Постановление Правительства Пензенской области
от 5 августа 2004 г. N 601-пП
"О Программе развития системы воспитательной работы
в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы"
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 декабря 2005 г. N 1079-пП настоящее Постановление признано утратившим силу
О ходе реализации Программы см. Постановление Правительства Пензенской области от 8 июля 2005 г. N 347-пП
См. Закон Пензенской области от 3 декабря 2004 г. N 697-ЗПО "Об областной программе "Развитие системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы"
В целях обеспечения условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, повышения социального статуса воспитания в региональной системе образования, создания условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан, Правительство Пензенской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Программу развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы.
2. Министерству образования и науки Пензенской области (Скачков Ю.П.):
- обеспечить текущее управление реализацией программы, координацию работы и взаимодействие между ее исполнителями;
- ежегодно до 25 января представлять в Правительство Пензенской области отчеты о реализации программных мероприятий по итогам прошедшего года.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области на основе областной программы разработать соответствующие программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях на 2004-2005 годы.
4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Е.А. Столярову.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Одобрена
Правительства Пензенской области
от 5 августа 2004 г. N 601-пП
Программа
развития системы воспитательной работы в образовательных
учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы
Паспорт
Программы развития системы воспитательной работы
в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы
Наименование Программа развития системы воспитательной работы
Программы в образовательных учреждениях Пензенской области
на 2004-2005 годы
Основание для постановление Губернатора Пензенской области
разработки
Программы
Основные Министерство образования и науки Пензенской
разработчики области
Программы
Исполнители учреждения общего и дополнительного образования,
Программы физкультурно-оздоровительные комплексы
Цель Программы обеспечение условий для развития воспитательных
систем в образовательных учреждениях всех типов и
видов, содействующих развитию социально и
культурно компетентной, физически и нравственно
здоровой личности
Задачи Программы повышение социального статуса воспитания в
региональной системе образования, укрепление и
развитие воспитательных функций образовательных
учреждений (ОУ) разных видов и типов, координация
их деятельности;
создание условий, способствующих воспитанию
социально активных, физически и нравственно
полноценных граждан;
осуществление комплексного подхода к решению
задач эстетического, экологического, трудового и
физического воспитания, расширение состава
субъектов воспитания;
формирование здорового и нравственного образа
жизни, вовлечение молодежи в систематические
занятия физкультурой и спортом;
совершенствование системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
оказание социальной и психологической помощи
детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
стабилизация семьи как социального института;
осуществление мер по обеспечению занятости
молодежи, укреплению взаимодействия семьи и ОУ;
организация активного творческого досуга
несовершеннолетних и молодежи;
решение задачи трудоустройства педагогических
работников, подлежащих сокращению в 2004/2005
учебном году.
Срок реализации 2004-2005 гг.
Программы
Перечень основных разработка и создание необходимых
мероприятий научно-методических, кадровых, организационных и
Программы информационных условий для развития
воспитательных систем;
организация работы ОУ в режиме "школы полного
дня";
интеграция деятельности учреждений образования и
культуры в вопросах воспитания через создание
самоуправляемой некоммерческой общественной
организации - Совета директоров;
создание Межшкольных центров развития молодежи на
основе объединения учреждений образования и
физкультурно-оздоровительных комплексов;
программное и кадровое обеспечение организации
воспитательной работы с детьми, подростками и
жителями микрорайона;
обеспечение качественного образования и
всестороннего развития и воспитания молодежи
через вовлечение в занятия физкультурой и
спортом, пропаганду здорового образа жизни;
разработка новых форм профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
осуществление мониторинга процесса социальной
реабилитации социально дезадаптированных детей и
подростков;
подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров
Ожидаемые конечные развитие воспитательного потенциала ОУ различных
результаты видов и типов в гражданском, физическом и
реализации нравственном воспитании, обеспечении возможностей
Программы творческой самореализации личности;
повышение эффективности сотрудничества субъектов
социального партнерства в воспитании молодежи,
укрепление связи ОУ и семьи в процессе воспитания
детей и подростков;
организация целостного образовательного
пространства в виде межшкольных центров развития
молодежи, обеспечивающих образование,
разностороннее развитие, нравственное, культурное
и физическое воспитание;
укрепление здоровья молодежи, снижение числа
хронических заболеваний у детей и подростков,
связанных с низкой двигательной активностью;
снижение численности безнадзорных детей,
сокращение числа правонарушений
несовершеннолетних
Введение
Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Программой развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы, проектом Государственной программы "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года", федеральной целевой Программой "Дети России" на 2003-2006 годы, программами в области воспитательной и молодежной политики Правительства Пензенской области.
Разработка и общее руководство процессом реализации Программы возлагается на Министерство образования и науки Пензенской области.
Данная Программа нацелена на обеспечение условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности.
Программа призвана обеспечить качественное образование, разностороннее развитие, культурное и физическое воспитание детей и подростков, снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних. Реализация Программы будет способствовать повышению социального статуса воспитания в региональной системе образования, укреплению и развитию воспитательных функций образовательных учреждений разных видов и типов, координации их деятельности; созданию условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан, укреплению здоровья молодежи.
Программа ориентирована на превращение образовательных учреждений Пензенской области в комплексные центры социально-культурной, спортивно-оздоровительной массовой работы не только с молодежью, но и с представителями всех возрастных групп. Реализация Программы будет способствовать повышению эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании молодежи, укреплению связи образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей и подростков.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время в России заметно усилились внимание и требовательность к образованию и воспитанию со стороны родителей, общественности, властных структур. Это связано с ростом асоциального поведения детей и подростков, одной из причин которого является нерациональная организация досуговой деятельности, детская безнадзорность, особенно во время каникул и в праздничные и выходные дни. Немалую роль в этом играет и характерный для современного общества кризис семьи, который приводит к существенному снижению ее воспитательного потенциала. Кроме того, заметное влияние на процесс духовного становления молодежи оказывают проблемы, связанные с развитием современной российской цивилизации.
Однако, несмотря на признание задачи воспитания детей одной из главных стратегических задач современного российского общества, можно говорить о том, что пока еще не вполне четко определены приоритеты воспитательной политики, не выработан комплекс практических мер по решению проблем воспитания молодежи.
Очевидно, что к числу приоритетных задач в области воспитания относится формирование здорового и нравственного образа жизни, что предполагает повышение общей культуры, сохранение физического и нравственного здоровья, компетентность и грамотность личности; эстетическое, экологическое, трудовое и физическое воспитание, а также воспитание гражданственности и патриотизма.
Сегодня происходит формирование благоприятных условий для интенсивного развития в регионе социального института воспитания, для реального повышения его социального статуса и воспитательного потенциала, для усиления эффективности воспитательного воздействия учреждений образования и культуры на подрастающее поколение с целью духовно-нравственного и гражданского становления личности и ее социализации. Формируются новые культурные основы воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание молодежи, взаимодействие семьи, общества и государства в деле воспитания человека и гражданина.
Разрешение проблем образования и воспитания возлагается на органы и учреждения образования (общего и дополнительного), а также учреждения культуры. Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточную координацию их деятельности, снижение их организационно-методической роли, что связано как с недостаточностью материально-технической базы, так и с проблемами кадрового обеспечения.
Если вопросы предоставления учащимся качественного современного образования школой решаются вполне успешно, то блок воспитательной работы в основном возложен на того же педагога-универсала, который зачастую является одновременно учителем, воспитателем и организатором. Проблемой также является то, что часто образовательное учреждение не выступает (и не может выступать) подлинным центром для организации не только внутришкольных, а районных или городских мероприятий с детьми, по проведению действенных и интересных акций для жителей всего микрорайона.
Важной представляется такая организация работы образовательного учреждения, чтобы оно на практике представляло собой "территорию интересов" учащихся, функционировало в режиме "школы полного дня", обеспечивая занятость молодежи и досуговую деятельность детей и подростков.
В настоящее время главное место в организации досуга у значительной части подростков занимает компьютер. При этом несбалансированное виртуальное общение развивает у ребенка опосредованное восприятие мира, формирует ситуацию отчуждения от этнических корней, истории и культуры своего народа. Кроме того, интерес молодежи к работе с компьютером реализуется либо дома, либо в частных компьютерных клубах, которые имеют коммерческую направленность. В основном дети и подростки ориентируются на компьютерные игры, связанные с насилием и жестокостью. Следует отметить также явно недостаточный уровень общественной активности детей и подростков (по официальным данным в деятельности молодежных и детских общественных объединений участвует около 41% молодых россиян).
В то же время по предварительным данным о тарификации в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004/2005 учебный год предусматривается довольно значительное сокращение количества педагогических ставок (приблизительно 900 по области), вызванное сокращением числа класс-комплектов. При этом наибольшее количество подлежащих сокращению педагогических ставок - педагоги, работающие в 5-9-х и 10-11-х классах.
В соответствии с этим Министерство образования и науки Пензенской области считает целесообразным осуществление Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области, что позволит поднять на качественно новый уровень воспитание и развитие молодежи.
В связи с тем, что особую актуальность для решения задач воспитания имеют вопросы физического оздоровления молодежи, активизации спортивно-массовой работы, настоящая Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы включает в себя также Подпрограмму формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи.
II. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Цель Программы состоит в обеспечении условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности.
На достижение поставленной цели направлены следующие основные задачи, которые призвана решить Программа:
- повышение социального статуса воспитания в региональной системе образования, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений разных видов и типов, координация их деятельности;
- создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан;
- осуществление комплексного подхода к решению задач эстетического, экологического, трудового и физического воспитания, расширение состава субъектов воспитания;
- формирование здорового и нравственного образа жизни, вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом;
- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стабилизация семьи как социального института;
- осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
- организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи;
- решение задачи трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году.
Срок реализации Программы - 2004-2005 годы.
III. Система программных мероприятий
Программа содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей и задач.
Основные направления работы по реализации программы состоят в следующем:
- разработка и создание необходимых научно-методических, кадровых, организационных и информационных условий для развития воспитательных систем;
- организация работы образовательных учреждений в режиме "школы полного дня";
- установление интеграции деятельности учреждений образования и культуры в вопросах воспитания через создание самоуправляемой некоммерческой общественной организации - Совета директоров;
- создание межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и ФОКов;
- программное и кадровое обеспечение организации воспитательной работы с детьми, подростками и взрослыми жителями микрорайона;
- обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни;
- разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Основные мероприятия по реализации направлений Программы:
NN п/п |
Основные мероприятия | Сроки | Ответственные за выполнение |
1. 1 2 3 4 5 |
Разработка и создание необходимых науч- но-методических, кадровых, организаци- онных и информационных условий для раз- вития воспитательных систем Разработка нового штатного расписания для образовательных учреждений (ОУ) Пензенской области, обеспечивающего ак- тивизацию воспитательной работы Упорядочение и укрепление кадровой, ма- териально-технической базы ОУ Обновление программно-методического со- держания, обеспечение вариативности воспитательных систем ОУ Повышение уровня работы со СМИ по воп- росам воспитания детей, подростков и их родителей; обобщение опыта воспитатель- ной работы ОУ, усиление пропаганды пе- редовых методик и утверждение культа семьи через СМИ Повышение профессионального уровня уп- равления процессом воспитания, обеспе- чение взаимодействия системы образова- ния со всеми социальными институтами, прежде всего - с семьей |
2004-2005 гг. июль- август 2004 г. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. |
Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, областной ин- ститут повышения квалификации и переподготовки работников обра- зования (ИПКиПРО) Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, областной ИПКиПРО Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, областной ИПКиПРО Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, органы управ- ления образовани- ем |
2. 1 2 3 4 5 6 |
Организация работы ОУ в режиме "школы полного дня" Развитие системы дополнительного обра- зования и различных форм внеурочной де- ятельности в образовательных учреждени- ях; усиление их воспитывающих функций Разработка планов и программ воспита- тельной работы ОУ, направленных на превращение школы в "территорию интере- сов" учащихся и их родителей, жителей микрорайона и предусматривающих возмож- ность организации их досуговой деятель- ности на базе ОУ в течение всего дня (с 8.00 до 21.00), включая выходные дни и период школьных каникул Усиление досугового компонента ОУ, создание условий для самовыражения де- тей и подростков в творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятиях спортом Организация воспитательной работы ОУ в социуме, разработка и проведение об- щественно значимых акций и мероприятий для учащихся и всех жителей микрорайона Организация работы компьютерных и ин- тернет-клубов на базе компьютерных классов ОУ Использование спортивных залов и поме- щений ОУ для работы спортивных и турис- тических секций и кружков в течение всего свободного от учебных занятий времени |
2004/2005 учебный год 2004-2005 гг. август- сентябрь 2004 г. 2004/2005 учебный год 2004/2005 учебный год сентябрь- ноябрь 2004 г. 2004/2005 учебный год |
Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, органы управ- ления образовани- ем администрация ОУ органы управления образованием, ад- министрация ОУ администрация ОУ администрация ОУ администрация ОУ администрация ОУ |
3. 1 2 3 4 |
Установление интеграции деятельности учреждений образования и культуры в вопросах воспитания через создание са- моуправляемой некоммерческой обществен- ной организации - Совета директоров Проведение учредительных конференций или совещаний по районам области (мик- рорайонам городов) по созданию советов директоров ОУ Подготовка и проведение семинара-конфе- ренции по определению основных задач и направлений работы Совета директоров ОУ Разработка и утверждение советами ди- ректоров интегрированных планов и прог- рамм воспитательной работы ОУ в районах (микрорайонах), предусматривающих мак- симально возможное использование имею- щегося кадрового потенциала и матери- ально-технической базы Осуществление советами директоров коор- динации воспитательной работы в социу- ме, предусматривающей вовлечение детей, подростков и их родителей, жителей мик- рорайона (района) |
2004/2005 учебный год август- сентябрь 2004 г. сентябрь 2004 г. сентябрь- ноябрь 2004 г. 2004-2005 гг. |
Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, Министерство культуры Пензен- ской области, ор- ганы управления образованием Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО, ор- ганы управления образованием Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, Министерство культуры Пензен- ской области, ИПКиПРО органы управления образованием, уч- реждения культуры Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, Министерство культуры Пензен- ской области, ор- ганы управления образованием |
4. 1 2 3 4 5 |
Создание межшкольных центров развития молодежи (МЦР) на основе объединения учреждений образования и ФОКов Разработка Положения о деятельности межшкольных центров развития молодежи Разработка штатного расписания для МЦР Определение базовых ОУ для создания МЦР, комплектование кадров, создание материально-технической базы Межшколь- ных центров развития молодежи Разработка программ и планов спортивно- оздоровительной работы МЦР в микрорайо- не, координация деятельности МЦР через советы директоров и их осуществление Развитие форм работы, направленных на организацию досуга жителей микрорайона, способствующих формированию здорового образа жизни, здоровой семьи; организа- ция воспитательной работы с родителями |
2004-2005 гг. август- сентябрь 2004 г. август- сентябрь 2004 г. сентябрь- ноябрь 2004 г. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. |
Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, Комитет Пен- зенской области по физической культуре, спорту и туризму Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, органы управ- ления образовани- ем Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, органы управ- ления образовани- ем, Комитет по физической куль- туре, спорту и туризму Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, органы управ- ления образовани- ем, администрация ОУ |
5. 1 2 3 4 5 |
Программное и кадровое обеспечение ор- ганизации воспитательной работы с деть- ми, подростками и жителями микрорайона Оптимизация административной структуры ОУ, функционально ответственной за вос- питательную работу Разработка концепции воспитательной ра- боты в ОУ (программ, планов, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность), предусматривающих ис- пользование в целях воспитания возмож- ностей учебно-воспитательного процесса. Обязательное включение в систему воспи- тательной работы: гражданского, патрио- тического, духовно-нравственного воспи- тания; работы по использованию регио- нального компонента образования в вос- питательных системах; научно-исследова- тельской и профориентационной работы; работы по формированию традиций ОУ (школьного музея, газеты и др.); спор- тивно-оздоровительной работы, пропаган- ды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни; работы по фор- мированию культа "здоровой семьи", ор- ганизации психолого-консультационной и профилактической работы с учащимися и их родителями. Разработка научно-методического сопро- вождения воспитательных систем, отдель- ных направлений воспитания в системе образования Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие роди- тельских общественных объединений, привлечение родителей к участию в уп- равлении ОУ, осуществлении воспитатель- ной работы Разработка и осуществление конкретных мер по укреплению статуса социального института семьи и повышению его ценнос- ти в общественном сознании |
2004-2005 гг. август- сентябрь 2004 г. сентябрь- октябрь 2004 г. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. |
Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти администрация ОУ Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО администрация ОУ Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО, ад- министрация ОУ |
6. 1 2 3 4 5 |
Обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания мо- лодежи через вовлечение в занятия физ- культурой и спортом, пропаганду здоро- вого образа жизни Содействие здоровому образу жизни уча- щихся и их родителей через использова- ние возможностей учебно-воспитательного процесса для формирования культуры здо- ровья, потребностей занятий физкульту- рой и спортом, умения выработать инди- видуальную программу охраны здоровья Разработка программ и планов спортивно- оздоровительной работы ОУ в микрорайо- не, предусматривающих работу секций и кружков, проведение спортивно-оздорови- тельных мероприятий и акций для жителей микрорайона, координация деятельности различных ОУ через советы директоров Развитие форм работы, направленных на организацию досуга жителей микрорайона, целью которых является формирование здорового образа жизни, "здоровой семьи"; организация воспитательной ра- боты с родителями Научно-методическое обеспечение воспи- тательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни; пропаганда новых методик через СМИ Активизация использования СМИ для про- паганды здорового образа жизни, привле- чения молодежи к занятиям физкультурой и спортом |
2004-2005 гг. 2004-2005 гг. 2004 г. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. |
Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО органы управления образованием, ад- министрация ОУ Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО, ор- ганы управления образованием, ад- министрация ОУ Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, органы управ- ления образовани- ем, администрация ОУ Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, органы управ- ления образовани- ем |
7. 1 2 3 4 5 |
Разработка новых форм профилактики без- надзорности и правонарушений несовер- шеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации соци- ально дезадаптированных детей и под- ростков Усиление роли семьи в воспитании детей; оказание помощи семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого- педагогического просвещения родителей Содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации воспита- тельного процесса, целенаправленное во- влечение семьи в этот процесс Создание системы психолого-педагогичес- кой и медико-социальной реабилитации детей; осуществление дифференцированно- го, индивидуального подхода к работе с детьми, подростками и родителями, имею- щими негативные девиантные отклонения Осуществление психолого-педагогического мониторинга воспитательного процесса с целью отслеживания состояния проблемных семей, поведения детей и родителей, имеющих негативные отклонения в поведе- нии, и разработки новых методик коррек- тирующего воспитательного воздействия Интеграция деятельности ОУ с правоохра- нительными органами |
2004-2005 гг. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. 2004/2005 учебный год 2004/2005 учебный год |
Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО Органы управления образованием, ад- министрация ОУ Органы управления образованием, ад- министрация ОУ Органы управления образованием, ад- министрация ОУ Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, органы управ- ления образовани- ем, администрация ОУ администрация ОУ |
8. 1 2 3 |
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной де- ятельности по предусмотренным Програм- мой направлениям через проведение обу- чающих семинаров и конференций Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов - организаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образователь- ных учреждениях всех видов и типов. Разработка программ курсовой переподго- товки педагогических работников, подле- жащих сокращению, для работы по спе- циальности "педагог дополнительного об- разования" и реализация переподготовки педагогов по данным программам Разработка современного программно-ме- тодического обеспечения для специалис- тов - организаторов внеурочной и вне- учебной деятельности |
2004-2005 гг. август- сентябрь 2004 г. 2004-2005 гг. 2004-2005 гг. |
Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО, ор- ганы управления образованием Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО Министерство об- разования и науки Пензенской облас- ти, ИПКиПРО |
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Дополнительного финансирования из областного бюджета на реализацию программы не требуется.
V. Механизм реализации Программы
Основным разработчиком и координатором Программы является Министерство образования и науки Пензенской области. Предполагается привлечение к реализации Программы Министерства культуры Пензенской области и Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму.
Исполнителями Программы выступают органы управления образованием, учреждения образования и культуры Пензенской области. Обеспечение научно-методического сопровождения реализации Программы и мер по переподготовке педагогических кадров по предусмотренным Программой направлениям возлагается на Пензенский ИПКиПРО, методические службы органов управления образованием.
Для осуществления Программы необходимо принятие ряда нормативно-правовых документов, первоочередными из которых являются: новое штатное расписание образовательных учреждений, Положение о создании и деятельности советов директоров образовательных учреждений, Положение о создании и деятельности межшкольных центров развития молодежи, штатное расписание межшкольных центров развития молодежи.
Программа предусматривает разработку нового варианта штатного расписания с учетом оптимизации структуры осуществления блока воспитательной работы.
Исходя из того, что образовательные учреждения должны превратиться в реальную территорию интересов не только школьников, но и их родителей, других жителей микрорайона, Программа предусматривает изменение организации работы ОУ. Предполагается перепрофилирование части педагогов, попадающих по месту работы под сокращение численности штатов, таким образом, чтобы они могли обеспечить воспитательную работу в условиях работы "школы полного дня".
Для подготовки специалистов, способных обеспечить воспитательную работу в новых условиях, предусматривается разработка программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и их осуществление на базе учреждений дополнительного профессионального образования и повышения квалификации Пензенской области.
Новое штатное расписание (в отношении блока воспитательной работы) может выглядеть следующим образом:
Наименование должностей | Кол-во ставок |
Примечания |
1 | 2 | 3 |
Зам. директора ОУ по воспитательной работе | В соответствии с количеством класс- комплектов |
|
Социальный педагог | 1 | -"- |
Педагог-психолог | 1 | |
Старший вожатый | 1 | |
Социальный педагог | 1 | |
Классные воспитатели (освобожденные клас- сные руководители) |
- | По решению учредите- ля |
Педагоги дополнительного образования: | ||
Педагог-организатор культурно-массовой ра- боты в школьном микрорайоне |
1 | |
Педагоги-организаторы спортивной и туристи- ческой работы (тренеры) |
- | |
Педагоги-организаторы (руководители) школь- ных компьютерных (интернет-) клубов |
1-2 | |
Руководители кружков, секций, музея | - |
Примечание: Курсивом в таблице выделены должности, которые предполагается ввести в штатное расписание.
Штатное расписание ОУ должно строиться индивидуально для каждого конкретного учреждения в соответствии с имеющимися условиями.
Функциональные обязанности должностных лиц в штатном расписании, предусмотренных Программой, выглядят следующим образом.
В ведении заместителя директора по воспитательной работе остаются вопросы разработки плана мероприятий, выработка программы работы (включая перспективные линии развития секционно-кружковой работы), разработка планов и проведение конкретных мероприятий.
Психолого-педагогическое обеспечение, содействие семейному воспитанию, работа с родителями по распространению педагогических знаний осуществляется педагогом-психологом и социальным педагогом.
Старший вожатый обеспечивает работу школьных общественных движений и организаций, организует участие детей и подростков в социально значимой деятельности.
Организация работы ОУ в социуме, разработка и проведение общественно значимых акций и мероприятий для детей и их родителей в масштабах микрорайона возлагаются на специалиста, занимающего вводимую в штатное расписание должность педагога-организатора культурно-массовой работы в микрорайоне школы.
В связи с тем, что сегодня во всех школах Пензенской области имеются компьютеры, а также учитывая высокий интерес к работе на компьютерах у подростков, предполагается открытие на базе ОУ компьютерных или интернет-клубов, в которых молодые люди смогут заниматься под руководством педагогов. Работа таких клубов будет вестись в свободное от учебных занятий время и обеспечивать возможность занятости детей до 21.00. Для этого вводится ставка педагога дополнительного образования - организатора (руководителя) школьного компьютерного (интернет-) клуба.
Программа предполагает осуществление работы школьных спортивных залов и помещений с 8.00 до 21.00. Проведение дополнительных спортивных занятий для детей и их родителей в спортзалах (за исключением учебного времени) будет осуществляться не только школьными учителями физкультуры, но и педагогами-организаторами спортивной и туристической работы (тренерами), входящими в штат ОУ.
В каждом ОУ предусматривается разработка плана кружковой и секционной деятельности, в котором обязательно должны быть представлены блоки культурного, духовно-нравственного (возможно - через деятельность фольклорных групп, кружков ИЗО, современного дизайна и др.), гражданско-патриотического (на основе работы школьных музеев, туристических и экологических клубов и секций), трудового воспитания. Эта работа возлагается на педагогов дополнительного образования - руководителей кружков, секций, музея. Вместо осуществления этой работы на общественных началах или за счет деления ставок педагогов дополнительного образования в небольших пропорциях между несколькими учителями эти ставки вводятся для отдельных педагогов, функциональные обязанности которых будут состоять именно в осуществлении данного направления воспитательной работы. Их деятельность следует направить на ориентацию подрастающего поколения на освоение ценностей отечественной культуры, формирование уважения к культурно-историческим традициям.
По решению учредителя ставки классных руководителей могут быть трансформированы в ставки педагогов, осуществляющих только воспитательную работу в классах - классных воспитателей (освобожденных классных руководителей).
Для интеграции деятельности учреждений общего и дополнительного образования и культуры в вопросах воспитания молодежи предусматривается создание самоуправляемой, некоммерческой общественной организации, функционирующей без образования юридического лица - Совета директоров ОУ общего и дополнительного образования и учреждений культуры в рамках Пензенской области, а также районов, городов и микрорайонов. Деятельность Совета директоров будет направлена на развитие системы воспитания детей и подростков через координацию деятельности образовательных учреждений региона и выработку перспективных линий воспитательной работы. Предполагается построить деятельность Совета директоров по вертикали: область - район - село (или город - микрорайон).
Особое место в реализации Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы отводится формированию межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи. Вопросы, связанные с осуществлением данного направления работы и механизмом ее реализации, отражены в Подпрограмме формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи, включенной в настоящую Программу.
VI. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Взаимодействие между исполнителями Программы и задействованными Программой учреждениями и ведомствами осуществляет Министерство образования и науки Пензенской области.
Им же осуществляется текущее управление реализацией Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Губернатором и Правительством Пензенской области.
VII. Ожидаемые конкретные результаты и оценка
эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- обеспечить развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений различных видов и типов в гражданском, физическом и нравственном воспитании, обеспечении возможностей творческой самореализации личности;
- повысить эффективность межведомственного взаимодействия, сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании молодежи, укрепить связи образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей и подростков;
- организовать целостное образовательное пространство в виде межшкольных центров развития молодежи, обеспечивающих образование, разностороннее развитие, нравственное, культурное и физическое воспитание;
- содействовать укреплению здоровья молодежи, снижению числа хронических заболеваний у детей и подростков, связанных с низкой двигательной активностью;
- снизить численность безнадзорных детей, что позволит сократить число правонарушений несовершеннолетних.
Подпрограмма
формирования межшкольных центров развития молодежи на основе
создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи
Паспорт
подпрограммы формирования межшкольных центров развития молодежи
на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования
и физкультурно-оздоровительные комплексы
Наименование - Подпрограмма формирования межшкольных центров
подпрограммы развития молодежи на основе создания
комплексов, объединяющих учреждения образования
и ФОКи
Основание для - постановление Губернатора Пензенской области
разработки
Подпрограммы
Основные - Министерство образования и науки Пензенской
разработчики области
Подпрограммы
Исполнители - учреждения общего и дополнительного
Подпрограммы образования, физкультурно-оздоровительные
комплексы
Цель Подпрограммы - улучшение качества жизни и здоровья молодежи на
основе развития физкультуры и спорта, создание
условий, способствующих воспитанию социально
активных, физически и нравственно полноценных
граждан
Задачи - вовлечение молодежи в систематические занятия
Подпрограммы физкультурой и спортом;
совершенствование системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
осуществление мер по обеспечению занятости
молодежи, укреплению семьи;
организация активного творческого досуга
несовершеннолетних и молодежи;
решение задачи трудоустройства части
педагогических работников, подлежащих
сокращению в 2004/2005 учебном году
Срок реализации - 2004-2005 гг.
Подпрограммы
Перечень основных - создание межшкольных центров развития молодежи
мероприятий на основе объединения учреждений образования и
Подпрограммы ФОКов;
организация спортивно-оздоровительной работы с
детьми, подростками и жителями микрорайона;
обеспечение качественного образования и
всестороннего развития и воспитания молодежи
через вовлечение в занятия физкультурой и
спортом, пропаганда здорового образа жизни;
разработка новых форм профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
осуществление мониторинга процесса социальной
реабилитации социально дезадаптированных детей
и подростков;
подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров
Ожидаемые конечные - укрепление здоровья молодежи, снижение числа
результаты хронических заболеваний у детей и подростков,
реализации связанных с низкой двигательной активностью;
Подпрограммы снижение численности безнадзорных детей,
сокращение числа правонарушений
несовершеннолетних;
оказание социальной и психологической помощи
детям, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации;
стабилизация семьи как социального института;
организация целостного образовательного
пространства в виде межшкольных центров
развития молодежи, обеспечивающих образование,
разностороннее развитие, культурное и
физическое воспитание
Введение
Подпрограмма формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания многофункциональных комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи, является составной частью Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы.
Подпрограмма нацелена на улучшение качества жизни и здоровья молодежи на основе развития физкультуры и спорта посредством создания условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан; совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществления мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению семьи; организации активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи.
Подпрограмма призвана обеспечить качественное образование, разностороннее развитие, культурное и физическое воспитание детей и подростков, снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних. Ее реализация будет способствовать укреплению здоровья молодежи, снижению числа хронических заболеваний, связанных с низкой двигательной активностью, у детей и подростков.
Подпрограмма ориентирована на превращение образовательных учреждений Пензенской области в комплексные центры социально-культурной, спортивно-оздоровительной массовой работы не только с молодежью, но и с представителями всех возрастных групп благодаря созданию межшкольных центров развития молодежи, объединяющих учреждения образования и физкультурно-оздоровительные комплексы.
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Одной из основных задач органов власти субъектов РФ является создание региональных систем воспитания, обеспечивающих позитивную социализацию подрастающего поколения, а также взрослых в конкретных социальных условиях. Столь пристальное внимание федеральных и региональных органов власти к вопросам воспитания молодежи (в том числе и посредством развития физкультуры и спорта) объясняется необходимостью решения ряда проблем современного общества, среди которых: рост числа негативных проявлений в поведении детей и школьников; сокращение средней продолжительности жизни населения России; необходимость укрепления здоровья людей, прежде всего - подрастающего поколения.
Актуальность их решения становится очевидной при обращении к статистическим данным. Так, по данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза - психоневрологических отклонений, в 3 - патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические. Как отмечается в федеральной целевой программе "Дети России", только 30% новорожденных могут считаться здоровыми, а доля здоровых детей дошкольного и школьного возраста в субъектах РФ составляет всего 4-10%.
Серьезного внимания требуют также проблемы, связанные с возрастанием проявлений социальной дезадаптации молодежи: распространением наркотизма, ростом числа правонарушений несовершеннолетних и других форм асоциального поведения. Существенно снизилась роль семьи в процессе воспитания детей и подростков, возрастает социальная беспризорность. Значительную часть свободного времени подростки либо бесцельно проводят "на улице", либо бесконтрольно играют в компьютерные игры, чаще всего не адекватные задачам воспитания полноценной личности.
Исходя из этого при определении приоритетных задач модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве одной из основных была определена задача осуществления дополнительных мер по развитию физкультуры и спорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи. С этой целью предполагается обеспечить сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, объединение работы учреждений общего и дополнительного образования по вовлечению детей и подростков в систематические занятия физкультурой и спортом.
В настоящее время по инициативе Губернатора Пензенской области В.К. Бочкарева осуществляется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов). На сегодняшний день в области уже построен один ФОК, ведется строительство шести ФОКов и находится в стадии подготовки к строительству еще 21 объект. Физкультурно-оздоровительные комплексы создаются в областном центре и в большинстве районов Пензенской области.
Однако в связи с их строительством возникает проблема организации деятельности ФОКов таким образом, чтобы они стали местом, привлекающим молодежь. Для этого необходимо не просто создать материальную базу в виде спортивно-оздоровительных сооружений, оснащенных современным оборудованием, но и обеспечить ФОКи квалифицированными кадрами руководителей, тренеров и обслуживающего персонала. Это должны быть специалисты, способные разработать программы работы комплексов с учетом потребностей и запросов населения, направленные на физическое оздоровление, пропаганду здорового образа жизни.
В соответствии с федеральными программами и проектами Правительства Пензенской области приоритетным направлением работы педагогических коллективов региона становится работа по организации целостного образовательного пространства в виде комплексов, включающих школу и учреждения дополнительного образования. Они призваны стать основным элементом в решении проблем образования, разностороннего развития, культурного и физического воспитания школьников. Это объясняется тем, что сегодня именно школа во многом является центром социально-культурной жизни не только на селе, но и в городе. Образовательные учреждения располагают достаточным кадровым потенциалом для решения многих из поставленных задач в сфере физического и нравственного воспитания и укрепления здоровья молодежи. Однако одной из серьезных проблем в работе образовательных учреждений области является недостаточность материальной базы для организации работы спортивных школ, клубов и секций.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, а также с проблемами безнадзорности детей и подростков, обуславливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на формирование межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования (общего и дополнительного) и ФОКи.
География размещения ФОКов на территории г. Пензы и Пензенской области такова, что позволяет создать межшкольные центры развития молодежи посредством превращения школы (гимназии, лицея), территориально приближенной к ФОКу и обладающей достаточным потенциалом для организации такой работы, в базовую для микрорайона. При этом работа ФОКа строится таким образом, чтобы обслуживать не только данное конкретное образовательное учреждение, входящее в межшкольный центр развития молодежи наряду с ФОКом, но и все находящиеся в микрорайоне (районе) учреждения образования, а также позволяет предоставлять комплекс платных услуг по занятию физкультурой и спортом и оздоровлению населения.
Создание межшкольных центров развития молодежи позволяет решить задачу трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году. По предварительным данным о тарификации в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004/2005 учебный год предусматривается довольно значительное сокращение количества педагогических ставок (приблизительно 900 по области), вызванное сокращением числа класс-комплектов. При этом наибольшее количество подлежащих сокращению педагогических ставок - педагоги, работающие в 5-9-х и 10-11-х классах. Часть этих специалистов, обладающих требуемой квалификацией либо после прохождения соответствующей профессиональной переподготовки, войдет в штаты межшкольных центров развития молодежи и обеспечит их работу.
Сформированные таким образом межшкольные центры развития молодежи способны решать задачи образования и воспитания детей и подростков как в ходе учебного процесса, так и во внеурочное время, позволяют организовать досуговую деятельность детей, связанную с физкультурой и спортом, осуществлять работу в рамках летних пришкольных (городских) лагерей спортивно-туристического профиля.
II. Цели и задачи Подпрограммы, сроки ее реализации
Целью Подпрограммы является улучшение качества жизни и здоровья молодежи на основе развития физкультуры и спорта.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан;
- вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом;
- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению семьи;
- организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи;
- решение задачи трудоустройства части педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году.
Срок реализации Подпрограммы - 2004-2005 годы.
III. Система программных мероприятий
Подпрограмма содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей и задач.
Основные направления работы по реализации Подпрограммы состоят в следующем:
- создание межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и ФОКов;
- организация спортивно-оздоровительной работы с детьми, подростками и жителями микрорайона; обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни;
- разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Основные мероприятия по реализации направлений Подпрограммы
NN | Основные мероприятия | Сроки | Ответственные за выполнение |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. |
Создание межшкольных центров разви- тия молодежи на основе объединения учреждений образования и ФОКов |
2004-2005 гг. |
Министерство образо- вания и науки Пен- зенской области |
1 | Разработка Положения о деятельности межшкольных центров развития молоде- жи, разработка штатного расписания |
август- сентябрь 2004 г. |
Министерство образо- вания и науки Пен- зенской области |
2 | Создание межшкольных центров разви- тия молодежи на основе объединения учреждений образования и ФОКов |
2004-2005 гг. |
Министерство образо- вания и науки Пен- зенской области, Ко- митет Пензенской об- ласти по физической культуре, спорту и туризму |
3 | Разработка и утверждение через Совет директоров планов спортивно-оздоро- вительной работы с детьми, подрост- ками и жителями микрорайона и их осуществление на базе межшкольных центров развития молодежи |
2004-2005 гг. |
Межшкольные центры развития молодежи, образовательные уч- реждения, советы ди- ректоров |
4 | Обеспечение качественного образова- ния и всестороннего развития и вос- питания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, про- паганда здорового образа жизни |
2004-2005 гг. |
Министерство образо- вания и науки Пен- зенской области, Межшкольные центры развития молодежи |
5 | Разработка и использование в работе межшкольных центров развития молоде- жи новых форм профилактики безнад- зорности и правонарушений несовер- шеннолетних |
2004-2005 гг. |
Министерство образо- вания и науки Пен- зенской области, ИПКиПРО, межшкольные центры развития мо- лодежи |
6 | Осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков |
2004-2005 гг. |
Министерство образо- вания и науки Пен- зенской области, межшкольные центры развития молодежи |
7 | Подготовка, переподготовка и повыше- ние квалификации кадров |
2004-2005 гг. |
Министерство образо- вания и науки Пен- зенской области, ИПКиПРО |
IV. Механизм реализации Подпрограммы
В структурном плане межшкольный центр развития молодежи (МЦР) будет выглядеть следующим образом:
МЦР
| |
/-----------/ \----------\
ОУ ФОК
(школа, лицей, гимназия) Совет директоров ОУ
В связи с этим предлагается вариант оптимизации структуры управления МЦР на основе внесения изменений в штатное расписание соответствующего образовательного учреждения в плане распределения административных должностей по сравнению с Типовыми штатами ОУ.
Подпрограмма предполагает передачу в физкультурно-оздоровительные комплексы ряда высвобождающихся ставок из образовательных учреждений, входящих в состав межшкольных центров развития молодежи. В штатном расписании ОУ, ставшего базовым для образования УЦР, сокращается должность старшего вожатого, педагога-психолога, дополнительная должность заместителя директора по научно-методической работе, существующая в большинстве общеобразовательных учреждений, подпадающих в соответствии с Типовым штатным расписанием под категорию ОУ нового вида среднего (полного) образования (гимназия, лицей, кадетская школа, СШ с углубленным изучением отдельных предметов). Не предусматриваются в данных ОУ также ставки методистов, вводимые в ОУ по решению учредителя при наличии дополнительных финансовых средств. Сокращается 0,5 ставки бухгалтера-кассира. Кроме того, из финансирования ОУ, входящих в МЦР, а также входящих в зону его деятельности, могут быть исключены или сокращены доплаты учителям физкультуры за проведение внеклассной работы по физкультуре. Эти функции будут возложены на тренеров и инструкторов ФОКа. Высвобождающиеся ставки передаются в ФОК. За счет этого в ФОКах устанавливаются должностные ставки исполнительного директора (он же - заместитель директора МЦР), заместителя директора ФОК по методической и воспитательной работе, заместителя директора ФОК по физкультуре и спорту, педагога-психолога, администратора, бухгалтера-кассира. Должности секретаря-машинистки, главного бухгалтера и рабочего по обслуживанию оборудования вводятся для МЦР в целом.
В штатном расписании МЦР предполагается введение следующей структуры:
Наименование должностей | Кол-во ставок |
Примечания |
Директор МЦР = Директор ОУ Зам. директора ОУ по учебно-воспита- тельной работе Зам. директора ОУ по воспитательной работе Зам. директора по АХР Главный бухгалтер МЦР Бухгалтер-кассир ОУ Секретарь-машинистка МЦР Социальный педагог ОУ Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и обору- дования МЦР Исполнительный директор ФОК = Зам. директора МЦР Зам. директора ФОК по методической и воспитательной работе Зам. директора ФОК по физкультуре и спорту Педагог-психолог МЦР Администратор ФОК Бухгалтер-кассир ФОК |
1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 2 1 1 1 1 0,5 |
В соответствии с количест- вом класс-комплектов |
Штатное расписание ФОКа должно строиться индивидуально для каждого конкретного комплекса в соответствии с исходными условиями.
Функциональные обязанности должностных лиц в штатном расписании МЦР выглядят следующим образом:
Исполнительный директор ФОК (он же - заместитель директора МЦР) осуществляет общее руководство деятельностью ФОКа.
В ведение заместителя директора ФОК по методической и воспитательной работе передаются вопросы разработки плана мероприятий, осуществляемых на базе ФОКа, выработка программы работы ФОКа (включая перспективные линии развития секционно-кружковой работы), разработка планов и проведение конкретных мероприятий.
Вопросы подбора тренерско-преподавательского состава, руководства деятельностью кружков и секций возлагаются на заместителя директора ФОКа по физкультуре и спорту. Он же принимает участие в разработке планов и проведении конкретных спортивно-оздоровительных мероприятий.
Координация времени использования площадей ФОКа и согласование расписания работы секций и кружков; заключение договоров на проведение на базе ФОКа мероприятий; организация хозрасчетной деятельности и предоставления платных услуг входят в функциональные обязанности администратора ФОК.
Психолого-педагогическое обеспечение деятельности ФОКа осуществляется педагогом-психологом.
Обеспечение финансовой деятельности относится к компетенции главного бухгалтера МЦР и бухгалтера-кассира ФОК.
Разработка перспективных программ работы ФОКов должна проходить на основе учета потребностей всех образовательных учреждений микрорайона (района). С этой целью предполагается создание координационного Совета директоров образовательных учреждений, который должен утверждать планы работы ФОКов на определенный срок (вероятнее всего, на учебный год). Это позволит обеспечить равные возможности каждого ОУ по использованию площадей и материальной базы ФОКов для оздоровления учащихся и проведения соревнований и спортивных мероприятий. Вся деятельность образовательных учреждений и ФОКов должна строиться на договорной основе.
Расходы по строительству, оборудованию, приобретению спортивного инвентаря осуществляются за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.
Работа кружков, секций, оплата труда персонала, предусмотренного штатным расписанием, происходит на основании привлечения бюджетных средств (в том числе, по линии Министерства образования и науки Пензенской области за счет высвобождения ставок; а также Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму).
Финансирование проведения спортивных мероприятий и соревнований осуществляется за счет средств бюджета (мероприятия межрегиональные, областные и районные), а также за счет стороны-организатора. Их проведение осуществляется на договорной основе.
Работа ряда кружков, секций, тренажерных залов, бассейнов и др. осуществляется в качестве платных услуг на основе внесения повременной оплаты или выдачи абонемента.
ФОКи имеют право самостоятельно определять характер и объем платных услуг, вести хоздоговорную деятельность, устанавливать тарифы в соответствии с действующими нормативами. ФОКи имеют право использовать различные виды внебюджетных средств.
Ожидаемые конкретные результаты
и оценка эффективности реализации Программы
В результате осуществления Подпрограммы предполагается достичь следующих результатов:
укрепление здоровья молодежи, снижение числа хронических заболеваний у детей и подростков, связанных с низкой двигательной активностью;
снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних;
оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; стабилизация семьи как социального института, создание культа "здоровой семьи";
организация целостного образовательного пространства в виде межшкольных центров развития молодежи, обеспечивающих образование, разностороннее развитие, культурное и физическое воспитание учащейся молодежи, родителей и жителей микрорайона.
По этим критериям предполагается вести оценку реализации Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 5 августа 2004 г. N 601-пП "О Программе развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы"
Текст Постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 12 от 21 августа 2004 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 декабря 2005 г. N 1079-пП настоящее Постановление признано утратившим силу