, предприятия и организации различных форм собственности, а также граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнение мероприятий, предусмотренных Программой, позволит решить наиболее острые проблемы, стоящие перед Государственной противопожарной службой (ГПС), в части создания положительных тенденций повышения потенциала пожарной охраны, увеличения числа муниципальных и ведомственных противопожарных формирований, что в результате окажет непосредственное влияние на укрепление пожарной безопасности на территории Пензенской области.
Сущность проблемы
Обстановка с обеспечением пожарной безопасности объектов и населенных пунктов Пензенской области остается сложной и имеет выраженные негативные тенденции. В 2002 году отмечено резкое увеличение числа пожаров, рост материального ущерба, а также количества погибших в огне людей. Показатели являются наивысшими за период с 1998 года.
Динамика количества пожаров и их последствий за последние пять лет характеризуется следующим образом:
Период | Количество пожаров |
Ущерб (тыс. руб.) |
Гибель людей (чел.) |
Травмировано (чел.) |
1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Итого за 5 лет |
2441 2379 2282 2376 2623 12101 |
11213 14051 14503 23595 39173 102535 |
165 164 160 181 229 899 |
75 110 85 80 161 511 |
В результате пожаров за последние пять лет огнем уничтожено 4468 строений различного назначения, 203 единицы автомобильной и специальной техники, 10269 тонн сельскохозяйственных кормов, более 170 тыс. кв. метров жилой площади в ведомственных и принадлежащих гражданам жилых домах.
Основными местами возникновения пожаров остаются жилые дома и надворные постройки, доля которых ежегодно превышает 75 процентов от общего количества.
Основные места возникновения пожаров в 2001 г.
Жилые дома - 44%
Надворные постройки - 31%
Грубые корма - 9%
Прочие - 7%
Сельскохозяйственные объекты - 2%
Здания общественного назначения - 2%
Склады, базы и учреждения торговли - 2%
Промпредприятия - 2%
Новостройки - 0,4%
Ежегодный анализ показывает, что свыше половины пожаров на территории Пензенской области традиционно приходятся на сельскую местность. Материальные потери от них и число погибших в огне людей составляют более 50 процентов от общих показателей области.
Основные причины пожаров в 2001 г.
Неосторожное обращение с огнем - 39%
Электрооборудование - 24%
Печное отопление - 17%
Прочие - 6%
Шалость детей с огнем - 5%
Неустановленные причины - 3%
Поджоги - 3%
Керосиновые, газовые приборы - 2%
Технологические - 1%
В целом ситуация с пожарами по области оценивается как весьма сложная. Степень негативного влияния их последствий на состояние социальной, техногенной и экономической безопасности недопустимо высока. По-прежнему основными причинами возникновения пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (39 процентов от общего количества), нарушение правил эксплуатации электрооборудования и потребителей электроэнергии (24 процента от общего количества) и неисправность печного отопления (17 процентов от общего количества). Наиболее распространенными условиями гибели и травматизма людей являются: состояние алкогольного опьянения (60 процентов), болезнь и преклонный возраст пострадавших (12 процентов), состояние сна (10 процентов).
Тем не менее отношение общества, граждан, руководителей всех уровней государственных и социальных институтов к этой проблеме неадекватно сложившемуся положению дел. На основании вышеизложенного Управлением государственной противопожарной службы (УГПС) МЧС области твердо и последовательно отстаиваются конституционные права граждан по защите их жизни, здоровья, жилища и имущества от пожаров. За прошедший год подразделениями УГПС МЧС области обследовано 1154 населенных пункта, свыше 21,7 тыс. объектов с выдачей обязательных для исполнения предписаний и более 90,248 тыс. жилых домов. За нарушения норм и правил пожарной безопасности привлечено к административной ответственности в виде штрафа более 10,0 тыс. должностных лиц и граждан, приостанавливалась эксплуатация 11,1 тыс. предприятий (отдельных производств, производственных участков, агрегатов), зданий и сооружений, находившихся в пожароугрожаемом состоянии.
Подразделениями пожарной охраны выполняется большой объем первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с пожарами, в условиях острейшего дефицита средств. Финансирование ГПС за счет средств федерального бюджета на расширение материально-технической базы составило в 2002 году 28,1 процента от потребности. Денежный дефицит привел к тому, что укомплектованность подразделений УГПС Министерства ГО и ЧС Пензенской области основными видами пожарной техники составляет 56 процентов. Из имеющегося парка пожарной техники 84 процента выработали моторесурс. Уменьшение финансирования федеральным бюджетом привело к сокращению в 2001-2002 гг. личного состава ГПС на 74 единицы.
С 1995 года на территории региона функционирует комиссия безопасности при Правительстве Пензенской области, которая оказывает существенное влияние на формирование положительных тенденций по части повышения уровня противопожарной защиты объектов и жилого фонда населенных пунктов. Однако без целенаправленного выделения ассигнований на содержание пожарных подразделений и улучшение материально-технической базы невозможно сохранение их боеготовности на минимально допустимом уровне. Только в каждом втором районе области предусматриваются затраты на содержание пожарной охраны отдельной строкой в соответствующих бюджетах. В настоящий момент фактическая численность личного состава ГПС составляет 57,7 процентов от нормативов, установленных статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Следствием вышеназванного является резкое увеличение нагрузки на технические и людские ресурсы. Постоянное сокращение личного состава и износ пожарной автомобильной техники усугубляют ситуацию. В районах области сложилась критическая ситуация с организацией пожаротушения. На пожар выезжают 2-3 человека, что составляет лишь 50 процентов от минимально допустимого количества личного состава. Ликвидация относительно небольшого пожара из-за хронической неукомплектованности личным составом осуществляется с привлечением максимального количества пожарной техники. При тушении пожаров боевые расчеты работают на пределе физических возможностей.
Низкий уровень противопожарной защиты объектов и населенных пунктов и кризисное положение дел в пожарной охране непосредственным образом отражаются на экономике Пензенской области. Наряду с огромными материальными потерями, причиняемыми пожарами, сдерживаются темпы производственного и жилищного строительства, развитие городов и других населенных пунктов области.
С целью выхода из сложившегося положения дел Управлением государственной противопожарной службы Министерства ГО и ЧС Пензенской области предложены мероприятия по поэтапному доведению боеготовности подразделений пожарной охраны до необходимого уровня, изложенные в разделах "Материально-техническое и финансовое обеспечение программы" и "Мероприятия по реализации целевой программы".
Материально-техническое и финансовое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение настоящей Программы осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления. Перечень технических средств, дополнительно необходимых ГПС для поддержания требуемого уровня противопожарной защиты в области, приведен в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Основные направления и мероприятия |
Кол- во |
Общая сумма затрат по реа- лизации програм- мы на 2003 - 2005 гг. (тыс. руб.) |
В том числе по годам: | ||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Пожарные автомобили: - АЦ-3,0-40(131Н)5А - АЦ-40-5,8-40(5557) УРАЛ |
7 2 |
5600,0 2800,0 |
3/2400,0 0,0 |
2/1600,0 1/1400,0 |
2/1600,0 1/1400,0 |
Итого: | 9 | 8400,0 | 3/2400,0 | 3/3000,0 | 3/3000,0 | |
2. | Средства связи: - радиостанция "Виола Ц" - радиостанция "Виола Л" ЗИПы к радиостанциям |
3 8 38 |
225,0 225,0 375,0 |
1/75,0 2/75,0 15/150,0 |
1/75,0 2/75,0 13/150,0 |
1/75,0 4/150,0 10/75,0 |
Итого: | 49 | 900,0 | 18/300,0 | 16/300,0 | 15/300,0 | |
3. | Специальное аварийно- спасательное оборудова- ние: - спасательные веревки - рукав спасательный РСД-МС Специальное альпинист- ское снаряжение для снятия пострадавших с высот КСИ П2-05-30 - фонари ФОС-3 (с за- рядными устройствами) - самоспасатель для за- щиты органов дыхания (СПИ) - спасательное устрой- ство "Слип-эвакуатор" |
30 2 20 22 150 8 |
33,0 50,0 40,2 66,0 135,0 5,2 |
10/11,0 - - 12/36,0 50/45,0 8/5,2 |
10/11,0 1/25,2 5/10,2 - - - |
10/11,0 1/25,0 15/30,0 10/30,0 100/90,0 - |
Итого: | 232 | 329,4 | 80/97,2 | 16/46,2 | 136/186,0 | |
4. | Средства защиты личного состава от воздействия вредных факторов пожара и СДЯВ: - теплоотражательные костюмы ТК-800 - костюмы стойкие в хи- мически агрессивных средах |
28 60 |
1260,0 60,0 |
10/210,0 20/20,0 |
8/168,0 20/20,0 |
10/210,0 20/20,0 |
Итого: | 88 | 648,0 | 30/230,0 | 28/188,0 | 30/230,0 | |
5. | Развитие базы пожарной охраны (ремонт зданий пожарных депо) |
26 | 1050,0 | 300,0 | 350,0 | 400,0 |
Итого: | 28 | 1050,0 | 300,0 | 350,0 | 400,0 | |
6. | Запасные части и ком- плектующие для ремонта пожарной автотехники: - аккумуляторные бата- реи: 6 СТ-60 6 СТ-75 6 СТ-90 6 СТ-132 6 СТ-190 |
12 12 24 9 9 |
9,6 11,4 24,0 13,5 18,0 |
4/3,20 4/3,80 8/8,0 3/4,50 3/6,0 |
4/3,20 4/3,80 8/8,0 3/4,50 3/6,0 |
4/3,20 4/3,80 8/8,0 3/4,50 3/6,0 |
Итого по АКБ: | 66 | 76,50 | 22/25,5 | 22/25,5 | 22/25,5 | |
- автошины: 8,40x15 240x508 R 260x508 R 12,00x20 1100x400x533 |
18 12 30 24 12 |
14,4 21,6 60,0 74,4 67,2 |
6/4,8 4/7,2 10/20,0 8/24,8 4/22,4 |
6/4,8 4/7,2 10/20,0 8/24,8 4/22,4 |
6/4,8 4/7,2 10/20,0 8/24,8 4/22,4 |
|
Итого по автошинам: | 96 | 237,6 | 32/79,2 | 32/79,2 | 32/79,2 | |
Запасные части и комплекту- ющие к пожарным насосам: |
36 | 102,0 | 12/34,0 | 12/34,0 | 12/34,0 | |
Запасные части и комплекту- ющие для ремонта пожарной техники |
552 | 540,0 | 184/180,0 | 184/180,0 | 184/180,0 | |
ПТВ | 220 | 690,7 | 78/239,1 | 49/146,0 | 93/305,6 | |
Всего в Программе: | 1376 | 12974,2 | 3885,0 | 4348,9 | 4740,3 |
Мероприятия по реализации целевой Программы
Таблица 2
N п/п |
Что необходимо выполнить | Исполнитель | Срок испол- нения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Исполнение законодательства в области пожарной безопасности рассматривать на заседаниях комиссии по пожарной безопасности при Правительстве Пен- зенской области |
Комиссия по пожарной безопасности при Пра- вительстве Пензенской области |
Ежегод- но |
2. | Рассматривать вопросы состояния мате- риально-технического обеспечения Го- сударственной противопожарной службы области, при необходимости выходить с ходатайством в МЧС России о выделении средств из федерального бюджета на реконструкцию зданий пожарных депо, закупку пожарной автомобильной техни- ки и специального вооружения |
Правительство Пензен- ской области, Минис- терство по делам ГО и ЧС Пензенской области |
Ежегод- но |
3. | Принятие районных целевых программ развития пожарной охраны на 2-3 года |
Территориальные орга- ны государственного управления исполни- тельной власти облас- ти, органы местного самоуправления, УГПС Министерства по делам ГО и ЧС области |
2002 г. |
4. | В районах области предусмотреть еже- годную разработку и дальнейшую реали- зацию планов совершенствования работы Государственной противопожарной служ- бы, основных пожарно-технических ме- роприятий по повышению противопожар- ной устойчивости населенных пунктов, предприятий, учреждений, организаций, внедрения научно-технических достиже- ний в данной сфере |
Территориальные орга- ны государственного управления исполни- тельной власти облас- ти, органы местного самоуправления, УГПС МЧС области |
До 20 января соот- ветст- вующего года |
5. | Утверждение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной ох- раны |
Органы местного само- управления муници- пальных образований Пензенской области |
Ежегод- но |
6. | Совместно с заинтересованными ведом- ствами согласовать вопрос о гарантиях правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожар- ной службы, участвующего в боевых действиях по тушению пожаров |
Территориальные орга- ны государственного управления исполни- тельной власти облас- ти, органы местного самоуправления, УГПС МЧС области |
Ежегод- но |
7. | Совместно со страховыми организациями обеспечить исполнение статьи 28 Феде- рального закона "О пожарной безопас- ности" и пункта 4 постановления Пра- вительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 789 "О фондах пожарной безопасности и противопожарном стра- ховании" в части организации отчисле- ний от поступивших сумм страховых платежей по противопожарному страхо- ванию в размере не ниже пяти процен- тов от этих сумм в соответствии с по- рядком, устанавливаемым Федеральной службой России по надзору за страхо- вой деятельностью |
Управление Государст- венной противопожар- ной службы, страховые организации области |
2003- 2005 годы |
9. | Обеспечить выделение средств для при- обретения пожарных автомобилей, по- жарно-технического вооружения, снаря- жения, средств связи и т.д. (таблица N 1) |
Территориальные орга- ны государственного управления исполни- тельной власти облас- ти и органы местного самоуправления муни- ципальных образова- ний, УГПС МГО и ЧС |
2003- 2005 годы |
10. | Обеспечить строительство объектов ГПС, изыскать средства на проведение реконструкции и капитального ремонта зданий пожарных депо согласно п.9# таблицы N 1 настоящей Программы |
Территориальные орга- ны государственного управления исполни- тельной власти облас- ти и органы местного самоуправления муни- ципальных образова- ний, УГПС МГО и ЧС области |
2003- 2005 годы |
11. | Обеспечить неукоснительное исполнение постановления Правительства Пензен- ской области от 15.11.2001 N 416-пП "Об организации на предприятиях, в учреждениях и организациях Пензенской области подразделений пожарной охра- ны" |
Территориальные орга- ны государственного управления исполни- тельной власти облас- ти и органы местного самоуправления муни- ципальных образова- ний, УГПС МГО и ЧС области |
2003- 2005 годы |
12. | Ежегодно осуществлять комплекс перво- очередных мероприятий по обеспечению необходимого уровня противопожарной защиты объектов жизнеобеспечения с массовым пребыванием людей: образова- тельных учреждений, детских оздорови- тельных центров, сельскохозяйственных предприятий и т.д. |
Территориальные орга- ны государственного управления исполни- тельной власти облас- ти и органы местного самоуправления муни- ципальных образова- ний, УГПС МГО и ЧС области |
2003- 2005 годы |
13. | Обеспечить реализацию постановления Правительства Пензенской области от 17.01.2002 N 19-пП "Об организации областного соревнования между муници- пальными образованиями за достижение лучших социально-экономических пока- зателей" |
Территориальные орга- ны государственного управления исполни- тельной власти облас- ти и органы местного самоуправления муни- ципальных образова- ний, УГПС МГО и ЧС области |
2003- 2005 годы |
14. | Предоставить территориальному органу Государственного пожарного надзора право разработки и утверждения правил пожарной безопасности для объектов и учреждений, в которых эти правила от- сутствуют, а также внесения корректив в действующие нормы и правила пожар- ной безопасности исходя из местных условий |
Управление государст- венной противопожар- ной службы МГО и ЧС Пензенской области |
По не- обходи- мости |
15. | Продолжить работу по лицензированию ведомственной и профессиональной по- жарной охраны. Усовершенствовать сис- тему профессионального отбора и повы- шения уровня профессиональной подго- товки сотрудников и работников ГПС. Провести аттестацию должностных лиц Государственной противопожарной служ- бы на предмет знания руководящих до- кументов, норм и правил пожарной бе- зопасности |
Управление государст- венной противопожар- ной службы МГО и ЧС Пензенской области |
2003- 2005 годы |
16. | Систематизировать работу по исполне- нию социальной программы оказания по- мощи малообеспеченным, многодетным семьям, инвалидам, ветеранам ВОВ в части предоставления услуг по ремонту неисправного электрооборудования, систем местного отопления и т.д. |
Территориальные орга- ны государственного управления исполни- тельной власти облас- ти и органы местного самоуправления муни- ципальных образова- ний, УГПС ГО и ЧС об- ласти |
2003- 2005 годы |
17. | С целью всестороннего информационного обеспечения населения Пензенской об- ласти и пропаганды противопожарных знаний шире задействовать средства массовой информации, использовать не- традиционные формы работы, в т.ч. обучение соискателей экспертных за- ключений и лицензий ГПС на базе по- жарно-технического центра на договор- ной основе (ст.24 Федерального закона "О пожарной безопасности") |
Министерство по делам ГО и ЧС области, Уп- равление по связям с общественностью Пра- вительства Пензенской области |
2003- 2005 годы |
18. | Установить за счет местных бюджетов единовременные дополнительные выплаты для сотрудников (работников) ГПС, ко- торые с риском для собственной жизни выполняли боевую задачу по тушению пожара или проведению аварийно-спаса- тельных работ |
Органы местного само- управления муници- пальных образований области |
2003- 2005 годы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 31 января 2003 г. N 36-пП "О целевой программе "Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы"
Текст Постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 2 от 23 февраля 2003 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 17 января 2006 г. N 14-пП настоящее Постановление признано утратившим силу