В Законодательное Собрание
Пензенской области
Законом Пензенской области от 18.11.2002 N 399-ЗПО (ред. от 28.06.2005) "О введении в действие на территории Пензенской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (в редакции Закона Пензенской области от 02.11.2004 N 663-ЗПО) был определен порядок введения на территории Пензенской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также виды предпринимательской деятельности, в отношении которых в 2005 году вводится единый налог, и значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 на 2005 год.
Законом Пензенской области от 21.04.2005 N 797-ЗПО "О внесении изменений в Закон Пензенской области "О введение в действие на территории Пензенской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее - Закон Пензенской области N 797-ЗПО) были изменены значения корректирующих коэффициентов базовой доходности К2 для отдельных видов деятельности.
Статьей 2 Закона Пензенской области N 797-ЗПО предусмотрено, что настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Установленный данной статьей порядок вступления в силу и применения Закона Пензенской области N 797-ЗПО противоречит требованиям федерального законодательства, в связи с чем подлежит изменению.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 НК РФ специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 18 НК РФ к специальным налоговым режимам отнесена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В соответствии со ст. 346.26. НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации определяются:
1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи;
3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 346.29. НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.
Исходя из содержания указанных норм в их взаимосвязи с пунктом 7 стать 3 НК РФ, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), органы государственной власти субъектов РФ не вправе в течение календарного года изменять значение коэффициента К2, влекущее увеличение суммы единого налога на вмененный доход для налогоплательщиков.
Однако Законом Пензенской области N 797-ЗПО значения коэффициентов К2 для отдельных видов деятельности были увеличены по сравнению с ранее действовавшими.
Так, позицией 1.1.4 Приложения 11 Закона Пензенской области "О введении в действие на территории Пензенской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (в редакции Закона Пензенской области N 797-ЗПО) коэффициент К2 для населенных пунктов, включенных в состав 1 зоны, установлен равным 0,19.
В тоже время ранее установленный коэффициент К2 по позиции 1.1.4. для населенных пунктов - г. Городище, р.п. Чаадаевка, с. Средняя Елюзань составлял 0,17, для г. Сурска - 0,14.
Увеличение значения коэффициента К2 также произведено по позиции 1.1.5 и 1.4.3, 1.4.4, 1.4.5 (в отношении г. Сурска).
В соответствии со ст. 346.31 НК РФ ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
На основании пунктов 2, 4 статьи 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К.
Таким образом, увеличение Законом Пензенской области N 797-ЗПО значения коэффициентов (включая К2), влечет за собой увеличение размера вмененного дохода, и соответственно, размера единого налога на вмененный доход, взимаемого с налогоплательщиков, что не соответствует требованиям вышеуказанных норм НК РФ.
Кроме того, придание обратной силы указанным позициям Приложения 11 Закона Пензенской области "О введении в действие на территории Пензенской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (в редакции Закона Пензенской области N 797-ЗПО) противоречит требованиям статьи 57 Конституции РФ, а также пункту 2 статьи 5 НК РФ, в соответствии с которыми акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Статья 2 Закона Пензенской области N 797-ЗПО в части, придающей обратную силу положениям Закона, снижающим значение коэффициента К2 для налогоплательщиков, также противоречит требованиям федерального законодательства.
Как указывалось выше, порядок применения специальных налоговых режимов устанавливается Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 18 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 НК РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из содержания указанных норм, вопросы, связанные с установлением и применением специальных налоговых режимов, могут регулироваться законодательством субъектов РФ только в пределах тех полномочий, которые прямо предусмотрены федеральным законодательством.
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 346.29. НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.
Исходя из этого, применение вновь установленных субъектом РФ коэффициентов К2, влекущее изменение суммы единого налога на вмененный доход в сторону уменьшения, возможно только с начала следующего налогового периода. Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал (статья 346.30 НК РФ).
Придание органами государственной власти субъектов РФ обратной силы положениям закона об изменении коэффициентов К2, влекущим изменение суммы единого налога на вмененный доход в сторону уменьшения, противоречит также требованиям бюджетного законодательства.
Так, статья 31 БК РФ устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который, в числе прочего, предполагает недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов.
В соответствии со ст. 346.33. НК РФ суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 146 БК РФ распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов:
в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента;
в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 процента;
в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5 процентов.
На основании статей 1, 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ (ред. от 29.11.2004) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" до 01.01.2006 года доходы от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в размере 90 процентов) зачисляются в местные бюджеты по нормативам, утвержденным законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на 2005 год.
Законом Пензенской области от 23.12.2004 N 727-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2005 год" предусмотрено зачисление доходов от единого налога на вмененный доход в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативам 90 процентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 797-ЗПО"
Таким образом, уплаченный налогоплательщиками в первом и втором кварталах 2005 года единый налог на вмененный доход подлежал перечислению в бюджеты муниципальных образований, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации.
Принятие Закона Пензенской области N 797-ЗПО и придание ему обратной силы в части уменьшения коэффициента К2 является основанием для предъявления налогоплательщиками требований о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашении недоимки либо возврате налогоплательщику указанной суммы из соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
При этом законодательством Пензенской области не предусмотрена компенсация бюджетам муниципальных образований и бюджетам государственных внебюджетных фондов соответствующих затрат, что противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области и внести изменения в статью 2 Закона Пензенской области от 21.04.2005 N 797-ЗПО "О внесении изменений в Закон Пензенской области "О введение в действие на территории Пензенской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", приведя ее в соответствие с законодательством.
2. О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 17 октября 2005 г. N 7-5-147-05 на статью 2 Закона Пензенской области от 21.04.2005 N 797-ЗПО "О внесении изменений в Закон Пензенской области "О введение в действие на территории Пензенской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"
Текст Протеста официально опубликован не был