Министру здравоохранения
и социального развития
Пензенской области
Лазареву В.Ф.
В связи с проводимой работой по надзору за законностью правовых актов, издаваемых исполнительными органами государственной власти Пензенской области, прокуратурой области проведена проверка в Министерстве здравоохранения и социального развития за период 2003-2004 г.г.
Проверкой установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области (далее Министерство) осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области 24.01.2003 г. N 31-пП.
За основной период проверки Министерством издавались как нормативно-правовые так ненормативные правовые акты по основной деятельности, по личному составу, по оперативной деятельности.
В ходе проверки нормативных правовых актов было установлено периодически повторяющееся нарушение порядка официального опубликования таких актов, который был установлен на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ Губернатором Пензенской области в постановлении "О порядке опубликования и вступления в силу актов Губернатора и Правительства Пензенской области, актов исполнительных органов государственной власти" от 24.10.2000 г. N 319 (с последующими изменениями). Согласно п.2 данного Постановления подлежат обязательному официальному опубликованию в течении тридцати дней после дня их подписания.
Вместе с тем, такие приказы как: N 427 от 04.12.2002 г. "Об организации обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности"; N 303 от 10.04.2003 г. "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи дубликатов справок об установлении инвалидности"; N 74 от 09.08.2002 г. "О конкурсной комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области"; N 30 от 14.06.2002 г. "Об утверждении Положения о порядке обеспечения инвалидов Пензенской области средствами реабилитации и средствами, облегчающими уход за инвалидами; N 57 от 15.08.2002 г. "О направлении больных на лечение в детские санатории Министерства здравоохранения РФ и клиники Государственного научно-исследовательского института курортологии Минздрава РФ"; совместный приказ Министерства и Территориального фонда обязательного медицинского страхования "О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области от 26.11.2003 г. N 937/205" от 16.01.2004 г. N 26/4 - не были своевременно официально опубликованы.
Кроме того, в ходе проверки совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области N 559/110 от 08.07.2003 г. "Об организации экспертизы качества медицинской помощи" с Положением о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Пензенской области (приложение 1 к Приказу), установлены не соответствующие законодательству РФ положения, регулирующие вопросы контроля качества медицинской помощи населению РФ.
Ряд норм данного Положения о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Пензенской области не соответствуют# в частности, Закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.1991 г. N 1499-1 (с последующими изменениями), Постановлению Правительства РФ от 29.07.1998 г. N 857, Уставу Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Методическим рекомендациям организации вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования субъекта РФ (с примерным Положением о контроле...), утвержденного# директором Фонда 12.05.1999 г. и являющегося# нормативно-методическим документом.
Так, в разделе 4 Положения - Цели и задачи вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (аналогичный раздел имеется в примерном Положении) ни слова не сказано о задачах данного контроля.
В разделе 6 Положения вводится понятие "финансовых санкций" за нарушение договорных обязательств в отношении объемов, качества и условий оказания медицинской помощи, которые расчитываются# на основании раздела 7 данного документа.
Вместе с тем, федеральным законодательством, а именно ст. 27 Закона "О медицинском страховании граждан в РФ" и разделом 6 и 7 примерного Положения такая санкция не предусмотрена. В нормах данных федеральных нормативных актов говорится только о праве страховой медицинской организации в вышеперечисленных случаях частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Кроме того, Перечень нарушений условий договора на предоставление лечебно-профилактической помощи и размеры уменьшения оплаты медицинских услуг установленный в разделе 7 Положения содержит всего 12 описаний таких нарушений, вместе с тем, в аналогичном разделе примерного Положения таких нарушений указано 21.
Среди не вошедших в Перечень нарушений такие значимые как - невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых диагностических и (или) лечебных мероприятий, а также выполнение непоказанных, преждевременное прекращение проведения лечебных мероприятий на этапе оказания медицинской помощи, как не повлиявшее так и неблагоприятно повлиявшее на состояние пациента, течение заболевания, сроки и стоимость лечения и др.
В связи с чем, необходимо указать, что при разработке данного Перечня не были четко определены приоритеты деятельности здравоохранения Пензенской области и недостаточно учтены факторы показателей деятельности медицинских учреждений, структуры заболеваемости и т.п.
Также не соответствует разделу 10 примерного Положения порядок обжалования медицинскими учреждениями частичной или полной неоплаты медицинских услуг страховщиков и разрешения споров нормы установленные в аналогичном разделе областного Положения.
Так, в соответствии с разделом 10 примерного Положения при несогласии медицинского учреждения с результатами экспертизы качества медицинской помощи или с размерами неоплаты страховщиком медицинских услуг споры между сторонами решаются третейским судом в соответствии с действующим законодательством.
Согласно разделу 10 областного Положения данный спор решается в комиссии при Министерстве здравоохранения, решение которой является обязательным для исполнения всеми заинтересованными сторонами.
Кроме того, прокуратурой области по обращению депутата Пензенской городской Думы Бычкова В.А. от 16.02.2004 г. была проведена проверка законности совместного приказа Министерства здравоохранения и Центра Госсанэпиднадзора в Пензенской области 100/49 от 16.04.2002 г. "О совершенствовании системы оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам на территории Пензенской области" (с приложениями).
В ходе проверки были установлены нарушения ст. 5, 14, 16 Федерального закона N 38-ФЗ от 30.03.1995 г. (с изменениями и дополнениями) "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" в части ограничения прав и свобод граждан в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции и оказанием им медицинской помощи, содержащихся в положениях: пункта 3.4 самого Приказа; пункта 8 Порядка оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам на территории Пензенской области (приложение 1 к Приказу), пункта 2.1 Типовой инструкции по санитарно-противоэпидемиологическому режиму и охране труда персонала ЛПУ, оказывающим медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом (приложение 5 к Приказу).
Только в связи с прокурорской проверкой указанные нарушения Министерством и Центром Госсанэпиднадзора были устранены путем издания совместных приказов N 151/25 от 10.03.2004 г. и N 175/29 от 15.03.2004 г. о внесении в приказ N 100/49 необходимых изменений: положения вышеуказанных пунктов 8 и 2.1 приведены в соответствие с законодательством РФ, пункт 3.4 исключен.
Причинами допущенных нарушений считаю, ненадлежащее знание и применение ответственными должностными лицами Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области законодательства РФ о здравоохранении, а также недостаточный контроль за их работой со стороны руководства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Закона "О прокуратуре РФ", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению указанных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих.
2. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах прошу сообщить в письменной форме в прокуратуру области в установленный законом месячный срок.
Первый заместитель прокурора области
государственный советник
юстиции 3 класса |
Н.Е. Снаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление прокурора Пензенской области от 18 марта 2004 г. N 7-5-30-04 Об устранении нарушений законодательства о здравоохранении
Текст Представления официально опубликован не был