Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Пензенской городской Думы
от 29 апреля 2005 г. N 74-9/4
Программа
реформирования муниципальных финансов города Пензы на 2005-2006 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы Программа реформирования муниципальных финансов
города Пензы на 2005-2006 годы (далее -
Программа)
Основание для Постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по
повышению результативности бюджетных расходов
(вместе с концепцией реформирования бюджетного
процесса Российской Федерации в 2004-2006
годах), Закон Пензенской области N 688 от
02.11.2004 г. "О Программе реформирования
региональных Финансов Пензенской области на
2004-2006 годы"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Закона Пензенской области следует читать как "N 688-ЗПО"
Муниципальный заказчик Администрация г.Пензы
Основной разработчик Финансовое управление г.Пензы
Программы
Цель Программы Повышение качества управления финансовыми
ресурсами г.Пензы
Основные задачи Построение эффективной вертикали управления
Программы бюджетными средствами;
внедрение автоматизированных технологий
управления бюджетными ресурсами и усиление
предварительного, текущего контроля за
расходованием бюджетных средств
Основные направления Внедрение казначейской системы исполнения
Программы и сроки бюджета;
реализации Программы автоматизация бюджетного процесса;
повышение квалификации муниципальных служащих,
обучение бухгалтерских служб в секторе
муниципального управления
Объемы, источники 1779,9 тыс. рублей за счет средств бюджета г.
финансирования Пензы, в т.ч. в 2005 г. - 1183,8 тыс.руб.
Исполнители программных Финансовое управление г. Пензы, Управление
мероприятий образования г.Пензы, Управление здравоохранения
г.Пензы, Управление культуры г.Пензы,
Управление транспорта и связи г.Пензы,
Управление социальной защиты населения г.Пензы,
Управление по делам Го и ЧС, Администрация
г.Пензы, Администрация Железнодорожного района
г.Пензы; Администрация Ленинского района
г.Пензы; Администрация Октябрьского района
г.Пензы; Администрация Первомайского района
г.Пензы; Комитет по управлению муниципальным
имуществом г.Пензы; Главное управление
архитектуры и градостроительства; Управление
жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы;
Областное Бюро судебно-медицинской экспертизы;
налоговые органы (по согласованию)
Ожидаемые результаты Реализация Программы должна обеспечить
реализации Программы улучшение качества взаимодействия всех
участников бюджетного процесса;
повышение обоснованности и реалистичности
планирования бюджетных расходов;
кардинальное улучшение уровня автоматизации
процесса составления и исполнения бюджета
г.Пензы;
более высокий уровень управления бюджетными
средствами при максимально эффективном
использовании средств;
качество, прозрачность, достоверность
бюджетного учета
Система организации Реализация системы конкретных мероприятий
контроля за исполнением Программы представляет собой скоординированные
Программы по срокам и направлениям действия исполнителей,
ведущие к достижению намеченных целей
1. Введение
Предлагаемая Программа разработана на основе приоритетов развития финансов города Пензы исходя из сложившегося их состояния и направлена на реформирование системы управления финансами города.
1.1. Цели и задачи реформирования
Основной целью Программы реформирования муниципальных финансов г.Пензы является повышение качества управления финансовыми ресурсами города для обеспечения дальнейшего социального развития города, повышения качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни жителей города.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1) Совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета:
- совершенствование системы бюджетного планирования, включающей планирование текущих расходов, инвестиционное планирование, планирование долговой политики и внедрение элементов средне- и долгосрочного финансового планирования;
- формирование бюджетной политики на основе долгосрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития города, социальных и финансовых норм и нормативов по оказанию бюджетных услуг;
- обеспечение реалистичности бюджета, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и поставщиками, сокращение долговых обязательств и нерациональных бюджетных расходов;
- применение механизма ресурсосбережения в бюджетной сфере, внедрение системы мониторинга качества бюджетных услуг.
2) Совершенствование нормативно-правовой базы управления финансами.
3) Создание эффективного механизма управления муниципальным имуществом г.Пензы, повышение роли неналоговых доходов и доходов от использования муниципального имущества в доходах бюджета города Пензы, инвентаризация муниципального имущества.
4) Внедрение передовых методов управления муниципальными финансами, комплексная автоматизация бюджетного процесса, переход к казначейскому исполнению бюджета.
5) Создание системы управления муниципальным долгом города Пензы.
1.2. Исходное состояние
Текущее состояние управления финансами города свидетельствует о том, что за последние годы проделана определенная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, управлению муниципальной собственностью, внедрению новых технологий в формировании и исполнении бюджетов.
Бюджет города Пензы утверждается по главным распорядителям бюджетных средств в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов бюджетной классификации. Решение о бюджете публикуется в средствах массовой информации. Все изменения и дополнения в бюджет вносятся в форме решений Пензенской городской Думы.
Отчет об исполнении бюджета города Пензы рассматривается и утверждается Пензенской городской Думой с последующим официальным опубликованием.
Формирование бюджета города Пензы с выделением текущих и капитальных расходов производится с 2002 года.
Параметры бюджета города Пензы соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ. Дефицит бюджета не превышает 10% от объема собственных доходов.
Заметным шагом на пути оптимизации бюджетных расходов явилось внедрение тендерных закупок товаров, работ и услуг для нужд бюджетной сферы. Значительная часть расходов бюджета на закупки товаров (работ, услуг) осуществляется на конкурсной основе. Информация о проведении конкурса и его условиях публикуется в средствах массовой информации, а его результаты оглашаются всем участникам.
К основным проблемам муниципальных финансов в городе Пензе можно отнести следующие:
- несовершенство бюджетного устройства и бюджетного процесса, проявляющегося, в частности, в том, что принятие решений в области бюджетной политики происходит исходя из краткосрочной перспективы, без учета их будущих последствий, а финансирование многих направлений расходов возобновляется ежегодно без анализа альтернативных или более эффективных способов предоставления бюджетных услуг;
- неопределенность границ сектора управления в области муниципальных финансов. В городе проделана большая работа по уточнению границ сектора управления и инвентаризации системы бюджетных учреждений. Вместе с тем, предстоит уточнить перечень бюджетных услуг и организаций, действительно требующих финансирования из бюджета города, реализовать программу оптимизации и реструктуризации сети бюджетных учреждений и унитарных предприятий;
- несовершенство системы управления расходами бюджета. Отсутствие своевременной информации об операциях со средствами местного бюджета, неполная "картина" финансовых потоков в муниципальном секторе. Система управления бюджетными расходами ориентирована в значительной степени на последующий контроль расходов, тогда как систему контроля за бюджетными обязательствами предстоит внедрить;
- низкая эффективность и результативность бюджетных расходов. В городе Пенза (как и в России в целом) предстоит повысить уровень культуры муниципального управления. Необходимо создать систему управления, ориентированную на установление стандартов качества бюджетных услуг населению, мониторинг эффективности и результативности бюджетных расходов и использование механизмов обратной связи с населением (потребителями услуг) для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы.
1.3. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
- повысить платежеспособность муниципального образования и обеспечить соблюдение им платежной дисциплины;
- создать благоприятные условия для социально-экономического развития города;
- в максимальной степени использовать налоговый потенциал муниципального образования;
- урегулировать и реструктурировать кредиторскую задолженность муниципального образования;
- повысить кредитоспособность и инвестиционную привлекательность муниципального образования;
- реализовать практику оценки результативности и эффективности бюджетных расходов;
- внедрить процедуры анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;
- использовать процедуры эффективного управления муниципальными финансами на базе муниципального заказа, казначейской системы исполнения бюджета;
- повысить прозрачность бюджетного процесса в г.Пензе;
- повысить качество предоставляемых бюджетных услуг;
- сократить дефицит бюджета города.
1.4. Оценка рисков осуществления реформы муниципальных финансов
Финансово-бюджетная система города является частью финансово-бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому реформирование муниципальных финансов напрямую зависит от региональных нормативно-правовых актов. А в ходе реализации Программы реформирования неизбежно появление определенных рисков.
2. Основные направления реформирования
2.1. Бюджет и бюджетный процесс
2.1.1. Система планирования и утверждения бюджета
Текущее состояние
Процедура принятия решения Пензенской городской Думой о бюджете города Пензы на соответствующий финансовый год проводится в соответствие с Бюджетным кодексом РФ и решением Пензенской городской Думы от 31.10.03 г. N 543/41 "Об утверждении положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "город Пенза" в редакции решения Пензенской городской Думы от 27.08.2004 г. N 737/53.
Бюджетный процесс протекает в соответствии с нормами, установленным# бюджетным законодательством, и включает в себя стадии по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Работа по формированию бюджета на очередной финансовый год начинается уже во 2 квартале года, предшествующего планируемому. Разрабатывается прогноз социально-экономического развития города, на основе которого составляется проект бюджета города Пензы. Основные параметры бюджета города Пензы рассматриваются на заседаниях Пензенской городской Думы.
Проект решения Пензенской городской Думы о бюджете на очередной финансовый год формируется в соответствие с решением Пензенской городской Думы от 31.10.03 г. N 543/41 "Об утверждении положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "город Пенза" и представляет собой целый пакет документов, в том числе, цифровую и аналитическую части проекта бюджета с необходимыми пояснениями и обоснованиями.
После направления в Пензенскую городскую Думу проекта, решение рассматривается в постоянных комиссиях городской Думы и на сессии городской Думы. В ходе обсуждения проекта решения о бюджете города Пензы поступают поправки, которые тщательным образом прорабатываются Администрацией города совместно с городской Думой. Пензенская городская Дума рассматривает проект решения о бюджете города Пензы на очередной финансовый год, как правило, в двух чтениях. Все изменения и дополнения в решение Пензенской городской Думы о бюджете города Пензы вносятся в форме решений.
Исполнение расходов бюджета города Пензы на соответствующий финансовый год производится в соответствие с Порядком исполнения сводной бюджетной росписи расходов бюджета г.Пензы, утвержденной финансовым управлением г.Пензы. Данный порядок определяет правила исполнения сводной бюджетной росписи бюджета и внесения изменений в нее в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Сложившаяся традиция и организация бюджетного процесса существенно ограничивает возможности эффективного управления муниципальными финансами. В настоящее время отсутствуют механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, что проявляется в:
1. Разработке среднесрочного финансового плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовом периоде планирования бюджетных расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований, выделяемых главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств;
2. Предоставление бюджетных средств на основе корректировки расходов и показателей прошлых лет, отсутствие четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
3. Отсутствие четких формулировок целей и конечных результатов исполнения бюджетных средств;
4. Отсутствие системы оценки финансового результата деятельности органов власти разных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти и органами местного самоуправления активов и обязательств соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Обоснование включения в программу
Одним из основных условий экономического развития города является качественное планирование бюджета, обеспечивающего наиболее эффективное расходование бюджетных средств, в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" в рамках среднесрочного финансового планирования. Принципиальным моментом в организации бюджетного процесса становится разработка и утверждение решения Пензенской городской Думы о бюджете города Пензы на очередной финансовый год до наступления соответствующего года.
Внесение изменений и дополнений в бюджет должны быть сведены к минимуму.
Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы предполагается достичь следующих результатов:
- повышение качества планирования и последующего исполнения бюджета;
- сведение к минимуму разрыва в сроках принятия бюджета города Пензы и бюджета Пензенской области;
- увеличение доходов жителей города и потребления материальных, социальных и культурных благ;
- формирование благоприятного социального климата и устойчивой социальной среды, предотвращения социальных конфликтов;
- создание условий для развития образовательного и культурного потенциала жителей города;
- улучшение качества здравоохранения и профилактики заболеваемости, прежде всего детей и подростков;
- повышение эффективности деятельности местного самоуправления.
Направления реформирования
Формирование расходной части бюджета должно производиться исходя из реальных возможностей бюджета с учетом достижения конечных результатов.
Необходимо стремиться к сокращению количества принимаемых поправок к утвержденному бюджету. Изменение лимитов бюджетных обязательств бюджета города Пензы не может быть произведено главным распорядителям средств бюджета города Пензы позднее 1 сентября текущего года, получателям средств бюджета города Пензы - позднее 15 ноября текущего года. После указанного срока в ходе исполнения бюджета по представлению главных распорядителей средств бюджета г.Пензы вносятся изменения в:
- ведомственную структуру расходов бюджета города Пензы - в случае передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов;
- ведомственную, функциональную и экономическую структуры расходов бюджета города Пензы - при передаче органам местного самоуправления города Пензы отдельных государственных полномочий;
- ведомственную, функциональную и экономическую структуры расходов бюджета города Пензы - в случае образования в ходе исполнения бюджета города Пензы на текущий год экономии по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов и статьям экономической классификации расходов бюджетов российской# Федерации;
- ведомственную, функциональную и экономическую структуры расходов бюджета города Пензы - на суммы средств, предоставляемых главным распорядителям, распорядителям и иным получателям средств бюджета города Пензы за счет средств резервного фонда городской администрации;
а также изменений, связанных с использованием не по целевому назначению средств бюджета города Пензы по предписаниям уполномоченных контрольных органов. Это усилит дисциплинированность исполнительных органов местного самоуправления города, отвечающих за точность прогнозирования доходной базы и расчета потребностей в бюджетном финансировании по отраслям, обеспечить снижение относительных размеров отклонений фактических параметров бюджета от запланированных.
2.1.2. Система текущего исполнения бюджета
Текущее состояние
В городе Пензе осуществлен переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета через кассовое обслуживание исполнения бюджета в органах федерального казначейства.
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета происходит в отсутствии нормативной правовой базы, необходимой для реализации механизмов взаимодействия между территориальными органами федерального казначейства, Центрального банка России, налоговыми органами и финансовыми органами.
С целью проведения в г.Пензе единой бюджетной политики, усиления контроля за формированием и исполнением бюджета, внедрения современных финансовых технологий намечено провести комплексный анализ потока денежных средств и информации при исполнении бюджета г.Пензы, выработать программу реорганизации бюджетного процесса и определения необходимых технологических и технических мероприятий для перехода на полномасштабную казначейскую систему исполнения бюджета.
Предполагается заключить с Межрайонным отделением федерального казначейства в г.Пензе соглашение об электронном документообороте между всеми участниками бюджетного процесса, включая распорядителей и получателей бюджетных средств, органы федерального казначейства г.Пензы.
Казначейское исполнение бюджета с использованием автоматизированной системы управления бюджетным процессом подразумевает:
- открытие лицевых счетов в установленном порядке в МОФК в г.Пензе и ОФК г.Пензы;
- контроль целевого расходования средств финансовым органом;
- централизацию всей информации о текущем состоянии бюджетной сферы города в финансовом органе в режиме реального времени;
- ежедневное получение данных по кредиторской задолженности в разрезе получателей бюджетных средств и поставщиков товаров (работ, услуг);
- исполнение договоров получателей средств бюджета с поставщиками товаров (работ, услуг);
- осуществление предварительного и текущего контроля за использованием бюджетных средств в автоматическом режиме.
Обоснование включения в Программу
Внедрение полномасштабной системы казначейского исполнения бюджета повысит качество и достоверность бюджетного учета и отчетности, обеспечит органы местного самоуправления оперативной информацией по всем бюджетным поступлениям и выплатам бюджетных учреждений. Это значительно улучшит организацию бюджетного процесса и повысит уровень управления финансами города Пензы.
Ожидаемые результаты
Внедрение казначейской системы исполнения бюджета позволит:
- обеспечить рациональное использование бюджетных средств;
- сэкономить бюджетные средства за счет усиления финансового контроля за их целевым использованием;
- повысить рост ликвидности средств за счет сокращения сроков документооборота;
- повысить оперативность в управлении финансовыми ресурсами;
- предотвращение нецелевого использования бюджетных средств.
Направления реформирования
Для перехода на полномасштабное казначейское исполнение бюджета города Пензы необходимо решить следующие задачи:
- провести предпроектное обследование бюджетного процесса города Пензы и состояния технического оснащения всех его участников;
- приобрести программный продукт, обеспечивающий автоматизацию бюджетного процесса города;
- обеспечить создание единой технологической цепи движения бюджетных средств, документов, взаимодействия всех участников бюджетного процесса;
- обеспечить возможность контроля и управления бюджетными финансовыми потоками в режиме реального времени;
- обеспечить главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств компьютерной техникой;
- организовать обучение всего персонала работе по казначейской системе исполнения бюджета.
2.1.3. Рационализация бюджетных расходов
Текущее состояние
При формировании расходной части бюджета города Пензы применяется принцип определения расходов исходя из реальных возможностей бюджета. Приоритетным направлением расходования бюджетных средств является:
1. Выплата текущих обязательств по заработной плате (денежного довольствия) и начислениям на заработную плату;
2. Выплата компенсационных выплат на книгоиздательскую продукцию и других компенсационных выплат населению;
3. Расходы на питание;
4. Приобретение медикаментов и перевязочных средств;
5. Расходы на топливно-энергетические ресурсы.
Социальная поддержка населения в городе Пензе в основном осуществляется на основании федеральных правовых актов, нормативных правовых актов Пензенской области и города Пензы путем предоставления различного рода льгот и субсидий, а также дотирования жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства.
Сложившееся в настоящее время положение в сфере социальной защиты и поддержки населения характеризуется тем, что социальная политика не достигает поставленных целей. Действующая система социальной защиты предусматривает предоставление льгот и выплат различным профессиональным и социально-демократическим группам населения, а также гражданам с особыми заслугами перед государством на основе отнесения их к определенной категории, а не реального прожиточного уровня, без всесторонней оценки доходов и имущественного положения получателя социальной помощи. Существующая система предоставления льгот, выплат ведет к нерациональному использованию государственных средств. Она не способна обеспечить действенную поддержку уязвимых социальных групп населения.
В качестве приоритетной задачи выделяется переход к адресной социальной помощи.
Адресная система выделения и распределения социальной помощи в нашей области начала формироваться с 1992 года, когда появились центры социального обслуживания населения и социальной помощи семье и детям.
Согласно положению о центре, социальная помощь направляется на оказание помощи семьям, попавшим в критическую ситуацию, пострадавшим от стихийных бедствий и несчастных случаев, многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам и детям-инвалидам.
Основными целями в области здравоохранения являются финансовое обеспечение государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи, повышение доступности качественной медицинской помощи в соответствии с государственными гарантиями оказания бесплатной медицинской помощи.
Для повышения объективности планирования и эффективности расходования бюджетных средств на образование в системе нормативов на среднее образование предусмотрено разделение расходов на обучение и обеспечение процесса обучения.
Законом Пензенской области от 26.11.03 г. N 534-ЗПо "О порядке исчисления объема субвенции муниципальным образованиям Пензенской области на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации им государственного стандарта общего образования", в редакции Законов Пензенской области от 30.12.04 г. N 732-ЗПО и от 09.03.05 г. N 749-ЗПО, предусмотрен единый подход к определению объема субвенции в соответствии с нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося.
Субвенция из бюджета Пензенской области на реализацию муниципальными общеобразовательными учреждениями государственного стандарта общего образования предназначена для финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.
В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), компенсационные выплаты педагогическим работникам на книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом.
Проведение закупок товаров (работ, услуг), финансируемых за счет средств бюджета города Пензы проводится на конкурсной основе в соответствии с решением Пензенской городской Думы от 29.04.04 г. N 659/48 "Об утверждении положения о муниципальном заказе и ведении реестров закупок". В настоящее время во всех управлениях города созданы конкурсные комиссии по проведению торгов (конкурсов) по размещению муниципального заказа на закупку и поставку продукции для муниципальных нужд города.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного решения Пензенской городской Думы следует читать как "N 659/49"
Обоснование включения в программу
Формирование расходной части бюджета должно производиться исходя из реальных возможностей и осуществления по следующим основополагающим принципам:
- решение важнейших задач социальной направленности при рациональности и оптимизации расходов;
- отказ от принятия решений, приводящих к увеличению расходов бюджета города Пензы без источников финансирования;
- достаточность, обязательность и своевременность финансирования бюджетных учреждений при одновременном соблюдении режима экономии;
- прозрачность бюджетного финансирования на основе конкурсного подхода к закупкам товаров, работ и услуг;
- обеспечение адресности предоставляемых населению льгот по федеральным и нормативно-правовым актам Пензенской области и города Пензы на основе полного учета такой категории граждан;
- внедрение показателей оценки соотношения/качество бюджетной услуги;
- сокращение неэффективных бюджетных обязательств;
- организация системы текущего мониторинга и контроля предоставления бюджетных услуг.
В качестве основы для оценки эффективности бюджетных расходов необходимо ввести соотношение цена/качество описанной в паспортизации услуги. Паспортизация является необходимым условием для проведения оценки расходов на единицу полученного результата. Кроме того, важной составляющей повышения качества бюджетных услуг является присутствие элемента конкуренции, чему способствует приток негосударственных поставщиков аналогичных товаров и услуг.
Ожидаемые результаты
Ключевым моментом процедуры повышения качества бюджетных услуг является:
- создание системы оценки эффективности бюджетных расходов, учет бюджетных расходов в увязке с конкретными видами и объемами оказываемых бюджетных услуг;
- определение полного перечня всех прямых и сервисных бюджетных услуг, за предоставление которых отвечают органы местного самоуправления.
Экономия бюджетных средств при размещении муниципального заказа на конкурсной основе, которая достигается в результате:
- создания конкуренции производителей и поставщиков, вынужденных снижать цены на свою продукцию, повышать ее качество, сокращать сроки поставок;
- проведения объединенных конкурсов на закупку однотипной продукции, что ведет к снижению цен;
- предъявления высоких требований к участникам конкурсов (отсутствие задолженности в бюджеты всех уровней, достаточные материальные ресурсы, высокая квалификация, опыт, положительная репутация), а также серьезной предконтрактной подготовки, которые исключают ситуации, когда муниципальный заказчик может понести убытки вследствие недобросовестных действий или бездействия поставщика;
- исключения злоупотреблений отдельных должностных лиц, так как процедуры конкурса осуществляются открыто и гласно, а решения принимаются коллегиально;
- проведение предварительного квалификационного отбора;
- обязательное опубликование результатов конкурсов в печати.
Направление реформирования
Важным направлением деятельности являются:
1. Переход на систему подушевых нормативов финансирования расходов на содержание учреждений социально-культурной сферы и утверждение приоритетов расходования бюджетных средств;
2. Расходная часть бюджета города Пензы должна стать инструментом достижения важнейших социальных целей. Для этого необходимо четко обозначить социальные гарантии в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения с законодательно установленными разграничениями полномочий;
3. Совершенствование системы предоставления адресной социальной помощи - выплата льгот и компенсаций социально незащищенным категориям населения, государственных пособий гражданам, имеющим детей. В качестве первоочередных мер необходимо проанализировать, затем упорядочить систему льгот и условия их предоставления;
4. Перевод в денежную форму выражения (компенсации) льготы;
5. Создание системы критериев эффективности расходования бюджетных средств;
6. Совершенствование системы закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд;
7. Осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной политикой в этой сфере;
8. Экономия бюджетных средств на оплату бюджетными учреждениями коммунальных услуг путем установки счетчиков тепло-, энерго- и водоносители;
9. Непринятие в течение финансового года решений, приводящих к увеличению расходов без соответствующих источников финансирования.
2.2. Налоговая политика
Текущее состояние
Налоговая политика в городе Пензе ориентирована, прежде всего, на повышение собираемости налогов во все уровни бюджетов, улучшения налогового администрирования и упрощение системы налогообложения для малого бизнеса.
На территории города Пензы в развитие положений налогового законодательства Российской Федерации за период с 1999 года были приняты следующие нормативно-правовые акты:
Решение Пензенской городской Думы от 24.09.1999 г. N 403/33 с изменениями и дополнениями "Об установлении размера ставок налога на имущество физических лиц";
Решение Пензенской городской Думы от 26.02.1999 года N 310/28 с изменениями и дополнениями "О плате за землю в г.Пензе".
Улучшению координации действий органов местного самоуправления с контролирующими органами по обеспечению поступления запланированных налоговых доходов в местный бюджет способствовало ежегодное соглашение о взаимодействии между Управлением федеральной налоговой службы по Пензенской области и администрацией города Пензы. В соглашении оговаривались основные направления деятельности и обязанности налоговых органов и органов местного самоуправления. Более конкретные мероприятия определялись постановлением главы администрации города Пензы, утверждающим порядок зачисления и использования дополнительно поступивших доходов в бюджет города Пензы в результате деятельности налоговых органов.
Недоимка в бюджет города Пензы составляет на 1 января 2003 года 137,3 млн. руб., на 1 января 2004 года 95,8 млн. руб., на 1 января 2005 года 82,7 млн. руб. Доля недоимки налогоплательщиков города в поступлениях в бюджеты всех уровней составляет на 1.01.2005 года 6,2 процента. По сравнению с началом 2004 года этот показатель снизился на 0,5 процентных пункта.
Для повышения эффективности работы по сокращению задолженности налогоплательщиков в бюджеты всех уровней и, прежде всего, в бюджет города Пензы:
- созданы комиссии постановлением главы администрации города от 21 марта 2005 года N 376 "О комиссии по укреплению налоговой дисциплины и исполнению трудового законодательства предприятиями, организациями и учреждениями г.Пензы", постановлением главы администрации города от 14.04.2004 г. N 749 "О создании комиссии по рассмотрению проблем, связанных с введением на территории города системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности";
- продолжается работа по реструктуризации задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет города Пензы;
- ежегодно разрабатывается и утверждается главой администрации города план мероприятий по увеличению собственной налогооблагаемой базы, доходной части бюджета (постановление главы города Пензы от 15 октября 2004 г. N 1961 "Об утверждении плана мероприятий по увеличению собственной налогооблагаемой базы, доходной части бюджета и обеспечению экономии бюджетных средств в 2005 году".
Активизация деятельности всех ветвей власти по сокращению задолженности по налогам и сборам позволила обеспечить повышение собираемости таких налогов, как налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций. За 2003-2004 годы недоимка в местный бюджет сократилась почти на 40 процентов.
С 2003 года, в связи с напряженным исполнением бюджета, в городе Пензе отсутствует практика предоставления отсрочек по платежам в бюджет.
Обоснование включения в Программу
В соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами, платежи в бюджет должны производиться в полном объеме и своевременно, за исключением случаев, связанных с проведением процедур банкротства или кратковременного ухудшения финансового состояния отдельных организаций. Предоставление льгот по налогам должно быть обосновано и законодательно закреплено.
Ожидаемые результаты
Мобилизация дополнительных доходов в местный бюджет за счет увеличения собираемости налоговых платежей, сокращения недоимки, а также расширения налогооблагаемой базы.
Направления реформирования
Реформирование налоговой базы будет осуществляться в следующих основных направлениях:
- совершенствование системы местных налогов посредством принятия оптимальных, экономически обоснованных нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования о введении на территории города земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- увеличение налогооблагаемой базы бюджета города, в том числе за счет увеличения базовой доходности для плательщиков единого налога на вмененный доход путем изменения корректирующего коэффициента К2;
- проведение работы по пересмотру ставок арендной платы;
- повышение собираемости налогов и сборов в бюджет города путем совершенствования организационных форм взаимодействия с предприятиями и организациями различных форм собственности;
- разработка и утверждение рекомендуемого муниципального стандарта минимальной оплаты труда, а также механизмов стимулирующих предприятия и организации города к соблюдению этого стандарта;
- Формирование налоговой политики города на длительную перспективу;
- оказание консультативной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства;
- полная отмена налоговых и неналоговых льгот;
- сохранение политики отказа от предоставления отсрочек по платежам в бюджет;
В отношении должников по платежам в бюджет в обязательном порядке должна применяться процедура банкротства в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Учет внебюджетных средств
Учет внебюджетных средств ведется бюджетными учреждениями в соответствии с действующим законодательством. На основании ст. 161 п. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно распоряжается средствами, полученными за счет внебюджетных источников.
Исходя из этого, органы местного самоуправления должны иметь представление о размере и направлениях использования доходов от внебюджетных источников, чтобы определять необходимый объем бюджетных ассигнований на содержание бюджетного учреждения.
В настоящее время наиболее эффективным механизмом решения проблем прозрачности внебюджетных финансовых потоков бюджетных организаций, экономии расходования бюджетных средств является разработка детального учета внебюджетных средств бюджетных учреждений.
Внедрение данного учета внебюджетных средств позволит сэкономить бюджетные средства при финансировании бюджетных учреждений, сформировать представление о размерах и направлениях использования доходов бюджетных организаций от внебюджетных источников.
2.3. Тарифная политика
Текущее состояние
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Постановлением Главы администрации Пензенской области от 25 мая 1995 года N 301 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Решением Пензенской городской Думы от 30.05.2003 года N 472/35 "Об утверждении порядка установления цен и тарифов на продукцию и услуги, производимые и оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями города Пензы" на территории г.Пензы осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции (услуг):
- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
- перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
- ритуальные услуги;
- услуги систем водоснабжения и канализации;
- услуги, предоставляемые населению муниципальными предприятиями и учреждениями.
Обоснование включения в Программу
Необходимо решить следующие задачи:
- достижение сбалансированности соотношения уровней цен (тарифов) на услуги, оказываемые населению и юридическим лицам;
- снижение нагрузки на финансы предприятий, оказывающих услуги, тарифы на которые регулируются за счет увеличения доли финансирования из бюджетов всех уровней, предоставления льгот потребителям этих услуг;
- постепенная ликвидация перекрестного субсидирования потребителей коммунальных услуг
Ожидаемые результаты
Создание условий для оздоровления и нормального развития экономики при обеспечении оптимального соотношения изменения цен (тарифов) и доходов населения.
Оздоровление финансов муниципальных предприятий и снижение необоснованных затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Направления реформирования
Негативные последствия повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения должны быть сняты путем обеспечения для незащищенных категорий населения компенсационного механизма за счет средств бюджета.
На первом этапе (2005 год) реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение следующих результатов:
- продолжить начатую работу по инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе население) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
- прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;
- переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;
- совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
- развитие конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- повсеместный масштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан;
- исключить в дальнейшем государственное регулирование цен (тарифов) на городские перевозки пассажиров автомобильным и электрическим транспортом.
На втором этапе (2006-2010 годы) предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса, на основе привлечения частных инвестиций, инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов.
В соответствии с Программой реформы жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, утвержденной Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 549-ЗПО, постепенно увеличится доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг при одновременной оптимизации и снижении удельных издержек жилищно-коммунальных организаций.
Доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в 2005 году составляет 100 процентов от затрат на содержание и ремонт жилищного фонда и оказания коммунальных услуг.
В области регулируемых тарифов на платные услуги, оказываемые населению и юридическим лицам государственными органами, организациями и учреждениями, в целях обеспечения оптимального сочетания интересов производителей и потребителей услуг и социальной защиты наименее обеспеченных граждан будут приняты решения об изменении регулируемых тарифов на платные услуги только в результате изменения объективных условий их оказания:
- роста фактических затрат;
- роста инфляции по данным Минэкономразвития;
- изменения нормативной правовой базы.
Изменение тарифов на платные услуги в свою очередь будет зависеть от изменения платежеспособности потребителей.
2.4. Управление долговыми обязательствами
Текущее состояние
Привлечение ресурсов, отражаемых как муниципальный долг, осуществляется в рамках ограничений, ежегодно утверждаемых Решением Пензенской городской Думы о бюджете города Пензы. Общий объем долга не превышает доходы бюджета города Пензы без безвозмездных перечислений из бюджета Пензенской области. Учет муниципального долга города Пензы ведется Финансовым управлением г.Пензы в Долговой книге города Пензы по форме, утвержденной Постановлением главы города от 18 июня 2004 года N 1191. Информация о муниципальном долге ежемесячно направляется в Контрольно-счетную палату Пензенской городской Думы, Управление финансов Пензенской области.
Обоснование включения в Программу
Вопросы управления муниципальным долгом города Пензы требуют своего совершенствования по таким направлениям, как:
- создание системы мониторинга муниципального долга города Пензы;
- снижение долговых обязательств.
Ожидаемые результаты
Дальнейшее снижение долгового бремени на бюджет города Пензы, соблюдение режима безусловного исполнения обязательств по погашению и обслуживанию внутреннего долга города Пензы и муниципальных обязательств, соблюдение предельного уровня муниципального долга в соответствие с требованиями бюджетного законодательства.
Направления реформирования
Для создания эффективной системы управления муниципальным долгом города Пензы должны быть решены следующие задачи.
1. Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность бюджета города.
2. Налажена система учета и представления долговых обязательств в режиме реального времени.
С целью решения конкретных задач, подчиненных основным направлениям реформирования финансовой системы г.Пензы, предстоит решить следующие ключевые проблемы:
- организация учета муниципального долга;
- разработка и внедрение формализованного прозрачного порядка управления муниципальным долгом, а также порядка принятия обслуживания и погашения долговых обязательств;
- применение критериев эффективности привлечения и использования заемных средств;
- соблюдение параметров дефицита бюджета, долговой нагрузки, предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга;
- осуществление мониторинга муниципальных финансов города Пензы.
2.5. Инвестиционный процесс
Текущее состояние
В г. Пензе бюджетные инвестиции имеют прямой характер. Объемы средств, направляемых из бюджета г.Пензы на финансирование капитальных вложений по отраслям, ежегодно утверждаются отдельным приложением к решению о бюджете г. Пензы на соответствующий финансовый год в виде Программы капитального строительства.
Постановлением главы администрации г. Пензы от 17.08.04 г. N 1597 "О формировании ежегодной адресной инвестиционной программы г. Пензы" утверждено Положение о формировании ежегодной адресной инвестиционной программы города Пензы, а также утвержден состав рабочей группы по подготовке материалов адресной инвестиционной программы города Пензы. Указанное Положение устанавливает порядок формирования адресной инвестиционной программы, которая составляется на очередной финансовый год и представляется в Пензенскую городскую Думу одновременно с проектом решения Пензенской городской Думы о бюджете г. Пензы на очередной финансовый год.
Адресная инвестиционная программа г. Пензы включает в себя перечень строек и объектов непроизводственного назначения (нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения), строительство которых осуществляется за счет капитальных вложений бюджета города Пензы в соответствующем финансовом году.
В 2003-2004 годы в связи с ограниченностью средств доля расходов на капитальные вложения не превышала в бюджете г. Пензы 3-4 процентов. Инвестиционные расходы имеют социальный характер. Основной объем средств направляется на объекты коммунального назначения, здравоохранения, образования. Исполнение расходов на капитальное строительство, как правило, ниже, чем по другим направлениям расходования бюджетных средств, что обусловлено остаточным принципом финансирования данных расходов. Кроме того, на начало нового финансового года по данным расходам имеется кредиторская задолженность по выполненным работам, из-за недостаточности предусматриваемых средств, строительство объектов растягивается на годы.
Обоснование включения в Программу
Отсутствие четких приоритетов строительства по объектам, финансируемым за счет средств бюджета г. Пензы снижает эффективность расходов на капитальное строительство.
Недостаточность бюджетных средств на строительство жилья вызывает острую необходимость развития жилищного строительства с использованием ипотечного кредитования, а также ограничивает возможность участия г.Пензы в объектах, строящихся на долевых началах с бюджетом Пензенской области.
Недостаточность лимитов капитальных вложений сокращает возможность муниципального управления инвестиционными процессами.
Ожидаемые результаты
Сокращение количества "долгостроев", незавершенного строительства, влекущих за собой отвлечение бюджетных средств, следовательно, повышение эффективности расходования бюджетных средств, снижение кредиторской задолженности бюджета по капитальным расходам.
Реализация важнейшего социального проекта по созданию системы ипотечного жилищного кредитования в г. Пензе.
Направление реформирования
Совершенствование нормативно-правовой базы различных форм поддержки инвестиционной деятельности в г. Пензе.
Включение в программу капитального строительства расходов на финансирование муниципальных целевых программ в части осуществления капитальных расходов.
Создание системы ипотечного жилищного кредитования путем:
- разработки и принятия нормативных правовых актов системы ипотечного жилищного кредитования;
- отбора основных участников (банк-кредитор, страховая компания, риэлтерские и оценочные агентства, заказчик-застройщик);
- утверждения нормативных правовых актов, регулирующих переход прав собственности в процессе ипотечного жилищного кредитования.
2.6. Управление собственностью
Текущее состояние
В г.Пензе осуществляется инвентаризация муниципального имущества и ведется реестр муниципальной собственности г.Пензы. На основании полученных данных сформирован банк об объектах муниципальной собственности, содержащий сведения о местонахождении объектов, их общей и полезной площади, назначении и использовании. При этом стоимость основных средств учитывается по первоначальной и остаточной балансовой стоимости. Таким образом, имеется возможность получить исчерпывающие сведения о каждом объекте недвижимости как на бумажном, так и на электронном носителе.
По информации, полученной в ходе инвентаризации, принимаются меры по повышению эффективности использования имущества за счет оптимизации его состава и перераспределения (продажа, передача в аренду, безвозмездное пользование).
Контроль за деятельностью муниципальных унитарных предприятий осуществляется через мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Указанная функция реализуется путем формирования информационного реестра показателей финансовой устойчивости и платежеспособности на основе данных квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. В целях повышения оперативности и эффективности мониторинга используется программный продукт по анализу и оценке финансового состояния предприятий.
На основании постановления главы администрации города от 26.09.2003 г. N 1749 "О мерах по повышению эффективности использования муниципального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий", действуют 6 комиссий по отраслевому признаку, В работе комиссий участвуют заместители главы администрации, представители Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы, Финансового управления г.Пензы, Комитета по экономике, инвестиционной политике и промышленному развитию, начальники отраслевых отделов администрации города Пензы.
Обоснование включения в Программу
Основными задачами совершенствования системы управления имуществом, находящимися в муниципальной собственности г.Пензы, являются:
- совершенствование системы показателей реестра муниципальной собственности г.Пензы, позволяющих оценить эффективность использования муниципальной собственности г.Пензы, финансовое состояние объектов;
- выявление и постановка на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Пензенской области бесхозных объектов недвижимости на территории г.Пензы;
- совершенствование и ведение муниципальной имущественной казны г.Пензы;
- пересмотр арендных ставок и доведение их до экономически обоснованного уровня;
- формирование порядка проведения аудита муниципальных унитарных предприятий города Пензы;
- повышение эффективности использования муниципальной собственности г.Пензы.
Ожидаемые результаты
Увеличение доходов городского бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью.
Направления реформирования
В качестве мер в сфере управления муниципальной собственностью г.Пензы необходимо выделить следующие:
- обеспечение сводного аналитического учета всех форм и видов муниципального имущества;
- разработка концепции управления муниципальным имуществом г.Пензы;
- оценка экономического потенциала муниципального имущества;
- оптимизация структуры муниципальной собственности в интересах освобождения органов городского самоуправления от несвойственных функций;
- использование активов муниципального имущества в качестве инструмента для привлечения инвестиций по развитию экономики муниципальных предприятий;
- использование залогового фонда муниципального имущества для обеспечения кредитов муниципальных предприятий и в целях поддержки частного предпринимательства;
- осуществить приватизацию и реорганизацию неэффективно действующих муниципальных предприятий с целью улучшения их финансово-экономического состояния. Преобразование муниципальных предприятий системы ЖКХ в акционерные общества с целью повышения эффективности их управления;
- создание системы учета земельных ресурсов и объектов недвижимости на основе современных картографических материалов;
- уточнение и изменение зонирования земель согласно действующему законодательству.
2.7. Аудит
Текущее состояние
В г.Пензе внешний аудит бюджета города осуществляет Контрольно-счетная палата Пензенской городской Думы.
В Финансовом управлении г.Пензы создан "Отдел контроля, ревизий и методологии бухгалтерского учета".
В соответствии с Положением об отделе одной из основных задач является осуществление последующего контроля за финансовой деятельностью муниципальных предприятий, учреждений, организаций в части целевого и эффективного использования средств городского бюджета, а также рационального использования муниципального имущества, контроль за сохранностью материальных ценностей.
Ожидаемые результаты
Построение системы объективного и всестороннего финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета г.Пензы.
2.8. Повышение квалификации
Текущее состояние
Специалисты Финансового управления г. Пензы обладают высоким профессиональным уровнем и квалификацией в условиях существующего распределения функций и системы организации работ. Большая часть ведущих сотрудников имеет большой практический опыт работ, высшее экономическое образование, отлично разбирается в специфике выполняемых работ.
Периодически сотрудники Финансового управления г. Пензы проходят различные курсы переподготовки, в Центре подготовки персонала МНС России (г. Нижний Новгород), Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (г. Саратов), Пензенском филиале ГАСИС, Центре переподготовки и повышения квалификации Правительства Пензенской области.
Часть сотрудников обучается в высших учебных заведениях.
С точки зрения обеспечения бюджетного процесса, квалификация персонала является достаточной.
Обоснование включения в программу
В рамках реформирования системы управления и выполнения крупных программ и проектов сотрудники Финансового управления г. Пензы должны работать в условиях изменения структуры и содержания системы работ.
Внедрение единого плана счетов бюджетного учета, объединяющего план счетов по исполнению бюджетов, план счетов бюджетных учреждений и бюджетную классификацию требует переподготовки и повышения квалификации сотрудников Финансового управления г. Пензы.
Направления реформирования
Для эффективного проведения программы переподготовки и повышения квалификации персонала сотрудников Финансового управления г. Пензы, необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. разработать программы по повышению профессиональной переподготовке сотрудников Финансового управления г. Пензы;
2. организовать работу по анализу качественных результатов обучения и его эффективности;
3. создать необходимые условия для обучения сотрудников без отрыва от производства;
4. материально-техническое обеспечение процесса подготовки и переподготовки кадров.
Ожидаемые результаты
Реализация программы переподготовки персонала Финансового управления г. Пензы, позволит выйти на более качественный уровень работы сотрудников управления.
3. Этапы и мероприятия реформирования
N п/п |
Мероприятия | Срок реализации | Ответственный исполнитель |
Бюджет и бюджетный процесс | |||
1 | Подготовка проекта реше- ния о бюджете на очеред- ной финансовый год и вне- сение его в установленном порядке в Пензенскую го- родскую Думу |
до 01.11 теку- щего года |
Финансовое управление г.Пензы |
2 | Подготовка и внесение в установленном порядке для утверждения Пензенской городской Думой отчета об исполнении бюджета города Пензы за истекший финан- совый год до 1 мая теку- щего года |
в течение срока реализации - до 01.05 текущего года |
Финансовое управление г.Пензы |
3 | Расширение практики ис- пользования показателей среднесрочных и долго- срочных прогнозов, данных сводного финансового ба- ланса для повышения точ- ности планирования пока- зателей бюджета города Пензы, публикация средне- срочного прогноза финан- совых показателей бюджета в средствах массовой ин- формации |
в течение срока реализации |
Комитет по экономики ад- министрации г.Пензы, Фи- нансовое управление г.Пензы |
4 | Разработка и внедрение автоматизированной систе- мы управления бюджетным процессом города Пензы по казначейской системе ис- полнения |
в течение срока реализации |
Финансовое управление г.Пензы |
Муниципальная политика в области доходов | |||
5 | Повышение собираемости налогов и сборов в бюджет города путем совершенст- вования организационных форм взаимодействия с предприятиями и организа- циями различных форм соб- ственности |
в течение срока реализации |
Администрации районов го- рода, Комитет по экономи- ки администрации г.Пензы |
6 | Обеспечение формирования налоговой политики города на длительную перспективу |
2006 год | Администрации районов го- рода, Комитет по экономи- ки администрации г.Пензы |
Политика в области бюджетных расходов | |||
7 | Разработка и внедрение системы энергетического мониторинга с целью уточ- нения объемов потребления электрической, тепловой энергии предприятиями жи- лищно-коммунального хо- зяйства и учреждениями бюджетной сферы и выявле- ние сверхнормативных по- терь |
в течение срока реализации |
Управление жилищно-комму- нального хозяйства г.Пен- зы |
8 | Подготовка предложений о мерах по ликвидации пере- крестного субсидирования потребителей услуг по во- доснабжению, водоотведе- нию и энергоснабжению и их утверждение |
2005 год | Администрация г.Пензы |
9 | Ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса |
в течение срока реализации |
Управление жилищно-комму- нального хозяйства г.Пен- зы |
10 | Осуществить повсеместный масштабный переход к сис- теме персонифицированных социальных счетов граждан |
2006 год | Управление социальной за- щиты населения г.Пензы |
11 | Осуществить дальнейшую работу по инвентаризации, реструктуризации и ликви- дации задолженности бюд- жета, бюджетных организа- ций и др. потребителей перед предприятиями жи- лищно-коммунального комп- лекса |
в течение срока реализации |
Управление образования г.Пензы, Управление куль- туры г.Пензы, Управление Здравоохранения г.Пензы, Финансовое управление г.Пензы |
12 | Разработка индикаторов качества услуг и показа- телей оценки эффективнос- ти расходов бюджета г. Пензы в сфере образова- ния, культуры, здравоох- ранения и социальной по- литики |
в течение 2006 года |
Управление образования г.Пензы, Управление куль- туры г.Пензы, Управление Здравоохранения г.Пензы, Финансовое управление г.Пензы |
13 | Обеспечение доступа него- сударственным поставщикам на рынок бюджетных услуг |
в течение срока реализации |
Администрация г.Пензы |
14 | Создание системы ипотеч- ного жилищного кредитова- ния |
в течение срока реализации |
Администрации районов г.Пензы, Управление капи- тального строительства г.Пензы |
Совершенствование системы управления долгом | |||
15 | Внедрить в практику учет кредиторской задолженнос- ти бюджетных учреждений города Пензы |
2005 год | Финансовое управление г.Пензы |
Совершенствование системы управления имуществом | |||
16 | Повышение эффективности использования муниципаль- ной собственности, в час- ти пересмотра арендных ставок и доведения их до экономически обоснованно- го уровня; отмена необос- нованных льгот по исполь- зованию имущества |
2005 год | Комитет по управлению му- ниципальным имуществом г.Пензы |
17 | Совершенствование норма- тивной базы управления муниципальной собствен- ностью г.Пензы, порядка проведения аудита муници- пальных унитарных пред- приятий |
2005 год | Комитет по управлению му- ниципальным имуществом г.Пензы |
Аудит и контроль за использованием финансовых средств | |||
18 | Проверка эффективности деятельности муниципаль- ных учреждений по распо- ряжению всеми видами пе- реданного им имущества, включая денежные средства |
в течение срока реализации |
Контрольно-счетная палата Пензенской городской Ду- мы, Финансовое управление г.Пензы |
Повышение квалификации муниципальных служащих | |||
19 | Подготовка специалистов и повышение квалификации |
в течение срока реализации |
Финансовое Управление г.Пензы, Управление Здра- воохранения г.Пензы, Уп- равление образования г.Пензы, Управление куль- туры г.Пензы, Управление социальной защиты населе- ния г.Пензы |
4. Финансовое обеспечение Программы
Источником финансирования Программы реформирования муниципальных финансов города Пензы являются средства бюджета города.
Основной целью Программы является повышение качества управления финансовыми ресурсами города.
Основной принцип включения в план финансирования - это финансирование детально проработанных и обоснованных мероприятий, направленных на реформирование системы управления в городе, на улучшение качества планирования бюджетных расходов, целевой направленности использования бюджетных средств, формирование целостной системы предварительного, текущего и последующего контроля на всех этапах использования бюджетных средств, на техническое оснащение всех участников бюджетного процесса. Реализация мероприятий позволит обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами города Пензы, создание единого информационного пространства г.Пензы и заложить основы для решения задач социально-экономического развития города. В рамках реализации Программы определены приоритетные мероприятия по следующим направлениям:
- приобретение, установка и внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом города Пензы по казначейской системе исполнения бюджета;
- подготовка специалистов и повышение квалификации муниципальных служащих, включая обучение специалистов работе с казначейскими программными продуктами.
Обоснование включения в план финансирования
Приобретение и установка программного продукта для автоматизированного управления бюджетным процессом по казначейской системе исполнения бюджета.
Казначейская система исполнения бюджета требует перехода на качественно иной уровень организации и технического оснащения, которые предполагают эффективное использование компьютерных технологий.
Переход к казначейской системе исполнения позволит:
- организовать системы всеобъемлющего учета бюджетных расходов;
- осуществлять анализ эффективности расходования бюджетных средств;
- осуществлять эффективный контроль расходования бюджетных средств.
Внедрение казначейской системы исполнения бюджета позволит информационно обеспечить полный комплекс работ по реформированию системы управления финансами.
По управлению финансовыми ресурсами на основе казначейского метода исполнения бюджета предусматриваются:
- реструктуризация бюджетной сети;
- обучение персонала всех участников бюджетного процесса технологии казначейского исполнения бюджета;
- утверждение и введение в действие нормативных и методических документов по казначейской системе исполнения бюджета;
- разработка и внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом по казначейской системе исполнения бюджета.
Программное обеспечение казначейской системы
Единой универсальной модели перехода на казначейскую систему исполнения бюджета не существует. Модель перехода на казначейскую систему выбирается городом с учетом индивидуальных особенностей и потребностей города.
Повышение квалификации муниципальных служащих
Переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих является необходимым элементом совершенствования системы управления муниципальным образованием. Внедрение единого плана счетов бюджетного учета, объединяющего план счетов по исполнению бюджетов, план счетов бюджетных учреждений и бюджетную классификацию, переход к учету в секторе муниципальных финансов, основанном на принципах начислений требует, отдельного обучения специалистов бухгалтерских служб.
Для организации казначейского исполнения бюджетов очень важное место занимает человеческий фактор - необходимы коммуникабельные, грамотные, постоянно совершенствующие свою квалификацию специалисты.
Расходы по реализации программы реформирования
муниципальных финансов города Пензы
Для непосредственного проведения реформы финансов необходимы денежные средства. Общая стоимость планируемых мероприятий по реализации программы реформирования муниципальных финансов г.Пензы на 2005-2006 годы составит 1779,9 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования Программы(*)
(тыс.руб.)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Распорядитель бюджетных средств |
Источник финанси- рования |
Прогнозируемые объ- емы финансирования |
||
2005- 2006 годы |
в том числе: | |||||
2005 год |
2006 год |
|||||
1. | Разработка и внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом города Пензы, по каз- начейской системе ис- полнения бюджета, в том числе: |
Бюджет города Пензы |
1209,0 | 950,0 | 259,0 | |
1.1 | приобретение ком- пьютерной техники, кондиционера, сервера и комплектующих для сети, построение ло- кальной сети, установ- ка автоматизированной системы управления бюджетным процессом (АСУ БП) |
Финансовое уп- равление г.Пен- зы |
1130,0 | 900,0 | 230,0 | |
1.2 | внедрение и проведение опытной эксплуатации (АСУ БП) в Финансовом управление г.Пензы |
Финансовое уп- равление г.Пен- зы |
79,0 | 50,0 | 29,0 | |
2. | Подготовка специалис- тов и повышение квали- фикации, в том числе: |
Бюджет города Пензы |
570,9 | 233,8 | 337,1 | |
2.1 | подготовка и повышение квалификации специа- листов аппарата Финан- сового Управления г.Пензы |
Финансовое уп- равление г.Пен- зы |
78,6 | 39,3 | 39,3 | |
2.2 | подготовка и повышение квалификации главных распорядителей средств бюджета г.Пензы |
Управление здравоохранения г.Пензы; Управление об- разования г.Пензы; Управление культуры г.Пен- зы; Управление со- циальной защиты населения г.Пензы |
492,3 | 194,5 | 297,8 | |
Всего | 1779,9 | 1183,8 | 596,1 |
(*) - Приведенные значения объемов финансирования являются прогнозируемыми. Конкретные значения будут уточнены в процессе технического проектирования АСУ БП и проведения мероприятий.
5. Управление Программой
Общее руководство Программой осуществляет Глава администрации города.
Муниципальным заказчиком и координатором от лица Администрации города на заключение муниципального контракта по приобретению, установке и вводу автоматизированной системы управления бюджетным процессам г.Пензы по казначейской системе выступает Финансовое управление г.Пензы.
Заместитель председателя
городской Думы |
Р.Н. Петрухин |
<< Назад |
||
Содержание Решение Пензенской городской Думы от 29 апреля 2005 г. N 74-9/4 "О Программе реформирования муниципальных финансов города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.