Закон Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 722-ЗПО
"О целевой программе "Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы"
Принят Законодательным Собранием Пензенской области 17 декабря 2004 года
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
20 декабря 2004 года
N 722-ЗПО
Утверждена
Законом
Пензенской области
от 20 декабря 2004 г. N 722-ЗПО
Целевая программа
"Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы"
См. областную целевую программу "Пожарная безопасность Пензенской области на 2006-2008 годы", утв. Законом Пензенской области от 2 ноября 2005 г. N 891-ЗПО
Паспорт целевой Программы
Наименование Программы - Целевая программа "Пожарная безопасность
Пензенской области на 2003-2005 годы" (далее -
Программа)
Заказчик Программы - Министерство по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Пензенской области
Цель и задачи - создание необходимых условий для укрепления
Программы пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья
граждан, проживающих на территории Пензенской
области
Сроки и этапы - 2003-2005 годы
реализации Программы 1 этап - 2003 год
2 этап - 2004 год
3 этап - 2005 год
Перечень основных - совершенствование работы по профилактике и
мероприятий Программы тушению пожаров, разработка и освоение
производства современных средств
противопожарной защиты, укрепление кадрового
аппарата, активизация информационного
обеспечения жителей Пензенской области в сфере
пожарной безопасности и профилактики пожаров,
развитие материально-технической базы
Министерства по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Пензенской области
Исполнители основных - комиссия по пожарной безопасности при
мероприятий Программы Правительстве Пензенской области, Правительство
Пензенской области, Министерство по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Пензенской области
Объемы и источники - общий объем финансирования мероприятий
финансирования Программы (в ценах 2002 года) составляет
программы 12974,2 тысячи рублей за счет средств бюджета
Пензенской области, в том числе по годам:
2003 год - 3885 тыс. рублей;
2004 год - 4348,9 тыс. рублей;
2005 год - 4740,3 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - сокращение количества пожаров с тяжкими
результаты реализации последствиями, в том числе: относительное
Программы уменьшение числа погибших и травмированных на
пожаре людей на 10-15 процентов, снижение
потерь от пожаров на 15-20 процентов
Организация контроля - комиссия по пожарной безопасности при
за реализацией Правительстве Пензенской области, Министерство
Программы по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям Пензенской области
Цель Программы
Целевая программа "Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы" разработана в целях дальнейшего совершенствования работы по исполнению положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Закона Пензенской области от 1 сентября 1997 года N 55-ЗПО "О пожарной безопасности".
Приоритетным направлением настоящей Программы является создание системы обеспечения пожарной безопасности на территории Пензенской области путем реализации следующих первоочередных мероприятий:
- разработка и осуществление правовых, организационных, экономических и научно-технических мер, направленных на предупреждение пожаров и борьбу с пожарами;
- внедрение научно-технических достижений в противопожарную защиту объектов различных сфер экономики, взрывопожаробезопасных технологий, веществ и материалов;
- соблюдение государственными органами и общественными объединениями, юридическими и физическими лицами требований норм и правил пожарной безопасности;
- сочетание экономической заинтересованности юридических и физических лиц в соблюдении законодательства о пожарной безопасности с их ответственностью за нарушения противопожарных норм и правил;
- укрепление материально-технической базы структурных подразделений Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области;
- профессиональный отбор и повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области.
Исполнение мероприятий, предусмотренных Программой, позволит решить наиболее острые проблемы, стоящие перед Государственной противопожарной службой, в части создания положительных тенденций повышения потенциала пожарной охраны, увеличения числа муниципальных и ведомственных противопожарных формирований, что в результате окажет непосредственное влияние на укрепление пожарной безопасности на территории Пензенской области.
Сущность проблемы
Обстановка с обеспечением пожарной безопасности объектов и населенных пунктов Пензенской области остается сложной и имеет выраженные негативные тенденции. В 2002 году отмечены резкое увеличение числа пожаров, рост материального ущерба, а также количество погибших в огне людей. Показатели являются наивысшими за период с 1998 года.
Динамика количества пожаров и их последствий за последние пять лет характеризуется следующим образом:
Период | Количество пожаров |
Ущерб (тыс. руб.) |
Гибель людей (чел.) |
Травмировано (чел.) |
1998 г. | 2441 | 11213 | 165 | 75 |
1999 г. | 2379 | 14051 | 164 | 110 |
2000 г. | 2282 | 14503 | 160 | 85 |
2001 г. | 2376 | 23595 | 181 | 80 |
2002 г. | 2623 | 39173 | 229 | 161 |
Итого за 5 лет | 12101 | 102535 | 899 | 511 |
В результате пожаров за последние пять лет огнем уничтожено 4468 строений различного назначения, 203 единицы автомобильной и специальной техники, 10269 тонн сельскохозяйственных кормов, более 170 тыс. кв. метров жилой площади в ведомственных и принадлежащих гражданам жилых домах.
Основными местами возникновения пожаров остаются жилые дома и надворные постройки, доля которых ежегодно превышает 75 процентов от общего количества.
Основные места возникновения пожаров в 2001 г.
Надворные постройки - 31%
Жилые дома - 44%
Грубые корма - 9%
Прочие - 7%
Сельскохозяйственные объекты - 2%
Новостройки - 0,4%
Здания общественного назначения - 2%
Промышленные предприятия - 2%
Склады, базы и учреждения торговли - 2%
Ежегодный анализ показывает, что свыше половины пожаров на территории Пензенской области традиционно приходится на сельскую местность. Материальные потери от них и число погибших в огне людей составляют более 50 процентов от общих показателей области.
Основные причины пожаров в 2001 г.
Неустановленные причины - 3%
Электрооборудование - 24%
Шалость детей с огнем - 5%
Неосторожное обращение с огнем - 39%
Керасиновые, газовые приборы - 2%
Технологические - 1%
Печное отопление - 17%
Поджоги - 3%
Прочие - 6%
В целом ситуация с пожарами по области оценивается как весьма сложная. Степень негативного влияния их последствий на состояние социальной, техногенной и экономической безопасности недопустимо высока. По-прежнему основными причинами возникновения пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (39 процентов от общего количества), нарушение правил эксплуатации электрооборудования потребителями электроэнергии (24 процента от общего количества) и неисправность печного отопления (17 процентов от общего количества). Наиболее распространенными условиями гибели и травматизма людей являются: состояние алкогольного опьянения (60 процентов), болезнь и преклонный возраст пострадавших (12 процентов), состояние сна (10 процентов).
Тем не менее, отношение общества, граждан, руководителей всех уровней государственных и социальных институтов к этой проблеме неадекватно сложившемуся положению дел. На основании вышеизложенного Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области твердо и последовательно отстаивает конституционные права граждан по защите их жизни, здоровья, жилища и имущества от пожаров. За прошедший год подразделениями Государственной противопожарной службы Пензенской области обследованы 1154 населенных пункта, свыше 21,7 тыс. объектов с выдачей обязательных для исполнения предписаний и более 90248 жилых домов. За нарушения норм и правил пожарной безопасности привлечены к административной ответственности в виде штрафа более 10,0 тыс. должностных лиц и граждан, приостанавливалась эксплуатация 11,1 тыс. предприятий (отдельных производств, производственных участков, агрегатов), зданий и сооружений, находившихся в пожароугрожаемом состоянии.
Подразделениями пожарной охраны выполняется большой объем первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с пожарами, в условиях острейшего дефицита средств. Финансирование Государственной противопожарной службы за счет средств федерального бюджета на расширение материально-технической базы составило в 2002 году 28,1 процента от потребности. Денежный дефицит привел к тому, что укомплектованность подразделений Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области основными видами пожарной техники составляет 56 процентов. Из имеющегося парка пожарной техники 84 процента выработали моторесурс. Уменьшение финансирования федеральным бюджетом привело к сокращению в 2001-2002 гг. личного состава Государственной противопожарной службы на 74 единицы.
С 1995 года на территории региона функционирует комиссия по пожарной безопасности при Правительстве Пензенской области, которая оказывает существенное влияние на формирование положительных тенденций в части повышения уровня противопожарной защиты объектов и жилого фонда населенных пунктов. Однако без целенаправленного выделения ассигнований на содержание пожарных подразделений и улучшение материально-технической базы невозможно сохранение их боеготовности на минимально допустимом уровне. Только в каждом втором районе Пензенской области предусматриваются затраты на содержание пожарной охраны отдельной строкой в соответствующих бюджетах. В настоящий момент фактическая численность личного состава Государственной противопожарной службы составляет 57,7 процента от нормативов, установленных статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Следствием вышеназванного является резкое увеличение нагрузки на технические и людские ресурсы. Постоянное сокращение личного состава и износ пожарной автомобильной техники усугубляют ситуацию. В районах Пензенской области сложилась критическая ситуация с организацией пожаротушения. На пожар выезжают 2-3 человека, что составляет лишь 50 процентов от минимально допустимого количества личного состава. Ликвидация относительно небольшого пожара из-за хронической неукомплектованности личным составом осуществляется с привлечением максимального количества пожарной техники. При тушении пожаров боевые расчеты работают на пределе физических возможностей.
Низкий уровень противопожарной защиты объектов и населенных пунктов и кризисное положение дел в пожарной охране непосредственным образом отражаются на экономике Пензенской области. Наряду с огромными материальными потерями, причиняемыми пожарами, сдерживаются темпы производственного и жилищного строительства, развитие городов и других населенных пунктов Пензенской области.
С целью выхода из сложившегося положения Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области предложены мероприятия по поэтапному доведению боеготовности подразделений пожарной охраны до необходимого уровня, изложенные в разделах "Материально-техническое и финансовое обеспечение Программы" и "Мероприятия по реализации Программы".
Материально-техническое и финансовое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение настоящей Программы осуществляется органами государственной власти. Перечень технических средств, дополнительно необходимых Государственной противопожарной службе для поддержания требуемого уровня противопожарной защиты в Пензенской области, приведен в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Основные направления и мероприятия |
Кол-во | Общая сум- ма затрат по реали- зации Программы на 2003-2005 гг. (тыс.руб.) |
В том числе по годам | ||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Пожарные автомобили: | |||||
- АЦ-3,0-40(131Н)5А | 7 | 5600,0 | 3/2400,0 | 2/1600,0 | 2/1600,0 | |
- АЦ-40-5,8-40(5557) УРАЛ |
2 | 2800,0 | - | 1/1400,0 | 1/1400,0 | |
Итого | 9 | 8400,0 | 3/2400,0 | 3/3000,0 | 3/3000,0 | |
2. | Средства связи: | |||||
- радиостанция "Виола Ц" | 3 | 225,0 | 1/75,0 | 1/75,0 | 1/75,0 | |
- радиостанция "Виола Л" | 8 | 225,0 | 2/75,0 | 2/75,0 | 4/150,0 | |
ЗИПы к радиостанциям | 38 | 375,0 | 15/150,0 | 13/150,0 | 10/75,0 | |
Итого | 49 | 900,0 | 18/300,0 | 16/300,0 | 15/300,0 | |
3. | Специальное аварийно- спасательное оборудова- ние: |
|||||
- спасательные веревки | 30 | 33,0 | 10/11,0 | 10/11,0 | 10/11,0 | |
- рукав спасательный РСД-МС |
2 | 50,0 | - | 1/25,2 | 1/25,0 | |
- специальное альпинист- ское снаряжение для снятия пострадавших с высоты КСИ П2-05-30 |
20 | 40,2 | - | 5/10,2 | 15/30,0 | |
- фонари ФОС-3 (с заряд- ными устройствами) |
22 | 66,0 | 12/36,0 | - | 10/30,0 | |
- самоспасатель для за- щиты органов дыхания (СПИ) |
150 | 135,0 | 50/45,0 | - | 100/90,0 | |
- спасательное устройст- во "Слип-эвакуатор" |
8 | 5,2 | 8/5,2 | - | - | |
Итого | 232 | 329,4 | 80/97,2 | 16/46,2 | 136/186,0 | |
4. | Средства защиты личного состава от воздействия вредных факторов пожара и СДЯВ: |
|||||
- теплоотражательные костюмы ТК-800 |
28 | 588,0 | 10/210,0 | 8/168,0 | 10/210,0 | |
- костюмы стойкие в хи- мически агрессивных средах |
60 | 60,0 | 20/20,0 | 20/20,0 | 20/20,0 | |
Итого | 88 | 648,0 | 30/230,0 | 28/188,0 | 30/230,0 | |
5. | Развитие базы пожарной охраны (ремонт зданий пожарных депо) |
26 | 1050,0 | 300,0 | 350,0 | 400,0 |
Итого | 26 | 1050,0 | 300,0 | 350,0 | 400,0 | |
6. | Запасные части и комп- лектующие для ремонта пожарной автотехники: |
|||||
- аккумуляторные бата- реи: |
||||||
6 СТ-60 | 12 | 9,6 | 4/3,20 | 4/3,20 | 4/3,20 | |
6 Ст-75 | 12 | 11,4 | 4/3,80 | 4/3,80 | 4/3,80 | |
6 СТ-90 | 24 | 24,0 | 8/8,0 | 8/8,0 | 8/8,0 | |
6 СТ-132 | 9 | 13,5 | 3/4,50 | 3/4,50 | 3/4,50 | |
6 СТ-190 | 9 | 18,0 | 3/6,0 | 3/6,0 | 3/6,0 | |
Итого по АКБ | 66 | 76,50 | 22/25,5 | 22/25,5 | 22/25,5 | |
- автошины: | ||||||
8.40 х 15 | 18 | 14,4 | 6/4,8 | 6/4,8 | 6/4,8 | |
240 х 508R | 12 | 21,6 | 4/7,2 | 4/7,2 | 4/7,2 | |
260 х 508R | 30 | 60,0 | 10/20,0 | 10/20,0 | 10/20,0 | |
12.00 х 20 | 24 | 74,4 | 8/24,8 | 8/24,8 | 8/24,8 | |
1100 х 400 х 533 | 12 | 67,2 | 4/22,4 | 4/22,4 | 4/22,4 | |
Итого по автошинам | 96 | 237,6 | 32/79,2 | 32/79,2 | 32/79,2 | |
Запасные части и комплектую- щие к пожарным насосам |
36 | 102,0 | 12/34,0 | 12/34,0 | 12/34,0 | |
Запасные части и комплектую- щие для ремонта пожарной техники |
552 | 540,0 | 184/180,0 | 184/180,0 | 184/180,0 | |
ПТВ | 220 | 690,7 | 78/239,1 | 49/146,0 | 93/305,6 | |
Всего в Программе | 1376 | 12974,2 | 3885,0 | 4348,9 | 4740,3 |
Мероприятия по реализации Программы
Таблица 2
N п/п |
Наименование мероприятия | Исполнитель | Срок ис- полнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Исполнение законодательства в области пожарной безопасности рассматривать на заседаниях комиссии по пожарной безо- пасности при Правительстве Пензенской области |
Комиссия по пожар- ной безопасности при Правительстве Пензенской области |
Ежегодно |
2. | Рассматривать вопросы состояния мате- риально-технического обеспечения Госу- дарственной противопожарной службы Пензенской области, при необходимости выходить с ходатайством в МЧС России о выделении средств из федерального бюд- жета на реконструкцию зданий пожарных депо, закупку пожарной автомобильной техники и специального вооружения |
Правительство Пен- зенской области, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвы- чайным ситуациям Пензенской области |
Ежегодно |
3 | В районах Пензенской области предус- мотреть ежегодную разработку и даль- нейшую реализацию планов совершенство- вания работы Государственной противо- пожарной службы, основных пожарно-тех- нических мероприятий по повышению про- тивопожарной устойчивости населенных пунктов, предприятий, учреждений, ор- ганизаций, внедрение научно-техничес- ких достижений в данной сфере |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвы- чайным ситуациям Пензенской области |
До 20 ян- варя соответ- ствующего года |
4. | Совместно с заинтересованными ведомст- вами согласовать вопрос о гарантиях правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожар- ной службы, участвующего в боевых действиях по тушению пожаров |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвы- чайным ситуациям Пензенской области |
Ежегодно |
5. | Обеспечить выделение средств для при- обретения пожарных автомобилей, пожар- но-технического вооружения, снаряже- ния, средств связи и т.д. (таблица N 1) |
Правительство Пен- зенской области |
2003-2005 гг. |
6. | Обеспечить строительство объектов Го- сударственной противопожарной службы, изыскать средства на проведение ре- конструкции и капитального ремонта зданий пожарных депо |
Правительство Пен- зенской области |
2003-2005 гг. |
7. | Предоставить территориальному органу Государственного пожарного надзора право разработки и утверждения правил пожарной безопасности для объектов и учреждений, в которых эти правила от- сутствуют, а также внесения корректив в действующие нормы и правила пожарной безопасности, исходя из местных усло- вий |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвы- чайным ситуациям Пензенской области |
По необходи- мости |
8. | Продолжить работу по лицензированию ведомственной и профессиональной по- жарной охраны. Усовершенствовать систему профессионального отбора и по- вышения уровня профессиональной подго- товки сотрудников и работников Госу- дарственной противопожарной службы. Провести аттестацию должностных лиц Государственной противопожарной службы на предмет знания руководящих докумен- тов, норм и правил пожарной безопас- ности |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвы- чайным ситуациям Пензенской области |
2003-2005 гг. |
9. | Систематизировать работу по исполнению социальной программы оказания помощи малообеспеченным, многодетным семьям, инвалидам, ветеранам Великой Отечест- венной войны в части предоставления услуг по ремонту неисправного электро- оборудования, систем местного отопле- ния и т.д. |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвы- чайным ситуациям Пензенской области |
2003-2005 гг. |
10. | С целью всестороннего информационного обеспечения населения Пензенской об- ласти и пропаганды противопожарных знаний шире задействовать средства массовой информации, использовать не- традиционные формы работы, в т.ч. обу- чение соискателей экспертных заключе- ний и лицензий Государственной проти- вопожарной службы на базе пожарно-тех- нического центра на договорной основе (ст.24 Федерального закона "О пожарной безопасности") |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвы- чайным ситуациям Пензенской облас- ти, Управление по связям с общест- венностью Прави- тельства Пензен- ской области |
2003-2005 гг. |
Механизм реализации Программы
Реализация Программы предусматривается на основе двусторонних соглашений между Правительством Пензенской области и Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области.
В ходе реализации Программы Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области уточняет объемы финансирования на реализацию мероприятий Программы, обеспечивает координацию и контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями.
Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области и Управление финансов Пензенской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 722-ЗПО "О целевой программе "Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы"
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 21 от 30 декабря 2004 г., в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 22(52) от 31 декабря 2004 г.
Законом Пензенской области от 3 июня 2016 г. N 2918-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу