В Правительство Пензенской области
Постановлением Правительства Пензенской области от 15.02.2005 N 81-пП внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Пензенской области от 19.04.1999 N 29-пП "О взимании платы за загрязнение окружающей природной среды" (в редакции от 10.04.2001 N 144-пП, от 26.02.2002 N 87-пП).
Данным постановлением утверждены дифференцированные нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов Российской Федерации по Пензенской области согласно приложениям N 1 и N 2.
В соответствии со статьями 5, 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления согласно приложению N 1.
Кроме этого, установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению N 2 и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливают лишь дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
Согласно же пункту 2 постановления базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утверждаются федеральными органами исполнительной власти с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Утверждение дифференцированных нормативов платы действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, установление дифференцированных нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов, учитывающих экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы) не входит в полномочия Правительства Пензенской области.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
В субъекте Российской Федерации обязательны к исполнению только акты органов государственной власти, принятые в пределах их полномочий. Акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Кроме этого, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах, регулирование деятельности управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Пензенской области, в том числе связанное с ежегодным согласованием таблицы "Расчет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, предусмотренное пунктами 2, 3 постановления, также не входит в полномочия Правительства Пензенской области.
Необходимо также конкретизировать другие положения постановления, в частности редакцию пункта 1, в соответствии с которым на территории Пензенской области введен коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды.
Данный пункт был изложен в новой редакции постановлениями Правительства Пензенской области от 27.12.1999 N 793-пП, от 10.04.2001 N 144-пП. Затем указанные постановления также были признаны утратившими силу. Однако нумерация норм постановления Правительства Пензенской области от 19.04.1999 N 29-пП (в редакции постановлений от 26.02.2002 N 87-пП, от 15.02.2005 N 81-пП) не изменена.
При этом следует учесть, что согласно статье 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 году, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,2.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской#": предлагаю:
Постановление Правительства Пензенской области от 15.02.2005 N 81-пП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Пензенской области от 19.04.1999 N 29-пП" привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 24 мая 2005 г. N 7-5-76-2005 на постановление Правительства Пензенской области от 15.02.2005 N 81-пП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Пензенской области от 19.04.1999 N 29-пП"
Текст Протеста официально опубликован не был