В Правительство
Пензенской области
Постановлением Правительства Пензенской области от 06.05.2004 N 222-пП "Об утверждении списка представителей Пензенской области в органах управления хозяйственных обществ" утвержден список представителей Пензенской области в органах управления хозяйственных обществ.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 10 Закона Пензенской области "Об управлении собственностью Пензенской области (новая редакция)" определено, что Пензенская область участвует в управлении хозяйственными обществами, в уставном капитале которых имеются доли (акции), находящиеся в собственности Пензенской области посредством института представителей государства в органах управления таких обществ.
В органах управления хозяйственных обществ могут представлять интересы Пензенской области лица, замещающие государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области, и иные лица, определяемые в соответствии с настоящим Законом.
Порядок оформления позиции Пензенской области по реализации права собственности на доли (акции) в хозяйственных обществах, в том числе назначение и порядок деятельности представителей Пензенской области в их органах управления и контроля, устанавливается положением, утвержденным Законодательным Собранием Пензенской области.
Однако Положение о порядке назначения и деятельности представителей Пензенской области в органах управления хозяйственными обществами, за исключением открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), Законодательным Собранием Пензенской области до настоящего времени не утверждено.
В соответствии со статьей 33 Закона Пензенской области "Об управлении собственностью Пензенской области (новая редакция)" к компетенции Правительства Пензенской области относится только назначение представителей интересов Пензенской области в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), определение порядка осуществления их полномочий в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области.
Согласно же статье 21 Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, принимая постановление о назначении представителей Пензенской области в органах управления всех хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеются доли (акции), находящиеся в собственности Пензенской области, Правительство вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Кроме этого, согласно утвержденному Правительством области списку, представителями Пензенской области в органах управления хозяйственных обществ (открытых акционерных обществ) являются, в частности, начальники и заместители начальников управлений сельского хозяйства, отдела экономики управления муниципальной собственностью администрации районов Пензенской области, а также глава местного самоуправления Белинского района Пензенской области.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", Законами Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области", "О перечне муниципальных должностей категории "А" и реестре муниципальных должностей муниципальной службы в пензенской области" указанные лица являются либо муниципальными служащими либо должностными лицами местного самоуправления.
Согласно статье 10 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
Права и обязанности депутата, выборного должностного лица местного самоуправления также определяются уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку ни федеральным законодательством, ни законами Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области", "О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области" муниципальным служащим, а также выборным должностным лицам местного самоуправления не предоставлено право выступать представителями Пензенской области в органах управления хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеются доли (акции), находящиеся в собственности Пензенской области, Правительство области не может возлагать на указанных лиц исполнение государственных полномочий.
Кроме того, согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение же органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Таким образом, передача полномочий по управлению областной собственностью может иметь место только на основании специального областного закона и только с одновременным разрешением вопроса о передаче муниципальным органам соответствующего бюджетного финансирования. Кроме того, передача таких полномочий возможна лишь органам местного самоуправления. Возможность передачи полномочий выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим названным Федеральным законом не предусмотрена.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2003. по делу N 64-ГОЗ-1 по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 4 ст. 9 и частично п. 2 ст. 25 Закона Сахалинской области от 20.07.99 N 8а "Об управлении областной государственной собственностью".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Постановление Правительства Пензенской области от 06.05.2004 N 222-пП "Об утверждении списка представителей Пензенской области в органах управления хозяйственных обществ" отменить.
Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
И.о. прокурора области
государственный советник
юстиции 3 класса |
Н.Е. Снаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 17 августа 2004 г. N 7-5-91-2004 на постановление Правительства Пензенской области от 06.05.2004 N 222-пП "Об утверждении списка представителей Пензенской области в органах управления хозяйственных обществ"
Текст Протеста официально опубликован не был