В Законодательное Собрание
Пензенской области
6 июля 2005 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации", который подписан Президентом РФ 21 июля 2005 года и опубликован в "Собрании законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3104, "Российской газете", N 161, 26.07.2005.
Статьей 9 названного Федерального закона, вступившей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (за исключением абзаца третьего подпункта "к" пункта 33), были внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Однако Законы Пензенской области от 08.09.2004 N 659-ЗПО "О выборах главы муниципального образования в Пензенской области населением муниципального образования", от 18.09.2002 N 386-ЗПО "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области (новая редакция)", от 03.06.2003 N 471-ЗПО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области", от 26.06.2003 N 491-ЗПО "О референдуме Пензенской области", от 07.04.2003 N 457-ЗПО "О местном референдуме в Пензенской области" до настоящего времени не приведены в соответствие с Федеральным законом N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ). В результате этого многие нормы вышеназванных законов Пензенской области противоречат действующему федеральному законодательству о выборах и референдумах, в связи с чем подлежат отмене либо изменению.
Так, в соответствии с частями 3, 4 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
В нарушение указных# требований, частью 3 статьи 7 Закона Пензенской области от 18.09.2002 N 386-ЗПО "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области (новая редакция)" днем выборов депутатов представительного органа установлено первое воскресенье после истечения срока, на который были избраны депутаты представительного органа местного самоуправления. На основании части 1 статьи 7 названного Закона Пензенской области в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления или досрочного прекращения полномочий депутатов этого органа, влекущего за собой неправомочность представительного органа местного самоуправления, выборы нового состава депутатов представительного органа местного самоуправления должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
Аналогичные нарушения содержатся в статье 6 Закона Пензенской области от 08.09.2004 N 659-ЗПО "О выборах главы муниципального образования в Пензенской области населением муниципального образования", статье 7 Закона Пензенской области от 03.06.2003 N 471-ЗПО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области".
Частью 2 статьи 7 Закона Пензенской области "О референдуме Пензенской области" предусмотрено, что Уставом, законами Пензенской области могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум Пензенской области. Аналогичные требования установлены частью 2 статьи 7 Закона Пензенской области "О местном референдуме в Пензенской области", в соответствии с которой Уставом Пензенской области, законами Пензенской области, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
Данные нормы законов Пензенской области в части, ограничивающей регламентацию вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум Пензенской области только законодательством Пензенской области, и подлежащих обязательному вынесению на местный референдум только законодательством Пензенской области и уставом муниципального образования, противоречат действующему федеральному законодательству.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
Однако вышеуказанными нормами законов Пензенской области ограничивается возможность установления федеральными законами вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум Пензенской области как субъекта Российской Федерации и местный референдум.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения.
Однако статьей 31 Закона Пензенской области "О референдуме Пензенской области" (в ред. Закона Пензенской области от 09.03.2005 N 779-ЗПО) фактически изменяется установленная федеральным законодательством компетенция органов местного самоуправления, поскольку обязанность по регистрации (учету) участников референдума Пензенской области возлагается на Главу муниципального образования либо лицо, уполномоченное на то представительным органом.
Аналогичные нарушения содержатся в статье 30 Закона Пензенской области "О местном референдуме в Пензенской области" (в редакции Закона Пензенской области от 09.03.2005 N 780-ЗПО), статье 24 Закона Пензенской области "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области (новая редакция)", статье 27 Закона Пензенской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области".
Федеральным законом N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) была изменена компетенция органов местного самоуправления и по другим вопросам, связанным с проведением выборов и референдумов (статьи 19, 61 и другие). Однако вышеназванные законы Пензенской области определяют полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов, связанных с проведением выборов и референдумов, без учета внесенных в Федеральный закон изменений, в связи с чем также подлежат изменению.
Часть 15 статьи 24 Закона Пензенской области "О выборах главы муниципального образования в Пензенской области населением муниципального образования", устанавливающая требования к составлению списков избирателей, противоречит пункту 11 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку не предусматривает необходимость наличия в списках избирателей мест, предназначенных для проставления избирателем серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, в то время как федеральным законодательством данная обязанность установлена.
По этим же основаниям нуждаются в приведении в соответствие с Федеральным законом N 67-ФЗ и иные Законы Пензенской области, указанные выше.
Статьей 20 Закона Пензенской области "О выборах главы муниципального образования в Пензенской области населением муниципального образования" установлены# категория лиц, не имеющих право быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Данная статья не соответствует требованиям статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку фактически предусматривает возможность назначения членами избирательной комиссии с правом решающего голоса лиц, в отношении которых федеральным законодательством установлены ограничения (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций; лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения).
По этим же основания# подлежат приведению в соответствии# с федеральным законодательством и аналогичные нормы иных вышеуказанных законов Пензенской области.
Статьей 31 Закона Пензенской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в депутаты Законодательного Собрания путем самовыдвижения либо избирательными объединениями, избирательными блоками в составе списка кандидатов.
Аналогичные требования установлены статьей 28 Закона Пензенской области "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области (новая редакция)". Статьей 28 Закона Пензенской области "О выборах главы муниципального образования в Пензенской области населением муниципального образования" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами на должность главы муниципального образования путем самовыдвижения либо избирательными объединениями, избирательными блоками.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.
Исходя из указанных требований, выдвижение кандидатов избирательными блоками недопустимо. Следует отметить, что Федеральный закон N 67-ФЗ не предусматривает участие избирательных блоков при проведении выборов, а также возможность совершения ими юридически значимых действий, связанных с проведением выборов и референдумов.
В связи с изложенным, положения вышеуказанных законов Пензенской области, предусматривающих участие избирательных блоков при проведении выборов и референдумов, подлежат приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Требованиям Федерального закона N 67-ФЗ противоречат и иные нормы вышеназванных законов Пензенской области, в том числе определяющие порядок формирования избирательных комиссий, выдвижения кандидатов, распространения информации о выборах, предвыборной агитации, финансирования выборов и референдумов, голосования и другие.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Поскольку законодательством субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах регулируется значительная часть вопросов, связанных с проведением выборов и референдумов, действие противоречащих федеральному законодательству правовых актов способно привести к нарушению избирательных прав граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области и привести Законы Пензенской области от 08.09.2004 N 659-ЗПО "О выборах главы муниципального образования в Пензенской области населением муниципального образования", от 18.09.2002 N 386-ЗПО "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области (новая редакция)", от 03.06.2003 N 471-ЗПО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области", от 26.06.2003 N 491-ЗПО "О референдуме Пензенской области", от 07.04.2003 N 457-ЗПО "О местном референдуме в Пензенской области" в соответствие с действующим федеральным законодательством.
2. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление прокурора Пензенской области от 28 ноября 2005 г. N 7-5-171-05 Об устранении нарушений федерального законодательства о выборах и референдумах
Текст Представления официально опубликован не был