В Правительство
Пензенской области
Распоряжением Правительства Пензенской области от 28.04.2006 г. N 99-рП "О создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов в муниципальных образованиях Пензенской области" в целях успешной реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области" в части направления "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе" Управлению сельского хозяйства области предписано во взаимодействии с руководителями органов местного самоуправления муниципальных районов Пензенской области в срок до 25 мая 2006 года создать в каждом районе не менее двух сельскохозяйственных перерабатывающих сбытовых и одного кредитного потребительского кооперативов и обеспечить их работу с 1 августа 2006 года (абз. 2 пункта 1 Распоряжения).
Данная норма противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с последующими изменениями) сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. В силу ст. 2 того Закона одним из принципов создания и функционирования кооператива является добровольность членства в нем.
Таким образом, вопрос о создании сельскохозяйственного кооператива не зависит от действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. В связи с этим содержание абзаца 2 п. 1 Распоряжения Правительства Пензенской области от 28.04.2006 г. N 99-рП противоречит основополагающему принципу организации сельскохозяйственных кооперативов - добровольности.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как иным государственным органам и органам местного самоуправления, не предоставлено право создавать сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Так, согласно статье 4 вышеназванного Закона сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.
Формы поддержки раскрыты, в частности в ст. 7 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", в силу которой государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение.
Этой же статьей Закона предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, право создания потребительского кооператива в силу Закона предоставлено только гражданам и юридическим лицам, не наделенных полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с Положением об Управлении сельского хозяйства Пензенской области, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 10 февраля 2003 г. N 48-пП, Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти Пензенской области, приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными актами.
Основной целью его деятельности является повышение эффективности агропромышленного производства Пензенской области и создание условий для устойчивого обеспечения населения области продовольствием, а перерабатывающей промышленности - сельскохозяйственным сырьем. К задачам Управления относятся разработка и реализация программ по развитию сельского хозяйства, сферы переработки, производственной и социальной инфраструктуры АПК области; организация работы по поддержке всех видов кооперации, в том числе кооперации семейных хозяйств в области кредитования, сбыта, снабжения и переработки и др. В соответствии с разделом 4 Положения Управление в целях реализации возложенных на него задач имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, сельскохозяйственных предприятий и организаций всех форм собственности материалы по вопросам, относящимся к своей компетенции; заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права в пределах своей компетентности и в соответствии с действующим законодательством; организовывать проведение экспертиз целевых программ и проектов Пензенской области; готовить в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством проекты нормативных актов; вносить предложения о создании и ликвидации государственных предприятий, организаций и учреждений агропромышленного комплекса области в установленном порядке; привлекать в установленном порядке для решения вопросов, относящихся к его ведению, научные учреждения, ученых и специалистов.
Таким образом, в соответствии с указанным Положением Управлению сельского хозяйства Пензенской области также не предоставлено право создавать сельскохозяйственные кооперативы.
Наряду с этим, из содержания абз. 2 п. 1 Распоряжения Правительства Пензенской области видно, что данная норма фактически обязывает органы местного самоуправления участвовать в создании сельскохозяйственных производственных кооперативов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся: правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу той же статьи Федерального закона N 131-ФЗ осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В то же время, ни одним из вышеперечисленных нормативно-правовых актов право органов государственной власти субъектов РФ регулировать полномочия органов местного самоуправления по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов не предусмотрено.
Кроме того, исходя из требований Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", а также положений Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, возможность создания сельскохозяйственных кооперативов органами местного самоуправления исключена. В связи с этим абз. 2 п. 1 Распоряжения Правительства Пензенской области N 99-пП от 28.04.2006 г. противоречит требованиям законодательства также ввиду того, что фактически предписывает органам местного самоуправления совершить действия, которые в силу Закона не входят в их полномочия.
По этим же основаниям абзац 3 пункта 1 названного Распоряжения в части, предусматривающей организацию сельскохозяйственных потребительских кооперативов органами местного самоуправления, не соответствует требованиям Федеральных законов "О сельскохозяйственной кооперации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь стального# закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 28.04.2006 г. N 99-рП "О создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов в муниципальных образованиях Пензенской области" привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-ти дневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 26 мая 2006 г. N 7-5-128-06 на Распоряжение Правительства Пензенской области от 28.04.2006 г. N 99-рП "О создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов в муниципальных образованиях Пензенской области"
Текст Протеста официально опубликован не был