Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 30 ноября 2005 г. N 1014-пП
Постановлением Правительства Пензенской области от 9 апреля 2007 г. N 224-пП название настоящего приложения изложено в новой редакции
Концепция по созданию и развитию
объектов придорожного сервиса в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования Пензенской области на 2005-2010 годы
17 ноября 2006 г., 9 апреля 2007 г., 17 сентября 2009 г.
I. Общие положения
Развитие сети придорожного сервиса является одним из условий, определяющих качество экономических, торговых и культурных связей между Пензенской областью и другими регионами Российской Федерации.
Автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в ведении Пензенской области (далее - дороги), должны являться современными транспортными магистралями и в перспективе соответствовать общепринятым требованиям и нормам, которые обуславливают преобразование прилегающих к ним территорий за счет оборудования объектов придорожного сервиса (зон отдыха и комплексного дорожного обслуживания) и формирования лесопарковых зон на определенных участках автомобильных дорог.
Размещение объектов придорожного сервиса напрямую зависит от интенсивности движения автомобильного транспорта и определяется наличием объектов экономического, социального и культурного назначения в оптимальной доступности.
Постановлением Правительства Пензенской области от 17 сентября 2009 г. N 721-пП в пункт 1.1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Основные положения Концепции:
- разработка архитектурной и градостроительной документации, определяющей перспективу развития малых населенных пунктов, расположенных в зоне влияния дороги;
- разработка схемы размещения гостиниц, мотелей, станций технического обслуживания, кафе и других объектов придорожного сервиса, обеспечивающих безопасность движения и надлежащее санитарно-гигиеническое состояние автомобильных дорог, с учетом разработанной проектной документации;
- определение мест торговли местными сувенирами, изделиями местных народных промыслов и фирменными пензенскими товарами, а также мест размещения мини-рынков (для сельхозпроизводителей) для организации торговли сельскохозяйственной продукцией;
- содействие повышению уровня качества, снижению стоимости и расширению спектра сервисных услуг придорожного обслуживания потребителей;
- обеспечение объектов дорог необходимым комплексом инженерных коммуникаций, в том числе системами экстренной связи с органом управления Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Пензенской области, техпомощью, скорой медицинской помощью и другими службами;
- создание единой системы информационного обеспечения участников дорожного движения о комплексе услуг, предоставляемых в сфере придорожного сервиса на автодорогах;
- выработка сбалансированной экономической политики в области льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере придорожного сервиса.
Концепция создания комплексной инфраструктуры дорог с учетом мирового и отечественного опыта предлагает концентрацию объектов сервисного обслуживания в зонах основных транспортных узлов: Тамбов, Москва, Самара, Саратов.
В зависимости от интенсивности движения автотранспорта в качестве приобретенных направлений развития объектов придорожного сервиса концепция рассматривает следующие направления:
Пенза - Лунино - граница Пензенской области - Саранск; Пенза - Колышлей - Сердобск - Беково; Пенза - Шемышейка - Лопатино; Нижняя Елюзань - Русский Камешкир - Лопатино - Петровск; Нижний Ломов - Наровчат; Кувак-Никольское - Вадинск - Земетчино.
Комплексы обслуживания должны обеспечить полный набор услуг как жителям области, так и иногородним водителям и пассажирам автотранспорта, следующим по автодорогам.
Концентрация объектов обслуживания имеет целью создание не изолированных предприятий придорожного сервиса, а системы дополняющих друг друга и стимулирующих расширение форм сервисного обслуживания крупных региональных и областных транспортных узлов.
Состав комплексов (объектов придорожного сервиса) с учетом сложившихся условий, а также с учетом предполагаемой интенсивности движения по основным направлениям может включать в себя:
- автозаправочные станции (АЗС и ГЗС), автосервис (станции техобслуживания, диагностика и мойка автомобилей), автостоянки, магазины (мини-магазины) автозапчастей и сопутствующих товаров, придорожные гостиницы (мотели), пункты торговли, пункты питания, оборудованные места отдыха, рестораны (кафе).
Необходимый состав сети объектов придорожного сервиса определяется функциональным назначением объектов, являющихся цепью транспортных передвижений, а также потребностями непосредственных участников движения.
1.2. Актуальность Концепции
Необходимость разработки и реализации концепции вызвана наличием комплекса проблем в сфере "человек - автомобиль - дорога - сервис".
Во-первых, развитие автосервиса, особенно по параметрам качества, существенно отстает от темпов "автомобилизации" населения. В то же время не налажена система обеспечения участников дорожного движения информацией об услугах, оказываемых СТО, АЗС, автостоянками.
Принятие решений об инвестировании в объекты придорожного сервиса происходит без системного экономического анализа существующего положения. Отсутствует четкий мониторинг учета потребностей автотуристов.
Даже на большинстве федеральных Дорог практически отсутствует система вызова экстренной помощи, узкий спектр питания и бытовых услуг при достаточно невысоком уровне качества предоставляемых услуг.
Во-вторых, существенный рост цен на бензин, запчасти, услуги СТО, автотранспортные и другие услуги является серьезной проблемой для водителей со средним и низким уровнем доходов. Учитывая это, ряд предприятий и фирм дают определенные скидки потребителям подобного вида услуг. Но информация о дисконтах распространяется не системно и часто не доходит до заинтересованного потребителя.
В-третьих, водители и автотуристы ощущают потребность в объектах придорожного сервиса, пунктах медицинской помощи и т.п.
II. Существующее состоящее автодорог, находящихся в ведении Пензенской области и проходящих по территории Пензенской области
Сеть автомобильных дорог области составляет 9523 километров. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием превышает 6507 км. Важнейшими из них являются: Москва - Челябинск, Волгоград - Нижний Новгород, Пенза - Тамбов. Все районные центры и большинство населенных пунктов имеют надежное дорожное сообщение. Успешно реализуется программа строительства дорог ко всем поселениям области. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 152 км на 1000 кв. км территории, их удельный вес - 99,9. Ко всем районным центрам и большинству населенных пунктов проложены дороги с твердым покрытием.
Существующие участки дорог области частично обустроены автозаправочными станциями, пунктами питания, пунктами торговли и автобусными остановками. Объекты придорожного сервиса преимущественно размещены вдоль федеральных дорог: Москва - Челябинск - вблизи крупных населенных пунктов (Кузнецк, Городище, Пенза, Мокшан, Нижний Ломов, Спасск); Пенза - Тамбов (подъезд к г. Каменка); Саратов - Нижний Новгород (подъезд к р.п. Исса), т.е. располагаются в местах примыкания к федеральным дорогам и на въездах и выездах из районных центров.
В настоящее время на автодорогах Пензенской области действуют 350 объектов придорожного сервиса, в том числе:
Беднодемьяновский район (автодорога Москва - Челябинск) - 22, среди них: АЗС - 2, предприятий торговли - 4, предприятий общественного питания - 12, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 2, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 2.
Белинский район (автодороги Пенза - Тамбов, Белинский - Тамала) - 9, среди них: АЗС - 4, предприятий общественного питания - 5.
Бессоновский район (автодороги Пенза - Лунино - Саранск, Москва - Челябинск) - 33, среди них: АЗС - 2, предприятий торговли - 4, предприятий общественного питания - 12, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 2, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 2.
Городищенский район (автодороги Москва - Челябинск, Нижняя Елюзань - Верхняя Елюзань, Городище - Канаевка, Городище - Никольск, Городище - Сурск) - 129, среди них: АЗС - 16, предприятий торговли - 85, предприятий общественного питания - 11, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 13, гостиниц - 3, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 1. Кроме того, в стадии завершения строительства находятся 5 АЗС, 3 предприятия по оказанию услуг автосервиса, 1 предприятие торговли.
Каменский район (автодороги Москва - Челябинск, Пенза - Тамбов) - 17, среди них: предприятий общественного питания - 16, гостиниц - 1, планируется открытие 2-х гостиниц, 2-х предприятий оптовой и розничной торговли ГСМ, предприятия по оказанию комплексных услуг (торговля, автосервис).
Колышлейский район (автодорога Сердобск - Пенза) - 8, среди них: предприятий торговли - 4, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 2, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 2.
Кондольский район - планируется строительство кафе и стоянки автомобильного транспорта на перекрестке автодорог Саратов - Нижний Новгород, Кондоль - Колышлей.
Кузнецкий район (автодорога Москва - Челябинск) - 40, среди них: АЗС - 2, предприятий торговли - 10, предприятий общественного питания - 17, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 2, гостиниц - 1, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 6. Кроме того, в стадии завершения строительства находятся 2 кафе, 1 магазин, 1 дорожный комплекс.
Лунинский район (автодорога Пенза - Саранск) - 18, среди них: АЗС - 4, предприятий торговли - 11, предприятий общественного питания - 2, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 1. Планируется строительство газозаправочной станции.
Малосердобинский район (автодорога Нижний Новгород - Саратов) - 3, среди них: АЗС - 1, предприятий общественного питания - 1, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 6. Кроме того, планируется строительство кафе и оборудование зоны отдыха на водоеме.
Мокшанский район (автодорога Москва - Челябинск) - 50, среди них: АЗС - 6, предприятий торговли - 5, предприятий общественного питания - 25, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 10, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 4. Кроме того, планируется строительство комплекса придорожного сервиса.
Нижнеломовский район (автодорога Москва - Челябинск) - 30, среди них: АЗС - 4, предприятий торговли - 6, предприятий общественного питания - 14, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 4, гостиниц - 1, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 1. Планируется размещение объектов придорожного сервиса в сельских населенных пунктах: Вирга, Пешая Слобода, Кувак-Никольское.
III. Размещение объектов придорожного сервиса на автодорогах
Комплексы по предоставлению услуг на автотрассах, созданные при участии предприятий торговли и общественного питания, либо при действующих автозаправочных станциях, а также вблизи пересечения дорог в максимальной степени отвечают потребности текущего периода. Их развитие должно обеспечиваться путем расширения видов и спектра предоставляемых бытовых услуг, форм торговли, модернизации, повышения эстетического содержания.
Развитие объектов придорожного сервиса должно учитывать следующие направления:
- интенсивное развитие существующих площадок с более полным насыщением необходимым набором объектов обслуживания водителей и пассажиров; обустройство удобных подъездов, выразительное архитектурное оформление и благоустройство прилегающих территорий;
- организация новых зон притяжения населения области и других регионов, а именно: зон активного отдыха, туристических маршрутов, территорий рынков оптовой торговли областного и межрегионального значения.
Пензенская область находится на начальном этапе указанного процесса. Сформирована определенная структура предприятий быстрого питания и торговли, которая, к сожалению, на настоящий момент не в полной мере отвечает современным требованиям и задачам, но способна в достаточно короткий срок усовершенствоваться.
Постановлением Правительства Пензенской области от 17 сентября 2009 г. N 721-пП в пункт 3.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1. Проблемы размещения предприятий потребительского рынка на автодорогах
Основные проблемы размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания вдоль автодорог, находящихся в ведении Пензенской области, связаны с определением оптимальной структуры самих предприятий, специализации, набора платных и бытовых услуг, месторасположения. Необходимо определить потребность в количестве предприятий потребительского рынка, исходя из пропускной способности автодорог и технических возможностей (наличие линии электропередачи, водопровода, свободного земельного участка). Эти проблемы не могут быть решены изолировано. При их решении необходимо учитывать действующие предприятия потребительского рынка, в т.ч. автозаправочные станции, которые в определенной мере могут послужить базой для создания комплексов с полным набором услуг на автодорогах.
Требуется содействие органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, поскольку затрагиваются проблемы выделения и закрепления земельных участков, их целевого использования, вопросы собственности. При этом решение о предоставлении земельного участка в пределах придорожной полосы, находящегося в государственной собственности, принимает орган местного самоуправления по месту положения земельного участка по согласованию с соответствующими органами управления автомобильными дорогами и органом управления Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Пензенской области.
3.2. Размещение предприятий потребительского рынка на автодорогах
Предприятия торговли и общественного питания с обустроенной инфраструктурой относятся к сети общедоступных предприятий потребительского рынка. Их назначение - обеспечить полный комплекс услуг как жителям области, так и иногородним водителям и пассажирам автотранспорта, следующего по автодорогам.
Ожидается, что комплексы, помимо предприятий торговли (магазинов, мини-маркетов) и общественного питания (по типу предприятий быстрого питания), будут иметь автостоянки, комнаты отдыха, автозаправочную станцию, телефон (включая междугородний), салон гигиены (парикмахерская, душевые, прачечные и т.д.), а также другие платные бытовые услуги.
Развитие подобных предприятий может осуществляться как самостоятельно одним хозяйствующим субъектом, так и объединениями хозяйствующих субъектов. В любом случае организационная структура должна быть регламентирована гражданским законодательством. Каждый комплекс способен решать широкий круг задач.
Во-первых, он сконцентрирует в одном месте предприятия потребительского рынка, что позволит обеспечить более высокий уровень обслуживания.
Во-вторых, создание подобного рода комплексов позволит осуществлять более эффективный контроль за качеством товаров и услуг, их безопасностью, защитой прав потребителей.
В-третьих, будет создана достаточная конкурентная среда, способствующая более высокому уровню обслуживания, которая послужит стимулом для улучшения качества и увеличения объема предоставляемых услуг.
Все это в целом должно способствовать развитию малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Пензенской области от 17 сентября 2009 г. N 721-пП в пункт 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. Управление предприятиями потребительского рынка, расположенными на автодороге
Развитие разнообразных рыночных структур, включая и предприятия, расположенные вблизи автотрасс (особенно федерального значения) требует создания адекватного механизма регулирования данного процесса. Потеря управляемости может вызвать снижение конкуренции, монополизацию отдельных секторов потребительского рынка, создание условий для теневой торгово-посреднической деятельности, ослабление контроля за уровнем качества предоставляемых услуг и безопасностью.
Управленческие аспекты предполагается решать через Управление экономики, инновационной и научно-технической политики Пензенской области, которое способно оказывать влияние на процессы на потребительском рынке Пензенской области в целом, реализовывать экономическую политику в области льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере придорожного бизнеса, а также Министерство сельского хозяйства Пензенской области при осуществлении контроля за ситуацией по продовольственному обеспечению, системой добровольной сертификации услуг, услуг розничной торговли, общественного питания.
IV. Этажность размещения предприятий
Создание сети предприятий торговли и общественного питания с развитой инфраструктурой одновременно невозможно.
Необходимо сформировать ячейки будущей сети. Предлагаемая стратегия такова: при действующих АЗС или предприятиях торговли и общественного питания формируется целостная инфраструктура. Постепенно предприятия расширяются до экономически целесообразных размеров как по занимаемой территории, так и по набору предоставляемых услуг.
Учитывая сложившуюся в области материально-техническую основу придорожного сервиса, уровень обслуживания потребителей, целесообразно развитие указанной сети осуществлять на базе развитых и рентабельных предприятий, способных на дальнейшее развитие бизнеса. Это оправдано тем, что предприятия (предприниматели) могут как привлекать инвестиции, так и вкладывать собственные финансовые средства в развитие и укрепление материально-технической базы.
На первом этапе возможно создание комплексов с минимальным набором услуг при существующих стационарных автозаправочных станциях, предприятиях торговли и общественного питания, гостиницах (мотелях). Второй этап включает в себя размещение комплексов по предоставлению услуг на пересечениях автодорог, которые должны стать местом отдыха как для водителей, пассажиров транзитного автотранспорта, так и для туристов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.