Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1160-ЗПО
"Об областной целевой программе "Экология и природные ресурсы Пензенской области" на 2007-2010 годы"
9 июля, 4 сентября, 19 ноября 2007 г., 30 января, 1 июля, 31 октября, 1, 28 ноября 2008 г.
Принят Законодательным Собранием Пензенской области 8 ноября 2006 года
Законом Пензенской области от 18 декабря 2008 г. N 1659-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
Законом Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 1 ноября 2008 г. N 1620-ЗПО) действие настоящего Закона было приостановлено в 2008 г.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
14 ноября 2006 года
N 1160-ЗПО
Утверждена
Законом
Пензенской области
от 14 ноября 2006 г. N 1160-ЗПО
Областная целевая программа
"Экология и природные ресурсы Пензенской области" на 2007-2010 годы
9 июля, 4 сентября, 19 ноября 2007 г., 30 января, 1 июля, 28 ноября 2008 г.
Законом Пензенской области от 28 ноября 2008 г. N 1655-ЗПО в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Паспорт областной целевой программы
"Экология и природные ресурсы Пензенской области" на 2007-2010 годы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Экология и природные ресурсы Пензенской области" на 2007-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Правительства Пензенской области от 20.09.2006 N 238-рП "Об областной целевой программе "Экология и природные ресурсы Пензенской области" на 2007-2010 годы" |
Заказчик Программы |
- |
Правительство Пензенской области |
Разработчик Программы |
- |
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области |
Цели и задачи Программы |
- |
Основные цели: развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики Пензенской области, очистка и восстановление природных экосистем в водоохранных зонах водоемов, обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Основные задачи: обеспечение потребностей экономики Пензенской области в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного использования; осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды; обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем; предотвращение деградации и сохранение природных комплексов; осуществление водоохранных мероприятий и контроля за состоянием водных объектов; развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями; формирование государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды |
Сроки реализации Программы |
- |
2007-2010 годы |
Исполнители мероприятий Программы |
- |
организации на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и муниципальных нужд" |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
на реализацию Программы требуется 174,3 млн. рублей; источник финансирования - средства бюджета Пензенской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
прирост ресурсного потенциала общераспространенных полезных ископаемых; предотвращение развития водной эрозии, оползней и разрушения берегов водных объектов; предотвращение затопления и подтопления территорий и объектов экономики во время паводков; повышение безопасности гидроузлов и гидротехнических сооружений; очистка и обустройство водоохранных полос; оздоровление экологической обстановки; развитие системы заповедников и национальных парков; учет и сохранение редких и исчезающих видов растений и животных |
Контроль за реализацией Программы |
- |
контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Пензенской области и Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Минерально-сырьевые ресурсы
Пензенская область не входит в число регионов России с высокоразвитой добывающей промышленностью. Она бедна месторождениями с ценными полезными ископаемыми. Тем не менее на территории Пензенской области разведаны месторождения ряда неметаллических (в основном общераспространенных) твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве и как технологическое сырье в промышленности.
На территории Пензенской области разведаны месторождения полезных ископаемых: нефти, торфа, известняков, доломитов, мергелей, мела, песчаника, опоки, трепела, песков - глауконитовых, строительных, формовочных, стекольных, для производства силикатного кирпича, глин керамических и тугоплавких, минеральной краски, пресных и минеральных подземных вод. Выявлены проявления цеолитов, фосфоритов.
Основным эксплуатируемым в Пензенской области сырьем являются общераспространенные полезные ископаемые (строительные пески и камни, кирпично-черепичное сырье).
Недостаток финансирования обостряет проблемы использования минерально-сырьевой базы Пензенской области, основными из них являются:
- дефицит отдельных видов минерального сырья (сырье для производства высоколиквидных строительных изделий), обусловленный, с одной стороны, отсутствием месторождений качественного сырья (глина, крупнозернистый песок, сырье для производства высокомарочного щебня), с другой - неосвоенностью подготовленной сырьевой базы или слабой ее геологической и поисковой изученностью на территории Пензенской области;
- низкие темпы подготовки запасов защищенных в экологическом отношении подземных вод для питьевого водоснабжения, низкий уровень комплексного использования минерального сырья сдерживают освоение разведанных месторождений;
- низкая конкурентоспособность ряда разведанных месторождений при их оценке по критериям рыночной экономики, что вносит существенные коррективы в оценку обеспеченности Пензенской области минеральными ресурсами.
Лесные ресурсы
В Пензенской области общая площадь лесов по состоянию на 1 января 2006 года составляет 1008,0 тыс. га, из них в ведении Агентства лесного хозяйства 860,3 тыс. га, сельскохозяйственных формирований - 113,9 тыс. га.
В настоящее время в лесном хозяйстве Пензенской области накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов при безусловном сохранении экологической значимости лесов.
В декабре 2005 года выпадение осадков в виде снега, переходящего в дождь, привело к налипанию большой массы мокрого снега на ветки деревьев, что вызвало массовый снеголом хвойных насаждений на площади около 11 тыс. га, с общим объемом поврежденной древесины 246 тыс. куб. метров. Поврежденные снеголомом хвойные молодняки являются потенциальным источником пожарной опасности и массового размножения стволовых вредителей леса.
Очаги распространения вредных для леса насекомых и грибных болезней зарегистрированы на площади 36 тыс. га.
Видовой список высших растений на территории Пензенской области включает около 1200 видов. По численности и распространению виды крайне неоднородны. Многие виды стали редкими в результате нерационального хозяйственного использования растительности. В список редких и исчезающих видов животных и растений Красной книги Пензенской области занесены 182 вида растений и 46 видов грибов.
Полигонами для изучения естественных экосистем являются особо охраняемые природные территории, поддерживающие ландшафтное и биологическое разнообразие, способствующие экологическому воспитанию населения.
Общая площадь особо охраняемых территорий Пензенской области составляет 17,7 тыс. га, в их числе 9,1 тыс. га - особо охраняемые территории областного значения.
На территории Пензенской области выделено 99 памятников природы регионального значения.
Водные ресурсы
Проблема качества воды занимает особое место в системе охраны природы и здоровья населения. Кроме того, вода широко используется в большинстве технологических процессов.
Для территории Пензенской области характерна густая разветвленная речная сеть, которая почти полностью формируется в ее пределах.
Реки Пензенской области относятся к бассейнам двух крупных рек европейской территории Российской Федерации - Волжскому (72 процента водосборной площади, или 31,2 тыс. кв. км) и Донскому (28 процентов водосборной площади, или 12,1 тыс. кв. км). Речная сеть Пензенской области представлена бассейнами рек Суры, Мокши, Выши, Хопра и Вороны.
С учетом гидрологических особенностей рек существующая антропогенная нагрузка на водные экосистемы Пензенской области становится для них критической, что требует реализации комплекса взаимоувязанных водоохранных и водохозяйственных мероприятий.
По результатам мониторинга 2005 г. качество воды водных объектов Пензенской области соответствует 3-4-му классу качества ("умеренно загрязненная" - "загрязненная"). Наиболее загрязненной является р. Сура, испытывающая наибольшую антропогенную нагрузку. Она принимает 96,6 процента всех стоков Пензенской области.
Решение проблемы охраны поверхностных водных объектов требует проведения мероприятий по защите их от загрязнения поверхностным стоком, поступающим с водосборной площади территории.
Вклад в загрязнение водосборной площади оказывают отходы производства и потребления. Всего в 2005 году в Пензенской области образовалось 1119,2 тыс. тонн отходов. В связи с недостатком оборудованных мест для складирования и захоронения отходов на территориях Пензенской области распространена практика вывоза их в места неорганизованного хранения, что способствует дополнительному загрязнению поверхностных и подземных вод.
Кроме того, как правило, наиболее привлекательными для отдыха населения являются берега водных объектов, поэтому такие места в большей степени подвержены загрязнению бытовыми и прочими отходами, а следовательно, нуждаются в очистке.
Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты. Установление границ водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения засорения, загрязнения, заиления и истощения водных объектов.
В 2005 году проводились работы по закреплению знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Пензенского водохранилища. На эти цели из федерального бюджета было выделено 150 тыс. рублей, на разработку проектов водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Суры - 800 тыс. рублей.
В 70-80-е годы на территории Пензенской области широко развернулось строительство водохранилищ, прудов и речных русловых водоподпорных сооружений, главным образом для реализации обширных планов мелиоративного и водохозяйственного строительства. Вследствие грубого нарушения правил эксплуатации гидротехнических сооружений, ремонтных и эксплуатационных работ возникли отрицательные явления, повлекшие возрастание ущербов от вредного воздействия вод.
Из общего количества водных объектов период эксплуатации гидротехнических сооружений на них составляет:
до 10 лет - около 15 процентов;
от 20 до 30 лет - 23 процента;
от 30 до 50 лет - 27 процентов;
от 50 до 80 лет - более 35 процентов.
На основании произведенного обследования гидротехнических сооружений выявлено, что:
удовлетворяют требованиям безопасности - 51 процент;
находятся в аварийном состоянии - 16 процентов.
Техническое состояние и связанная с ним аварийность гидротехнических сооружений определяются недофинансированием, отсутствием квалифицированного персонала для их эксплуатации.
Основной опасностью при разрушении тела плотины является внезапное затопление территории, находящейся по течению ниже створа плотины, где могут находиться населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные, энергетические объекты, объекты транспортного назначения, линии связи, газопроводы и другие жизненно важные объекты, быстротекущим водным потоком большого объема с быстрым повышением уровня воды.
Вследствие нарушения режимов эксплуатации водохранилищ во многих районах Пензенской области установлено повышение уровня грунтовых вод. В результате поднятия уровня грунтовых вод в р.п. Тамала, в с. Красная Дубрава Земетчинского района и в с. Бессоновка произошло заболачивание отдельных улиц.
Существующая сеть мониторинга на поверхностных водных объектах недостаточна и нуждается в восстановлении, расширении и усовершенствовании.
Пресные подземные воды в сравнении с поверхностными имеют более высокое качество и защищенность от поверхностного загрязнения, поэтому в условиях нарастающей техногенной нагрузки широко используются на территории Пензенской области как источник питьевого централизованного водоснабжения.
По состоянию на 1 января 2006 года в Пензенской области разведаны и утверждены запасы на 8 месторождениях пресных подземных вод, включающих 16 участков. Общее количество эксплуатационных запасов составляет 408,16 тыс. куб. м/сутки, в том числе подготовленных к промышленному освоению - 159,59 тыс. куб. м/сутки.
Следует отметить, что в течение последних лет существенных изменений экологической обстановки на территории Пензенской области не произошло. Несмотря на предпринимаемые со стороны природоохранных органов действия, объемы реализации природоохранных мероприятий также существенно не увеличиваются.
2. Цели, основные задачи и сроки реализации Программы
Цели Программы:
- развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики Пензенской области;
- очистка и восстановление природных экосистем в водоохранных зонах водоемов;
- обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Задачи Программы:
- обеспечение потребностей экономики Пензенской области в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного использования;
- осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды;
- обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем;
- предотвращение деградации и сохранение природных комплексов;
- осуществление водоохранных мероприятий и контроля за состоянием водных объектов;
- развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями;
- формирование государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2007 года по 2010 год.
Законом Пензенской области от 28 ноября 2008 г. N 1655-ЗПО в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
3. Система программных мероприятий
Мероприятия Программы направлены на достижение намеченных целей и решение поставленных задач
Законом Пензенской области от 28 ноября 2008 г. N 1655-ЗПО в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
4. Финансирование Программы
Объем финансирования из бюджета Пензенской области устанавливается законом о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год.
Источники финансирования |
Объем финансирования, всего (тыс.рублей) |
в том числе по годам |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Бюджет Пензенской области |
174300 |
18360 |
40455 |
56695 |
58790 |
5. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических результатов от реализации Программы
Программа оценивается по результатам ее реализации в экономической, экологической, социальной сфере.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- увеличить поисково-разведочный задел, что обеспечит прирост ресурсного потенциала общераспространенных полезных ископаемых в количестве 7 млн. тонн;
- поддержать природную способность водных объектов к самоочищению;
- предотвратить деградацию рек и озер;
- провести ряд мероприятий по защите населения и объектов экономики от вредного воздействия вод, особенно в паводкоопасных районах Пензенской области;
- обеспечить развитие системы государственного водного контроля и контроля безопасности гидротехнических сооружений;
- совершенствовать охрану биологического и ландшафтного разнообразия;
- улучшить состояние лесного фонда на площади 11 тыс. га;
- увеличить площадь особоохраняемых территорий;
- обеспечить развитие системы экологического просвещения населения и пропаганды экологических знаний.
Повышение обеспеченности Пензенской области ресурсами общераспространенных полезных ископаемых даст экономический эффект за счет дополнительного поступления в бюджет Пензенской области налогов и платежей за пользование минерально-сырьевыми ресурсами недр в сумме 15,4 млн. рублей.
Экономическая эффективность Программы оценивается сравнением затрат на ее реализацию с бюджетными доходами, получаемыми от использования природных ресурсов.
Прогноз поступления платежей в бюджет Пензенской области в форме налогов за пользование природными ресурсами и платы за негативное воздействие на окружающую среду
(за период реализации Программы)
(млн. рублей)
Платежи по минерально-сырьевым ресурсам | 105,7 |
Платежи по лесным ресурсам | 109,6 |
Плата за негативное воздействие на природную среду | 80,0 |
Итого | 295,3 |
Экологическая эффективность Программы выражается в снижении уровня загрязнения окружающей природной среды и предотвращении вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности. Существенное значение будет иметь предотвращенный ущерб от наводнений, водной эрозии земель и деградации сельскохозяйственных угодий в сумме 80,2 млн. рублей.
Предотвращенный ущерб от возможного загрязнения водосборов, водоохранных зон и водных объектов составит 46,6 млн. рублей.
Социальная эффективность Программы характеризуется улучшением условий проживания населения, обеспечением нормальных условий для жизни будущих поколений.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области природопользования и охраны окружающей природной среды с учетом интересов хозяйствующих субъектов муниципальных образований Пензенской области.
Мероприятия и проекты, реализуемые в рамках Программы, подлежат экологической экспертизе в соответствии с федеральными законами от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
Отбор исполнителей программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных ассигнований, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
7. Система контроля за исполнением Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области, которое:
- согласует с участниками Программы плановые задания на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
- обеспечивает контроль за ходом реализации Программы, в том числе за эффективным использованием целевых средств бюджета Пензенской области.
Информация о ходе реализации Программы ежегодно готовится Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области и направляется в Правительство Пензенской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областная целевая программа направлена на развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики Пензенской области, очистку и восстановление природных экосистем в водоохранных зонах водоемов с целью обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Предполагается, что организации - исполнители программы будут отбираться на конкурсной основе.
На реализацию программы выделяется 193,859 млн. руб. из бюджета Пензенской области.
Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1160-ЗПО "Об областной целевой программе "Экология и природные ресурсы Пензенской области" на 2007-2010 годы"
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 33 от 22 ноября 2006 г., в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 36(66) (часть 1) от 8 декабря 2006 г.
Законом Пензенской области от 18 декабря 2008 г. N 1659-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 28 ноября 2008 г. N 1655-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 1 ноября 2008 г. N 1620-ЗПО)
Действие настоящего Закона было приостановлено в 2008 г.
Закон Пензенской области от 1 июля 2008 г. N 1537-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 30 января 2008 г. N 1444-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 19 ноября 2007 г. N 1409-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 4 сентября 2007 г. N 1337-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 9 июля 2007 г. N 1304-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона