Решение СК Пензенского областного суда
от 8 апреля 2005 г. N 3-13/05
См. Определение СК Пензенского областного суда от 14 апреля 2005 г. N 3-15-04 о разъяснении настоящего Решения
Пензенский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале областного суда дело по заявлению прокурора Пензенской области о признании недействующим Закона Пензенской области от 18.11.2002 года N 409-ЗПО "Об административных комиссиях в Пензенской области", установил:
Закон Пензенской области от 18.11.2002 года N 409-ЗПО "Об административных комиссиях в Пензенской области" был опубликован в издании "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 5 от 29.11.2002 года.
Прокурор Пензенской области обратился в суд с заявлением о признании названного Закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, указывая на то, что в нарушение пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями), статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" N 126-ФЗ от 25.09.1997 года (в ред. от 29.06.2004 года), положений Кодекса об административных правонарушениях РФ оспариваемый Закон возложил обязанность по созданию административных комиссий для рассмотрения дел об административных правонарушениях на органы местного самоуправления без одновременной передачи необходимых материальных и финансовых средств. Кроме того, не был принят соответствующий Закон Пензенской области о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в указанной сфере, а также не определены условия и порядок контроля за осуществлением переданных полномочий.
В судебном заседании представитель прокуратуры Пензенской области Зубкова Н.Г. заявление поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пензенской области Солдатов Л.К. заявленное требование признал, пояснив, что 5 апреля 2005 года внеочередная сессия Законодательного Собрания Пензенской области удовлетворила протест прокурора Пензенской области на оспариваемый Закон и Законодательным Собранием области была принята новая редакция оспариваемого Закона, в которой Закон был приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства. Новая редакция Закона опубликована в газете "Деловая Пенза" N 12 от 06.04.2005 года и вступит в силу через 10 дней со дня опубликования. По его мнению, названное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу.
Выслушав пояснения прокурора, представителя Законодательного Собрания Пензенской области, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 06.10.1999 года (в ред. от 29.12.2004 года), полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями.
Статья 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ наделяет субъекты РФ правом устанавливать законом субъекта РФ административную ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.
Согласно ст. 12, 132, 133 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28.08.1995 года (с последующими изменениями и дополнениями) и статьей 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" N 126-ФЗ от 25.09.1997 (в ред. от 29.06.2004 года) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Однако, в нарушение вышеназванных требований федерального законодательства, оспариваемым Законом Пензенской области "Об административных комиссиях в Пензенской области" представительные органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями в сфере административного права в отсутствие соответствующего областного закона о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере административных правоотношений.
Из содержания пункта 6 статьи 2, статьи 3, пункта 3 статьи 8 оспариваемого Закона следует, что материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий возложено на сами органы местного самоуправления, вопрос о финансировании органов местного самоуправления из областного бюджета Закон не содержит, что также противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку наделение отдельными государственными полномочиями должно производиться только с одновременной передачей соответствующих материальных и финансовых средств, покрывающих расходы муниципальных образований.
Кроме того, в нарушение требований федерального законодательства не было принято закона, определяющего условия и порядок контроля за осуществлением переданных полномочий.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд считает неприемлемым признание оспариваемого Закона недействующим со дня его принятия, поскольку на основании данного Закона в муниципальных образованиях области созданы административные комиссии, которые действуют.
Суд учитывает, что Законодательным Собранием Пензенской области 05.04.2005 года принят Закон Пензенской области N 783-ЗПО "О внесении изменений в Закон Пензенской области "Об административных комиссиях в Пензенской области", которым в оспариваемый Закон внесены изменения: он изложен в новой редакции с новым наименованием: "Закон Пензенской области "Об административных комиссиях в Пензенской области и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пензенской области".
Закон Пензенской области N 783-ЗПО опубликован 06.04.2005 года и вступит в силу по истечении 10 дней со дня опубликования, что будет иметь место ранее вступления в законную силу данного решения суда, поэтому суд считает целесообразным признать оспариваемую редакцию Закона недействующей со дня вступления в силу новой редакции данного Закона, отменяющей оспариваемую редакцию.
Доводы представителя Законодательного Собрания Пензенской области Солдатова Л.К. о том, что в связи с принятием новой редакции Закона производство по данному делу подлежит прекращению, нельзя признать обоснованными, так как на момент рассмотрения дела оспариваемая редакция Закона действует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
См. Определение СК Пензенского областного суда от 14 апреля 2005 г. N 3-15-04 о разъяснении настоящего Решения
Заявление прокурора Пензенской области о признании недействующим Закон Пензенской области N 409-ЗПО "Об административных комиссиях в Пензенской области" (в редакции от 18 ноября 2002 года) удовлетворить.
Признать Закон Пензенской области N 409-ЗПО "Об административных комиссиях в Пензенской области" (в редакции от 18 ноября 2002 года) недействующим со дня вступления в силу Закона Пензенской области N 783-ЗПО от 05.04.2005 года "О внесении изменений в Закон Пензенской области "Об административных комиссиях в Пензенской области".
Сообщение о данном решении опубликовать в печатном издании "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области".
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд РФ через Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение СК Пензенского областного суда от 8 апреля 2005 г. N 3-13/05
Текст Решения опубликован в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 25(55) от 12 мая 2005 г.