В Законодательное Собрание
Пензенской области
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка соответствия федеральному законодательству Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 461-ЗПО (в редакции от 23.09.2003) "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области".
В ходе проверки установлено, что отдельные положения названного закона Пензенской области не соответствуют действующему федеральному законодательству, в связи с чем подлежат изменению.
Так, в соответствии с абзацем 8 статьи 8 Земельного кодекса РФ (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ) перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в ред. от 21.07.2005) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переводом земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений является установление или изменение черты поселений.
Согласно статье 84 ЗК РФ утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований.
Однако статьей 3 Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" (далее - Закон Пензенской области N 461-ЗПО) предусмотрено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами местного самоуправления. Таким образом, названной статьей Закона Пензенской области к компетенции органов местного самоуправления фактически отнесено и решение вопроса о переводе земель поселений, находящихся в муниципальной и частной собственности, в земли иных категорий, что противоречит вышеуказанным требованиям федерального законодательства.
Пунктом 1 части 1 ст. 26 Закона Пензенской области N 461-ЗПО предусмотрено, что максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования Пензенской области и находятся одновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников (родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки), а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его супруг и близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки) имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, устанавливается в размере 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования Пензенской области на момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков
Пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона Пензенской области N 461-ЗПО установление указанного максимального размера общей площади земельного участка отнесено к компетенции Законодательного Собрания Пензенской области.
Данные положения Закона Пензенской области были приняты на основании статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Однако Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ в статью 4 названного Федерального закона были внесены изменения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 18.07.2005) законом субъекта Российской Федерации устанавливается максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица.
На основании изложенного, пункт 4 части 1 статьи 4, пункт 1 части 1 статьи 26 Закона Пензенской области N 461-ЗПО подлежат приведению в соответствие с внесенными в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" изменениями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 18.07.2005) в случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности (в случае установленной законом обязанности лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности).
В нарушение указанных требований, абзацем 3 части 3 ст. 28 Закона Пензенской области N 461-ЗПО, во взаимосвязи со статьей 29 данного Закона предусмотрена обязанность Правительства Пензенской области и органа местного самоуправления района приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок по начальной цене предмета торгов, при условии, что она не превышает рыночную стоимость, сложившуюся в данной местности. Данное положение нарушает права граждан, обязанных произвести отчуждение земельного участка (доли) в силу требований названного Федерального закона.
Частью 3 статьи 30, частью 2 статьи 31, частью 4 статьи 32, абзацем 2 части 5 статьи 34, абзацем 2 части 1 статьи 35 Закона Пензенской области N 461-ЗПО установлены сроки совершения юридически значимых действий участниками отношений, регулируемых данным законом. В соответствии с указанными нормами, исчисление соответствующих сроков установлено в месяцах.
Например, абзацем 2 части 5 статьи 34 предусмотрено, что если по истечении месяца со дня получения извещения продавца о продаже земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) орган местного самоуправления района области не направит сообщение продавцу о покупке, то считается, что муниципальное образование района Пензенской области отказалось от реализации преимущественного права покупки.
Указанные нормы Закона Пензенского области противоречат требованиям действующего федерального законодательства по следующим основаниям.
Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Названным Федеральным законом исчисление сроков установлено в календарных днях. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 18.07.2005) в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
На основании пункта 5 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
В соответствии со# с частью 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, часть 3 статьи 30, часть 2 статьи 31, часть 4 статьи 32, абзац 2 части 5 статьи 34, абзац 2 части 1 статьи 35 Закона Пензенской области подлежат приведению в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Статьей 32 Закона Пензенской области N 461-ЗПО регулируются особенности продажи доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что если число участников долевой собственности более пяти, то участник долевой собственности обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в соответствующих средствах массовой информации, определенных статьей 8 настоящего Закона, о намерении продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу.
Данная норма не соответствует пункту 2 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 18.07.2005), в соответствии с которым в случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
Также подлежит приведению в соответствие со статьей 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 18.07.2005) редакция части 1 статьи 32 Закона Пензенской области N 461-ЗПО.
Установленный статьей 36 Закона Пензенской области N 461-ЗПО порядок выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения противоречит статье 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 18.07.2005), в связи с чем на основании пункта 5 статьи 1 названного Федерального закона и части 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.
Частью 3 статьи 28 Закона Пензенской области N 461-ЗПО предусмотрено, что в случае, если при нарушении требований статьи 3 указанного Федерального закона и подпункта 1 пункта 1 статьи 26 настоящего Закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящей статьей, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязано в письменной форме известить об этом Правительство Пензенской области.
Используемое в данной статье понятие "учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не согласуется с нормами действующего федерального законодательства.
Так, абзацем 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 18.07.2005) обязанность направлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотренную частью 3 статьи 28 Закона Пензенской области N 461-ЗПО информацию возложена на орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти находится в ведении Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2004) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденной Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1315, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная регистрационная служба.
Таким образом, в настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним не осуществляется учреждениями юстиции, в связи с чем часть 3 статьи 28 Закона Пензенской области N 461-ЗПО подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области и внести изменения в статьи 3, 26, 28, 30, 31, 32, 34, 35, 36 Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 461-ЗПО (в редакции от 23.09.2003) "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области", приведя их в соответствие с действующим федеральным законодательством.
2. О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 11 октября 2005 г. N 7-5-144-05 на отдельные положения Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 461-ЗПО (в редакции от 23.09.2003) "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области"
Текст Протеста официально опубликован не был