В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 16.09.1999 N 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (с последующими изменениями), Постановлением Правительства Пензенской области от 4.11.2003 N 506-пП "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Пензенской области" (с последующими изменениями) и в целях совершенствования нормативной правовой базы Министерства образования и науки Пензенской области, приказываю:
1. Утвердить Положение об инспектировании муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области), приложение N 1.
2. Утвердить Инструкцию о порядке инспектирования муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области), приложение N 2.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Пензенской области Копешкину С.К.
Министр |
Ю.П. Скачков |
Приложение N 1
к приказу
Министерства образования и науки
Пензенской области
от 29 марта 2005 г. N 57
Положение
об инспектировании муниципальных органов управления образованием
и образовательных учреждений (в том числе и подведомственных
Министерству образования и науки Пензенской области)
1. Инспектирование муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области) проводится Министерством образования и науки Пензенской области в соответствии с Законом РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), Законом Пензенской области "Об образовании", нормативными правовыми актами, издаваемыми Министерством образования и науки Пензенской области, правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений и их локальными актами.
2. Инспектирование муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области) проводится в целях:
- реализации принципов государственной политики в области образования;
- соблюдения конституционных прав граждан на образование и мер социальной поддержки участников образовательного процесса;
- сохранения единого образовательного пространства Пензенской области через соблюдение государственных образовательных стандартов, нормативов образовательными учреждениями области;
- совершенствования механизма управления качеством образования в пределах компетенции Министерства образования и науки Пензенской области;
- проведения анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования в области.
3. Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации, Пензенской области об образовании, соблюдением государственных образовательных стандартов и нормативов;
- выявление случаев нарушений и (или) неисполнения законодательных, нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их устранению;
- анализ и оценка эффективности результатов деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области), руководящих работников;
- инструктирование руководящих работников по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций по организации деятельности в рамках действующего законодательства;
- проведение анализа и экспертной оценки деятельности администрации образовательных учреждений в период их подготовки к государственной аттестации;
- организация мониторинга по актуальным для образовательной политики направлениям;
- выявление тенденций, развивающихся в системе образования области, прогнозирование перспектив развития;
- разработка предложений, направленных на защиту системы образования в области и сохранение единого образовательного пространства.
4. Инспектирование осуществляется в следующих формах:
- в форме контроля за правомерностью действий муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области) и их должностных лиц при реализации законодательства об образовании и соответствием учредительных документов и локальных актов действующему законодательству в области образования;
- в форме инспекционного контроля, который представляет собой систему специально организованных проверок деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области) и их руководителей с использованием методов: документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контроля освоения обучающимися образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.
5. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится в виде тематических проверок - одно направление деятельности, комплексных проверок - два и более направлений деятельности.
6. Инспектирование проводится на основании приказа Министра образования и науки Пензенской области, в котором утверждается комиссия и ее состав, сроки проверки, тема проверки, сроки предоставления итогового документа, план работы комиссии.
7. План инспектирования доводится до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области) не позднее, чем за 10 дней до начала инспектирования.
8. Продолжительность тематических, комплексных проверок не должна превышать 10 дней.
9. В состав комиссии могут включаться специалисты Министерства образования и науки Пензенской области и иные специалисты других заинтересованных ведомств.
10. В ходе инспектирования председатель и члены комиссии (специалисты) вправе запрашивать у соответствующих должностных лиц документы, относящиеся к деятельности инспектируемого учреждения.
11. По итогам инспектирования готовится документ, который содержит анализ состояния дел по теме инспектирования и предложения Министерства образования и науки Пензенской области по совершенствованию деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области).
12. Итоговые материалы инспектирования, приказ Министерства образования и науки Пензенской области доводятся до руководителей муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области) не позднее, чем через 3 недели после окончания инспектирования.
13. Муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения (в том числе и подведомственных Министерству образования и науки Пензенской области) в месячный срок после подведения итогов инспектирования представляют в Министерство образования и науки Пензенской области план мероприятий по выполнению рекомендаций инспекторской проверки.
14. Проверка исполнения предложений инспекторской проверки проводится в сроки, установленные приказом Министра образования и науки Пензенской области.
Первый заместитель Министра |
С.К. Копешкина |
Приложение N 2
к приказу
Министерства образования и науки
Пензенской области
от 29 марта 2005 г. N 57
Инструкция о порядке инспектирования
муниципальных органов управления образованием
и образовательных учреждений (в том числе и подведомственных
Министерству образования и науки Пензенской области)
Настоящая инструкция обязательна для исполнения специалистами Министерства образования и науки Пензенской области (далее по тексту - Министерство).
При проведении инспектирования органов управления образованием и образовательных учреждений специалисты Министерства должны придерживаться следующих правил:
1. Периодичность, виды и тематика инспектирования определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в инспектируемых учреждениях для принятия своевременных мер по сохранению и развитию системы образования с учетом интересов граждан, общества, государства.
В зависимости от целей и задач инспектирование проводится:
- образовательных учреждений в виде тематических (одно направление деятельности), либо комплексных (два и более направлений) проверок, продолжительность которых не должна превышать более 5-10 дней;
- органов управления образованием в виде тематических, комплексных проверок, продолжительность которых не должна превышать 2 недель и осуществляться не чаще 1 раза в 5 лет.
- должностных лиц в виде тематических и комплексных проверок.
2. Согласно годовому и квартальному плану работы Министерства специалисты, курирующие работу органов управления образованием и образовательных учреждений, должны поставить в известность их руководителей о предстоящем или планируемом инспектировании.
3. Изучение и анализ деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений проводится, как правило, после согласования с их руководителями объектов инспектирования. Руководители органов управления образованием и образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке не позднее чем за 1-10 дней до начала проверки.
4. Для осуществления инспектирования формируется комиссия (группа специалистов), издается указание о сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итогового документа (справки).
5. Председатель комиссии разрабатывает план-задание по инспектированию деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений, утверждает его у руководителя структурного подразделения Министерства не позднее чем за 10 дней до начала проверки.
6. Организация работы комиссии:
- председатель комиссии распределяет среди специалистов задания, в соответствии с планом-заданием;
- специалисты по представленному плану-заданию производят необходимую подборку нормативных правовых документов по теме инспектирования;
- председатель комиссии ставит в известность орган управления образованием или руководство образовательного учреждения об уточненных сроках проверки, информирует о предполагаемом плане работы и подготовки для работы комиссии необходимой документации, информации для изучения;
- перед началом работы председатель комиссии проводит совместно с руководителем совещание по ознакомлению с планом-заданием проверки и определению совместных действий, направленных на его реализацию;
В процессе работы следует:
- учитывать предложения руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
- выводы, замечания, предложения должны быть объективны, доказательны, высказаны и обсуждены на итоговом совещании;
- при подведении итогов инспектирования рекомендовать председателю комиссии проводить собеседование с членами комиссии по результатам инспектирования (во избежание разногласий предлагаемых выводов и рекомендаций) и распределять тематику сообщений;
- председатель комиссии координирует подготовку итогового документа по результатам проверки, доводит его до сведения руководителя проинспектированной организации и докладывает руководству Министерства образования и науки Пензенской области о ходе и результатах инспектирования.
- полномочия инспектирующих специалистов определяются заданием на проверку.
7. План-задание устанавливает специфику конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения, органа управления образованием или должностного лица.
8. При планировании инспектирования нужно рассчитать время, необходимое для его выполнения, учитывая затраты на:
- изучение нормативных правовых документов по тематике инспектирования;
- консультации и инструктирования должностных лиц;
- беседы с участниками образовательного процесса;
- подготовку необходимой документации и информации, предоставляемой организацией для инспектирующих;
- знакомство с организацией образовательного процесса, участие в проведении текущей аттестации обучающихся, в том числе и анкетирования;
- изучение итоговых работ выпускников общеобразовательных учреждений;
- изучение документов и информации, предоставленных организацией и должностными лицами и обсуждение ее с членами комиссии;
- подготовку итогового документа (справки);
- подведение итогов инспекторской проверки;
- другие виды деятельности комиссии.
9. Перед началом проверки председатель комиссии представляет руководителю проверяемой организацией# список (перечень) документов, необходимых для изучения в ходе проведения инспектирования, и набор показателей, которые дали бы достаточно точную информацию и составили бы полную картину результатов деятельности организации или должностного лица - субъекта проверки.
Показателями являются отобранные элементы количественной и статистической информации, которые можно сравнивать между собой и использовать для диагностики изменений результативности деятельности за определенный период времени.
Для того, чтобы оценка результатов деятельности была объективной, необходимо использовать различные источники информации.
10. При оценке эффективности образовательной деятельности учреждения необходимо обратить внимание на то, что при оценке достижений обучающихся (воспитанников) нужно анализировать, насколько достигнутый уровень развития соответствует требованиям государственных образовательных стандартов, учитывая способности, уровень их предыдущей подготовки и общих затрат на содержание, воспитание и обучение.
11. В том случае, когда инспектирующий делает вывод о том, что образовательное учреждение или должностное лицо не справляется со своими функциями (обязанностями) и не способно обеспечить обучающимся, воспитанникам заявленное качество образования, он обязан проинформировать об этом руководителя образовательного учреждения или должностное лицо, изложить свое мнение в итоговом документе (справке) и сообщить учредителю или органу управления образованием.
12. При обнаружении в ходе инспектирования нарушения законодательства или иных недостатков в деятельности инспектируемой организации по вопросам, не входящим в план-задание, а также, если принятие решения по обнаруженным фактам не входит в компетенцию Министерства, данные о выявленных негативных фактах должны быть переданы в соответствующие компетентные органы управления образованием или иные органы исполнительной власти.
13. Структура и содержание итогового документа (справки, записки, доклада) должны отражать:
- основания проверки учреждения, должностного лица (указать приказ, распоряжение);
- краткую характеристику объекта изучения (например: тип, вид образовательного учреждения, время работы в должности руководителя, соотношение педагогических работников и обучающихся, уровень реализуемых образовательных программ, финансового и учебно-материального обеспечения образовательного учреждения);
- источники получения информации (анкеты, перечень документов, контрольные срезы и тесты, беседы с участниками образовательного процесса, просмотр или изучение работ обучающихся и т.п.);
- количество посещенных уроков, лекций, семинаров, практических занятий, проверенных работ, проведенных бесед и т.п.;
- информацию по вопросам, поставленным в плане-задании.
Выводы и предложения должны показывать, что:
а) они основаны на реальном материале, подтвержденном количественными показателями;
б) объективность основывается на непосредственном наблюдении и изучении результатов образовательной деятельности;
в) вопрос всесторонне изучен в контексте задач данной инспекторской проверки.
14. По итогам инспектирования в зависимости от целей и задач, формы проверки и с учетом реального положения дел:
14.1. Могут проводиться заседания коллегий, педагогических или ученых советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом, совещания руководителей образовательных учреждений с возможным привлечением представителей исполнительной, законодательной и представительной властей и общественных организаций.
14.2. Результаты инспекторской проверки, отражающие мнение членов комиссии, оформляются итоговым документом (актом, докладной или служебной запиской, справкой), подписанным всеми членами комиссии. 2-й экземпляр направляется руководителям органов управления образованием или образовательных учреждений в срок не позднее 2 недель после окончания проверки.
14.3. Министерством могут быть изданы приказы, распоряжения, указания, представления, инструктивные и методические письма.
14.4. Результаты тематической проверки ряда образовательных учреждений или органов управления образованием могут быть оформлены одним итоговым документом.
14.5. Письменные замечания и предложения инспектирующих лиц по результатам проверки могут быть внесены в "Книгу замечаний и предложений инспектирующих лиц", при наличии последней в данном учреждении.
15. Руководитель инспектируемой организации и лица, уполномоченные действовать от имени этой организации, после ознакомления с результатами инспектирования должны поставить подпись об ознакомлении в итоговом материале.
16. В ходе инспектирования или после его окончания специалисты, осуществляющие инспектирование, при необходимости проводят инструктирование должностных лиц инспектируемой организации по вопросам инспекционной проверки.
Правила этики поведения инспектирующего
Право инспектирующего осуществлять свои функции влечет за собой определенную ответственность, поэтому необходимо соблюдать выработанные практикой общения правила этики поведения по отношению к субъектам проверки.
Любая ошибка в выводах может вызвать отрицательную реакцию или скомпрометировать инспектирующего, а также нанести моральный ущерб интересам организации или должностным лицам.
Правила:
- честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложения суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
- стремление к точности и уважение к очевидности;
- достоверность изложенных фактов;
- вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
- уважение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
- понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
- осуществление оценки результатов деятельности по набору показателей, с учетом приоритетных направлений и соотнесении их с государственной политикой в области образования;
- признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
- уважительное отношение и предположение в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
- понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
- действие# инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.
Первый заместитель Министра |
С.К. Копешкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пензенской области от 29 марта 2005 г. N 57 "Об утверждении Положения и Инструкции по инспектированию"
Настоящий Приказ вступает в силу с момента его подписания
Текст Приказа официально опубликован не был