Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Пензенской области
от 25 февраля 2004 г. N 406-20/3 ЗС
Отчет
о работе Счетной палаты Пензенской области за 2003 год
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 34 Закона Пензенской области от 07.04.1998 N 72-ЗПО "О Счетной палате Пензенской области" о ежегодном представлении Законодательному Собранию Пензенской области отчета о работе Счетной палаты Пензенской области.
I. Общие положения. Итоги работы Счетной палаты
Счетная палата Пензенской области, основными принципами деятельности которой являются законность, системность, объективность, независимость и гласность, руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом Пензенской области и законодательными актами, действующими на территории области.
Для решения задач, изложенных в статье 2 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области", в 2003 году Счетная палата проводила контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, организационно-методическую и иную деятельность в соответствии с годовым планом, утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты Пензенской области от 10.01.2003 N 15/1.
Годовой отчет Счетной палаты отражает основные результаты ее деятельности в 2003 году. В нем в сжатом виде представлены общие параметры этой деятельности, результаты наиболее значимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, приводится обзор выявленных нарушений и недостатков.
План работы Счетной палаты на 2003 год был сформирован на основе предложений постоянных органов Законодательного Собрания Пензенской области, Губернатора Пензенской области, а также исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением бюджета Пензенской области, целевых бюджетных фондов с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты. В течение отчетного года в него были внесены изменения в связи с запросами Законодательного Собрания, а также предложениями членов Коллегии Счетной палаты.
В 2003 году Счетной палатой проведено 72 контрольно-экспертных мероприятия, в том числе:
58 - по поручениям Законодательного Собрания;
1 - по предложениям Губернатора Пензенской области;
1 - по поручению Счетной палаты Российской Федерации;
12 - по инициативе Счетной палаты Пензенской области.
Из них 18 проверок и 54 экспертно-аналитических мероприятия. Контрольными мероприятиями был охвачен 51 объект.
Продолжена практика проведения контрольных мероприятий совместно со Счетной палатой Российской Федерации в рамках Соглашения. В 2003 году была осуществлена проверка муниципального предприятия "Дворец спорта "Рубин" по вопросу эффективности использования спортивных сооружений в 2000-2003 годах.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном году, установлено:
- сумма, израсходованная не по целевому назначению - 12,7 млн. рублей;
- сумма, израсходованная неэффективно - 27,8 млн. рублей;
- сумма, израсходованная с другими нарушениями - 2,1 млн. рублей;
- недополучено доходов в бюджет Пензенской области (арендные платежи, прибыль ГУПов, налоги) - 1,2 млн. рублей;
- временное отвлечение бюджетных средств (РОВД Пензенской области, ГУПР по Пензенской области) - 0,6 млн. рублей.
Материалы по итогам проверок и экспертно-аналитических мероприятий регулярно направлялись в Законодательное Собрание Пензенской области, Губернатору Пензенской области.
В отчетном году придавалось большое значение организационной и методической работе в целях обеспечения качественной и эффективной деятельности Счетной палаты.
Распределены и утверждены основные направления деятельности Счетной палаты за аудиторами, разработаны и утверждены должностные обязанности для специалистов аппарата Счетной палаты. Подготовлена и вступила в действие с мая 2003 года новая редакция статьи 12 в Регламенте Счетной палаты Пензенской области "О порядке делопроизводства Счетной палаты". Составлена и утверждена номенклатура дел Счетной палаты.
Дополнительно к соглашениям, заключенным о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Счетной палатой Пензенской области от 16 февраля 2001 года, между Счетной палатой Пензенской области и Управлением внутренних дел Пензенской области от 2 апреля 2001 года, в соответствии со статьей 24 Закона Пензенской области от 07.04.1998 N 72-ЗПО "О Счетной палате Пензенской области", в отчетном году были# заключено Соглашение о взаимодействии Счетной палаты и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пензенской области.
В течение отчетного года было проведено 41 заседание Коллегии Счетной палаты, 96 рабочих и оперативных совещаний с работниками Счетной палаты, на которых рассматривались отчеты по проверкам и заключения по экспертизам проектов законов и нормативно-правовых актов, а также организационные вопросы деятельности Счетной палаты.
Особое внимание в отчетном периоде уделялось взаимодействию Счетной палаты Пензенской области со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и, прежде всего, контрольно-счетными органами субъектов Приволжского федерального округа. Оно осуществлялось по следующим направлениям:
- участие специалистов Счетной палаты Пензенской области в тематических семинарах и научно-практических конференциях, проводимых в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации;
- методическая помощь и обмен опытом во время приема в Счетной палате сотрудников Счетной палаты Российской Федерации (Иванова Николая Васильевича, начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации, Карандаева Геннадия Никифоровича, начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации, доктора экономических наук, Чехонадских Галины Дмитриевны, главного инспектора, Бергериной Марины Владимировны, ведущего инспектора);
- подписание и продление двусторонних соглашений.
Специалисты Счетной палаты приняли участие в июне 2003 года в г. Саратове в работе научно-практической конференции на тему "Роль и место контрольных органов в системе межбюджетных отношений", в сентябре 2003 года в г.Геленджик во Всероссийской научно-практической конференции по вопросам совершенствования контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий и в декабре 2003 года во Всероссийской научно-практической конференции в г. Москве "Финансовый контроль и управление экономикой". В работе конференций принимали участие Председатель Счетной палаты Российской Федерации Степашин С.В., депутаты Государственной Думы Российской Федерации, должностные лица администрации Президента Российской Федерации и другие.
Специалисты Счетной палаты области приняли также участие в ежегодном конкурсе, организуемом Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации на звание "Лучший финансовый контролер России", итоги которого будут подведены 12-13 февраля текущего года.
Большая работа проведена в отчетном году по укреплению материально-технической базы Счетной палаты. Приобретено четыре компьютера, один принтер, другое необходимое оборудование, в т.ч. техническое. В результате все рабочие места были обеспечены нормальными условиями для работы. Подключена электронная почта.
Особое внимание уделялось повышению квалификации специалистов Счетной палаты. 30 числа каждого месяца проводилась учеба работников Счетной палаты с приглашением специалистов других контрольных органов. В настоящее время один работник, не имеющий высшего образования, обучается в Пензенском государственном университете по специальности "Финансы и кредит".
В целях определения уровня профессиональной полготовки# государственного служащего, принятого на должность главного специалиста Счетной палаты Пензенской области (Щетинина В.В.), и его соответствия требованиям к замещению государственной должности в декабре отчетного года проведена аттестация и квалификационный экзамен. По результатам данного мероприятия признано, что аттестуемый сотрудник соответствует занимаемой должности.
II. Предварительный контроль
Счетная палата Пензенской области осуществляла предварительный контроль при проведении экспертизы федеральных законов, законов Пензенской области, и иных правовых актов Пензенской области, предусматривающих финансирование расходов, осуществляемых за счет средств бюджета Пензенской области или влияющих на формирование и исполнение этого бюджета.
На этапе предварительного контроля была дана оценка состояния нормативно-методической базы формирования бюджета; сопоставлялись параметры проекта бюджета с оперативной информацией о ходе исполнения бюджета текущего года и данными о социально-экономическом положении области; учитывалось фактическое состояние финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внутренних заимствований, межбюджетных отношений и иных показателей.
Важнейшей составной частью экспертно-аналитической деятельности в процессе предварительного контроля является подготовка заключений на проекты законов области об областном бюджете на соответствующий год, о бюджетах внебюджетных фондов.
На основе проведенного анализа проекта закона Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2004 год" было подготовлено и направлено заключение в Законодательное Собрание области, в котором сформулированы предложения и рекомендации, отмечено несоответствие отдельных положений требованиям норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 179, 182).
В заключениях Счетной палаты, подготовленных на законопроекты о бюджете Пензенской области, неоднократно обращалось внимание на необходимость учета в более полном объеме резервов наполняемости доходной части. По результатам анализа, проведенного при составлении заключения на проект закона Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2004 год", были отмечены дополнительные источники увеличения доходов бюджета за счет сокращения задолженности по налогу на прибыль, увеличения поступления по налогу на доходы физических лиц, в связи с сохранением роста поступлений по отдельным налогам.
Так, отмечая дальнейшее повышение уровня собираемости налогов, привлечение дополнительных доходов за счет проведения мероприятий по реструктуризации и сокращению задолженности по платежам, Счетная палата полагала необходимым установить в законопроекте объемы неучтенных поступлений за счет:
- сохранения в 2004 году достигнутого уровня выполнения бюджетных назначений текущего года по налогу на доходы физических лиц в сумме 35162,0 тыс. рублей;
- уточнения сумм налога на прибыль, подлежащих к уплате в бюджет Пензенской области, за счет сокращения имеющейся задолженности по налогам (без учета отсроченных и приостановленных к взысканию платежей) на 5940,0 тыс. рублей;
- повышения уровня собираемости единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога на игорный бизнес на 4943,0 тыс. рублей;
- уточнения доходов целевого бюджетного фонда за счет поступления акцизов на масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей (в части сумм, зачисляемых в территориальные дорожные фонды) в сумме 5800,0 тыс. рублей.
Отдельные предложения Счетной палаты были учтены при доработке законопроекта. В частности, увеличена доходная часть бюджета Пензенской области, внесены уточнения в приложение к законопроекту "Перечень областных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств бюджета Пензенской области в 2004 году". В результате объем средств бюджета Пензенской области, предусмотренных на финансирование областных целевых программ увеличился на 43,9 млн. рублей (дополнительно включено 4 программы). В Перечень нормативных правовых актов Пензенской области, действие которых приостанавливается в 2004 году, дополнительно включено 4 закона и постановление Правительства Пензенской области от 27.12.2000 N 656-пП.
Приведена в соответствие Программа государственных внутренних заимствований Пензенской области на 2004 год и приложение к законопроекту "Источники финансирования дефицита бюджета". Управлением финансов Пензенской области по замечаниям Счетной палаты области планируется учесть дополнительные безвозмездные поступления в доходной части областного бюджета после принятия федерального закона о бюджете на 2004 год, а также внести уточнения в План реализации приоритетных природоохранных мероприятий по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения Пензенской области после утверждения Правительством области пообъектного плана природоохранных мероприятий.
При подготовке заключения Счетной палаты на проект закона Пензенской области "Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2002 год" был использован материал проверки отчета об исполнении бюджета по доходам и расходам ТФОМС Пензенской области за 2002 год. Исполнительной дирекции ТФОМС по Пензенской области было предложено не допускать опережения роста расходов на содержание исполнительной дирекции над ростом поступающих доходов. Данное предложение было учтено в ходе исполнения бюджета в 2003 году и при формировании проекта бюджета на 2004 год. Предложение по обеспечению возврата денежных средств нецелевого использования Малосердобинской ЦРБ в сумме 612,9 тыс. рублей исполнено частично в сумме 169,6 тыс. рублей. Возврат остальной суммы планируется до 1 мая 2004 года согласно графику.
Учтено предложение Счетной палаты по закупке товаров строго в соответствии со ст.71, 72, 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Законом Пензенской области от 20.11.2000 N 244-ЗПО "Об организации закупок товаров (работ, услуг) для областных государственных нужд и ведении реестров закупок" (приказ ТФОМС N 108 от 07.07.2003)
В 2003 году проводилась экспертиза проектов федеральных законов, готовились аналитические записки. По поручению Законодательного Собрания Счетной палатой подготовлено 54 заключения на проекты федеральных законов, законов Пензенской области и иных нормативных правовых документов, затрагивающих вопросы областного бюджета и финансовых ресурсов Пензенской области (приложение 1 к настоящему отчету). Среди них заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов в части обеспечения финансовых основ местного самоуправления", заключения на проекты законов о бюджете фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2004 год, о ведомственной классификации расходов бюджета Пензенской области, на проект закона Пензенской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Пензенской области "О введении в действие на территории Пензенской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", на проект закона Пензенской области "О порядке исчисления субвенции муниципальным образованиям Пензенской области на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования". В течение года были подготовлены также заключения по проектам законов о внесении изменений и дополнений в законы о бюджете Пензенской области на 2003 год.
Аудиторы Счетной палаты привлекались Законодательным Собранием Пензенской области к рассмотрению отдельных вопросов. На основании решений постоянных комиссий Законодательного Собрания Пензенской области по труду и социальной политике, по бюджетной, налоговой и финансовой политике, распоряжения Председателя Законодательного Собрания Пензенской области от 16.04.2003 N 55-р, аудиторы Счетной палаты приняли участие в проведении проверки по вопросу установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги и топливно-энергетические ресурсы ОАО "Пензаэнерго" и соответствующими службами (ведомствами) г.Пензы, а также обоснованности действующих в настоящее время размеров данных тарифов. По данному вопросу в Законодательное Собрание области были направлены выводы и предложения Счетной палаты.
По поручению Председателя Законодательного Собрания Пензенской области была проведена аналитическая работа по рассмотрению обоснованности опровержений доводов заместителя главы администрации г.Пензы В.М. Полянского по вопросу установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги в городе Пензе, изложенных в жалобе гражданина Шилина А.Н., по результатам рассмотрения которой в Законодательное Собрание Пензенской области также направлена информация.
В ходе работы над законопроектами Счетной палатой внесены более 42 предложений и рекомендаций. Из них 36 нашли свое практическое применение в поправках к законопроектам.
III. Текущий контроль
В соответствии со статьей 11 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области" на основании данных Управления финансов Пензенской области, Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пензенской области, Пензенского областного комитета государственной статистики Госкомстата Российской Федерации проводился оперативный контроль за исполнением бюджета Пензенской области. По итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев 2003 года готовились аналитические записки об исполнении бюджета Пензенской области, которые оперативно направлялись в Законодательное Собрание Пензенской области, Губернатору Пензенской области. По результатам анализа сделаны определенные выводы и внесены конкретные предложения по совершенствованию процесса исполнения бюджета.
Учтены и реализованы предложения Счетной палаты об изыскании конкретных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Пензенской области; о перераспределении ассигнований между управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области и управлением государственной жилищной инспекции Пензенской области в связи с образованием исполнительного органа государственной власти Пензенской области - управления государственной жилищной инспекции Пензенской области и др.
В течение года наблюдалось отклонение фактических объемов налоговых и неналоговых доходов и расходов от утвержденных назначений и внесение изменений, не вызванных изменениями налогового законодательства, в бюджетные назначения, что свидетельствовало о слабом прогнозировании доходной части областного бюджета и привело к необходимости многократного внесения изменений в Закон Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2003 год". Изменения были внесены семь раз.
Таким образом, особую остроту приобретают вопросы повышения объективности показателей прогноза социально-экономического развития области, оптимизации расчетов налоговой базы и, соответственно, качественного планирования бюджетных доходов.
IV. Последующий контроль
Последующий контроль Счетная палата осуществляла путем проведения контрольно-ревизионных мероприятий по финансово-бюджетной деятельности организаций, по вопросам, связанным с зачислением, перечислением и расходованием средств бюджета Пензенской области и средств от продажи или использования государственной собственности Пензенской области.
В 2003 году Счетной палатой осуществлено 18 контрольных мероприятий. Контрольными мероприятиями было охвачено всего 51 объект, в том числе встречными проверками - 34 объекта. Перечень контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской области в 2003 году, приведен в приложении 2 к настоящему отчету.
В ходе проверки по вопросу образования и исполнения долговых обязательств Правительства Пензенской области, наличия задолженности по ссудам, предоставленным из областного бюджета, на 1 октября 2002 года, проведенной в Управление# финансов Пензенской области, установлено занижение объема отдельных долговых обязательств в Государственной долговой книге Пензенской области на общую сумму 192,0 млн. рублей, несоответствие данных бухгалтерского и аналитического учета по сумме задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) юридических лиц на 219,4 млн. рублей.
В связи с непринятием своевременных мер по погашению долговых обязательств Пензенской области допущено неэффективное использование средств бюджета Пензенской области в общей сумме 9,4 млн. рублей (комиссии за неиспользованную часть займа по проекту "Арис", пени за просрочку возврата кредитов). По условиям заключенных договоров за 1 рубль привлеченных заемных средств подлежало уплатить 1 руб. 07 коп., в связи с несвоевременным погашением и продлением сроков возврата фактически уплачено 1 руб. 51 коп., а с учетом остатков задолженности, подлежащей уплате, расходы составят 2 руб. 77 копеек.
При предоставлении гарантийных обязательств Пензенской области в 1994-1995 году, в 1997 году не соблюдены отдельные требования Указа Президента Российской Федерации от 22.10.1993 N 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации", Положения о Законодательном Собрании Пензенской области, утвержденного решением Законодательного Собрания Пензенской области от 30.03.1994 N 16-2, Порядка предоставления гарантий по исполнению обязательств средствами областного бюджета, утвержденного постановлением Главы Администрации Пензенской области от 13.03.1997 N 213.
Ненадлежащее исполнение ОАО "ЗИФ" и ГУП "Пензоптпродрынок" кредитных обязательств, привлеченных под гарантию Пензенской области, способствовало дополнительному увеличению объема гарантий за счет начисленных пени на сумму 60,2 млн. рублей. В результате несвоевременного принятия мер по возмещению средств, взысканных Акционерным коммерческим банком "Агропромбанк" в бесспорном порядке со счета областного бюджета в погашение задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по Генеральному соглашению о сотрудничестве, и истечением срока исковой давности, отказано в иске на сумму 27,6 тыс.рублей.
Не принято должных мер к погашению задолженности по бюджетным ссудам, предоставленным из бюджета Пензенской области юридическим лицам. В связи с банкротством, исключением из государственного реестра отдельных заемщиков, задолженность по бюджетным ссудам в сумме 14,0 млн. рублей не подлежит взысканию и является безвозвратными потерями областного бюджета.
Встречной проверкой в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Пензенской области установлены факты неэффективного использования оргтехники, полученной за счет средств займа на реализацию Проекта поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве (Арис), на общую сумму 0,6 млн. рублей. В ОАО "ЗИФ" установлено, что предприятие не имеет реальных источников погашения кредита, что в случае взыскания долгов с Правительства Пензенской области привело бы к потерям бюджета Пензенской области.
Материалы по результатам контрольного мероприятия рассмотрены на координационном совещании руководителей правоохранительных органов Пензенской области 28 февраля 2003 года с приглашением представителей Правительства Пензенской области и Управления финансов Пензенской области, по результатам которого прокуратурой области направлена информация о состоянии законности в указанной сфере Губернатору Пензенской области и Председателю Законодательного Собрания Пензенской области.
По результатам рассмотрения отчета Губернатором Пензенской области даны поручения по проведению работы, направленной на ликвидацию долга Пензенской области. По исполнению данных поручений у заместителя Губернатора Пензенской области проводились еженедельные совещания с участием руководителей и ответственных работников Управления финансов, Управления сельского хозяйства и продовольствия, ГУП "Агрохолдинг". Проведена работа по консолидации и реструктуризации долгов перед федеральным бюджетом по бюджетной ссуде ОАО "Соломинская ковровая фабрика" и по средствам спецфонда льготного кредитования АПК, по списанию задолженности перед федеральным бюджетом по централизованным кредитам и АОЗТ "Рассвет" (1,5 млн. рублей). Принимаются меры по погашению долга ОАО "ЗИФ" перед федеральным бюджетом путем передачи имущества должника в федеральную собственность. Произведено списание с баланса областного бюджета не имеющей источников погашения задолженности по бюджетным ссудам юридических лиц на общую сумму 364,2 млн. рублей. За 2003 год удовлетворено исков по взысканию задолженности по Генеральному соглашению о сотрудничестве на общую сумму 0,3 млн. рублей, взыскано 0,1 млн. рублей.
Проверка использования средств бюджета Пензенской области, выделенных Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Пензенской области на ведение государственного кадастра, мониторинга земель и землеустройства по Целевой программе Пензенской области "Развития# земельной реформы в Пензенской области на 2000-2002 годы", показала, что финансирование затрат на реализацию программы за счет средств бюджета Пензенской области осуществлено не в полном объеме, отдельные программные мероприятия не проводились.
Установлено нецелевое использование средств бюджета Пензенской области (ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации) на общую сумму 11771,3 тыс. рублей, из них сверхплановые расходы на мероприятия, предусмотренные Программой - 4911,4 тыс. рублей, расходы, не предусмотренные Программой из средств бюджета Пензенской области - 6859,9 тыс. рублей.
В нарушение Постановления Правительства Пензенской области от 02.04.2001 N 130-пП бюджетная заявка на ассигнования из областного бюджета для финансирования областных государственных нужд представлялась Комитетом по земельным ресурсам без пояснительной записки, содержащей обоснования объемов запрашиваемых ассигнований.
В нарушение статьи 3 Закона Пензенской области от 20.11.2000 N 244-ЗПО "Об организации закупки товаров (работ, услуг) для областных государственных нужд и ведении реестровых закупок" и постановления Правительства Пензенской области от 02.04.2001 N 130-пП Комитет по земельным ресурсам при размещении заказов для областных государственных нужд не располагал данными об уровне цен на закупаемые товары (работы, услуги).
По результатам проверки Управлением финансов Пензенской области восстановлено 2521,0 тыс.рублей. Вопрос об определении источника информации о сложившемся в области уровне цен на закупаемые товары (работы, услуги) для областных государственных нужд в части земельно-кадастровых работ рассмотрен на заседании контрольно-координационной комиссии по размещению областного заказа, по результатам которого Министерству государственного имущества Пензенской области рекомендовано поручить предоставление этой информации ГУП "Земельщик". В целях устранения выявленных нарушений, Комитетом по земельным ресурсам издан приказ от 25.04.2003 N 30а-ОХ, подготовлен проект постановления о внесении изменений в программу, приняты меры по осуществлению процедуры размещения заказов в соответствии с законодательством и меры дисциплинарного воздействия к двум должностным лицам.
В результате проверки эффективности использования спортивных сооружений Муниципальным предприятием "Дворец спорта "Рубин" за 2000-2002 годы установлено, что обновление и пополнение основных и оборотных средств производилось медленными темпами: за 2000-2002 годы приобретено спортивного имущества и инвентаря на сумму 990,9 тыс.рублей, что составляет 3 процента среднегодовой стоимости имущества предприятия.
Выявлены грубейшие нарушения ведения бухгалтерского учета и искажения сводной бухгалтерской отчетности (согласно данным бухгалтерского учета получена прибыль, по данным бухгалтерской отчетности за проверяемый период - убытки), в результате которых установлено занижение выручки от реализации товаров торговым центром предприятия (в 2000 году на 579,0 тыс. рублей, в 2001 году на 952,0 тыс. рублей, в 2002 году на 2947,0 тыс. рублей); необоснованное завышение внереализационных расходов (за 2001 год на 208,0 тыс. рублей). Начисление износа отдельных объектов основных средств по завышенным нормам амортизации привело к завышению ежегодно начисленного износа и занижению прибыли на сумму 115,0 тыс. рублей. Единовременное списание остатков материалов привело к занижению налоговой базы переходного периода налога на прибыль на 1155,5 тыс. рублей, налогооблагаемой базы 2002 года - на 231,1 тыс. рублей.
В результате установленных нарушений действующего законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету налогооблагаемая база по налогу на прибыль предприятием занижена за 2000-2002 годы на общую сумму 1703,2 тыс. рублей.
Установлено неэффективное использование средств бюджета г. Пенза на общую сумму 793,9 тыс. рублей. Использование предприятием денежной наличности осуществлялось нерационально и с нарушением порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦРБ 22.09.1993 N 40.
Установлена сомнительная бартерная сделка на сумму 186,8 тыс.рублей с ЗАО "Кварц" г.Саратов. ЗАО "Кварц" по данным УМНС по Саратовской области на налоговом учете в г.Саратове не состояло.
Цены на оказание платных услуг утверждались приказом руководителя Дворца спорта без согласования с отделом цен Пензенской области. Возмещение затрат за оказанные бесплатные услуги городским организациям, спортивным командам, детским спортивным школам осуществлялось в виде субсидий муниципального бюджета, которые покрывались не полностью: в 2000 г. на 57,7%, в 2001 г. - 78,8%, в 2002 г. - 92,8%. За три года работы Дворцом спорта не дополучено# доходов от оказанных услуг на общую сумму 2870,1 тыс. рублей.
По материалам проверки Счетной палаты руководителем ИМНС по Ленинскому району г.Пензы назначена выездная налоговая проверка предприятия; приняты меры по устранению нарушений в ведении бухгалтерского учета, перечислен налог на прибыль предприятия в сумме 500,9 тыс. рублей и сдана уточненная декларация по этому налогу.
В ходе проведения контрольного мероприятия по вопросу законности и эффективности использования собственности Пензенской области, а также полноты и своевременности поступления в бюджет Пензенской области доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности Пензенской области проверено шесть исполнительных органов государственной власти Пензенской области, тринадцать учреждений и организаций.
Проверкой установлены отдельные недостатки в работе Министерства государственного имущества Пензенской области по осуществлению контроля за учетом и ведением реестра государственного имущества Пензенской области. Не начислена к уплате часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет по сроку уплаты не позднее 30 апреля 2002 года государственным унитарным предприятием "Пензоптпродрынок", в сумме 219,7 тыс. рублей начисление пени за несвоевременную оплату арендных платежей производится не в полном объеме. В период проверки произведено начисление пени в связи с нарушением установленных сроков внесения арендной платы в сумме 173,3 тыс. рублей.
Установлены недопоступления в бюджет за 2002 год по аренде государственного имущества Пензенской области в сумме 505,1 тыс. рублей, из них 8,8 тыс. рублей за счет не соответствия площадей, фактически сдаваемых в аренду, площадям, указанным в договорах аренды, и неправильного применения коэффициентов расположения помещения (ГУЗ "Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н.Бурденко", Пензенский областной драматический театр им.Луначарского); 172,2 тыс. рублей за счет передачи недвижимого имущества в аренду без заключения договоров аренды (ГУЗ "Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н.Бурденко", ГУЗ "Областная детская больница им. Н.Ф.Филатова"); 324,1 тыс. рублей за счет отсутствия договоров аренды на вспомогательные площади (Управление сельского хозяйства продовольствия Пензенской области).
В 2002 году бюджетными учреждениями здравоохранения, культуры и искусства, образовательными учреждениями не использовано средств дополнительного финансирования на общую сумму 209,0 тыс.рублей.
Отсутствие договоров на возмещение арендаторами коммунальных услуг или заключение договоров на возмещение коммунальных услуг на основании заниженных расчетов платы за коммунальные услуги, завысило расходы балансодержателей на общую сумму 654,2 тыс.рублей.
В нарушение ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Пензенской области от 31.07.2000 N 424-пп "Об утверждении Порядка учета доходов от сдачи в аренду находящегося в областной собственности имущества бюджетных учреждений" арендаторами уплачено на счета бюджетных учреждений 18,9 тыс.рублей.
Состояние бухгалтерского учета ГУЗ "Областная клиническая больница им.Н.Н.Бурденко" не в полной мере отвечает требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете". В учете не отражена дебиторская задолженность на общую сумму 43,4 тыс. рублей.
Не отлажена процедура учета и контроля за поступлением доходов от сдачи в аренду, установленная Порядком учета доходов от сдачи в аренду находящегося в областной собственности имущества бюджетных учреждений, который утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 31.07.2000 N 424-Пп.
По результатам проверки и в целях устранения нарушений министерствами и их подведомственными учреждениями была проведена определенная работа.
Министерством государственного имущества Пензенской области внесены уточнения в реестр госимущества Пензенской области, обеспечивается контроль за выполнением постановления Правительства Пензенской области от 03.12.1999 N 582 "Об учете государственного имущества Пензенской области и ведении реестра государственного имущества Пензенской области" в части своевременности и полноты представления отчетной информации балансодержателями имущества Пензенской области. Доначислено к уплате в бюджет Пензенской области 219,7 тыс. рублей. Принятые меры по контролю за предоставлением отчетности областных ГУПов и перечислением ими части прибыли позволили перевыполнить плановые назначения 2003 года по платежам в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий более чем в 3 раза (плановые назначения 1,4 млн. рублей, фактически перечислено - 4,4 млн. рублей).
По информации Мингосимущества все договора аренды стали заключаться на общую площадь, включающую как полезную, так и вспомогательные площади. По отдельным договорам аренды уточнена площадь помещений, сдаваемых в аренду. В течение августа-декабря 2003 года арендаторами оплачено пени за несвоевременное перечисление арендной платы в сумме 41,7 тыс. рублей. Арбитражным судом принято решение о взыскании пени на общую сумму 39,8 тыс. рублей.
Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области проведена коллегия, на которой заслушаны отчеты руководителей проверенных учреждений о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и плане мероприятий направленных на эффективное использование имущества. По подведомственным учреждениям восстановлено 604,4 тыс. рублей, перечислено в бюджет Пензенской области 9,3 тыс. рублей.
В Министерстве культуры Пензенской области проведено расширенное заседание балансовой комиссии по результатам проверки, на котором были заслушаны руководители и главные бухгалтера проверенных учреждений и организаций культуры. По итогам балансовой комиссии был издан приказ "О результатах проверки использования имущества, находящегося в собственности Пензенской области и доходов от сдачи в аренду имущества", в котором руководителям подведомственных учреждений указано на установление строгого контроля за полным поступлением средств от сдачи в аренду имущества и своевременное отражение этих средств в бухгалтерской отчетности, должностным лицам министерства - на проведение активной работы по осуществлению внутреннего контроля за полнотой и своевременностью использования и отражения в бухгалтерской отчетности доходов от сдачи в аренду имущества. На 2004 год запланированы тематические проверки по указанному вопросу.
По информации Министерства образования Пензенской области Государственным учреждением дополнительного образования "Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва" уточнен порядок заключения договоров на сдачу в аренду свободных помещений, разработаны правила возмещения коммунальных услуг. Возмещены расходы по оплате коммунальных услуг арендаторами в сумме 38,9 тыс. рублей.
Контрольное мероприятие по вопросу целевого и эффективного использования средств бюджета Пензенской области в 2002 году и за 9 месяцев 2003 года АНО "Издательский дом "Пензенская Правда" проведено со встречными проверками в ООО "Союзторгпечать", Общественном учреждении "Институт региональной прессы", ФГУП "ИПК "Пензенская правда".
Выделение бюджетных средств на компенсацию расходов по изданию и распространению газет "Издательский дом "Пензенская правда", "Губернской газеты "Пензенские вести", "Пензенские губернские ведомости" по разделу "Государственное управление и местное самоуправление" не соответствует требованиям приказа Минфина России от 11.02.2002 N 127н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". Отсутствует нормативный акт, регламентирующий порядок выделения и использования средств из бюджета Пензенской области на поддержку средств массовой информации, учрежденных исполнительными органами власти субъекта.
В нарушение статьи 16 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и пункта 4 Устава АНО с 1 июля 2003 года прекратило выпуск газеты "Губернская газета "Пензенские вести".
В 2002-2003 г.г. из полученных бюджетных средств на компенсацию суммы оплаченных расходов по газетной бумаге, типографским услугам, арендной плате, коммунальным услугам направлено 109,3 тыс.рублей на возмещение затрат по другим статьям расходов АНО. В связи с уменьшением фактического тиража Губернской газеты "Пензенские вести" и осуществлением оплаты за типографские услуги в размере, равном стоимости планового тиража возрастает стоимость типографских услуг. Расчет стоимости типографских услуг с учетом фактического тиража, позволил бы сэкономить сумму возмещения из областного бюджета на 130,3 тыс. рублей.
Не смотря на субсидирование из бюджета Пензенской области АНО осуществляет операции по отпуску (реализации) газетной бумаги в долг, который длительное время не гасится, что способствует безвозмездному отвлечению активов в хозяйственный оборот сторонних организаций. В регистрах бухгалтерского учета не отражен долг ОУ "Институт региональной прессы" за газетную бумагу на сумму 62,1 тыс. рублей. Включены и оплачены за счет собственных средств расходы по бумаге на печатание спецвыпусков газеты "Наше Такси" за май, июль 2003 года в количестве 2,5 т на сумму 34,6 тыс.рублей.
В нарушение договора об организации взаимоотношений между Правительством области и АНО за счет бюджетных средств оплачено типографских услуг в общей сумме 28,2 тыс.рублей за печатание газеты "Приусадебные вести".
Установлены нарушения статей 1 и 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40.
При проверке целевого и эффективного расходования средств бюджета Пензенской области на содержание органов государственной власти Пензенской области в 2002 году проверено три исполнительных органа государственной власти Пензенской области и Управление судебного департамента в Пензенской области.
В ходе проверки в Министерстве образования Пензенской области установлено: незаконное использование бюджетных средств в сумме 44,5 тыс.рублей, в том числе средства в сумме 22,4 тыс.рублей направлены на выплату премий и материальной помощи, не предусмотренные положением о премировании, установлении надбавок и доплат к окладам работников Ремонтно-строительной службы Министерства образования; 22,1 тыс.рублей направлено на выплату заработной платы по завышенным разрядам по оплате труда единой тарифной сетки по должностям работников учреждений образования Российской Федерации. Указанные средства восстановлены в бюджет Пензенской области в полном объеме; с 1 января 2004 года реорганизована Ремонтно-строительная служба Министерства образования Пензенской области.
При проверке целевого и эффективного использования средств бюджета, Пензенской области выделенных Управлению Судебного департамента при верховном Суде Российской Федерации в Пензенской области установлена сумма незаконного расходования бюджетных средств в сумме 483,5 тыс.рублей, из них восстановлено 11,2 тыс.рублей - средства, направленные на выплату отпускных в нарушение статьи 17 закона Пензенской области "О государственной службе Пензенской области". Два должных лица освобождены от занимаемой должности.
Проверка расходования средств бюджета Пензенской области на оплату коммунальных услуг за 2002 год в комитете Пензенской области по лицензированию, управлении ценовой политики и контроля ценообразования, главном управлении архитектуры и градостроительства, министерствах образования, здравоохранения и социального развития и в девяти бюджетных учреждениях показала, что не на должном уровне осуществляется экономическое обоснование и прогнозирование потребности бюджетополучателей в коммунальных услугах, лимитов потребления ТЭР. Завышение сметных назначений на оплату коммунальных услуг составило 0,6 млн. рублей.
Установлено нецелевое использование бюджетных средств (статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации) на оплату коммунальных услуг на общую сумму 234,0 тыс.рублей, неэффективное использование бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации) - 464,4 тыс.рублей.
Состояние бухгалтерского учета в части отражения расходов на коммунальные услуги не в полной мере отвечает требованиям статьей 1, 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", пунктов 6, 14, 20 и 21 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н. Имеет место заполнение платежных поручений на оплату коммунальных услуг с нарушением требований Положения Центрального банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".
Установлены авансовые платежи за электроэнергию и газ на общую сумму 173,0 тыс. рублей, что не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 "Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ" и письмом министерства финансов Пензенской области от 27.04.2002 N 13-83.
По результатам проверки Управлением финансов восстановлено 0,6 млн. рублей, произведена блокировка расходов по министерствам образования, здравоохранения и социального развития на сумму превышения дебиторской задолженности (1,8 млн. рублей) и уточнение смет отдельных бюджетополучателей. Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области издан приказ от 01.08.2003 N 625, которым подведомственным учреждениям поручено устранить нарушения по результатам проверки Счетной палаты до 1 сентября 2003 года. Министерством образования издан приказ от 10.07.2003 N 275/01-12, которым объявлены замечания трем руководителям подведомственных учреждений и поручено устранить недостатки. Подведомственными учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты проведена работа по устранению недостатков, приняты меры дисциплинарного воздействия к пяти должностным лицам.
Проверка расходования средств бюджета Пензенской области на воспроизводство лесов в 2002 году и 1 полугодии 2003 года проведена в Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области, ФГУ Никольский лесхоз, ФГУ Б-Въясовкий лесхоз, в ходе которой установлены отдельные недостатки и нарушения бюджетного законодательства и федерального закона "О бухгалтерском учете". Отвлечение средств бюджета Пензенской области на расходы, подлежащие финансированию из федерального бюджета, составило 445,3 тыс.рублей. Указанные средства в ходе проверки восстановлены.
По результатам проверки внесены изменения в постановление Правительства Пензенской области от 13.02.2003 N 52-пП "О финансировании лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий" в части дополнения перечня мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Пензенской области. В целях контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств определена отчетность, предоставляемая ГУПР по Пензенской области в Управление финансов Пензенской области, в разрезе мероприятий, утвержденных вышеуказанным постановлением. В рамках подготовки мероприятий по реализации Закона Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2004 год" в стадии согласования находится порядок выделения средств бюджета Пензенской области на реализацию территориальной целевой программы "Экология и природные ресурсы Пензенской области (2003-2010 годы)", утвержденной Законом Пензенской области от 27.11.2003 N 552-ЗПО (в том числе средств на воспроизводство лесов). Согласно представленной информации об устранении выявленных нарушений ГУПР по Пензенской области активизирована работа по осуществлению внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств; по сокращению задолженности арендаторов по платежам за пользование природными ресурсами. Общая сумма долга по лесным податям в бюджеты всех уровней за период июль-октябрь 2003 года сократилась на 800,0 тыс. рублей или 30%, задолженность прошлых лет - на 381,3 тыс. рублей или 19%.
Проверкой Отдела внутренних дел Пензенского района Пензенской области установлено незаконное использование средств бюджета Пензенской области в сумме 3,2 тыс. рублей, использование средств бюджета Пензенской области на расходы, подлежащие финансированию из средств федерального бюджета в сумме 93,5 тыс. рублей, что является нарушением требований статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Установлены отдельные нарушения Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н.
По итогам проверки средства в сумме 96,7 тыс. рублей полностью восстановлены. Результаты проверки рассмотрены на совещании с активом области (с участием начальников РОВД) по вопросу исполнения законов Пензенской области и областных программ по обеспечению жизнедеятельности городов и районов области.
Проверкой в ГУП "Областной издательский центр" установлены факты неэффективного использования имущества. Помещения при отсутствии капитальных стен и временных перегородок сдавались в аренду частично, при этом использование арендованных помещений осуществлялось только одним арендатором. По результатам проверки недопоступило в бюджет Пензенской области арендных платежей в сумме 225,9 тыс. рублей (при сдаче в аренду помещений не учитывались вспомогательные помещения, несоответствие фактически занимаемых площадей, указанным в договорах аренды, несвоевременное переоформление договоров аренды, не начислено пени за несвоевременное перечисление арендных платежей). На момент проверки предприятием не перечислено в областной бюджет 10% прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в сумме 45,7 тыс. рублей. По итогам проверки в бюджет Пензенской области поступило 112,3 тыс. рублей.
Проверкой по вопросу определения полноты исполнения областного бюджета по объему и структуре доходов, правильности учета и отражения в установленной отчетности данных об их поступлении за 2002 год и I полугодие 2003 года, проведенной в Управлении федерального казначейства Российской Федерации по Пензенской области, установлена невозмещенная межбюджетная задолженность федерального бюджета перед консолидированным бюджетом Пензенской области в общей сумме 76,0 тыс. рублей по доходам, зачисленным в 2002 году в федеральный бюджет. В связи с наличием невыясненных платежей, доходы поступают в бюджет Пензенской области несвоевременно: подлежащие перечислению в бюджет Пензенской области в 2002 году невыясненные поступления на общую сумму 2,7 млн. рублей (или 0,2% от общего объема собственных доходов бюджета Пензенской области за 2002 год) зачтены по заключениям налоговых органов в январе 2003 года.
В нарушении Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 14.12.1999 N 91н, Отделением федерального казначейства по Ленинскому району перечислена в бюджет города Пензы часть прибыли областных государственных предприятий, что занизило доходы бюджета Пензенской области за I полугодие 2003 года на 100,0 тыс.рублей.
Во исполнение представления Счетной палаты приняты меры по восстановлению доходов в бюджет области на общую сумму 176,0 тыс.рублей. В целях сокращения объемов невыясненных поступлений налоговыми и казначейскими органами совместно с банками города Пензы принимаются меры по проведению разъяснительной работы по правильности оформления платежных документов.
Проверкой целевого использования Государственным учреждением дополнительного образования "Школа высшего спортивного мастерства" бюджетных и внебюджетных средств за IV квартал 2002 года и 9 месяцев 2003 года установлено, что утвержденные и согласованные штатные расписания не отражают общую структуру, общий штатный состав и общую штатную численность учреждения.
В нарушение статей 52, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительные документы ГУ ДО ШВСМ не внесены изменения в связи с реорганизацией учреждения. Реорганизация юридического лица ГУ ДО ШВСМ произведена с нарушением требований статьи 57 Гражданского кодекса без внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом. Реорганизация ГУ ДО ШВСМ путем присоединения СДЮШОР по хоккею с шайбой была произведена без учета основных функций и задач ШВСМ и СДЮШОР, определенных в уставных документах указанных учреждений.
В нарушение пункта 1.7 Устава ГУ ДО ШВСМ хоккейный инвентарь передан во временное пользование НП ПХК "Дизель" без согласования с Комитетом Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму.
Учреждением занижена стоимость предоставляемых услуг для проведения спортивно-оздоровительных занятий ОО БК "Спартак-Педуниверситет" на 35,4 тыс. рублей. Установлено незаконное расходование средств, предусмотренных сметой на организацию и проведение акции "Дети и спорт против наркотиков", в сумме 82,2 тыс. рублей.
Допущено нарушение порядка размещения заказов на закупку и поставку товаров, работ и услуг для областных государственных нужд, регламентированного статьями 71, 72, 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Законом Пензенской области от 20.11.2000 N 244-ЗПО "Об организации закупки товаров (работ, услуг) для областных государственных нужд и ведении реестров закупок", постановлением Правительства Пензенской области от 02.04.2001 N 130-пП "О порядке реализации Закона Пензенской области от 20.11.2000 N 244-ЗПО", при приобретение# спортивного инвентаря в ООО "РТЦ Тема" и ПБОЮЛ Качевой Т.В. на сумму 1006,2 тыс. рублей.
В нарушение Указания ЦБР от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" учреждением произведена оплата за спортивный инвентарь 69,3 тыс. рублей, что выше предельного размера расчетов на 9,3 тыс.рублей. В нарушение статьи 9 федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 14 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.1999 N 107н учреждением проведена хозяйственная операция без оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, что привело к искажению дебиторской и кредиторской задолженности и незаконному использованию бюджетных средств в 2002 году в сумме 25,6 тыс. рублей.
По устранению недостатков, выявленных проверкой Счетной палаты, утвержден план мероприятий; составлено и утверждено единое штатное расписание; готовятся документы на реорганизацию ШВСМ путем выделения СДЮШОР по хоккею; документы на передачу спортивного инвентаря НП ПХК "Дизель" согласованы с Комитетом Пензенской области по физкультуре, спорту и туризму и переданы на рассмотрение в Мингосимущество Пензенской области. Управлением финансов уменьшены ассигнования ШВСМ на 107,8 тыс. рублей. Оформляются документы для рассмотрения Мингосимуществом о передаче в безвозмездное пользование НП ПХК "Дизель" - административных помещений, ледовой аренды для проведения тренировок, ОО БК "Спартак-Педуниверситет" - административных помещений, игрового зала.
Проверкой распределения, освоения, целевого и эффективного использования средств бюджета Пензенской области, направленных Государственному учреждению "Управление капитального строительства Пензенской области" на капитальные вложения и инвестиции за 2002 год и 9 месяцев 2003 года, установлено завышение норматива затрат на содержание УКС за счет средств областного бюджета.
Завышение уплаты за ведение технадзора из областного бюджета на общую сумму 908,3 тыс.рублей при недопоступлении средств из федерального бюджета является неэффективным использованием бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Изменения в программу капитального строительства вносятся в результате фактического выполнения объемов строительных работ по отдельным объектам. Строительство новых объектов при наличии незавершенных строительством, переходящих с прошлых лет объектов (2002 год - 3,1% от общей стоимости незавершенного строительства, 9 месяцев 2003 года - 4,0%) способствует распылению бюджетных средств и росту незавершенного строительства. Передача введенных в эксплуатацию объектов основным балансодержателям на баланс осуществляется медленно, что также способствует сохранению стоимости незавершенного строительства в значительном размере.
Установлено увеличение прочих расходов по строительству на 208,0 тыс.рублей, в связи с проведением конкурсов по размещению государственного заказа на выполнение строительных работ Главпензгосэкспертизой. Смета на содержание УКС корректируется под фактически произведенные расходы, при ее составлении не соблюдаются отдельные положения Методического пособия по расчету затрат на службу заказчика-застройщика, рекомендованного к применению письмом Минстроя России от 13.12.1995 N ВБ-29/12-347
Состояние бухгалтерского учета не в полной мере отвечает требованиям статей 1 и 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", приказа Минфина России от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98". Не ведется в разрезе источников финансирования раздельный учет целевого финансирования, выполненных работ, расчетов с подрядчиками.
В ходе проверки деятельности филиала Фонда пожарной безопасности по Пензенской области за 2002 год в соответствии с Законом Пензенской области от 01.09.1997 N 55-ЗПО "О пожарной безопасности" установлено, что расходование средств филиала не всегда соответствует целям и задачам его создания - укреплению пожарной безопасности на территории Пензенской области.
Закон Пензенской области от 01.09.1997 N 55-ЗПО "О пожарной безопасности" и Положение о филиале Фонда пожарной безопасности по Пензенской области не приведены в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", статьей 17 Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 27.12.2002 N 184-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности".
В целях устранения установленных недостатков подготовлен проект типового положения о филиале Фонда по субъектам Российской Федерации для рассмотрения на заседании Попечительского совета. В 2003 году увеличены расходы на приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты пожарных, на поощрение сотрудников подразделений УГПС.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности редакции газеты "Наша газета" установлены отдельные нарушения федерального закона "О бухгалтерском учете" и трудового законодательства. В проверяемом периоде незаконно начислено и выплачено заработной платы работникам редакции в сумме 18,2 тыс. рублей, восстановлено - 1,7 тыс.рублей.
По результатам проверки полноты и своевременности перечислений в бюджет Пензенской области арендной платы ООО "Фирма Экспресс" начислено и перечислено в бюджет Пензенской области пени за несвоевременную уплату арендных платежей в сумме 3,9 тыс. рублей.
В ходе проверки Управления сельского хозяйства Пензенской области по вопросу взимания сборов областной государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники за 2002 год и 9 месяцев 2003 года установлено, что указанные сборы и средства от реализации специальной продукции поступают в бюджет Пензенской области не в полном объеме. Областная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники не в полной мере осуществляет контроль за правильностью оформления платежных документов при их предъявлении.
По итогам контрольной деятельности Счетной палаты за 2003 год выявлено финансовых нарушений законодательства на общую сумму 44,4 млн. рублей. В целях устранения нарушений восстановлено средств в бюджет в сумме 5,5 млн. рублей, в том числе восстановлено расходов - 4,6 млн. рублей, дополнительно получено доходов - 0,9 млн. рублей. Многие нарушения устранялись во время проведения проверки.
Количественные данные об установленных нарушениях в ходе контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном году, приведены в приложении 3 к отчету.
В соответствии со статьей 17 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области" во всех случаях выявленных нарушений в бюджетно-финансовой сфере в проверяемые организации, а также руководителям соответствующих исполнительных органов государственной власти были направлены 36 представлений Счетной палаты Пензенской области, внесено 141 предложение по устранению нарушений и совершенствованию процесса исполнения бюджета. 19 представлений Счетной палаты выполнены полностью, 9 выполнены частично; по 8 представлениям срок исполнения не наступил.
Как видно, система реагирования на материалы Счетной палаты налажена.
Три материала по завершенным контрольным мероприятиям направлены в Прокуратуру Пензенской области:
- по вопросу образования и использования долговых обязательств Пензенской области, наличия задолженности по ссудам, предоставленным из бюджета Пензенской области по состоянию на 01.10.2002;
- по целевому и эффективному использованию средств бюджета Пензенской области, выделенных на ведение государственного кадастра, мониторинга земель и землеустройства в 2002 году;
- по вопросу определения полноты исполнения бюджета Пензенской области по объему и структуре доходов, правильности учета и отражения в установленной отчетности данных об их поступлении за 2002 год и 1 полугодие 2003 года.
Материалы проверки эффективности использования заемных средств по кредитной линии "Гермес", предоставленных под гарантию Правительства Пензенской области, переданы в Управление ФСБ Российской Федерации по Пензенской области.
По предложениям Счетной палаты был приняты меры по устранению недостатков в процессах получения, распределения и использования государственных средств, предупреждению нарушений в дальнейшем.
К дисциплинарной ответственности в отчетном периоде привлечено 16 должностных лиц.
V. Выводы и планы на перспективу
Материалы, представленные в настоящем отчете, позволяют сделать вывод о том, что деятельность Счетной палаты соответствовала требованиям Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области" и была направлена на повышение эффективности ее работы.
Вместе с тем, следует отметить некоторые обстоятельства, создающие сложности в работе Счетной палаты.
1. Отсутствие в законодательстве Пензенской области механизма, определяющего финансирование и реализацию целевых программ, приводит к ряду серьезных финансовых нарушений. Так, проверкой использования средств бюджета Пензенской области, выделенных Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Пензенской области на ведение государственного кадастра, мониторинга земель и землеустройства по Целевой программе Пензенской области "Развития# земельной реформы в Пензенской области на 2000-2002 годы", установлены факты нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 11,8 млн. рублей.
Счетной палатой подготовлены предложения по данному вопросу, поддержаны они и Управлением финансов Пензенской области, однако в целом Правительством Пензенской области не реализованы.
2. Как показала проверка в АНО "Издательский дом Пензенская правда", из-за отсутствия установленного порядка, регламентирующего выделение и использование средств бюджета Пензенской области на поддержку средств массовой информации, учрежденных исполнительными органами власти субъекта, затрудняется осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств средствами массовой информации, что приводит к финансовым нарушениям.
3. Проверка законности и эффективности использования собственности Пензенской области, а также полноты и своевременности поступления в бюджет Пензенской области доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности Пензенской области показала, что существующая система взаимоотношений между Министерством государственного имущества Пензенской области, Управлением финансов Пензенской области и другими министерствами и ведомствами не обеспечивает должный учет и контроль за поступлением арендной платы и платежей от государственных предприятий. В настоящее время подготовлены и находятся в стадии согласования проекты Временного порядка учета доходов от сдачи в аренду бюджетными учреждениями недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Пензенской области и Порядка взаимодействия органов исполнительной власти, осуществляющих учет и контроль за поступлением неналоговых доходов в бюджет Пензенской области, с Управлением федерального казначейства по Пензенской области. Желательно эту работу ускорить и завершить.
4. Несовершенство действующего федерального законодательства, регулирующего вопросы государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов не позволяет контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации применять наиболее действенные меры к нарушителям финансовой и бюджетной дисциплины. Такими мерами, прежде всего, могли бы стать привлечение к административной ответственности виновных должностных лиц и взыскание в судебном порядке убытков, причиненных бюджету.
Недостатки действующего законодательства в области полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации являются постоянным объектом обсуждения в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, на конференциях, заседаниях и семинарах контрольно-счетных органов Российской Федерации. Разрешение данной проблемы возможно при условии успешного прохождения проекта модельного Федерального закона "О контрольно-счетной палате субъекта Российской Федерации", разработанного Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации и одобренного Счетной палатой Российской Федерации, а также принятия федеральных законов "Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации", "О государственном финансовом контроле", проекты которых находятся в работе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Говоря о дальнейших планах работы Счетной палаты, следует отметить что план, сформированный на 2004 год по предложениям Законодательного собрания, Губернатора Пензенской области очень напряженный. Впервые, за годы (около шести лет) образования Счетной палаты был подготовлен анализ контрольных мероприятий, проведенных во всех комплексах областного управления, по всем группам и подгруппам классификации доходов, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов.
В декабре 2002 года и марте 2003 года в границах сельских районов созданы муниципальные образования, прошли выборы представительных органов местного самоуправления, утверждены местные бюджеты, более 70 процентов объема доходной части которых составляет финансовая помощь из бюджета Пензенской области (1,9 млрд. рублей за 2003 год, на 2004 год увеличен до 2,3 млрд. рублей). Расходы на оказание финансовой помощи составляют более 30 процентов расходной части бюджета Пензенской области.
Это значительный поток бюджетных средств, который не может остаться бесконтрольным. Вот поэтому на текущий год около пятидесяти процентов из всех запланированных контрольно-ревизионных мероприятий, составляют проверки использования средств бюджета Пензенской области, выделенных # виде финансовой помощи бюджетам муниципальных образований (статья 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Другими приоритетными направлениями совершенствования деятельности Счетной палаты являются:
- контроль за своевременным использованием доходных и расходных статей бюджета Пензенской области, целевых бюджетных фондов;
- формирование методологической и нормативно-правовой базы для создания условий по контролю за эффективным расходованием бюджетных средств;
- экспертиза законопроектов, касающихся бюджетно-финансовой политики Пензенской области;
- анализ и применение опыта деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, контрольно-счетных органов других субъектов Российской Федерации.
Настоящий отчет рассмотрен и утвержден на заседании Коллегии Счетной палаты Пензенской области (протокол Коллегии Счетной палаты N 5/3 от 30.01.2004).
Председатель Счетной палаты |
Н.Г.Козенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.