9 февраля 2009 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу Пензенской области "Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году" (далее - Программа).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".
Постановлением Правительства Пензенской области от 9 февраля 2009 г. N 94-пП настоящее постановление дополнено новым пунктом 2.1
2.1. Настоящее постановление действует в части не противоречащий Закону Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области Е.А. Столярову.
И.о. Губернатора Пензенской области |
А.И. Черницов |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 12 января 2009 г. N 1-пП
Программа Пензенской области
"Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году"
См. также постановление Правительства Пензенской области от 19 марта 2009 г. N 199-пП "Об утверждении Порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Пензенской области на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году"
1. Паспорт программы
Заказчик Программы Правительство Пензенской области
Наименование Программы Программа Пензенской области "Об организации
дополнительных мероприятий, направленных на
снижение напряженности на рынке труда
Пензенской области в 2009 году"
Основание для Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N
разработки Программы 1032-1 "О занятости населения в Российской
Федерации";
постановление Правительства Российской
Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О
предоставлении субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на реализацию дополнительных
мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда субъектов
Российской Федерации"
Цель Программы Разработка и организация реализации
дополнительных мероприятий, направленных на
снижение напряженности на рынке труда
Пензенской области в условиях экономической
нестабильности в 2009 году
Задачи Программы 1. Организация опережающего профессионального
обучения граждан, высвобождаемых из
организаций;
2. Создание временных рабочих мест в рамках
организации общественных работ и временного
трудоустройства безработных граждан, граждан,
ищущих работу, а также работников, находящихся
под риском увольнения;
3. Организация трудовой деятельности
безработных, ищущих работу граждан, а также
работников, находящихся под риском увольнения,
в качестве дополнительной социальной
поддержки.
Ответственные Министерство финансов Пензенской области;
исполнители Министерство образования Пензенской области;
Управление промтьышленности#, транспорта и
энергетики Пензенской области;
Управление по развитию предпринимательства
Пензенской области;
Управление жилищно-коммунального хозяйства
Пензенской области (далее - Управление ЖКХ
Пензенской области);
Управление государственной службы занятости
населения Пензенской области (далее -
Управление ГСЗН Пензенской области)
Сроки реализации 2009 год
Программы
Источники Финансовые затраты на реализацию мероприятий
финансирования Программы в 2009 году составят 283,3 млн.
программных мероприятий рублей. В том числе:
средства бюджета Пензенской области 13,5 млн.
рублей;
субсидия федерального бюджета 269,8 млн.
рублей.
Объемы финансирования подлежат уточнению и
могут корректироваться.
Ожидаемые конечные Реализация Программы в течение 2009 года
результаты реализации позволит:
Программы 1. Не допустить превышения уровня
регистрируемой безработицы до 1,5-2%;
2. Повысить сбалансированность спроса и
предложения рабочей силы на рынке труда;
3. Оказать содействие во временном
трудоустройстве 8083 чел.;
4. Направить на опережающее профессиональное
обучение 5800 чел.;
5. Оказать содействие в самозанятости 1169
безработным гражданам
Система организации, Управление реализацией Программы осуществляет
управления и контроль Управление ГСЗН Пензенской области.
за исполнением Контроль за ходом исполнения Программы
Программы осуществляют Правительство Пензенской области,
Министерство финансов Пензенской области
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Влияние последствий глобального финансового кризиса отрицательно сказалось на экономической ситуации и привело к тому, что кризисные явления затронули рынок труда.
По данным еженедельного мониторинга, проводимого Управлением государственной службы занятости населения Пензенской области, за период с 1 октября по 30 декабря 2008 года 258 предприятий и организаций (суммарная среднесписочная численность - 68,9 тыс. человек) проинформировали органы службы занятости населения об увольнении 3178 работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников. Анализ указанной информации показал, что состоявшиеся увольнения работников затронули такие виды экономической деятельности, как "обрабатывающие производства" 1,1 тыс. человек, "строительство" - 0,3 тыс. человек, "образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг" - 0,5 тыс. человек и др.
Снижение объемов производства, оказания услуг, приостановка деятельности предприятий привело к увеличению масштабов неполной занятости работников на предприятиях и в организациях. В течение 2008 года на неполную рабочую неделю были переведены около 6,0 тыс. работников.
Численность работников, находящихся в простое по вине администрации предприятий Пензенской области, работавших неполное рабочее время, составляет около 2,2 тыс. человек. Отпуска по инициативе администрации предприятий были предоставлены 3,8 тыс. работникам.
Тем не менее увеличение числа работающих неполное рабочее время, а также трудоустройство уволенных на свободные рабочие места, имеющиеся на предприятиях, позволило в конце 2008 года избежать резкого роста уровня регистрируемой безработицы. Однако в 2009 году возможно осложнение ситуации на рынке труда Пензенской области. Численность работников, находящихся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) по прогнозным оценкам может составить 25,0-30,0 тыс. человек от численности занятых экономической деятельностью населения Пензенской области.
С октября по декабрь 2008 года количество незакрытых вакансий в органах службы занятости сократилось на 4822 единицы, или на 60,1 процента, так как многие работодатели прекратили прием на работу или отозвали заявленные ранее в службу занятости вакансии.
С 1 октября по 1 января 2009 года численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан увеличилась на 1167 человек, или на 22,7 процентов.
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) составил 0,9 процента, что ниже среднероссийского уровня более чем в 2 раза, однако только за декабрь 2008 года данный показатель увеличился на 0,1 процентных пункта.
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, на одну вакансию) с 1 октября по 1 января 2009 года увеличился и составил 0,9.
Увеличилась дифференциация муниципальных районов Пензенской области по уровню безработицы и коэффициенту напряженности на рынке труда. Максимальное значение уровня безработицы превышает минимальное в 3,6 раза, а коэффициент напряженности находится в пределах от 0,5 (г. Заречный) до 7,3 (Лопатинский район). В 15 районах региона уровень регистрируемой безработицы значительно превышает средний уровень безработицы по Пензенской области.
В зону повышенного риска попадают муниципальные районы, в которых находятся следующие предприятия:
- "Заря-ЧЗМ" филиал ООО "Часовой завод Мактайм" - 186 чел.- октябрь 2008 г. - февраль 2009 г.;
- Военное строительное управление Министерства обороны - 100 чел.- январь 2009 г.;
- ОАО "Биосинтез" - 79 чел. - ноябрь 2008 г. - январь 2009 г.;
- ОАО "Пензтяжпромарматура" - 28 чел. - декабрь 2008 г.,
- ОАО "Пензкомпрессормаш" - 59 чел. октябрь 2008 г. - февраль 2009 г.;
- ОАО "Пензхиммаш" - 94 чел. - октябрь 2008 г. - февраль 2009 г.;
- ООО "РСУ Химмаш" - 46 чел. - октябрь 2008 г. - январь 2009 г.;
- филиал Саратовского юридического института - 24 чел. - декабрь 2008 г.;
- СМУП "Пензалифт" - 76 чел. - декабрь 2008 г.;
- Кузнецкий завод конденсаторов - 69 чел. - октябрь 2008 г. - январь 2009 г.;
- Нижнеломовский ЭМЗ - 150 чел. - февраль 2009 г.;
- ОАО "Яснополянские строительные материалы" - Кузнецкий район - 54 чел. - декабрь 2008 г. - январь 2009 г. и другие.
На большинстве из этих предприятий введен режим неполного рабочего времени и предоставлены работникам отпуска без сохранения заработной платы, неполная занятость сохранится и в 2009 году.
В режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации предприятий работало 827 человек .
Органами службы занятости населения области принимаются также дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда:
- проводятся предувольнительные консультации для высвобождаемых работников, а так же работников, находящихся под риском увольнения;
- созданы группы оперативного реагирования, в которые входят специалисты органов службы занятости и инспекции по труду для выезда на предприятия и организации;
- организованы телефоны "горячей линии" в Управлении государственной службы занятости населения Пензенской области, Государственной инспекции труда в Пензенской области, а также во всех центрах занятости населения для повышения уровня информированности получателей государственных услуг.
В связи с продолжительными остановками производства, организационно-штатными изменениями при проведении мероприятий по оздоровлению финансового положения и по другим причинам "скрытая" безработица (режим неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы) в 2009 году может составить 25,0-30,0 тыс. человек, Угроза перерастания "скрытой" безработицы в "открытую" в течение 2009 года возрастет. В целом суммарное высвобождение работников с предприятий и организаций Пензенской области может охватить более 10,0-12,0 тыс. человек. Уменьшение численности работающих ожидается практически во всех отраслях материального производства, а также в сфере обслуживания. Наиболее существенные изменения произойдут в отраслях промышленности, строительства, транспорта.
Рост предложения рабочей силы на открытом рынке труда, при ограничении приема на работу, снизит возможности трудоустройства и новой рабочей силы - выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.
Сокращение приема на работу на фоне спада производства, а также структура высвобождений и новой рабочей силы дают основание предполагать, что неравенство различных возрастных групп на рынке труда также будет увеличиваться. Для женщин, молодежи, работников старших возрастов, а также работников низкой квалификации или с начальным профессиональным образованием риск стать безработным будет наиболее высок.
В результате несоответствия спроса и предложения рабочей силы уровень общей безработицы может составить 6,0% от численности экономически активного населения.
Ожидается, что в органы службы занятости за содействием в поиске работы в целом за год может обратиться свыше 45,0 тыс. человек. Численность зарегистрированных в службе занятости безработных в среднегодовом исчислении может составить порядка 10,86 тыс. человек.
Сокращение числа вакансий, заявляемых работодателями в учреждения службы занятости населения, приведет к увеличению средней продолжительности периода безработицы, а также к увеличению численности граждан, являющихся безработными свыше 8 месяцев.
Поэтому для стабилизации ситуации и дальнейшего решения проблем на рынке труда, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, работодателей. Инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является данная Программа.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения ситуации на рынке труда могут стать:
- несистемное решение стоящих задач в области занятости, нескоординированные усилия исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области;
- неэффективное расходование средств бюджетов всех уровней, привлечение незначительных средств из внебюджетных источников для решения проблем с занятостью высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников;
- рост напряженности на рынке труда Пензенской области.
Вместе с тем на процесс реализации Программы могут повлиять внешние факторы:
- изменения законодательства, ухудшающие ситуацию в сфере занятости населения и рынка труда по сравнению с действующим законодательством;
- бюджетное недофинансирование разработанной Программы.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в условиях экономической нестабильности;
- создание условий для развития регионального рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан работой, а работодателей необходимой рабочей силой.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Организация опережающего профессионального обучения граждан, высвобождаемых из организаций.
2. Создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников, находящихся под риском увольнения.
3. Организация трудовой деятельности безработных, ищущих работу граждан, а также работников, находящихся под риском увольнения, в качестве дополнительной социальной поддержки.
В условиях экономической нестабильности усилия органов исполнительной власти Пензенской области будут направлены на максимально быстрое и полное удовлетворение спроса на рабочую силу путем эффективного трудоустройства на заявляемые вакансии лиц, обращающихся за содействием в поиске подходящей работы.
4. Характеристика программных мероприятий
4.1. Опережающее профессиональное обучение
Опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников направлено на развитие качества рабочей силы, усиление социальной защищенности посредством роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности.
Опережающее обучение проводится в связи с предполагаемым массовым высвобождением, перепрофилированием предприятий и осуществляется работодателями до наступления срока расторжения ими договора с работниками организаций в целях сокращения периода вынужденной безработицы.
Содействие работодателям органами службы занятости оказывается путем:
- проведения групповых и индивидуальных консультаций с высвобожденными работниками по вопросам, связанным с их обучением и последующим трудоустройством;
- проведения совместно с работодателем анкетирования среди высвобождаемых работников для определения численности и профессионально-квалификационного состава работников, нуждающихся в соответствующем профессиональном обучении, в целях их занятости как в данной, так и в других организациях, исходя из потребностей рынка труда;
- информирования высвобождаемых работников, нуждающихся в профессиональном обучении, о профессиях, специальностях, роде занятий, востребованных на рынке труда, об условиях и возможностях обучения, трудоустройства после его завершения;
- профессионального консультирования высвобождаемых работников, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, по выбору профессии, специальности, рода занятий, видов и форм обучения, места учебы и др.
Основными задачами организации опережающего обучения будут являться:
- повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности граждан в соответствии с требованиями рынка труда;
- обучение предпринимательской деятельности и профессиям, дающим возможность организовать собственное дело;
- рациональное использование средств, предназначенных для опережающего обучения.
Для повышения качества опережающего обучения органами службы занятости предполагается содействовать внедрению в учебный процесс образовательных учреждений современных форм, технологий, методов и видов обучения.
Опережающее профессиональное обучение
|
2009 |
В том числе |
|||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
||
Численность участников мероприятий, чел. |
5800 |
1450 |
1450 |
1450 |
1450 |
Затраты на реализацию программы, млн. руб. |
95,0 |
23,75 |
23,75 |
23,75 |
23,75 |
4.2. Общественные и временные работы
Учитывая тенденции развития экономики региона, органы службы занятости прогнозируют в 2009 году более высокое по своим масштабам предложение рабочей силы на рынке труда региона.
Трудоустройство граждан в рамках общественных и временных работ является одним из самых эффективных механизмов по снижению уровня безработицы.
При этом основная цель организации и проведения общественных работ - дополнительная социальная поддержка граждан, ищущих работу.
Виды общественных и временных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры Пензенской области, определяются органами исполнительной власти Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области. Актуальным является участие органов местного самоуправления городов и районов Пензенской области в совместной работе с органами службы занятости населения по определению объемов работ в отраслях и сферах ЖКХ, здравоохранения и социального обслуживания, образования и культуры.
Отношения между службой занятости и организациями, непосредственно в которых проводятся общественные и временные работы (работодателями), определяются условиями договора о совместной деятельности по организации и проведению общественных и временных работ.
На органы службы занятости населения возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда.
Период участия в общественных и временных работах 3 месяца.
Организация общественных работ
|
2009 |
В том числе |
|||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
||
Численность участников мероприятий, чел. |
8083 |
2020 |
2020 |
2020 |
2023 |
Затраты на реализацию программы, млн. руб. |
104,9 |
26,0 |
26,0 |
26,0 |
26,9 |
4.3. Оказание содействия самозанятости безработным гражданам
Поддержка предпринимательской деятельности и самозанятости среди безработных и незанятых граждан, оказание им помощи в создании собственного дела является одним из результативных направлений активной политики занятости.
Основные направления организации самозанятости:
- подготовка и издание информационных материалов о возможностях открытия собственного дела безработными гражданами;
- предоставление организационно - консультационных услуг безработным гражданам по вопросам организации самозанятости (проведение тестирования, содействие в подготовке бизнес - планов);
- работа с безработными гражданами по повышению их мотивации к предпринимательской деятельности;
- профессиональное обучение основам предпринимательства и профессиям, способствующим самостоятельной деятельности;
- оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости.
Оказание содействия в самозанятости безработным гражданам
|
2009 |
В том числе |
|||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
||
Численность участников мероприятий, чел. |
1169 |
292 |
292 |
292 |
293 |
Затраты на реализацию программы, млн. руб. |
69,9 |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
18,9 |
5. Механизмы реализации Программы и контроль за ходом ее исполнения
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Пензенской области.
Управление ГСЗН Пензенской области обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий через заключение договоров на проведение общественных работ и опережающего профессионального обучения между центрами занятости населения и работодателями.
Министерство финансов Пензенской области обеспечивает софинансирование реализации мероприятий Программы в размере 5% от необходимых объемов финансовых средств.
Управление промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области совместно с Министерством образования Пензенской области и Управлением ГСЗН Пензенской области проводит опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников.
Управление промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области, Управление ЖКХ Пензенской области содействуют организации временных рабочих мест, в том числе в рамках общественных работ, для безработных граждан, ищущих работу граждан, работников в случае угрозы массового увольнения.
Управление по развитию предпринимательства Пензенской области совместно с Управлением ГСЗН Пензенской области содействует организации малого предпринимательства.
Центры занятости населения городов и районов Пензенской области осуществляют на основании договоров взаимодействие с работодателями по направлению граждан для прохождения опережающего обучения, участия во временных и общественных работах по освоению совместно с работодателями выделенных на эти цели финансовых средств. В рамках оказания содействия самозанятости центры занятости населения предоставляют безработным гражданам информационно-консультационные услуги по организации предпринимательской деятельности и оказывают финансовую помощь.
6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализацию мероприятий Программы предполагается обеспечивать на условиях софинансирования из федерального бюджета и бюджета Пензенской области.
На реализацию Программы потребуется 283,3 млн. рублей, в том числе средств федерального бюджета (субсидии бюджету Пензенской области) - 269,8 млн. руб; средств бюджета Пензенской области - 13,5 млн. рублей.
Основные направления расходования средств:
- на организацию опережающего профессионального обучения работников предприятий и организаций, находящихся под риском увольнения, - 95,0 млн. рублей;
- на организацию общественных работы#, временного трудоустройства, стажировки безработных граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения - 104,9 млн. рублей;
- на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан - 69,9 млн. рублей.
Расчет финансовых средств на реализацию мероприятий Программы произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Объемы финансирования Программы подлежат корректировке.
7. Оценка эффективности и социально-экономические результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит создать условия для трудоустройства наибольшего количества безработных и граждан, ищущих работу, в кратчайшие сроки, смягчить последствия безработицы, массовых высвобождений, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда, сдержать рост безработицы, поддержать материальное положение граждан, выполнить необходимый объем временных работ.
Основными социально-экономическими результатами реализации планируемых мероприятий являются:
- рациональное использование трудовых ресурсов;
- повышение конкурентоспособности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение;
- предоставление гражданам возможности получения трудового дохода;
- выполнение необходимых временных работ.
Осуществление мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
- направить на опережающее профессиональное обучение 5800 чел.;
- оказать содействие во временном трудоустройстве 8083 чел.;
- оказать содействие в самозанятости 1169 безработным гражданам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 12 января 2009 г. N 1-пП "Об утверждении Программы Пензенской области "Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году"
Настоящее постановление действует в части не противоречащий Закону Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 5 от 28 января 2009 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 8 февраля 2010 г. N 67-пП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 9 декабря 2009 г. N 947-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 20 ноября 2009 г. N 884-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 5 ноября 2009 г. N 851-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 13 октября 2009 г. N 778-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 23 сентября 2009 г. N 730-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 сентября 2009 г. N 701-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 21 августа 2009 г. N 671-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 5 августа 2009 г. N 626-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 1 июля 2009 г. N 528-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 18 июня 2009 г. N 506-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 5 июня 2009 г. N 464-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 4 мая 2009 г. N 348-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 8 апреля 2009 г. N 265-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 19 марта 2009 г. N 198-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 20 февраля 2009 г. N 135-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 февраля 2009 г. N 94-пП