Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 г. N 918-ЗПО
"О Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года"
10 октября 2007 г.
Принят Законодательным Собранием Пензенской области 21 декабря 2005 года
Законом Пензенской области от 21 апреля 2010 г. N 1889-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
22 декабря 2005 года
N 918-ЗПО
Утверждена
Законом
Пензенской области
от 22 декабря 2005 г. N 918-ЗПО
Концепция
демографического развития Пензенской области на период до 2010 года
10 октября 2007 г.
Концепция демографического развития Пензенской области на период до 2010 года (далее - Концепция) определяет основные приоритеты и направления региональной демографической политики.
Концепция разработана на основе Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления Пензенской области при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.
I. Современная демографическая ситуация в Пензенской области
Демографическая ситуация, сложившаяся в Пензенской области с 1991 года, свидетельствует о нарастающей естественной убыли населения (с -0,7 до -9,5).
Прогрессирование естественной убыли населения возникло за счет значительного роста показателя смертности. За 45 лет данный показатель вырос на 47,5 процента, с 1999 года - на 10,1 процента. Рост рождаемости и снижение младенческой смертности не могут компенсировать существующий показатель смертности, который составил в 2004 году 1798,8 на 100000 человек населения.
Смертность в сельской местности превышает подобный показатель в городской местности на 28,2 процента. В структуре общей смертности 63 процента приходится на сердечно-сосудистую патологию. Показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний превышает показатель России на 18,2 процента.
В последние 15 лет значительно снизилась профилактическая и оздоровительная работа, забыты принципы всеобщей диспансеризации населения.
Из числа умерших люди трудоспособного возраста составляют 26,5 процента. Доля мужчин составляет среди умерших в трудоспособном возрасте 81,4 процента в городской местности и 82,9 процента в сельской местности. В городской местности в целом умирает и мужчин и женщин больше, чем в сельской местности (на 4 процента и 1,5 процента соответственно).
Среди населения трудоспособного возраста распределение умерших по основным причинам смерти выглядит следующим образом: на первом месте (40,8 процента) смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, на втором (27,9 процента) от болезней системы кровообращения и на третьем (12,4 процента) от новообразований.
В течение года от социально-обусловленных причин - несчастных случаев, травм, отравлений - область теряет около 4,0 тыс. человек. Удельный вес умерших от этих причин в общей численности умерших составляет 14,9 процента. В основном это мужчины трудоспособного возраста (около 81,7 процента).
Показатель младенческой смертности в Пензенской области в 2004 году снизился с 15,2 до 12,7 на 1000. В структуре младенческой смертности ведущими причинами остаются состояния, возникающие в перинатальном периоде - 56,9 процента. На втором месте врожденные аномалии развития - 31,4 процента. Соотношение мертворождаемости и ранней неонатальной смертности в области 1,0 к 1,2, что свидетельствует о необходимости освоения высокотехнологичных методов диагностики и лечения при оказании помощи в акушерстве и неонатологии, развития и расширения в Пензенской областной детской клинической больнице им. Н.Ф. Филатова реаниматологической службы.
Коэффициент рождаемости, начиная с 1999 года, вырос на 16,3 процента (с 7,2 до 8,6 на 1000 человек населения), но отстает от показателя по России на 18,9 процента. Суммарный коэффициент рождаемости в течение последних 10 лет находился в Пензенской области в пределах 1,1, в то время как для восстановления численности населения необходим суммарный коэффициент рождаемости не ниже 2,1, а для обеспечения прироста населения более 2,3. При этом чистый коэффициент воспроизводства, характеризующий степень замещения поколения женщин их дочерьми при длительном сохранении существующих уровней рождаемости и смертности, составляет в Пензенской области менее 0,5, что подтверждает крайне неблагоприятную ситуацию.
Уровень рождаемости определяется возрастом вступления в брак, прочностью и типом союза. Самый эффективный детородный период падает на возраст от 18-20 до 30 лет. Около 50 процентов женщин в этой возрастной группе не состоят в браке 10-12 лет. В ряде развитых капиталистических стран рождаемость при этом компенсируется за счет гражданских браков. В России к гражданскому браку последние 15 лет относятся вполне лояльно, но по-прежнему рождение ребенка в таком браке остается проблемой. В Пензенской области каждый четвертый ребенок рожден одинокой матерью. При согласии отца иметь ребенка, беременность, как правило, переводит гражданский брак в официальный.
Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, снижение инстинкта продолжения рода, ослабление института семьи привели к снижению количества браков и повышению количества разводов. Соотношение брак/развод в области равно 1,5/1,0. В районах с меньшим числом населения и районах с преимущественно мусульманским населением браки более стабильны и это соотношение растет в пользу браков 2,9/1,0.
При прочих равных условиях улучшение нравственно-эмоционального состояния общества приведет к улучшению демографической ситуации. Кроме того, динамика рождаемости предопределена тенденциями, сформировавшимися в течение прошлого столетия. Поколение конца 1950-х годов было ориентировано на однодетные и двухдетные семьи. В 50-е годы в России только около 20 процентов женщин имели трех детей.
Значительно снизился суммарный коэффициент первых рождений. В 1970 году он был равен 1,0, в 1990 году - 0,7, что на 12,5 процента ниже, чем в США и Северной Европе. Суммарный коэффициент вторых рождений в России в настоящий момент на 43 процента ниже, чем в США, а третьих рождений - в 5 раз ниже.
При существующей ситуации восстановить численность населения можно только при возрождении семейных ценностей.
II. Цели и задачи демографического развития
Сложившаяся демографическая ситуация в Пензенской области не связана непосредственно и исключительно с экономическими трудностями переходного периода.
В сложившихся условиях необходимо принять меры, направленные на исправление демографической ситуации с использованием всех резервов и возможностей управленческого, научного и финансового характера.
Основной целью демографического развития в Пензенской области является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.
На основе анализа современной демографической ситуации, определения перспектив и последствий демографического развития Пензенской области в качестве основных направлений демографического развития выделены повышение рождаемости и укрепление семьи, снижение смертности и рост продолжительности жизни, оптимизация миграционных процессов.
Среди основных направлений демографической политики в Пензенской области приоритетным является повышение рождаемости, так как при ее уровне ниже рубежа простого воспроизводства населения никакая, даже самая низкая смертность не обеспечит прекращение убыли населения и стабилизацию его численности.
В то же время снижение смертности и повышение продолжительности жизни может существенно затормозить сокращение численности населения. Оптимизация миграционных процессов, увеличение миграционного прироста населения не могут рассматриваться как панацея в решении проблем демографической динамики. Но в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения Пензенской области, омоложению его возрастного состава.
2.1. Приоритеты демографического развития в области повышения рождаемости и укрепления семьи
Цель - повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10-2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4-2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару), и сокращение числа разводов до уровня 20-25 на 100 браков.
Задачи:
1) переход к господству социальной нормы - 3-4 ребенка в семье;
2) повышение престижа благополучной семьи;
3) реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
4) формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости;
5) создание для семей, в том числе семей военнослужащих, ушедших в отставку, условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания в них нескольких детей;
6) создание для женщин возможности (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома;
7) повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций; формирование ориентации на вступление в брак и его регистрацию.
Первоочередные меры:
1) разработка стратегии и осуществление семейной политики, ориентированной не только на социальную помощь семьям с детьми, но и на содействие в формировании и реализации внутреннего потенциала семей, способных успешно выполнять свои основные функции;
2) усиление комплексной социальной поддержки молодых семей: улучшение их жилищных условий, помощь им в приобретении и строительстве жилья, развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья, приобретении предметов длительного пользования; развитие негосударственных услуг в сфере дошкольного воспитания и образования; подготовка детей и молодежи к семейной жизни; развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха и др.;
3) содействие доступности рынка жилья, прежде всего для многодетных семей, в том числе введение дополнительных гарантий в решении жилищных проблем;
4) обеспечение трудящимся, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей путем предоставления дополнительных форм поддержки;
5) дальнейшее развитие системы социального обслуживания семей с детьми: расширение сети, объема и совершенствование качества услуг (психологических, медицинских, педагогических, юридических);
6) активизация начатой работы по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности благополучных семей с несколькими детьми;
7) сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин: развитие службы планирования семьи и формирование благоприятных личностных установок и общественного мнения в отношении обращения в нее; содействие семьям, желающим иметь детей, но не имеющим такой возможности из-за бесплодия или проблем невынашивания ребенка; создание специализированной службы детских урологов-андрологов;
8) усиление взаимодействия с религиозными организациями в направлении духовного и нравственного просвещения населения (прежде всего молодежи и женщин), формирования репродуктивной ориентации и укрепления семьи, предупреждения абортов.
2.2. Приоритеты демографического развития в области снижения смертности и роста продолжительности жизни населения
Цель - повышение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни до 70 лет у мужчин и 80 лет у женщин.
Задачи:
1) развитие ответственного отношения людей к здоровью, повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни семьи;
2) формирование здорового образа жизни мужчин, в том числе через повышение культуры потребления алкоголя, преодоление низкой обращаемости за медицинской помощью при "незначительном" недомогании и других;
3) продолжение снижения младенческой смертности;
4) снижение смертности трудоспособного населения.
Первоочередные меры:
1) разработка и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни с учетом специфики различных половозрастных и профессиональных групп населения;
2) дальнейшее развитие системы профилактики и службы диагностики заболеваний системы кровообращения;
3) развитие системы ранней диагностики злокачественных новообразований;
4) совершенствование системы профилактики смертности населения от внешних причин (несчастных случаев, травм и отравлений), в первую очередь, по обучению методам и приемам оказания первой медицинской помощи при неотложных мерах в трудовых коллективах, учебных заведениях;
5) развитие различных форм психологической и психотерапевтической помощи населению;
6) профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи (запрещение курения в общественных местах, рекламы табачных изделий, алкогольных напитков; создание условий для развития физкультуры и спорта и т.п.).
2.3. Приоритеты демографического развития в области оптимизации миграционных процессов
Цель - повышение миграционного прироста до величины, равной естественной убыли населения, при доминировании среди прибывающих желательных для Пензенской области контингентов мигрантов.
Задачи - повышение привлекательности территории Пензенской области (особенно сельской местности) для потенциальных мигрантов с целью прекращения выезда экономически активного населения на постоянное место жительства за пределы Пензенской области и оттока сельского населения трудоспособного возраста в городские поселения Пензенской области.
Первоочередные меры:
1) внедрение системы социальной работы с различными категориями мигрантов в целях повышения их способности к самообустройству;
2) содействие переселению молодых семей из городских поселений в сельскую местность путем создания им наиболее благоприятных условий для реализации экономических и репродуктивных функций, в том числе и для мигрантов из других регионов.
III. Механизмы и этапы реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
1) объединение и координацию действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций;
2) разработку региональных планов мероприятий (программ) по реализации Концепции, включающих сроки и этапы исполнения;
3) разработку и выполнение областных целевых программ в сфере народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения детей, женщин, семьи;
4) концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с привлечением бюджетных средств, а также дополнительных внебюджетных источников;
5) организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде демографической политики;
6) проведение мониторинга демографической ситуации.
Первоочередными мерами реализации Концепции предусматривается финансирование санитарно-просветительных мероприятий и обучение современным установкам на семейные и личные меры по соблюдению здорового образа жизни, пересмотр устоявшихся традиций питания с избыточной калорийностью, потреблением крепких алкогольных напитков и поваренной соли.
Ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, осуществляет организацию исполнения мероприятий по реализации Концепции и контроль за выполнением мероприятий. Ход выполнения мероприятий по реализации Концепции отслеживается по муниципальным районам и в целом по Пензенской области и обсуждается на коллегиях и аппаратных совещаниях Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области. Ежегодно Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области отчитывается перед Правительством Пензенской области о ходе и результатах выполнения мероприятий по реализации Концепции.
IV. Оценка эффективности реализации Концепции
Результатом проведенной работы должно стать снижение смертности и естественной убыли населения, рост рождаемости, дальнейшее снижение младенческой смертности, увеличение продолжительности жизни населения. Выполнение мероприятий по реализации Концепции должно привести к духовно-нравственному оздоровлению общества, что положительно скажется не только на здоровье населения и стимулировании рождаемости.
Законом Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1389-ЗПО в раздел V настоящей Концепции внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
V. План реализации Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года
|
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Срок исполнения |
Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение | |||
1.1. |
Разработка и реализация программы развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств Пензенской области на 2006-2010 гг. |
Управление экономики Правительства Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
III кв. 2005 гг. реализация - 2006-2010 гг. |
1.2. |
Разработка и реализация областной целевой программы развития туризма в Пензенской области на 2006-2010 гг. |
Отдел развития туризма и рынка услуг Правительства Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области |
IV кв. 2005 г. реализация - 2006-2010 гг. |
1.3. |
Разработка и реализация областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактики злоупотребления психоактивными веществами в Пензенской области на 2006-2008 годы" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Управление по вопросам демографии, семейной и молодежной политики Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, комитет Пензенской области по физкультуре и спорту |
IV кв. 2005 г. реализация - 2006-2008 гг. |
1.4. |
Реализация областной целевой программы "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2001-2006 годы" |
Департамент строительства и дорожного хозяйства Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
2006 г. |
1.5. |
Разработка и реализация программы на 2007-2010 гг. по обеспечению детей школьного возраста горячим питанием |
Министерство образования и науки Пензенской области |
I кв. 2007 гг. реализация - 2007-2010 гг. |
1.6. |
Разработка и реализация межведомственной программы "Здоровье здоровых на 2008-2010 годы" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
IV кв. 2007 г. реализация - 2008-2010 гг. |
1.7. |
Реализация областной программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003-2007 годы)" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2003-2007 гг. |
1.8. |
Разработка и реализация областной межведомственной программы "Дети Пензенской области" на 2007-2010 гг.", в том числе подпрограммы по профессиональному обучению и производственному трудоустройству выпускников детских домов и школ-интернатов на 2007-2010 гг. |
Министерство образования и науки Пензенской области, Управление по вопросам демографии, семейной и молодежной политики Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, комитет Пензенской области по физкультуре и спорту, Управление промышленности, транспорта и связи Правительства Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
IV кв. 2006 г. реализация - 2007-2010 гг. |
1.9. |
Реализация областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, комитет Пензенской области по физкультуре и спорту |
2006-2010 гг. |
1.10. |
Реализация областной целевой программы "Жилье для многодетных семей" на 20042007 годы" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2004-2007 гг. |
1.11. |
Реализация программы государственной молодежной политики "Молодежь Пензенской области" (2004-2010 годы) |
Министерство образования и науки Пензенской области, Управление по вопросам демографии, семейной и молодежной политики Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, Комитет Пензенской области по физкультуре и спорту |
2004-2010 гг. |
1.12 |
Реализация областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Пензенской области" на 20042008 годы" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2004-2008 гг. |
1.13. |
Изменение нормативной правовой базы по регулированию миграционных процессов в Пензенской области |
Государственно-правовое управление Правительства Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во взаимодействии с Управлением по делам миграции УВД Пензенской области (по согласованию) |
2006-2007 гг. |
Раздел 2. Информационное обеспечение | |||
2.1. |
Проведение социологических и мониторинговых исследований состояния, тенденций и перспектив демографического развития, анализ и оценка эффективности мер по улучшению демографической ситуации, выявление и оценка отношения молодежи к институту семьи, условиям ее формирования, развития, рождению ребенка |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
2006 г. |
2.2. |
Подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии и тенденциях демографического развития Пензенской области |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
ежегодно |
2.3. |
Организация и проведение "круглых столов" по проблемам демографической политики с участием депутатов Законодательного Собрания Пензенской области и представительных органов муниципальных образований Пензенской области |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области и другие ведомства |
ежегодно |
2.4. |
Издание информационно-методического бюллетеня по демографическим проблемам |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
ежегодно |
2.5. |
Реализация информационно-просветительской кампании по освещению демографических проблем, формированию позитивных репродуктивных установок и идеологии здорового образа жизни |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Управление по вопросам демографии, семейной и молодежной политики Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, комитет Пензенской области по физической культуре и спорту |
постоянно |
2.6. |
Внедрение в учебный процесс образовательных учреждений Пензенской области здоровьесберегающих технологий |
Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
2.7. |
Проведение брифингов, пресс-конференций для представителей СМИ по вопросам реализации Концепции |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, департамент СМИ и полиграфии Пензенской области, прессцентр Правительства Пензенской области |
ежегодно |
2.8. |
Обеспечение размещения информации о реализации Концепции на сайте Правительства Пензенской области |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, пресс-центр Правительства Пензенской области |
постоянно |
2.9. |
Организация конкурсов на лучшие проекты циклов телевизионных передач, газетных статей и серии социальных плакатов на тему профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни, здоровых и гармоничных семейных отношений |
Департамент СМИ и полиграфии Пензенской области, пресс-центр Правительства Пензенской области |
ежегодно |
2.10. |
Организация обучающих семинаров для врачей и психологов по вопросам оказания специализированной помощи лицам в кризисном состоянии и с суицидальным поведением |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006 г. |
Раздел 3. Социально-экономическое стимулирование рождаемости и всестороннего развития семьи | |||
3.1. |
Выплата пособий повторнородящим женщинам, а также при рождении двоен и троен |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.2. |
Выплата единовременного пособия при рождении ребенка в первые 12 месяцев после заключения брака |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.3. |
Создание льготных условий для приобретения жилья многодетным семьям |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.4. |
Развитие системы "детских садов на дому" и детских домов семейного типа как формы индивидуальной трудовой педагогической деятельности |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.5. |
Присуждение грантов в рамках областного конкурса поддержки и стимулирования перспективных направлений "семейной экономики" (крестьянские хозяйства, семейные кооперативы, предпринимательство, ремесленничество, работа на дому) |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области |
постоянно |
3.6. |
Проведение съезда семейных крестьянских хозяйств и малого бизнеса |
Управление экономики Правительства Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
2006 г. |
3.7. |
Осуществление мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы и обеспечению ее уровня не ниже прожиточного минимума, определенного по Пензенской области, на каждом предприятии и в организации, не находящихся в процедуре банкротства |
Управление экономики Правительства Пензенской области, Управление промышленности, транспорта и связи Правительства Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Пензенской области, Департамент строительства и дорожного хозяйства Пензенской области, Государственная инспекция труда в Пензенской области (по согласованию) |
постоянно |
3.8. |
Реализация мероприятий по трудоустройству населения, содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе женщин и молодежи |
Министерство образования и науки Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
постоянно |
3.9. |
Развитие системы воспитательной работы с детьми (школа - центр взаимодействия с семьей) |
Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.10. |
Проведение оплачиваемых общественных работ в сфере социального обслуживания, по благоустройству и озеленению территорий |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
ежегодно |
3.11. |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 1418 лет |
Министерство образования и науки Пензенской области, Управление по вопросам демографии, семейной и молодежной политики Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
постоянно |
3.12. |
Обеспечение квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
ежегодно |
3.13. |
Проведение областных фестивалей, конкурсов среди различных категорий семей "Успешная семья", "Стартуем вместе" |
Министерство образования и науки Пензенской области, Управление по вопросам демогрфии, семейной и молодежной политики Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, комитет Пензенской области по физической культуре и спорту |
ежегодно |
3.14. |
Организация праздников, посвященных Дню матери, Дню защиты детей, Дню семьи и т.п. |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Управление по вопросам демографии, семейной и молодежной политики Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области |
ежегодно |
3.15. |
Поощрение многодетных родителей |
Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
ежегодно |
3.16. |
Учреждение Книги почета лучших семей Пензенской области |
Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области |
2006 г. |
3.17. |
Развитие системы дошкольного образования с созданием условий для вариативных его форм |
Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.18. |
Введение в общеобразовательных школах, учреждениях среднего и начального профессионального образования образовательного курса "Семьеведение" и подготовка педагогических кадров |
Министерство образования и науки Пензенской области, Управление по вопросам демографии, семейной и молодежной политики Пензенской области |
2006 г. |
3.19. |
Осуществление адресной поддержки детей из малообеспеченных семей |
Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
постоянно |
3.20. |
Создание филиалов "школ семейных ценностей" в межрайонных центрах и центральных районных больницах, оснащение их оргтехникой и материалами |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
Раздел 4. Профилактика заболеваемости и снижение смертности населения | |||
4.1. |
Создание бесплатного кабинета анонимного консультирования лиц с наркологическими проблемами на базе областной наркологической больницы |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.2. |
Разработка и реализация комплексного межведомственного плана по борьбе с пьянством и алкоголизмом |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во взаимодействии с УВД Пензенской области (по согласованию) |
2006-2010 гг. |
4.3. |
Повышение квалификации врачей по наиболее значимым для демографической ситуации специальностям (акушеры-гинекологи, неонатологи, кардиологи, педиатры, андрологи, наркологи, онкологи) |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
4.4. |
Создание на базе санаториев Пензенской области комплексов реабилитации для больных с сердечно-сосудистыми, гинекологическими, урологическими заболеваниями |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.5. |
Увеличение финансирования высокотехнологичных видов лечения, способствующих увеличению продолжительности жизни, улучшению ее качества, повышающих рождаемость (ЭКО, эндопротезирование, малоинвазивная сосудистая хирургия и т.д.) |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.6. |
Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью раннего выявления, профилактики и лечения онкобольных |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
4.7. |
Создание отделения реабилитации в Пензенском областном онкологическом диспансере |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
4.8. |
Увеличение финансирования на лекарственное обеспечение химиотерапевтического лечения онкологических больных Пензенского областного онкологического диспансера |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.9. |
Исследование широких слоев населения Пензенской области старше 45 лет на наличие онкомаркеров |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.10. |
Реализация мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения от сахарного диабета |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.11. |
Реализация мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения от ВИЧ-инфекции |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.12. |
Реализация мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения от вирусных гепатитов |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.13. |
Реализация мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения от инфекций, передаваемых половым путем |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.14. |
Реализация мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения при психических расстройствах |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.15. |
Реализация мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения от артериальной гипертонии |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.16. |
Реализация мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения от управляемых инфекций |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.17. |
Реализация мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения от туберкулеза |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.18. |
Реализация мероприятий по снижению смертности и инвалидности населения от дорожно-транспортных происшествий |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
Раздел 5. Снижение детской смертности и улучшение репродуктивного здоровья | |||
5.1. |
Круглогодичное оздоровление детей |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
5.2. |
Проведение ежегодной вакцинации инактивированной полиомиелитной вакциной детей групп риска |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.3. |
Проведение скрининга мертворожденных и новорожденных с врожденными пороками развития на вирус краснухи |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
постоянно |
5.4. |
Развитие гинекологической службы для девочек (расчет на 5 ставок в год и оснащение 5 гинекологических кабинетов кольпоскопами) в детских поликлиниках города Пензы |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.5. |
Развитие андрологической службы для мальчиков, открытие и оснащение андрологических кабинетов при Пензенской областной детской клинической больнице имени Н.Ф.Филатова |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
5.6. |
Обеспечение программы по планированию семьи и созданию банка донорской спермы при Пензенском областном центре планирования семьи и ребенка |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.7. |
Оснащение медико-генетической лаборатории Пензенского областного центра планирования семьи и ребенка современным диагностическим оборудованием |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007 г. |
5.8. |
Оснащение андрологического кабинета Пензенского областного центра планирования семьи и ребенка современным диагностическим оборудованием |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2007 гг. |
5.9. |
Укрепление психо-терапевтической службы Пензенского областного центра планирования семьи и ребенка, оснащение кабинетов видеоаппаратурой |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006 г. |
5.10 |
Оснащение родильных домов и межрайонных перинатальных центров Пензенской области современным диагностическим оборудованием (фетальные мониторы, реанимационные комплексы, кувезы) |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.11. |
Реорганизация и оснащение структурных подразделений Пензенской областной детской клинической больницы имени Н.Ф.Филатова с целью обеспечения выполнения функций перинатального центра. Расширение женской консультации при Пензенской областной детской клинической больнице имени Н.Ф.Филатова |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
5.12. |
Обеспечение при ежегодной диспансеризации женского населения 100 процентов кольпоскопического, маммологического и цитологического скринингов, закупка 20 кольпоскопов, улучшение качества работы цитологической лаборатории |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.13. |
Разработка мероприятий по пропаганде грудного вскармливания и участие в конкурсе "Больница, доброжелательная к ребенку" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
5.14. |
Оснащение детского санатория "Солнышко" необходимым оборудованием для оздоровления детей с заболеваниями органов дыхания, пищеварения и нервной системы |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.15. |
Ввод в эксплуатацию детской поликлиники в г. Пензе |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006 г. |
5.16. |
Проведение реабилитации, санаторно-курортного лечения детей, состоящих на диспансерном учете |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
постоянно |
5.17. |
Открытие и оснащение детского аллергологического отделения Пензенской областной детской клинической больницы имени Н.Ф.Филатова необходимым оборудованием |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
6. Регулирование миграционных процессов | |||
6.1. |
Создание и обновление банков данных на городское население, желающее переехать на постоянное место жительства и для работы в сельскую местность, а также на жилье в сельской местности, пригодное для проживания, находящееся в муниципальной собственности или являющееся бесхозяйным, с целью дальнейшего его предоставления переселенцам для создания крестьянских хозяйств. Обобщение необходимой информации, полученной от органов местного самоуправления муниципальных образований |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области Управление по работе с муниципальными образованиями Правительства Пензенской области |
IV кв. 2005 г. - I кв. 2006 г. обновление баз данных - постоянно |
6.2. |
Создание благоприятных условий для адаптации и интеграции мигрантов в местное сообщество (мониторинг миграционных процессов, разъяснительная работа среди населения о роли миграционного потока для развития региона) |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, Государственно-правовое управление Правительства Пензенской области, Управление Правительства Пензенской области по работе с муниципальными образованиями, департамент СМИ и полиграфии Пензенской области |
постоянно |
6.3. |
Организация медицинского обследования иностранных граждан (лиц без гражданства) и членов их семей, прибывающих в Пензенскую область |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
постоянно |
6.4. |
Реализация трехстороннего Соглашения о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединением работодателей Пензенской области на 2005-2007 гг. по вопросу привлечения и использования иностранной рабочей силы в муниципальных образованиях Пензенской области |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) и Управлением по делам миграции УВД Пензенской области (по согласованию) |
постоянно |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 г. N 918-ЗПО "О Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года"
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 30 от 30 декабря 2005 г., информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 30(60) (часть 1) от 15 января 2006 г.
Законом Пензенской области от 21 апреля 2010 г. N 1889-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1389-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона