Главе администрации г. Пензы
Калашникову А.С.
Прокуратурой Пензенской области в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения норм бюджетного законодательства органами местного самоуправления города Пензы.
В ходе проверки установлено следующее.
Бюджет города Пензы первоначально утвержден решением Пензенской городской Думы от 28.02.2003 N 418/30 "О бюджете города Пензы на 2003 год" по доходам в сумме 2380550,4 тыс. руб. и по расходам в сумме 2612234,4 тыс. руб. с дефицитом в сумме 231684 тыс. руб.
В то же время, в нарушение требований статьи 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет города Пензы на 2003 год рассмотрен и утвержден после начала финансового года - 28.02.2003.
Аналогичная ситуация складывается и в текущем финансовом году.
Бюджет города Пензы на 2004 год до настоящего времени не принят.
Закон Пензенской области N 570-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2004 год" принят 25.12.2003. Необходимые сведения для составления проекта бюджета города, предусмотренные статьей 172 БК РФ, в том числе утвержденный объем финансовой помощи из бюджета Пензенской области, перечень расходов, передаваемых местным бюджетам в 2004 году, имелись в органах местного самоуправления г. Пензы уже два месяца.
Проведенной проверкой законности предоставления администрацией г. Пензы бюджетных кредитов установлено следующее.
Согласно соглашению о предоставлении бюджетного кредита от 26.04.2002 администрацией г. Пензы в соответствии с решением Пензенской городской Думы от 18.03.2002 N 231/17 "О бюджете г. Пензы на 2002 год" некоммерческой организации муниципальному фонду "Жилье" на возвратной основе из бюджета города предоставлен беспроцентный бюджетный кредит в размере 5 млн. руб. Бюджетный кредит предоставлялся на реализацию муниципальной ипотечной программы.
Впоследствии, сумма бюджетного кредита была уменьшена на 3,8 млн. руб. В результате в 2002 году МФ "Жилье" получен бюджетный кредит в сумме 1,2 млн. руб.
В соответствии со статьей 76 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений БК РФ и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
В нарушение указанных требований действующего законодательства Пензенскому муниципальному фонду "Жилье" предоставлен беспроцентный бюджетный кредит, то есть на безвозмездной основе, и без предоставления фондом обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Согласно пункта 10 статьи 76 БК РФ нарушение установленного порядка предоставления бюджетных кредитов финансовыми органами, а также принятие в обеспечение имущества низкой ликвидности являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.
Кроме того, в нарушение пункта 11 статьи 76 БК РФ и Порядка возврата средств бюджета г. Пензы, выделенных в 2000-2002 годах в рамках муниципальной ипотечной программы Пензенскому муниципальному фонду "Жилье", утвержденного решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 331/25, возврат бюджетных средств, полученных МФ "Жилье" в виде бюджетного кредита, в 2003 году не производился.
В результате этого, сумма долга по платежам в бюджет у МФ "Жилье" в 2003 году составила 719124 руб. и пени - 70873 руб.
В то же время, ни администрацией г. Пензы - учредителем МФ "Жилье", ни Финансовым управлением г. Пензы не принимались действенные меры по взысканию бюджетных средств.
Исковое заявление в арбитражный суд о взыскании с МФ "Жилье" 782198 руб. направлено Финансовым управлением г. Пензы только в ходе настоящей проверки.
Кроме того, в июне 2003 года специалистами Финансового управления г. Пензы проводилась проверка финансовой деятельности МФ "Жилье", однако, мер по взысканию бюджетных средств по итогам проверки не принималось.
Проведена проверка исполнения бюджетного законодательства также в администрациях районов г. Пензы.
Главой администрации Железнодорожного района г. Пензы в нарушение статьи 17 БК РФ и Положения о порядке формирования и использования целевого бюджетного фонда социально-культурного развития города, утвержденным# решением Пензенской городской Думы от 28.06.2002 N 287/22, в течение 2 полугодия 2002 года и в 2003 году издавались распоряжения и приказы о вручении ценных подарков к памятным датам, дням рождения и профессиональным праздникам, не предусмотренным в Положении, что свидетельствует о нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств.
Так, в 2002 году на вышеуказанные цели были направлены товарно-материальные ценности, приобретенные ранее (в период действия решения Пензенской городской Думы от 30.03.2001 N 29/4 "О порядке формирования и использования целевого бюджетного фонда города") за счет средств целевого бюджетного фонда города Пензы на общую сумму 17,4 тыс. руб., а в 2003 - на 35,7 тыс. руб.
Выявлены в администрации Железнодорожного района г. Пензы и нарушения, связанные с закупкой товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.
Несколько заключенных администрацией Железнодорожного района г. Пензы в 2003 году договоров с лицами, прошедшими конкурсный отбор, подписаны ранее проведения самих конкурсов, что свидетельствует об игнорировании принципа экономности использования бюджетных средств.
Например, договор от 01.01.2003 с индивидуальным предпринимателем Жирновым А.В. на поставку канцтоваров был заключен на период с 01.01.2003 по 31.12.2003, а протокол N 58 заседания конкурсной комиссии администрации района по итогам конкурсного отбора составлен лишь 24.04.2003. Аналогично при заключении договоров с ИП Брыкиным В.Г. (договор N 4 от 04.01.2003, протокол N 55 от 02.04.2003), с ИП Рассказовым М.Е. (договор от 04.04.2003, протокол N 58 от 24.04.2003), с ООО "Сервис-Лада" (договоры от 25.08.2003 и 02.09.2003, протокол N 70 от 04.09.2003).
Согласно статье 72 БК РФ муниципальный контракт должен содержать обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.
Анализ заключенных по итогам конкурсов муниципальных контрактов показал, что вышеперечисленные условия договоров не всегда включаются в контракты. Так, договор подряда N 2/9 от 19.06.2003, заключенный администрацией Железнодорожного района г. Пензы с УМДЭП Железнодорожного района г. Пензы на сумму услуг 10669 тыс. руб., не содержал обязательного условия о неустойке при нарушении исполнителем условий договора.
Кроме того, в нарушение требований статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность соблюдения простой письменной формы сделок юридических лиц между собой и с гражданами, администрацией района в некоторых случаях закупались товары, работы и услуги на сумму, не превышающую 100 минимальных размеров оплаты труда, без заключения письменных договоров.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", необходимо:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению нарушений бюджетного законодательства в дальнейшем.
2. Предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам строго в соответствии с бюджетным законодательством. Принять меры по возврату бюджетных средств, предоставленных МФ "Жилье".
3. Решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
О результатах рассмотрения представления сообщите в прокуратуру области в письменной форме не позднее месяца со дня получения представления.
Первый заместитель прокурора области
государственный советник
юстиции 3 класса |
Н.Е. Снаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление прокурора Пензенской области от 26 февраля 2004 г. N 7-5-14-04 Об устранении нарушений бюджетного законодательства
Текст Представления официально опубликован не был