По инициативе Пензенского ТУ МАП России проведена проверка постановления от 15.08.2003 г. N 1509 "Об организации сбора средств с заказчиков-застройщиков в счет участия в строительстве общегородских объектов" на соответствие требованиям ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В результате чего установлено следующее.
Постановлением Главы администрации г.Пензы от 29.05.2003 г. N 1012 утверждено Положение о Главархитектуре, в функции которого входит рассмотрение заявлений и обращений граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности, а также принятие решения и подготовка документов в целях выдачи разрешений на строительство.
Постановлением Главы администрации г. Пензы от 08.10.2002 г. N 1865 утвержден Устав МУП "УГиА", где одним из основных направлений деятельности предприятия является подготовка текстов проектов исходно-разрешительной документации, которая принимается Администрацией г. Пензы и/или Главархитектурой.
Согласно постановлению Главы г.Пензы от 15.08.2003 г. N 1509 "Об организации сбора средств с заказчиков-застройщиков в счет участия в строительстве общегородских объектов", принятому во исполнение решения Пензенской городской Думы от 30.08.2001 г. N 121/9 "Об условиях осуществления строительства на территории г. Пензы", Главархитектура выдает разрешения на возведение временных объектов социального назначения после заключения заказчиками-застройщиками договоров с МФ "Жилье" или после получения от МФ "Жилье" справки об отсутствии оснований для заключения договора об участии. При подготовке проекта постановления главы города о предоставлении покупателям временных объектов в аренду земельных участков в справку к проекту включают МФ "Жилье" с целью контроля участия заказчиков-застройщиков в строительстве общегородских объектов.
Данный порядок противоречит положениям статьи 421 Гражданского кодекса РФ, гарантирующей свободу договора и не допускающей понуждения хозяйствующих субъектов к заключению договора.
В соответствии со статьей 124 ГК РФ городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений и должны соблюдать основные начала гражданского законодательства, провозглашенные в ст. 1 ГК РФ, в частности, признание равенства участников правоотношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Таким образом, совместные действия Администрации г. Пензы, Главархитектуры, МУП "УГиА", МФ "Жилье" в отношении заказчиков-застройщиков ограничивают самостоятельность последних, что может привести к ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов, в результате чего ущемляются их интересы и ограничивается конкуренция.
В результате действия постановления хозяйствующие субъекты не имеют возможности приступить к строительству объектов и в дальнейшем выйти на соответствующий товарный рынок с целью осуществления предпринимательской деятельности, чем ограничивается их самостоятельность и ущемляются экономические интересы.
При таких условиях нормы постановления Главы г. Пензы от 15.08.2003 г. N 1509 "Об организации сбора средств с заказчиков-застройщиков в счет участия в строительстве общегородских объектов" противоречат пункту 1 статьи 7 Закона о конкуренции, так как ограничивают самостоятельность и создают необоснованные и дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительство объектов на территории г. Пензы, в результате ущемляются их интересы и ограничивается конкуренция на соответствующих товарных рынках.
В связи с изложенным и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона о конкуренции, а также пунктами 2.1., 6.1.-6.4. Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Пензенским территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства принято решение о возбуждении и рассмотрении дела в порядке особого производства по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в отношении Администрации города Пензы.
Приложение:
1. Определение о возбуждении дела N 2-03/53-2003 о нарушении антимонопольного законодательства.
2. Предписание N 2-03/53-2003 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Приложение
к решению
Пензенского территориального управления МАП РФ
от 1 сентября 2003 г.
Предписание N 2-03/53-2003
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Председатель комиссии Пензенского ТУ МАП России, рассмотрев в порядке особого производства дело N 2-03/53-2003 о нарушении Администрацией города Пензы пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", предписывает:
1. Администрации г. Пензы в срок до 09 сентября 2003 года прекратить нарушение статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в принятии постановления от 15.08.2003 N 1509 "Об организации сбора средств с заказчиков-застройщиков в счет участия в строительстве общегородских объектов", ограничивающего конкуренцию и ущемляющего интересы хозяйствующих субъектов, получающих разрешение на строительство на территории г. Пензы.
2. Администрации г. Пензы в срок до 09 сентября 2003 года отменить пункты 1, 2, 3 постановления N 1509 от 15.08.2003 г.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пензенское территориальное управление МАП России в срок до 11 сентября 2003 года с приложением подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенского территориального управления МАП РФ от 1 сентября 2003 г. N 2-03/53-2003 "О возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства"
Текст Решения официально опубликован не был