В Законодательное Собрание
Пензенской области
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка соответствия федеральному законодательству Закона Пензенской области от 03.09.1996 N 2-ЗПО (ред. от 18.09.2002) "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Пензенской области".
В ходе проверки установлено, что отдельные положения названного закона Пензенской области не соответствуют действующему федеральному законодательству, в связи с чем подлежат отмене.
Так, пунктами 5, 6 ст. 4 Закона Пензенской области установлено, что за рассмотрение заявления о государственной регистрации устава или изменений устава муниципального образования взимается плата в размере установленного законом минимального размера оплаты труда на дату подачи заявления. За выдачу свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования, дубликатов свидетельства о государственной регистрации устава и (или) устава муниципального образования, зарегистрированного в регистрирующем органе, взимается плата в размере установленного законом минимального размера оплаты труда на дату подачи заявления за каждый вид документа.
Абзацами 5, 11 п. 3 ст. 4 Закона предусматривается, что вместе с уставом муниципального образования в регистрирующий орган представляются документы, подтверждающие внесение заявителем платы за рассмотрение заявления о государственной регистрации устава муниципального образования и (или) за выдачу свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования.
Пункт 8 ст. 4 Закона устанавливает, что плата, предусмотренная настоящей статьей, зачисляется в бюджет Пензенской области.
В соответствии с частью 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Частью 2 статьи 1 НК РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 года N 147-ФЗ (ред. от 07.07.2003) "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Кодекса установить, что налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.
Таким образом, в настоящее время система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом РФ и сохраняющими юридическую силу положениями Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В силу ст. 1 ч. 4 Налогового кодекса РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании изложенного, органы государственной власти субъектов РФ не вправе вводить налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством.
Понятие сбора определено в ст. 8 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ). Согласно указанной статье под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с пунктом 6 ст. 5 Закона Пензенской области "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Пензенской области", государственная регистрация устава муниципального образования является необходимым условием вступления устава в силу. Исходя из указанной нормы, регистрация устава муниципального образования выступает для муниципального образования юридически значимым действием, в частности, одним из условий вступления устава в законную силу.
Пунктом 1 ст. 5 Закона Пензенской области предусмотрено, что регистрирующий орган в течение 30 дней со дня представления рассматривает заявление о регистрации устава муниципального образования и принимает одно из решений:
зарегистрировать устав муниципального образования и выдать свидетельство о его государственной регистрации;
отказать в государственной регистрации устава муниципального образования и выдать письменное заключение о причинах отказа.
При этом требования данного пункта во взаимосвязи с абзацами 5, 11 ст. 4 Закона, предусматривающими, что вместе с уставом муниципального образования в регистрирующий орган представляются документы, подтверждающие внесение заявителем платы за рассмотрение заявления о государственной регистрации устава муниципального образования и (или) за выдачу свидетельства, фактически предоставляют право регистрирующему органу не рассматривать соответствующее заявление по существу в случае непредставления документов об уплате сбора.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзацами 5, 11 ст. 4 Закона" следует читать "абзацами 5, 11 п. 3 ст. 4 Закона"
При таких обстоятельствах, установленная названным Законом Пензенской области плата за рассмотрение заявления о государственной регистрации устава муниципального образования и (или) за выдачу свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования обладает всеми признаками сбора, установленными ст. 8 НК РФ.
В соответствии с частью 3 ст. 8 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В тоже время действующее федеральное законодательство не наделяет органы государственной власти субъектов РФ правом вводить сборы за регистрацию уставов муниципальных образований.
Таким образом, Законом Пензенской области "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Пензенской области" вводится сбор, не предусмотренный федеральным законодательством.
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 1 ст. 4 названного Закона Пензенской области право определять орган, осуществляющий государственную регистрацию уставов муниципальных образований, возложено на Правительство Пензенской области. Регистрация уставов муниципальных образований имеет особое значение, поскольку, как указывалось выше, это является необходимым условием вступления устава в силу. В связи с этим, в целях упорядочения правоотношений в указанной сфере, представляется необходимым определить в Законе Пензенской области орган, осуществляющий государственную регистрацию уставов муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области и принять необходимые меры по отмене пунктов 5, 6, 8 ст. 4, абзацев 5, 11 п. 3 ст. 4 Закона Пензенской области от 03.09.1996 N 2-ЗПО (в ред. Законов Пензенской обл. от 24.05.2000 N 215-ЗПО, от 22.11.2001 N 311-ЗПО, от 18.09.2002 N 387-ЗПО) "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Пензенской области" как противоречащих федеральному законодательству. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области.
2. О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 16 апреля 2004 г. N 7-5-53-04 на пункты 5, 6, 8 ст. 4, абзацы 5, 11 п. 3 ст. 4 Закона Пензенской области от 03.09.1996 N 2-ЗПО (в ред. Законов Пензенской обл. от 24.05.2000 N 215-ЗПО, от 22.11.2001 N 311-ЗПО, от 18.09.2002 N 387-ЗПО) "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Пензенской области"
Текст Протеста официально опубликован не был