Закон Пензенской области от 3 декабря 2004 г. N 701-ЗПО
"О программе развития туризма в Пензенской области на 2001-2005 годы"
Принят Законодательным Собранием Пензенской области 30 ноября 2004 года
Законом Пензенской области от 3 июня 2016 г. N 2918-ЗПО Закон признан утратившим силу
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Утверждена
Законом
Пензенской области
от 3 декабря 2004 г. N 701-ЗПО
Программа развития туризма в Пензенской области на 2001-2005 годы
Паспорт программы
Наименование программы - Программа развития туризма в Пензенской
области на 2001-2005 годы (далее - Программа)
Основание для - Федеральный закон от 14.11.1996 N 132-ФЗ "Об
разработки Программы основах туристской деятельности в Российской
Федерации", Программа Пензенской области по
социальному развитию и модернизации экономики
на 2001-2003 годы, утвержденная
постановлением Правительства Пензенской
области от 14.11.2000 N 603-пП, Программа
развития внешнеэкономической деятельности и
экспортного потенциала Пензенской области на
2001-2005 гг., утвержденная постановлением
Правительства Пензенской области от
20.08.2001 N 314-пП
Государственный - Правительство Пензенской области
заказчик
Разработчики Программы - Министерство молодежи, спорта и туризма
Пензенской области, Пензенский
государственный университет
Цели и задачи Программы - интегрирование региона в систему
международного разделения труда;
развитие туристских связей, оживление
экономики региона, осуществление ее
структурной перестройки, обеспечение
повышения уровня жизни населения Пензенской
области;
создание условий для дальнейшего развития
индустрии гостеприимства в г. Пензе и
Пензенской области;
расширение спектра туристских связей
Пензенской области со странами дальнего и
ближнего зарубежья;
увеличение въездного туризма за счет
повышения качества предоставляемых услуг и
последующего наращивания мощностей индустрии
гостеприимства;
увеличение доходов в бюджет Пензенской
области за счет въездного туризма;
увеличение притока иностранных инвестиций в
индустрию гостеприимства, в том числе через
участие в соответствующих программах по линии
Всемирной туристической организации
Сроки реализации - 2001-2005 годы
Программы I этап (2001-2002 гг.) - формирование
благоприятных экономических, организационных,
правовых и иных условий развития индустрии
гостеприимства;
II этап (2003-2004 гг.) - концентрация усилий
на приоритетных направлениях;
III этап (2004-2005 гг.) - поступательная
стратегия наращивания мощности индустрии
гостеприимства
Исполнители Программы - Комитет физической культуры, спорта и туризма
Пензенской области
Объемы средств и - средства бюджета Пензенской области - 2000
источники тыс. руб.
финансирования
Программы
Технико-экономическое - комплексный подход к формированию областного
обоснование Программы туристского продукта и продвижению его на
внутренний и международный рынок позволит
существенно увеличить объемы внутреннего
туризма, сделать сальдо туристского баланса
положительным по всем показателям, поднять
роль туризма как важного фактора
социально-экономического развития области
Ожидаемые конечные - достижение объемов реализации туристических и
результаты лечебно-оздоровительных услуг:
- в 2001 г. - 189888,7 тыс. руб.;
- в 2002 г. - 201080,3 тыс. руб.;
- в 2003 г. - 211284,8 тыс. руб.;
- в 2004 г. - 231487,5 тыс. руб.;
- в 2005 г. - 251791,3 тыс. руб.;
заключение двусторонних соглашений о взаимном
обмене туристами Российской Федерации,
иностранными партнерами:
стран дальнего зарубежья: Германии,
Финляндии, Индии, Китая, США, Италии, Кубы,
Нидерландов, Великобритании, Испании;
стран СНГ: Белоруссии, Украины, Казахстана,
Узбекистана, Молдовы, Киргизии, Азербайджана
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа развития туризма в Пензенской области исходит из представлений о туризме как о взаимосвязанных формах рекреации, т.е. территориальной системе восстановления физических и духовных сил человека, являющихся:
- составными частями общей культуры общества, направленными на укрепление здоровья, развитие физических способностей, восстановление духовных и физических сил;
- видами деятельности, способствующими рациональному использованию свободного времени, поощряемыми государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
- средствами областной социальной политики, ориентированными на повышение качества жизни населения и приобщение к здоровому образу жизни.
Туризм в настоящее время стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на экономику стран и регионов. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой, а по некоторым данным и превосходящей, по эффективности инвестиционных вложений с такими отраслями, как автомобилестроение и нефте-, газодобывающая отрасли.
Согласно всем канонам теории и практики туризма основные средства турист привозит в принимающую местность или страну сам и тратит по своему усмотрению. Эти денежные потоки иностранной и национальной валюты и составляют основной доход туристского центра и страны от туризма, являются основой генерации рабочих мест для местного населения и загрузки местной промышленности и других отраслей.
Данная составляющая не рассматривается в концепциях развития туризма, не предпринимаются меры к упорядочению деятельности в этой сфере. Не рассматривается и не формируется надлежащее эффективное предложение данной составляющей национального продукта. Привозимые туристами средства, затрачиваемые на приобретение услуг и товаров, в значительной мере не образуют налогооблагаемую базу.
Следствием улучшения качества обслуживания будет естественное увеличение туристских потоков и прибытий в туристские центры России.
Основополагающий базисный тезис при формировании направлений развития туризма как приоритетного межотраслевого комплекса в экономике государства:
- туристская деятельность (деятельность организаторов туризма) - не источник и способ образования дохода бюджета, а метод привлечения и доставки в дистинацию платежеспособного клиента-потребителя (туриста) в сферу туристской индустрии (перевозок, размещения, питания, аттракции и иных типичных туристских услуг), сферу работ и услуг, способствующих потреблению услуг предприятий туристской индустрии (банковских, финансовых, страховых и иных сопутствующих услуг и работ), а также в сферу торговли товарами различных категорий, привлекательных для туриста, как покупателя с высоким уровнем платежеспособности и априори мотивационным настроем на покупку.
Национальный туристский продукт не состоит только из продукта деятельности организаторов туризма, которые являются посредниками в этом процессе. Это более широкое социально-экономическое явление, в процессе которого экономические выгоды проявляются преимущественно в смежных с собственно туризмом отраслях хозяйства - сопутных работах, услугах и, главное, товарах, за которые потребитель-турист платит живыми деньгами. Гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта с опережающим развитием доходообразующих сегментов - центральная задача и метод организации туризма и туристской индустрии, способные коренным образом изменить положение туризма в экономике Пензенской области, принести ощутимые доходы в бюджет Пензенской области.
Важной задачей является выявление и обоснование эффективных направлений и форм развития индустрии гостеприимства.
Решение этой задачи возможно при комплексном рассмотрении и учете специфики развития туризма в регионе и формировании на этой основе экономически обоснованной программы развития туризма в Пензенской области.
Разработка Программы позволит определить направления формирования благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития туризма в Пензенской области, выявить возможности расширения въездного туризма; обосновать целесообразность региональных особенностей туристической отрасли с позиции соответствия номенклатуры и качества предоставляемых услуг потребностям мирового рынка; определить надежных зарубежных партнеров и перспективные рынки сбыта туристской продукции; обосновать предложения по формированию мер государственной поддержки развития индустрии гостеприимства региона.
К основным предпосылкам создания Программы можно отнести наметившиеся в 2000 году в экономике области положительные тенденции, общественное согласие политических сил, действующих в регионе. В целом наблюдаются стабилизация объема производства в промышленности, прекращение спада по большинству направлений экономической деятельности, повышение уровня жизни населения, активизация сферы услуг.
Программа развития туризма в Пензенской области разработана на основе Федерального закона от 14 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Программой Пензенской области по социальному развитию и модернизации экономики на 2001-2003 годы, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 14.11.2000 N 603-пП, Программой развития внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Пензенской области на 2001-2005 гг., утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 20.08.2001 N 314-пП.
1.1. Состояние туристического потенциала Пензенской области и его использование
Учитывая то, что торговыми партнерами-контрагентами Пензенской области являлись 68 стран мира (в 1999 году - 64 страны) (среди них Греция, Германия, Италия, Казахстан, Украина, США и другие), представители которых приезжают в наш регион, имеется реальная возможность расширения въездного туризма, в том числе бизнес-туризма.
Пензенская область в силу своего географического положения и особенностей исторического развития располагает необходимыми ресурсами для развития туризма. Благодаря богатству природных факторов, удачному расположению на скрещении многочисленных путей сообщения между югом и севером, Европейской частью и Уралом, Пенза издавна славится гостеприимством, изобилием продуктов, ярмарками с хорошим товаром, миролюбивым нравом жителей, что всегда привлекало многочисленных гостей.
На территории области находится более 40 памятников природы и 11 заказников. Пензенская область располагает множеством (более 2700) рек, берега которых являются прекрасными местами для купания, отдыха, рыбалки, охоты, сбора ягод, грибов, орехов и т.п. Такое множество водоемов позволяет области иметь рыбные ресурсы, что является хорошей базой для организации рыболовного туризма.
Растительность области весьма разнообразна. Здесь можно встретить участки заповедной степи, лиственных, хвойных и смешанных лесов. В области много заказных угодий, что позволяет развиваться охотничьему туризму, особый интерес может представлять охота на зайца, кабана, лося и, в последнее время, на косулю.
Туристский потенциал Пензенской области велик. История Пензенского края неразрывно связана со многими славными именами, такими, как историк В.О.Ключевский, исследователь Аляски М.Н.Загоскин, хирург Н.Н.Бурденко, литераторы М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский, А.И.Куприн, А.И.Радищев, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Г.Малышкин, режиссер В.Э.Мейерхольд. Их жизни и творчеству посвящены экспозиции многочисленных музеев.
На территории области находится более 100 памятников истории и архитектуры, музеи-заповедники, живописные зоны отдыха, охоты и рыболовства. Сохранились памятники садово-паркового искусства, относящиеся к XVIII-XIX векам. На юге области располагаются самые замечательные дворянские усадьбы, разной степени сохранности. На юго-западе области расположен известный в стране музей-заповедник "Тарханы", где прошли детские годы М.Ю.Лермонтова, и сохранился усадебный комплекс первой половины XIX века. В области также находится музей-усадьба В.Г.Белинского - один из лучших музеев страны, и мемориальный музей А.Н.Радищева, расположенный в его родовой усадьбе. Большой интерес вызывают Троице-Сканов монастырь XVII века, пятиглавый Троицкий собор XVIII века, церковь Спаса-Преображения Господня, действующая Рождественская церковь 1724 года, в которой находится золоченый уникальный деревянный резной иконостас XVIII века.
В Пензенской области имеются 3 профессиональных театра, 32 музея, свыше 800 массовых библиотек, около 1200 клубных учреждений, музыкальные и художественные училища и школы. Только в Пензе насчитывается 11 музеев, среди них - единственный в мире Музей одной картины. Крупнейшие музеи: Музей хрусталя и художественного стекла (г. Никольск), Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого (г. Пенза), Пензенский музей народного творчества (г. Пенза), Музей сценического искусства им. В.Э.Мейерхольда (г. Пенза), Государственный музей-усадьба В.Г. Белинского (г. Белинский), Государственный музей А.Н.Радищева (с. Радищево), Музей ученого-историка В.О.Ключевского (г. Пенза), Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" (с. Лермонтово), Литературный музей (г. Пенза), коллекция Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого, Троице-Сканов монастырь (с. Сканово), Музей А.И.Куприна (с. Наровчат), Музей А.Г. Малышкина (р.п. Мокшан), Музей одной картины (г. Пенза), Музей народного творчества (г. Пенза) и др.
Объектами культуры являются Пензенский драматический театр им. А.В.Луначарского (г. Пенза), Пензенский областной театр кукол (г. Пенза), Пензенский театр юного зрителя, муниципальный молодежный театр-студия "Бум" (г. Кузнецк), Пензенский государственный цирк (г. Пенза).
В области действует ряд творческих коллективов, являющихся лауреатами международных и всероссийских премий: Пензенский русский народный хор им. О.В.Гришина, муниципальный хореографический ансамбль "Зоренька", Народный хореографический ансамбль "Вензеля", Народный фольклорный ансамбль "Реченька", Ансамбль народной песни "Голоса России".
В отдельных районах области получили распространение народные художественные промыслы. Наиболее традиционными для Пензенской области являются гончарный промысел, изготовление глиняных игрушек, производство художественной керамики, стеклянной посуды и изделий из хрусталя.
В Пензенской области много объектов, где могут разместиться туристы, посещающие наш регион. Принять их могут гостиницы "Россия", "Пенза", "Ласточка", "Лена", "Сура", которые имеют лицензию на международную туристскую деятельность и сертификаты безопасности. К услугам постояльцев предоставляются бары, казино, солярии, косметические салоны, пункты обмена валюты, а также спланированные помещения для игры в шахматы, бильярд.
В регионе сформирована сеть домов отдыха и здравниц; пятнадцать санаториев, профилакториев, домов отдыха и пансионатов, санаторий "Тарханы" в г. Пятигорске, пансионат "Кабардинка" с лечением на Черноморском побережье Кавказа и др.
В области в летний период работают свыше 50 загородных лагерей для детей и 32 лагеря труда и отдыха. Кроме лагерей, в области находится множество санаториев, турбаз и домов отдыха, высокий уровень обслуживания и комфорт которых обеспечивают хорошие условия для приема гостей и дают возможность не только хорошо отдохнуть, но и поправить свое здоровье.
Санатории им. В.В.Володарского, "Березовая роща", "Полесье", "Хопровские зори", пансионат "Нижне-Липовский", дом отдыха высшей категории им. Кирова, санаторий-профилакторий "Серебряный бор", турбазы "Чистые пруды", "Солнышко" находятся в экологически чистых районах на берегу реки Суры и Сурского водохранилища.
У Пензенских санаториев есть своя особенность: лечебные хлоридно-натриевые минеральные воды, добываемые с больших (до 1 км) глубин.
Таким образом, Пензенская область обладает достаточным потенциалом для развития спортивно-охотничьего, рыболовного, культурно-ознакомительного туризма и имеет возможность предложить отличный отдых для всех желающих посетить наш край.
Создание и успешное развитие туризма на территории Пензенской области позволят упрочить ее международное значение и создать тем самым условия для ускорения социально-экономического развития региона.
В Пензенской области зарегистрировано и имеют право заниматься туристской деятельностью 69 хозяйственных субъектов. Все они оказывают широкий спектр туристских услуг, предлагая самые различные виды туров.
За последние годы экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха в городах и промышленных районах области не наблюдалось. По данным Государственных докладов о состоянии окружающей природной среды экологическая обстановка изменяется в лучшую сторону.
В 1996-2000 годах уровень загрязнения атмосферного воздуха по всем контролируемым ингредиентам в городе Пензе был ниже среднего уровня по России.
Во втором по промышленному производству в области городе Кузнецке за последние 10 лет валовые выбросы уменьшились более чем на 50 процентов.
В результате реализации водоохранных мероприятий в последние годы почти на четверть отмечается уменьшение объема загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Проводимые лесовосстановительные и другие мероприятия по лесному хозяйству позволили улучшить экологическое состояние лесов и довести лесистость области до 23 процентов против 14 процентов на начало XXI века.
На территории области сформировалась мощная транспортная система. Общая протяженность железнодорожных магистралей составляет 890 км. Они связывают Пензу с центром и югом России, регионами Поволжья, Украиной, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. Через Пензенскую область проходят воздушные линии государственного значения. Имеется аэропорт (в настоящее время решается вопрос о возобновлении его функционирования).
Сеть автомобильных дорог области превышает 9057 км. Важнейшие из них: Москва - Челябинск, Волгоград - Нижний Новгород, Пенза - Тамбов. Общая протяженность железнодорожных магистралей - 1218 км. Услуги по грузоперевозкам оказывают более 120 специализированных автотранспортных предприятий.
Область находится на пересечении Куйбышевской и Юго-Восточной железных дорог, имеются оборудованные станции, железнодорожные терминалы, склады.
Ко всем районным центрам и большинству населенных пунктов проложены дороги с твердым покрытием. Плотность железных дорог составляет 20,6 м на 1 кв. км, плотность автомобильных дорог - 210 м на 1 кв. км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 136 км на 1000 кв. км территории.
Пензенская область имеет развитую сеть по предоставлению услуг связи. Автоматическая междугородная и международная связь осуществляется с 737 городами и населенными пунктами России и СНГ, а также с большинством стран мира. Создана областная сеть передачи данных, установлены узлы компьютерных сетей "Спринт", "Интернет", "Инфотел", "Роспак". Получила свое развитие сотовая связь стандартов GSM и AMPS. В области действуют 7 интернет-провайдеров. АМТС "Пензасвязьинформ" подключена к ВОЛС Гамбург-Токио. Введено в действие двойное SDH кольцо, соединившее все автоматические телефонные станции по волоконно-оптическим линиям связи. Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги подключено к магистральной ВОЛС МПС России. В Пензе имеется сеть передачи данных по технологии Radio Ethernet. По области действует 18 пунктов коллективного пользования службы Бюрофакс.
Плотность телефонов на 100 человек населения в городской местности составляет 17,36, в т.ч. в г. Пензе - 20,82, в сельской местности - 7,06.
Плотность телефонов на 100 семей в городской местности составляет 47,28, в т.ч. в г. Пензе - 57,31, в сельской местности - 19,04.
Емкость цифровых АТС по области составляет 32,07 процента, в т.ч. в г. Пензе - 46,66 процента.
Число телефонных аппаратов сети общего пользования составило 207,8 тыс. штук, в том числе в городской местности - 170 тыс. номеров, сельской - 37,8 тыс. номеров.
В медицинских учреждениях области работает около 4600 врачей и более 15100 человек среднего медицинского персонала. Медицинскую помощь населению оказывают 122 больницы, 9 диспансеров, 44 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждения, 5 медсанчастей, диагностический центр.
На данный момент в систему обязательного медицинского страхования Пензенской области входят следующие субъекты: 49 лечебно-профилактических учреждений, пять страховых медицинских организаций, 37 администраций городов и районов Пензенской области, 43381 плательщик страховых взносов, 1517600 граждан области.
Имеется 45 детско-юношеских спортивных школ, из них 9 - олимпийского резерва.
Гостиничное хозяйство области включает 34 гостиницы на 6125 мест. Среди них 12 гостиниц 1 и 2 класса.
За последние годы введены в эксплуатацию более 30 мотелей и кемпингов, расположенных по трассе Москва-Челябинск.
Широкая сеть общественного питания с низкими ценами.
В пределах области проживают представители почти 80 народов. Преобладание титульной нации. Русские составляют 86,2 процента населения области, мордва - 5,7 процента, татары - 5,4 процента, украинцы - 1,0 процент, чуваши - 0,5 процента. При этом Пензенская область характеризуется отсутствием этнической напряженности.
Плотность населения 36,1 чел/кв. км, а плотность сельского населения 13,0 чел./кв. км. Высокий уровень урбанизации - удельный вес городского населения 73 процента. Число сельских населенных пунктов - 1,5 тысячи. Преобладают средние по населенности села и деревни (от 100 до 1000 чел.), на их долю приходится около 50 процентов общего числа сельских населенных пунктов и 50,4 процента от числа сельских жителей. По густоте сельских населенных пунктов - 3,7 поселений на 100 кв. км. Средняя населенность сел области 353 жителя. Экономически активное население (включая безработных) - 768,8 тыс. чел. В народном хозяйстве занято 83 процента экономически активного населения, в том числе 70 процентов - в отраслях материального производства.
Характерной особенностью Пензенской области является отсутствие забастовочного движения, средний уровень заработной платы и высокая квалификация персонала, а также невысокий уровень цен на услуги при сохранении их качества.
При Пензенском государственном университете открыта специальность 230500 "Социально-культурный сервис и туризм", квалификация-специалист по туризму, выпускники которой пополняют контингент управления индустрии гостеприимства. В Пензенском педагогическом колледже открыта специальность ПД011 "Педагог дополнительного образования" со специализацией организатор по туризму.
Главное конкурентное преимущество туристического потенциала области по сравнению с потенциалом других областей Российской Федерации и зарубежных стран:
- хорошая связь с центром России и с другими регионами Российской Федерации и стран СНГ;
- разнообразие исторических, культурных ценностей, памятников;
- высокоразвитая инфраструктура санаторно-курортных здравниц, турбаз, домов отдыха, гостиниц.
Сравнительно недавно туристские фирмы Пензенской области начали рекламировать свои услуги. Санатории, лагеря, дома отдыха печатают свои рекламные буклеты и брошюры. Местные издательства могут технически полностью обеспечить туристские компании рекламной продукцией.
Фирмы "СОЛО", "ГеоЛоджик", "Авалон" оказывают полиграфические услуги и услуги по разработке макетов для буклетов, брошюр и плакатов туристским фирмам.
Международная туристическая компания "Тур-Сервис" выпускает информационно-туристический еженедельник.
В основном в область приезжают российские туристы из городов: Москва (30%), Санкт-Петербург (10%), Самара, Нижний Новгород, Саранск, Саратов, Тамбов, Липецк, Архангельск, Тюмень, иностранные туристы приезжают в основном из стран: Германия (20%), США (30%), Китай (5%), Франция (5%), Словения (5%), Турция (10%), Индия (5%), Польша (10%).
Положительная тенденция наблюдается в расширении сотрудничества с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации: Венгрия, Германия, Китай, Италия, Индия, Польша, Грузия, Беларусь, Украина, Узбекистан, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская области, республики Татарстан и Мордовия.
Имеются соглашения по развитию туризма в рамках сотрудничества с городами-побратимами: Бекешчаба (Венгрия), Гамбург (Германия), торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.
Социальный туризм развивается и для емкого сегмента рынка потребителя является единственно возможной альтернативой отдыха и оздоровления.
Существующая система государственных стандартов разработана на основе традиций туризма доперестроечных времен и не отвечает принципам современного туризма, терминологическая и предметная база стандартов устарела. Отсутствие качественных стандартов и методик проведения сертификационных испытаний в области туризма приводит к дискредитации самой идеи сертификации туристских услуг и услуг гостиниц.
Основными местами размещения туристов являются гостиницы "Пенза", "Ласточка", "Россия", "Лена". Имеющиеся ведомственные гостиницы нуждаются в реконструкции. Большинство гостиниц не оказывают стандартный минимум услуг (питание, почтовые и телефонные услуги, прокат спортивного инвентаря, заказы на культурные мероприятия и транспорт), персонал гостиниц нуждается в переподготовке.
Для эффективного использования туристских ресурсов необходимо благоустроить существующие гостиницы в городах области, в первую очередь комплекс "Гостиничный двор", который нуждается в инвесторах.
Следует признать, что в Пензенской области отсутствует организованная индустрия гостеприимства как единая система, способная осуществлять деятельность звеньев и элементов на международном туристском рынке, оказывать влияние на процесс формирования туристских потоков и осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов. Многие объекты морально и физически устарели и не способны участвовать в конкурентной борьбе на рынке услуг. В посткризисный период, в связи с наблюдением интенсификации внутреннего туризма, возник устойчивый спрос на внеклассные гостиничные услуги с низким сервисом и требовательностью, адекватно супернизкой ценой размещения.
Некоторым автомобильным дорогам недостает в полной мере необходимого комплексного сервиса: кемпингов, остановок для отдыха, смотровых площадок, автозаправочных станций, станций технического обслуживания автотранспорта, придорожных кафе, магазинов торговли сувенирами и предметами первой необходимости, наличия почтово-телефонной связи и дорожной информации (знаки, путеводители, практические советы путешественникам).
Стоимость перевозок возросла неадекватно доходам населения, что в значительной мере повлияло на существенное снижение показателей подвижности населения, географию туристских маршрутов и путешествий.
Развитие социального туризма сдерживается отсутствием правового регулирования данной сферы. Отсутствует теоретическая разработка методов социального туризма в новых экономических условиях и принципов социальной политики. Теория и методы социального туризма, наработанные в рамках советской системы, устарели и не пригодны для применения в настоящей политико-экономической ситуации. Они требуют коренной переработки и осмысления целей и методов, адекватно соответствующих новой модели общественного и государственного строя.
На местах сувенирная торговля развита слабо, а в ряде регионов и местностей просто отсутствует. Не используются возможности продажи продукции местных производителей. Недостаточно развита система оплаты товаров по кредитным картам. В местах интенсивного посещения иностранных туристов нет специализированных торговых точек, значительный вес имеет слаборегулируемая розничная торговля.
Система образования отстает от требований интенсивно развивающейся отрасли, отсутствуют образовательные стандарты для подготовки специалистов, которых выпускают в рамках существующих специальностей на уровне специализаций. Учебные планы не учитывают насущные требования отрасли. Так, в отрасли настойчиво предлагается введение института раздельного лицензирования туроператорской и турагентской деятельности с одновременным введением ответственности туроператора (залогом, страховкой или иными методами). Это приведет к увеличению количества турфирм.
Процесс формирования квалифицированного кадрового корпуса работников туристской сферы пока еще мало подкреплен соответствующими научными и методическими разработками. Имеет место недостаточность кадров высшей квалификации туристских специальностей и направлений, подготовленных по классическим научным принципам научной школы.
1.2. Развитие туристических связей между Пензенской областью, странами СНГ и странами Европейского Союза
Характеристика потребителей услуг туристической индустрии региона
Виды туризма (объекты посещения) |
Туристы из СНГ | ||
1.1 | 1.2 | 1.3 | |
По всем видам туризма | 60% | Украина, Прибал- тика, Беларусь, Казахстан |
групповые и инди- видуальные туры |
Экскурсионный туризм (музеи, исторические памятники и т.п.) |
30% | Украина, Прибал- тика, Беларусь, Казахстан |
групповые туры (школьники, сту- денты, потреби- тельские) |
Экологический туризм (заповед- ники,природные объекты и т.п.) |
30% | Украина, Прибал- тика, Беларусь, Казахстан |
групповые туры (школьники, сту- денты, потреби- тельские) |
Лечебно-оздоровительный туризм (санаторно-курортные учрежде- ния и т.п.) |
10% | Украина, Беларусь | индивидуальные туры (дети, взрослые) |
Спортивный и приключенческий туризм, охота и рыбная ловля (спортивные маршруты, охото- ведческие хозяйства и т.п.) |
10% | Прибалтика, Укра- ина, Беларусь |
индивидуальные туры (студенты, охот- ники, рыбаки) |
Паломнический туризм (монасты- ри, святые места и т.п.) |
10% | Прибалтика, Укра- ина, Беларусь |
групповые туры (взрослые и дети) |
Бизнес-туризм (ярмарки, выс- тавки, конгрессы и т.п.) |
10% | Прибалтика, Укра- ина, Беларусь |
бизнесмены |
Туристы из СНГ (человеко-дни) | Общее | Студенты |
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 |
5969 4770 4026 5388 5425 5940 6900 |
312 217 134 364 59 110 380 |
Численность жителей области, выезжающих через турфирмы на отдых в страны СНГ
1989 | 1990 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
В другие регионы Российской Федерации и страны |
320781 | 141571 | 187040 | 30721 | 11280 | 16200 | 24800 |
При осуществлении деятельности по содействию развития туризма при совместной работе по приему туристов Пензенская область сотрудничает с административными органами других субъектов: Грузия, Беларусь, Харьковская область, Узбекистан, Татарстан, Мордовия, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Сургут.
Снижение численности граждан СНГ, посетивших область, прежде всего вызвано следующими основными причинами:
- низкое качество услуг туроператора;
- непродуманная рекламная политика;
- не конкурентные цены на услуги и качество обслуживания по сравнению с аналогами в других регионах Российской Федерации и зарубежных странах.
Увеличение численности граждан СНГ, посетивших область, прежде всего вызвано:
- конкурентные цены на услуги и качество обслуживания по сравнению с аналогами в других регионах Российской Федерации и зарубежных странах;
- высокое качество услуг туроператора;
- активное развитие объектов размещения;
- активная рекламная политика.
На рынке туристских услуг в Пензенской области выездной туризм превалирует над въездным. Выездной туризм можно охарактеризовать следующими показателями: ежегодно в течение летнего сезона около 24 тыс. жителей Пензенской области пользуются услугами туристских фирм, выезжая на отдых в Турцию, Польшу, Испанию, Чехословакию и другие.
В 1999 году в Пензенской области было зарегистрировано более 2000 иностранных граждан со сроком пребывания более 3 суток.
Общее количество туристов, посещающих Пензенскую область, после распада СССР сократилось в десятки раз. Из-за экономического кризиса уменьшился поток туристов из России и стран ближнего зарубежья. Массового туриста из дальнего зарубежья отталкивает негативный имидж России в целом, и Пензенской области в частности, по таким параметрам, как низкая культура обслуживания, неразвитость туристской инфраструктуры, несоответствие цены и качества предлагаемых туристских услуг, недостаток информации о туристских услугах в Пензенской области и другие факторы.
Усилия региональных и местных органов по преодолению этих факторов явно недостаточны для обеспечения развития туристской отрасли Пензенской области.
Распределение численности иностранных туристов по видам транспорта, которым они прибывают в регион
(в % от общей численности туристов)
Российские туристы | Иностранные туристы |
|
Автомобильный транспорт (общест- венный) Автомобильный транспорт (личный) Железнодорожный транспорт |
30% 10% 60% |
10% 10% 80% |
Характеристика потребителей услуг туристической индустрии региона
Виды туризма (объекты посе- щения) |
Российские туристы | Туристы из СНГ | Иностранные туристы |
||||||
N вопроса | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.1 | 1.2 | 1.3 |
По всем видам туризма |
60% | Москва, С-Петер- бург, города Поволжья |
Индиви- дуальные туры студен- тов, школьни- ков, бизнес- менов |
60% | Украина, Прибалти- ка, Бела- русь, Ка- захстан |
группо- вые, ин- дивиду- альные туры |
60% | США, Герма- ния, Фран- ция |
группо- вой ту- ризм |
Экскурсионный туризм (музеи, историч. памят- ники и т.п.) |
20% | школьни- ки, сту- денты, потреби- тельские |
30% | Украина, Прибалти- ка, Бела- русь, Ка- захстан |
группо- вые туры (школь- ники, студен- ты, пот- ребите- ли) |
40% | группо- вые туры (школь- ники, студен- ты, пот- ребите- ли) |
||
Экологический туризм (запо- ведники, при- родные объекты и т.п.) |
20% | школьни- ки, сту- денты, потреби- тельские |
30% | Украина, Прибалти- ка, Бела- русь, Ка- захстан |
группо- вые туры (школь- ники, студен- ты, пот- ребите- ли) |
30% | школьни- ки, сту- денты, потреби- тели, группо- вой ту- ризм |
||
Лечебно-оздоро- вительный ту- туризм (сана- торно-курортные учреждения и т.п.) |
30% | дети, взрослые |
10% | Украина, Беларусь |
индиви- дуальные туры, (дети, взрос- лые) |
||||
Спортивный и приключенческий туризм, охота, рыбная ловля (спортивные маршруты, охо- товедческие хо- зяйства и т.п.) |
10% | студен- ты, охотни- ки, ры- баки |
10% | Прибалти- ка, Укра- ина, Бе- ларусь |
индиви- дуальные туры (студен- ты, охотни- ки, ры- баки) |
10% | индиви- дуальные туры потреби- телей |
||
Паломнический туризм (монас- тыри, святые места и т.п.) |
10% | студен- ты, пот- ребители |
10% | Прибалти- ка, Укра- ина, Бе- ларусь |
группо- вые туры (взрос- лые и дети) |
10% | группо- вые туры (взрос- лые и дети) |
||
Бизнес-туризм (ярмарки, выс- тавки, конгрес- сы и т.п.) |
10% | бизнес- мены |
10% | Прибалти- ка, Укра- ина, Бе- ларусь |
бизнес- мены |
10% | группо- вые туры бизнес- мены, индиви- дуальные туры |
Показатели | 1988 | 1990 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Объем реализации туристических услуг (в тыс. руб.): | |||||||||
- туристических компа- ний и экскурсионных предприятий |
6900,0 | 8523,4 | 7543,8 | 7963,9 | 8891,2 | 3632,0 | 7383,0 | ||
- музеев и выставочных залов |
754,9 | 785,4 | 764,8 | 944,5 | 863,8 | 1490,3 | 2137,9 | ||
- гостиниц и других объектов размещения |
42452,4 | 40851,3 | 37544,3 | 35134,0 | 34249,2 | 68,5 | 69 | ||
- санаторно-курортных предприятий |
8790,0 | 22031,0 | 26770,0 | 29030,0 | 31000,0 | 42,5 | 81,5 | ||
Доля сферы туризма в общем объеме реализа- ции товаров и услуг в области (крае, респуб- лике) |
52903,3 | 71191,1 | 72622,9 | 73072,4 | 75004,2 | 5233,3 | 9671,4 | ||
Численность предприятий в сфере туризма (в ед.) | |||||||||
- туристических и экс- курсионных предприя- тий |
38 | 36 | 32 | 23 | 25 | 28 | 28 | 26 | 24 |
- музеев и выставочных залов |
15 | 28 | 31 | 27 | 27 | 31 | 34 | 32 | 32 |
- гостиниц и других объектов размещения |
43 | 46 | 84 | 76 | 70 | 71 | 64 | 84 | 89 |
- санаторно-курортных предприятий |
37 | 44 | 40 | 37 | 34 | 32 | 32 | 49 | 49 |
- предприятий общест- венного питания |
1421 | 1320 | 1080 | 1128 | 987 | ||||
Численность предприятий в сфере туризма (в тыс.чел.) | |||||||||
- туристических и экс- курсионных предприя- тий |
425 | 380 | 420 | 380 | 320 | 280 | 269 | 280 | 281 |
- гостиниц и других объектов размещения |
839 | 807 | 668 | 556 | 529 | 521 | 478 | 479 | 487 |
- санаторно-курортных предприятий |
2500 | 1754 | 1586 | 1435 | 1215 | 1151 | 974 | 1050 | 1089 |
- предприятий общест- венного питания |
1458 | 2130 | 2148 | 2150 | 2384 | 2485 | 2590 | 2600 | 2690 |
- индивидуальные пред- приниматели (гиды, ги- ды-переводчики и др.) |
120 | 140 | 111 | 91 | 83 | 70 | 76 | 78 | 80 |
Туристы (человеко-дни) |
Российские | Иностранные (кроме СНГ) |
Из СНГ | |||
Общее | Студенты | Общее | Студенты | Общее | Студенты | |
1988 1990 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 |
168961 201402 147206 120145 101248 78101 55903 47603 58834 63540 |
1178 1736 2344 1728 1150 1609 1493 1569 1980 2340 |
422 435 227 183 131 169 187 281 260 258 |
5969 4770 4026 5388 5425 5940 6900 |
312 217 134 364 59 110 380 |
В основном иностранные туристы приезжают из стран: Германия (20%), США (30%), Китай (5%), Франция (5%), Словения (5%), Турция (10%), Индия (5%), Польша (10%).
Численность жителей области, выезжающих через турфирмы на отдых за рубеж
1988 | 1990 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
В зарубежные страны |
10721 | 11270 | 5116 | 4870 | 3288 | 2091 | 2056 | 1321 | 2440 | 2590 |
Сотрудничество с административными органами других субъектов: Венгерия,# Польша, Гамбург, Китай, Италия.
Мероприятия по развитию туризма в рамках сотрудничества с городами-побратимами:
Бекешчаба (Венгрия), Гамбург (Германия), торгово-экономическое, научно-техническое, культурное сотрудничество.
Снижение численности иностранных туристов, посетивших область, прежде всего вызвано следующими основными причинами:
- социальная и политическая нестабильность;
- закрытость области от туристов (оборонная промышленность);
- плохая рекламная политика;
- низкое качество услуг туроператора;
- не конкурентные цены на услуги и качество обслуживания по сравнению с аналогами в других регионах Российской Федерации и зарубежных странах.
Увеличение численности иностранных туристов, посетивших область, прежде всего вызвано следующими причинами:
- конкурентные цены на услуги и качество обслуживания по сравнению с аналогами в других регионах Российской Федерации и зарубежных странах;
- активное развитие объектов размещения;
- высокое качество услуг туроператора;
- активная рекламная политика.
Главные элементы туристического потенциала области для иностранных туристов:
- природа - флора и фауна;
- музеи и исторические памятники;
- культурные центры (фольклор);
- монастыри и места паломничества;
- термальные воды и источники, другие курортные центры;
- пешие и конные маршруты, прочие маршруты спортивного туризма;
- фестивали, конкурсы, соревнования, культурные мероприятия;
- товары ремесленников (сувениры);
- охота и рыбалка;
- местные промыслы и ремесла;
- ярмарки, выставки и другие объекты делового туризма.
1.3. Географическая стратегия
Выбор приоритетов развития индустрии гостеприимства должен быть осознанным и учитывать как экономические факторы (конкурентоспособность, выгодность, платежеспособность, хозяйственную взаимодополняемость и т.п.), так и геополитические (потенциал партнера, наличие общих границ, интересов, сходных этнических групп, транспортную составляющую и т.п.). Анализ соответствующих факторов позволяет определить следующие направления развития географической структуры развития туристских связей Пензенской области:
- с учетом обеспечения преемственности установившихся связей бывшего СССР, туристский рынок стран ближнего зарубежья остается одним из приоритетных, в связи с географической, национальной, традиционной и т.п. близостью данных регионов. Особую значимость здесь приобретает расширение туристских связей с Казахстаном, Украиной, Беларусью и др.
- решение задачи оптимизации структуры туристских услуг путем перемещения из стран Европы на более доступные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Перспективным является расширение туристических связей с Китаем и Кореей;
- при акцентированной ориентации стран Восточной Европы на сотрудничество с Европейским Союзом необходимо стремиться к сохранению всего положительного, что было накоплено во взаимоотношениях с ними за годы деятельности СЭВ. В первую очередь это относится к укреплению традиционных рынков услуг в Болгарии, Венгрии, Чехии, республиках бывшей СФРЮ;
- учитывая установленные в Пензенской области связи в области образовательной деятельности со странами Ближнего и Среднего Востока (CAP, Иран, ОАЭ и др.), представляется перспективным сотрудничество с этими странами.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями и задачами Программы являются:
- продолжение курса на дальнейшую интеграцию региона в систему международного разделения труда;
- развитие туристских связей, оживление экономики региона, осуществление ее структурной перестройки, обеспечение повышения уровня жизни населения Пензенской области;
- создание условий для дальнейшего развития индустрии гостеприимства в г. Пензе и Пензенской области;
- расширение спектра туристских связей Пензенской области со странами дальнего и ближнего зарубежья;
- увеличение въездного туризма за счет повышения качества предоставляемых услуг и последующего наращивания мощностей индустрии гостеприимства;
- увеличение доходов в бюджет Пензенской области за счет въездного туризма;
- увеличение притока иностранных инвестиций в индустрию гостеприимства, в том числе через участие в соответствующих программах по линии Всемирной туристической организации.
Для достижения поставленных задач предусматривается:
- формирование нового туристского продукта, отвечающего потребностям и возможностям Пензенской области;
- создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение развития инфраструктуры;
- продвижение имиджа Пензенской области как области, благоприятной для туризма;
- создание комфортной информационной среды для туристов;
- разработка долгосрочной стратегии развития индустрии гостеприимства;
- повышение качества предоставляемых услуг;
- развитие сети сертифицированных туристских маршрутов, в том числе новых видов туризма (рыболовный, охотничий и др.);
- оптимизация географической структуры индустрии гостеприимства, имеющей целью расширение круга предоставляемых туристских услуг, определение наиболее надежных и выгодных из них, а также выход на новые перспективные рынки индустрии отдыха;
- защита интересов местных туристских фирм и организаций путем активного проведения специальных защитных мер и антидемпинговых процедур;
- стимулирование производств, осуществляющих разработку и выпуск туристских товаров;
- поддержка развития гостиничного хозяйства через оказание финансовой и организационно-технической помощи;
- повышение специального образовательного уровня управляющего персонала индустрии гостеприимства;
- осуществление венчурного финансирования.
3. Источники финансирования Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области.
Общий объем финансирования - 2000 тыс. руб., в том числе:
2002 г. - 460 тыс. руб.
2003 г. - 650 тыс. руб.
2004 г. - 430 тыс. руб.
2005 г. - 460 тыс. руб.
4. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2001-2005 годы.
5. Перечень мероприятий по реализации Программы
N п/п |
Наименование мероприятия | Сумма (млн.руб.) | ||||
2001-2005 гг. |
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
1. | Финансирование по разделу "Ту- ризм" в том числе: |
2,0 | 0,46 | 0,65 | 0,43 | 0,46 |
1.1. | Подготовка и выпуск печатной продукции о туризме и отдыхе в Пензенской области |
0,24 | - | 0,24 | - | - |
1.2. | Приобретение и установка компью- теров |
0,07 | 0,07 | - | - | - |
1.3. | Оплата услуг сети Интернет | 0,2 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
1.4. | Участие в международных и Рос- сийских туристских выставках |
0,75 | 0,15 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
1.5. | Расходы по организации и прове- дению смотра-конкурса среди рай- онов и городов области по про- движению туристского продукта |
0,2 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
1.6. | Создание и пополнение электрон- ной базы данных об объектах ту- ризма, оздоровления, отдыха |
0,11 | 0,05 | 0,02 | 0,02 | 0,02 |
1.7. | Участие в семинарах и совещани- ях, проводимых Департаментом ту- ризма Министерства экономическо- го развития Российской Федерации |
0,15 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,05 |
1.8. | Подготовка и реализация программ и соглашений о сотрудничестве с другими регионами и странами |
0,15 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,05 |
1.9. | Проведение социологических ис- следований по вопросам отдыха, туризма, санаторно-оздоровитель- ного дела в Пензенской области |
0,13 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,04 |
Объемы финансирования в 2001-2005 годах будут уточняться при формировании бюджета Пензенской области на соответствующий год.
6. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Пензенской области.
Основным разработчиком и координатором Программы является Комитет физической культуры, спорта и туризма Пензенской области.
Программа реализуется в 3 этапа:
I этап - 2001-2003 гг.
II этап - 2003-2004 гг.
III этап - 2004-2005 гг.
На этапах реализации Программы предполагается привлечение Министерства культуры Пензенской области, Министерства образования и науки Пензенской области, Управления внешних связей Правительства Пензенской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, Агентства лесного хозяйства по Пензенской области, Управления экономики Правительства Пензенской области.
Реализация Программы предусматривает:
- создание базового пакета инвестиционных проектов развития инфраструктуры туризма в Пензенской области;
- разработка реестра туристских ресурсов Пензенской области;
- создание межведомственной комиссии при Правительстве Пензенской области по регулированию деятельности туристских предприятий;
- создание учебно-методической базы образовательной деятельности в сфере туристской индустрии Пензенской области;
- создание нормативно-правовой базы и основ системы регулирования туристской деятельности на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе принятие Закона Пензенской области "О туристской деятельности в Пензенской области";
- проведение многоэтапной рекламной кампании Пензенской области как объекта туризма в регионах Российской Федерации.
7. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
Управление Программой осуществляет Правительство Пензенской области.
Комитет физической культуры, спорта и туризма Пензенской области, регулирует отношения в области развития и использования туристских ресурсов регионального и областного значения, обеспечивает координацию деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Пензенской области.
Организация управления программой опирается на правовую базу, регулирующую взаимоотношения всех заинтересованных организаций, на систему планирования, определяющую темпы и пропорции развития туристского комплекса региона.
Контроль за выполнением Программы возлагается на Комитет по физической культуре, спорту и туризму Пензенской области, который по итогам каждого года информирует Правительство Пензенской области о ходе реализации Программы.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование современного высокоэффективного туристического комплекса.
Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом особое внимание уделено решению проблем отдыха и туризма наименее социально защищенных слоев населения.
Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения. Согласно прогнозным оценкам, к концу реализации первого этапа Программы в сфере туризма и сопряженных отраслях будет создано свыше 500 новых рабочих мест.
Выполнение намеченных программой мероприятий приведет к значительному укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразия туристических маршрутов. Формирование областного туристического комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики, внесет существенный вклад в структурную перестройку системы хозяйствования.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия области, прежде всего в важнейших центрах развития туризма, имеющих богатые исторические традиции. При воссоздании в них исторической застройки, памятников истории и культуры эти объекты станут популярными центрами отдыха и туризма.
Развитие туристической сферы позволит обеспечить значительные поступления в бюджет Пензенской области, прежде всего за счет увеличения доходов от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности. В ходе реализации Программы ежегодные объемы реализации платных услуг в сфере туризма в 2001 году оцениваются в сумме 7,5 млн. рублей, а в 2004 году - составят свыше 32 млн. рублей.
Намеченные в Программе меры будут способствовать значительному расширению притока в область иностранных туристов, увеличению финансовых поступлений. Ежегодное увеличение туристического потока внутри области и из-за рубежа только за счет реализации первого этапа Программы составит около 4 процентов. С учетом естественного прироста потока туристов за счет улучшения экономической, экологической, криминогенной, санитарно-эпидемиологической ситуации в области общее количество туристов может возрастать на 8-9 процентов ежегодно.
Развитие в Пензенской области высокоэффективного туристического комплекса значительно повысит его привлекательность как сферы предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в экономику области инвестиционного капитала, что даст возможность реализовать ряд проектов в сфере развития туризма.
На втором и третьем этапе реализации Программы по мере роста затрат на мероприятия увеличение потока туристов может составить 5-7 процентов, что подтверждается показателями, полученными в результате анализа статистических данных. Реализация новых высокорентабельных проектов будет способствовать повышению общей экономической эффективности Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 3 декабря 2004 г. N 701-ЗПО "О программе развития туризма в Пензенской области на 2001-2005 годы"
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 20 от 17 декабря 2004 г., в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 21(51) (часть 1) от 27 декабря 2004 г.
Законом Пензенской области от 3 июня 2016 г. N 2918-ЗПО Закон признан утратившим силу