Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 21 апреля 2004 г. N 433-22/3 ЗС
"О ходе исполнения Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области"
В порядке контроля за исполнением земельного законодательства Пензенской области заслушав и обсудив информацию, предоставленную заместителем Губернатора - Министром государственного имущества Пензенской области В.А. Сатиным, заместителем Губернатора - начальником управления сельского хозяйства Пензенской области В.Г. Резниченко и председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Пензенской области Ю.В. Лыжиным "О ходе исполнения Закона Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" (далее - Закон), Законодательное Собрание Пензенской области отмечает следующее.
Рассматриваемым Законом Пензенской области определены приоритетные направления земельной политики на территории области, которые направлены на обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и реализации права собственности жителей области на землю. Закон определяет положения по сохранению земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе.
В этих целях в области разработаны и утверждены законами Пензенской области программа повышения плодородия почв Пензенской области, программа создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья. Правительством Пензенской области определены коэффициенты, учитывающие виды использования земель и категории арендаторов при расчете арендной платы. Ведутся работы по созданию базы данных о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, находящимися в федеральной собственности и собственности Пензенской области. Осуществляется работа по разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность Пензенской области и муниципальную собственность, установлению границ муниципальных образований.
Вместе с тем на территории области не принято должных мер, предусмотренных Законом и направленных на улучшение землепользования. Имеют место нарушения отдельных положений, установленных Законом. Так, за 2003 год выявлено 1245 нарушений земельного законодательства на площади 542,1 тысяч гектаров. Органами прокуратуры области принесено 472 протеста и 403 представления на незаконные правовые акты в сфере земельных отношений.
Местные органы власти не исполняют нормы действующего земельного законодательства в части вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Так, из имеющихся на территории области 2081,0 тысяч гектаров пашни более 452 тысяч гектаров не используется, некоторые из них зарастают кустарником и мелколесьем. В недостаточном объеме проводятся работы по повышению плодородия почв. Количество вносимых минеральных удобрений значительно ниже требуемой нормы. Отдельные площади существующих орошаемых земель не используются, строительство новых мелиоративных систем практически прекращено.
При подготовке и согласовании документов на предоставление земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям допускается много волокиты, не выдерживаются установленные сроки рассмотрения заявлений. Данная процедура требует длительного времени и необоснованных финансовых затрат, связанных с согласованием документов в соответствующих службах.
Так, по городу Пензе в ходе проверок областной прокуратурой выявлены многочисленные нарушения при применении норм земельного законодательства. Допускаются случаи предоставления в аренду земельных участков под строительство объектов, не предусмотренных градостроительной документацией, с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации, без оформления актов выбора земельных участков. Существует порочная практика предоставления в аренду земельных участков для жилищного или иного строительства на срок 49 лет. Не в полной мере используется механизм продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, на торгах, а также продажи права их аренды посредством проведения конкурсов и аукционов, что может обеспечить продажу таких участков по более высокой цене, и, как следствие, способствовать дополнительным поступлениям денежных средств в соответствующие бюджеты. Нарушаются требования законодательства об изъятии неиспользуемых земельных участков, предоставленных для строительства, а также в вопросах рассмотрения заявлений и жалоб граждан по земельным делам. Информация о предполагаемом строительстве, проведении торгов по продаже земельных участков или права их аренды в основном не публикуются#, а если публикуются, то мелким шрифтом в средствах массовой информации, не пользующих# спросом, в рубриках, посвященных другим вопросам, например, "ищу работу" и других.
В ряде районов области органами местного самоуправления не были установлены предельные нормы предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (Кузнецкий, Бековский, Бессоновский, Пензенский, Неверкинский и ряд других районов).
В Пачелмском, Наровчатском, Каменском и других районах области допущены нарушения при предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
На территории отдельных муниципальных образований имеют место факты самовольного занятия земельных участков под строительство гаражей и других объектов, что свидетельствует об отсутствии должного государственного и муниципального контроля за использованием земель.
Неудовлетворительно проводится работа по выявлению землепользователей и землевладельцев с целью взимания с них платы за землю. Недостаточно осуществляется контроль за своевременным поступлением арендной платы за землю.
Не находят должного разрешения вопросы, связанные с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. На территории области насчитывается более 39 тысяч бесхозяйных земельных долей общей площадью, превышающей 329 тысяч гектаров. До настоящего времени в отдельных муниципальных образованиях не проведен полный анализ состояния дел с земельными долями и, как следствие, наметилась тенденция к незаконной скупке свидетельств о праве собственности на земельные доли.
Повсеместно отмечается слабая информированность населения, а в отдельных случаях низкая правовая грамотность и некомпетентность должностных лиц органов местного самоуправления в вопросах применения действующего законодательства в сфере земельных отношений, особенно на уровне сельсоветов.
Не принимается должных мер к нарушителям земельного законодательства. Не в полной мере применяется Федеральный закон "О плате за землю" в части установления дифференцированных ставок земельного налога в зависимости от месторасположения земельного участка с целью увеличения доходной части местных бюджетов. Допускаются случаи выделения земельных участков с нарушением водного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Законодательное Собрание постановляет:
1. Информацию Министерства государственного имущества, Управления сельского хозяйства Пензенской области и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Пензенской области "О ходе исполнения Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" принять к сведению.
2. Предложить Правительству Пензенской области:
в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями) в срок до 1 января 2005 года внести в Законодательное Собрание Пензенской области проект закона Пензенской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" в части определения перечня категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядка определения размеров этой земельной доли из сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного бессрочного пользования;
до 1 января 2005 года определить и внести на утверждение в Законодательное Собрание Пензенской области перечень земельных участков из состава особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, а также сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает среднерайонную кадастровую стоимость более чем на 50 процентов, использование которых для других целей не допускается;
обратить внимание на низкую правовую грамотность, а в отдельных случаях и полную некомпетентность глав местного самоуправления, особенно на уровне сельсоветов в вопросах применения действующего федерального и областного законодательства;
в бюджете Пензенской области на очередной финансовый год предусматривать средства на финансирование выкупа земельных участков для нужд Пензенской области из земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц;
регулярно осуществлять проверки по использованию земельных участков, находящихся в собственности Пензенской области, в соответствии с их целевым назначением;
осуществлять постоянный контроль по соблюдению действующего законодательства по своевременному внесению арендной платы за землю;
ввести в практику информирование по правовым вопросам в сфере земельных отношений как органов местного самоуправления, так и населения путем проведения "кустовых" совещаний, семинаров с участием заинтересованных организаций и ведомств, публикаций в средствах массовой информации.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления:
обеспечить в пределах предоставленных им полномочий соблюдение на территории муниципальных образований земельного законодательства, обратив особое внимание на эффективное использование земельного фонда, резервирование земельных участков для муниципальных нужд, в том числе и за счет бесхозяйных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки;
определить земельные участки для размещения сенокосных и пастбищных угодий, установить порядок предоставления данных земельных участков гражданам для выпаса скота и сенокошения;
в бюджете муниципальных образований на очередной финансовый год предусматривать средства на финансирование выкупа земельных участков для нужд муниципальных образований из земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц;
с целью увеличения доходной части местных бюджетов более полно использовать право на продажу земельных участков или права их аренды на торгах, в рамках действующего законодательства принимать меры к землепользователям за несвоевременное внесение платежей за землю;
оказывать помощь при проведении работ по разграничению формы собственности земельных участков на подведомственных территориях;
в соответствии с действующим законодательством устанавливать корректирующие коэффициенты к ставкам земельного налога для земель городов и поселков на основании экономической оценки территорий населенных пунктов в зависимости от месторасположения земельного участка и его градостроительной ценности;
своевременно и квалифицированно разъяснять населению права и обязанности, положения, установленные нормативными правовыми актами по вопросам земельных отношений, с использованием средств массовой информации, посредством проведения сходов граждан с участием соответствующих специалистов;
обратить внимание на неукоснительное исполнение всех обязанностей в сфере земельных правоотношений, в том числе по установлению предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
4. Обратиться в прокуратуру Пензенской области с предложением проанализировать в порядке надзора принятые органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области нормативные правовые акты по вопросам земельных отношений на их соответствие федеральному и областному законодательству.
5. Депутатам Законодательного Собрания Пензенской области в своих избирательных округах оказывать всемерную помощь в применении на практике действующего федерального и областного законодательства, как в сфере земельных правоотношений, так и по иным вопросам.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию Законодательного Собрания Пензенской области по аграрной политике.
Председатель
Законодательного Собрания |
В.А.Черушов |
г. Пенза
21 апреля 2004 года
N 433-22/3 ЗС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 21 апреля 2004 г. N 433-22/3 ЗС "О ходе исполнения Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области"
Текст постановления опубликован в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 16(46) от 14 мая 2004 г.
Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 25 апреля 2018 г. N 144-8/6 ЗС настоящее постановление признано утратившим силу с 25 апреля 2018 г.