Протест прокурора Пензенской области
от 8 апреля 2004 г. N 7-5-50-04
на пункты 7.2-7.4, раздел 10 Правил пользования пассажирским
транспортом в г. Пензе, утвержденных решением Пензенской
городской Думой# от 25.02.2000 года
(в ред. решения Пензенской городской Думы от 31.10.2003 года)
В Пензенскую городскую Думу
Решением Пензенской городской Думы от 25.02.2000 года (в ред. решения Пензенской городской Думы от 31.10.2003 года) "Об утверждении правил пользования пассажирским транспортом в г. Пензе" утверждены соответствующие Правила.
Отдельные положения названных Правил приняты с превышением полномочий органов местного самоуправления, по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем подлежат отмене.
В соответствии со ст. 132 ч. 1 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения регулируются гражданским законодательством.
В п. п. 2-4, 7 ст. 3 ГК РФ определен перечень актов, регулирующих отношения в сфере гражданского законодательства, в который нормативные правовые акты органов местного самоуправления не входят.
В настоящее время договор перевозки пассажиров и багажа регулируется главой 40 Гражданского кодекса РФ, а также действующими в настоящее время Уставом автомобильного транспорта РСФСР и приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176 (ред. от 12.06.1990) "Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР". Указанными нормативными правовыми актами регулируется в том числе порядок разрешения споров, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке.
В нарушение указанных требований, раздел 10 Правил пользования пассажирским транспортом в г. Пензе, утвержденных вышеназванным Решением Пензенской городской Думы, устанавливает порядок разрешения споров, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением сторонами (перевозчиками, пассажирами) обязательств по перевозке.
В соответствии со ст. 1.1. ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Иными нормативными правовыми актами, в том числе и принятыми органами местного самоуправления, указанные правоотношения регулироваться не могут.
В настоящее время административная ответственность за безбилетный проезд и провоз багажа без оплаты в троллейбусе, маршрутном такси, автобусе городского и пригородного сообщения установлена Законом Пензенской области от 23.12.2002 N 435-ЗПО "Об административной ответственности за безбилетный проезд и провоз багажа без оплаты в троллейбусе, маршрутном такси, автобусе городского и пригородного сообщения на территории Пензенской области". В данном законе определено основание ответственности, органы, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела об указанных правонарушениях. Таким образом, включение соответствующих норм в Правила пользования пассажирским транспортом в г. Пензе, утвержденных# указанным решением Пензенской городской Думой#, противоречит действующему административному законодательству.
В соответствии со ст. 6 ч. 1 п.20 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи.
Однако вышеназванные нормы Правил пользования пассажирским транспортом в г. Пензе к вопросам организации транспортного обслуживания населения не относятся.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест на очередной сессии Пензенской городской Думы и принять необходимые меры по отмене пунктов 7.2-7.4 и раздела 10 Правил пользования пассажирским транспортом в г. Пензе, утвержденных решением Пензенской городской Думой# от 25.02.2000 года (в ред. решения Пензенской городской Думы от 31.10.2003 года).
2. О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Первый заместитель
прокурора области
государственный советник
юстиции 3 класса |
Н.Е. Снаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 8 апреля 2004 г. N 7-5-50-04 на пункты 7.2-7.4, раздел 10 Правил пользования пассажирским транспортом в г. Пензе, утвержденных решением Пензенской городской Думой от 25.02.2000 года (в ред. решения Пензенской городской Думы от 31.10.2003 года)
Текст Протеста официально опубликован не был