В Правительство
Пензенской области
Постановлением Правительства Пензенской области от 24.11.2004 N 977-пП "О введении на территории области региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год" (в редакции постановления от 28.02.2005 N 105-пП) установлены стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по области в размере 24,9 рубля, по муниципальным образованиям - в размерах согласно приложению;
- стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц 2,7 рубля;
- стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 процентов.
Постановление Правительства области принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по закрытым административно-территориальным образованиям установлен в целях совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг, а также определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления - при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Таким образом, помимо федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг могут устанавливаться региональные стандарты, которые применяются для определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам муниципальных образований за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
Однако постановлением Правительства Пензенской области установлены региональные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц только для 33 муниципальных образований Пензенской области, в основном, для городов, рабочих поселков и сельских поселений. Для остальных муниципальных образований - сельсоветов, расположенных в границах районных муниципальных образований, региональные стандарты не установлены, в постановлении не указано и о применении к ним среднего по области стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.
Отсутствие указанных стандартов делает невозможным определение размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам этих муниципальных образований за счет средств бюджета Пензенской области, что ущемляет их права.
Пунктом 2 постановления Правительства области органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано при установлении размеров муниципальных стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц исходить из производственной и инвестиционной программ деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства с учетом подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат и стандартов качества жилищно-коммунальных услуг, а также предусматривать для собственников жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов плату за капитальный ремонт общего имущества жилого дома.
Данный пункт постановления противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441, согласно которому помимо федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг могут устанавливаться региональные стандарты. Введение же муниципальных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг не предусмотрено. Органы местного самоуправления устанавливают лишь цены на содержание и ремонт жилья, а также тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях.
Размер платы за жилое помещение определяется в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 года.
Статьями 155, 156 ЖК РФ предусмотрено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Органами местного самоуправления устанавливаются размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах, рекомендация органам местного самоуправления устанавливать муниципальные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, а также предусматривать плату за капитальный ремонт общего имущества для товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов является необоснованной.
Согласно статьям 72, 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, содержащиеся в правовых актах Правительства Пензенской области нормы, в том числе и носящие рекомендательный для органов местного самоуправления характер, не могут противоречить федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской #": предлагаю:
Постановление Правительства Пензенской области от 24.11.2004 N 977-пП "О введении на территории области региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год" (в редакции постановления от 28.02.2005 N 105-пП) привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 31 марта 2005 г. N 7-5-45-05 на постановление Правительства Пензенской области от 24.11.2004 N 977-пП "О введении на территории области региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год" (в редакции постановления от 28.02.2005 N 105-пП)
Текст Протеста официально опубликован не был