Постановление Правительства Пензенской области
от 2 февраля 2006 г. N 47-пП
"Об исполнении законодательства по профилактике детской безнадзорности и беспризорности, а также ответственности родителей за воспитание и содержание детей"
Постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2008 г. N 969-пП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
Заслушав и обсудив информацию заместителя Председателя Правительства Пензенской области Столяровой Е.А. "Об исполнении законодательства по профилактике детской безнадзорности и беспризорности, а также ответственности родителей за воспитание и содержание детей", Правительство Пензенской области отмечает, что органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляются меры, направленные на повышение эффективности социальной политики, ориентированной на улучшение положения детей, усиление ее адресности и оказания конкретной помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении.
В Пензенской области осуществлена работа по созданию инфраструктуры государственной системы профилактики. В 2005 году проведена реорганизация специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Отлажен механизм проведения мероприятий по выявлению безнадзорных и беспризорных детей и подростков, решена проблема их перевозки.
Повсеместно внедрена областная межведомственная система компьютерного учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (Программа ДЕСОП-дети в социально опасном положении).
Активизирована работа по социальной реабилитации проблемных семей. Обобщен и поддержан опыт работы Малосердобинского района с семьями, имеющими несовершеннолетних детей и злоупотребляющими алкоголем.
В Пензенской области становится традиционным проведение областных, районных (городских) родительских собраний, встреч по насущным проблемам, связанным с воспитанием подростков. Возрождается практика проведения судов родительской чести с привлечением широкого круга общественности.
Развиваются новые формы государственного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Активизирована деятельность по развитию института приемной семьи. В Пензенской области образовано 88 приемных семей, где воспитывается 131 приемный ребенок. Создано 6 детских домов семейного типа, которые взяли в семью 30 приемных детей.
Созданы условия для реализации права несовершеннолетних на основное общее образование.
Решаются вопросы организации и обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей, укрепления их здоровья и безопасности, творческого развития.
В Пензенской области сохранены все имеющиеся сооружения, спортивные школы, клубы спортивной направленности по месту жительства; строятся и открываются новые: 32 физкультурно-оздоровительных комплекса, 24 ВМХ-трассы. Обустроены и укомплектованы 754 стритбольные площадки.
Из областного бюджета на мероприятия по летнему отдыху детей в 2005 году было выделено 6,5 млн. рублей (2004 год - 5 млн.руб.).
Внедряются образовательные программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Организуются культурно-массовые акции по пропаганде здорового образа жизни. Проводятся профилактические целевые операции, рейды, проверки, контроль за исполнением законодательства по защите прав и интересов несовершеннолетних.
Выполнение комплексных мероприятий по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности, целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Пензенской области позволили стабилизировать обстановку в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
В результате принятых мер изменились характеристики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Число безнадзорных детей, выявленных в 2005 году, по сравнению с 2004 годом снизилось на 4,5% (1085-1038). Одновременно наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных детей.
В Пензенской области по итогам 2005 года отмечается общее снижение преступности несовершеннолетних на 4,1% (1050-1007), уменьшение ее удельного веса с 11,6% до 9,9%. Сократилось число краж на 9,1% (639-581). Количество преступлений, совершенных подростками в группах, сократилось на 10,7% (523-467), из них только в группах с несовершеннолетними - на 15,3% (248-210).
Вместе с тем оперативная обстановка в подростковой среде остается сложной.
В 2005 году произошло увеличение числа несовершеннолетних участников преступлений на 1,6% (910-925).
Рост числа подростковой преступности отмечается в 18 районах. При среднеобластном удельном весе преступности несовершеннолетних - 9,9%, в Башмаковском, Бековском, Городищенском, Иссинском, Камешкирском, Кондольском, Нижнеломовском, Никольском, Пензенском, Сердобском, Сосновоборском районах он составил от 11% до 22%.
Требует серьезного улучшения работа по устранению последствий негативного семейного воспитания.
За жесткое обращение с детьми в отношении родителей в 2005 году возбуждено 56 уголовных дел по ст. 156 УК РФ, что на 36,6% больше, чем в 2004 году (41).
К административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей привлечено 4223 родителя, что на 9,5% больше, чем в 2004 году (3857).
Ежегодно растет число родителей, лишенных родительских прав (2000 год - 275 чел., 2004 год - 351 чел., 2005 год - 476 чел.).
Учитывая актуальность проблем профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в целях обеспечения дальнейшей работы по их решению Правительство Пензенской области постановляет:
1. Принять к сведению информацию заместителя Председателя Правительства Пензенской области Столяровой Е.А. "Об исполнении законодательства по профилактике детской безнадзорности и беспризорности, а также ответственности родителей за воспитание и содержание детей".
2. Считать приоритетным направлением деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области создание в регионе единого социально-реабилитационного пространства в сфере профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышение роли семьи за воспитание и содержание детей, формирование позитивного отношения общества к данной проблеме в соответствии с требованиями федеральных законов "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
3. Закрепить в целевых программах и социальных проектах, реализуемых на территории Пензенской области, принцип охранно-защитной превенции детства, организации воспитательно-профилактической работы по месту учебы и жительства несовершеннолетних.
4. Министерству образования и науки Пензенской области (Скачков Ю.П.) во взаимодействии с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Пензенской области в рамках предоставленных полномочий:
- осуществлять проведение мероприятий по выявлению и учету несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия без уважительных причин, по их адаптации в образовательных учреждениях, предупреждению и пресечению отсева;
- принять дополнительные меры по обеспечению прав детей на получение основного общего образования, в том числе организовать в течение учебного года подвоз детей из малонаселенных сельских поселений в школы, расположенные в других населенных пунктах;
- обеспечить преимущественно семейные формы жизнеустройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
- принять меры по совершенствованию деятельности психологов, социальных педагогов, психолого-медико-педагогических комиссий, педагогических и попечительских советов образовательных учреждений;
- способствовать созданию в образовательных учреждениях общественных родительских формирований и объединений, в том числе клубов молодой семьи, школ молодых родителей, общественных советов отцов и др.;
- организовывать в период летних каникул проведение смен в палаточных лагерях патриотической, оборонно-спортивной направленности для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечивать деятельность в образовательных учреждениях общедоступных технических и иных кружков, клубов, секций, привлекать к участию в их работе родителей.
5. Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области (Стрючков В.В.) во взаимодействии с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Пензенской области в рамках предоставленных полномочий:
- осуществлять медико-социальный патронаж семей, оказавшихся в социально опасном положении, выявлять в них лиц с факторами индивидуального и семейного медико-социального риска, оказывать им помощь в реабилитации и правовой защите;
- ежемесячно обновлять базу данных автоматизированной системы учета детей и семей, находящихся в социально опасном положении (программа ДЕСОП), при участии ведомств и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществлять своевременное представление обновленной базы данных о семьях с детьми, находящихся в социально опасном положении, в органы опеки и попечительства, образования, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- продолжить организацию индивидуально-профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию детей, отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
- осуществлять контроль деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также принимать меры по развитию указанных учреждений.
6. Рекомендовать Управлению внутренних дел Пензенской области (Гуляков А.Д.):
- проводить мероприятия по оперативному выявлению беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, направлению их в установленном порядке в учреждения системы профилактики для дальнейшего их жизнеустройства;
- осуществлять комплекс дополнительных мер по выявлению и привлечению к ответственности взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность, совершение правонарушений, а также по пресечению фактов продажи несовершеннолетним спиртных напитков, пива, табачных изделий;
- оперативно реагировать на факты жестокого обращения с детьми, физического, психологического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях;
- принять меры по укомплектованию профессиональными кадрами и материально-техническому оснащению подразделения по делам несовершеннолетних.
7. Комитету Пензенской области по физической культуре и спорту (Кабельский Г.Е.) во взаимодействии с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Пензенской области в рамках предоставленных полномочий:
- создавать условия для физкультурно-спортивного движения среди детей и подростков, их самореализации; способствовать привлечению к занятиям в спортивных секциях и кружках несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- проработать совместно с руководством Пензенского государственного педагогического университета вопрос возможности прохождения студентами факультета физического воспитания педагогической практики в подростковых клубах, по месту жительства несовершеннолетних в качестве организаторов уличного и дворового спорта;
- проанализировать соответствие содержания работы подростковых клубов запросам и интересам несовершеннолетних, принять меры к актуализации содержания их деятельности;
- провести в 2006 году областной конкурс программ по развитию физкультурно-массовой работы с несовершеннолетними по месту жительства.
8. Рекомендовать Управлению Федеральной государственной службы занятости населения по Пензенской области (Купцов И.П.) содействовать:
- в профессиональном обучении несовершеннолетним, состоящим на учете в службах занятости, востребованным на рынке труда профессиям;
- во временной занятости подростков в свободное от учебы время и в дни каникул с целью приобщения к труду, получения профессиональных навыков;
- в трудовом устройстве несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
- в приоритетном порядке в трудоустройстве несовершеннолетним, особо нуждающимся в социальной защите государства, на постоянные рабочие места.
9. Министерству культуры Пензенской области (Огарев В.В.):
- привлекать несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных клубах, кружках, секциях, способствовать их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;
- развивать сеть бесплатных клубных формирований для детей, в том числе компьютерных и интеллектуальных клубов, в учреждениях культуры;
- оказывать содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД в организации культурно-воспитательной работы с детьми.
10. Отделу по связям с общественностью Правительства Пензенской области совместно с Министерством образования и науки Пензенской области (Скачков Ю.П.), Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области (Стрючков В.В.) провести целевые мероприятия по привлечению общественных организаций к активному участию в принятии мер, направленных на решение проблем безнадзорности, социального сиротства и профилактики правонарушений несовершеннолетних, повышение роли семьи в воспитании детей, пропаганды здорового образа жизни.
11. Председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Пензенской области Столяровой Е.А.:
- разработать региональный нормативно-правовой акт по взаимодействию субъектов системы профилактики во исполнение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- подготовить предложения в адрес Законодательного Собрания Пензенской области по внесению в порядке законодательной инициативы изменений и дополнений:
в Закон Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в части упрощения порядка применения принудительного лечения к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении;
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения родителей или иных законных представителей к административной ответственности за курение их несовершеннолетних детей в общественных местах;
в Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" в части введения запрета на размещение рекламы алкогольной продукции, пива и табачных изделий на щитах и других уличных рекламных приспособлениях.
12. Департаменту средств массовой информации и полиграфии Пензенской области (Кислов А.И.) проводить информационную работу, направленную на повышение внимания общества к проблемам несовершеннолетних, усиление ответственности родителей за воспитание детей.
13. Руководителям органов государственной власти, структурных подразделений аппарата Правительства области подготовить информацию о ходе выполнения данного постановления к 15 октября 2006 года, 15 февраля 2007 года.
14. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области Столярову Е.А.
И.о. Губернатора Пензенской области |
С.Н. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 2 февраля 2006 г. N 47-пП "Об исполнении законодательства по профилактике детской безнадзорности и беспризорности, а также ответственности родителей за воспитание и содержание детей"
Текст Постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 4 от 15 февраля 2006 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2008 г. N 969-пП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.