В Правительство Пензенской области
Пунктом 1 постановления Правительства Пензенской области от 24.06.2002 N 251-пП утверждены нормы расхода природного газа, отпускаемого населению на бытовые нужды без приборов учета. Территориальным органам государственного управления исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области рекомендовано при отказе граждан от установки газовых счетчиков для приведения в соответствие норм расхода объемов природного газа с его фактическим расходом утвердить нормы расхода природного газа согласно пункту 1 данного постановления и ввести их в действие с 15 июля 2002 г. (абзац 3 пункта 2 постановления).
Названное постановление Правительства Пензенской области противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. На основании части 1 статьи 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Исходя из указанных конституционных требований, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения (в том числе и связанные с оплатой коммунальных услуг), не должны противоречить основам ценообразования в данной сфере, установленным в правовых актах Российской Федерации.
В соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление.
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги (в том числе услуги по газоснабжению) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
На основании статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О газоснабжении в Российской Федерации" принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 12.07.2005) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, включен в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (ред. от 22.05.2002) "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Пунктом 9 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 23.11.2004 N 194-э/12 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.12.2004 N 6212), предусмотрено, что розничные цены рассчитываются и устанавливаются в рублях с учетом в цене налога на добавленную стоимость за 1000 м3 газа приведенных к стандартным условиям.
Исходя из указанных требований, органы исполнительной власти субъектов РФ наделены полномочиями по установлению розничной цены на природный газ, реализуемый населению, за единицу объема потребляемого газа.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", также предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при определении размера оплаты коммунальных услуг в случае отсутствия приборов учета, объем потребления коммунальных услуг должен быть равным нормативам потребления, установленным органами местного самоуправления. Указанные требования распространяются, в том числе и на оплату услуг по газоснабжению, поскольку иной порядок федеральным законодательством не предусмотрен.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг (включая услуги по газоснабжению). Решение указанных вопросов находится в ведении органов местного самоуправления. Отсутствуют у субъектов РФ и полномочия по утверждению норм расходов природного газа.
Исходя из изложенного, оспариваемое постановление Правительства Пензенской области нарушает установленные федеральным законодательством основы ценообразования в жилищно-коммунальной сфере, поскольку изменяет предусмотренный вышеуказанными нормативными правовыми актами порядок определения размеров оплаты коммунальных услуг по газоснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета.
Это приводит к массовому нарушению прав граждан, поскольку газоснабжающими организациями при расчете платы за газоснабжение используются нормы расхода газа, утвержденные оспариваемым постановлением Правительства области.
Кроме того, содержащиеся в пункте 2 постановления Правительства Пензенской области от 24.06.2002 N 251-пП рекомендации органам местного самоуправления утвердить нормы расхода природного газа согласно пункту 1 данного постановления и ввести их в действие, приводит# к нарушению прав граждан органами местного самоуправления.
В частности, позицией 4 Норм расхода природного газа..., утвержденных оспариваемым постановлением Правительства области, нормы расхода природного газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых отопительных приборов в зимний период, установлены в размере 15, 4 куб. м. в месяц на 1 кв. м. отапливаемой площади.
В тоже время, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2004 N 82-пП норматив потребления сетевого газа для отопления жилых домов местными газовыми приборами (октябрь-апрель) составляет 10 куб. м. в месяц на 1 кв. м. отапливаемой площади.
В результате этого, органами местного самоуправления муниципальных образований области принимаются правовые акты, утверждающие нормы расхода природного газа в размерах, предусмотренных постановлением Правительства области от 24.06.2002 N 251-пП, и нормативы потребления коммунальных услуг (включая газоснабжение) в размерах, установленных постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2004 N 82-пП (например, постановление Главы администрации г. Пензы от 05.07.2002 N 1163 "Об утверждении норм расхода природного газа, отпускаемого населению на бытовые нужды" и постановление Главы администрации г. Пензы от 26.07.2004 N 1458 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по г. Пензе").
Практика применения оспариваемого постановления Правительства Пензенской области и принятых в его исполнение нормативных правовых актов органов местного самоуправления свидетельствует о том, что газоснабжающей организацией при расчете объемов потребленного абонентами газа применяется# нормы расхода газа, установленные постановлением Правительства области от 24.06.2002 N 251-пП. Однако меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством для отдельных категорий граждан в виде уменьшения платежа за коммунальные услуги на 50 процентов, предоставляются в пределах нормативов потребления, которые с учетом требований вышеназванных постановлений Правительства области, установлены органами местного самоуправления в более низких размерах.
Это подтверждается материалами проверок, проведенных прокуратурой области по обращениям граждан.
Так, 20.10.2005 к прокурору Пензенской области на личном приеме обратился инвалид Великой Отечественной войны, житель г. Каменки Афанасьев С.Я. с жалобой на действия Каменского отделения ООО "Пензарегионгаз". В ходе проверки было установлено, что отопление дома, принадлежащего Афанасьеву С.Я., осуществляется с использованием сетевого газа. Поскольку в указанном доме отсутствует прибор учета потребляемого газа, Каменским отделением ООО "Пензарегионгаз" при расчете оплаты природного газа, используемого Афанасьевым С.Я. для отопления, применяются нормы расхода, утвержденные постановлением Правительства Пензенской области от 24.06.2002 N 251-пП (15,4 куб. м. в месяц на 1 кв. м. отапливаемой площади). При этом льготы по оплате газа исчисляются исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по Пензенской области, утвержденных Постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2004 N 82-пП (10 куб. м. в месяц на 1 кв. м. отапливаемой площади).
Таким образом, оспариваемым постановлением Правительства области также нарушаются права граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 08.05.2005) "О ветеранах", Закон Пензенской области от 20.12.2004 N 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" и другие).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Отменить пункт 1, абзац 3 пункта 2 постановления Правительства Пензенской области от 24.06.2002 N 251-пП "Об утверждении норм расхода природного газа, отпускаемого населению на бытовые нужды без приборов учета" как противоречащие федеральному законодательству.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
стации 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 22 ноября 2005 г. N 7-5-167-05 на пункт 1, абзац 3 пункта 2 постановления Правительства Пензенской области от 24.06.2002 N 251-пП "Об утверждении норм расхода природного газа, отпускаемого населению на бытовые нужды без приборов учета"
Текст Протеста официально опубликован не был