В Законодательное Собрание
Пензенской области
В соответствии с поручением отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе прокуратурой Пензенской области повторно проведена проверка соответствия федеральному законодательству Закона Пензенской области "Об административной ответственности за изготовление, хранение, сбыт, приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки и сбыт спиртосодержащей жидкости непромышленного производства" от 20.02.2003 N 448-ЗПО (в редакции Законов Пензенской области от 03.06.2003 N 477-ЗПО, от 23.09.2003 N 518-ЗПО).
В ходе проверки установлено, что отдельные положения Закона Пензенской области противоречат действующему федеральному законодательству.
В соответствии со статьями 72, 76 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 1.3. Кодекса определено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Таким образом, за субъектами Российской Федерации закреплено право принимать законы об административной ответственности.
Вместе с тем, принимая законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, последние не вправе вторгаться в сферы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, перечень которых закреплен в части 1 статьи 1.3. КоАП РФ, и вводить не предусмотренные федеральными законами ограничения прав и свобод граждан (статья 55 Конституции Российской Федерации).
Однако, устанавливая административную ответственность за изготовление или хранение без цели сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки, за приобретение таких напитков (статьи 4, 7 Закона Пензенской области), а также за изготовление или хранение без цели сбыта аппаратов для изготовления крепких спиртных напитков домашней выработки (часть 1 статьи 8 Закона Пензенской области), Законодательное Собрание области вводит дополнительные ограничения прав и свобод граждан, что является превышением предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.
Аналогичную позицию занимает управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области, Федеральное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федерального округу, отдел Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и управление по надзору за соблюдением Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и управление по надзору# за соблюдением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Кроме этого, из статьи 1 Закона Пензенской области необходимо исключить слова "организации и содержанию притонов", т.к. административная ответственность граждан за вовлечение в деятельность по организации и содержанию притонов лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, исключена Законом Пензенской области от 03.06.2003 N 477-ЗПО.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Статьи 1, 3, 4, 7, 8 Закона Пензенской области "Об административной ответственности за изготовление, хранение, сбыт, приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки и сбыт спиртосодержащей жидкости непромышленного производства" от 20.02.2003 N 448-ЗПО (в редакции Законов Пензенской области от 03.06.2003 N 477-ЗПО, от 23.09.2003 N 518-ЗПО) в части установления административной ответственности за изготовление или хранение без цели сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки, за приобретение таких напитков, а также за изготовление или хранение без цели сбыта аппаратов для изготовления крепких спиртных напитков домашней выработки привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 12 мая 2004 г. N 7-5-60-2004 на статьи 1, 3, 4, 7, 8 Закона Пензенской области "Об административной ответственности за изготовление, хранение, сбыт, приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки и сбыт спиртосодержащей жидкости непромышленного производства" от 20.02.2003 N 448-ЗПО (в редакции Законов Пензенской области от 03.06.2003 N 477-ЗПО, от 23.09.2003 N 518-ЗПО)
Текст Протеста официально опубликован не был