25 декабря 2003 г., 23 декабря 2004 г., 9 ноября 2005 г., 20 декабря 2006 г.
Принят Законодательным Собранием Пензенской области 17 сентября 2003 года
Законом Пензенской области от 23 декабря 2004 г. N 727-ЗПО действие настоящего Закона было приостановлено в 2005 г.
Законом Пензенской области от 25 декабря 2003 г. N 570-ЗПО действие настоящего Закона было приостановлено в 2004 г.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
23 сентября 2003 года
N 514-ЗПО
Утверждена
Пензенской области
от 23 сентября 2003 г. N 514-ЗПО
Одобрена
Правительства Пензенской области
от 21 марта 2003 г. N 106-пП
Областная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Пензенской области
до 2010 года"
9 ноября 2005 г., 20 декабря 2006 г.
Законом Пензенской области от 9 ноября 2005 г. N 898-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 20 декабря 2006 г. N 1173-ЗПО) действие отдельных положений настоящей Программы было приостановлено в 2006 г.
Паспорт областной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Пензенской области до 2010 года"
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Пензенской области до 2010 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1098 |
Заказчик-координатор Программы |
- |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области |
Заказчики по отдельным направлениям Программы |
- |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области, Пензенский отдел управления Средне-Волжского округа Госатомнадзора России |
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области |
Цель и основные задачи Программы |
- |
целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий на территории области для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются чрезвычайные ситуации). Основными задачами Программы являются: - создание и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций; - формирование нормативной правовой и методической базы для обеспечения контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; - разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; - создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций; - развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; - совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; - разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
Программа выполняется в 2003-2010 годах. Исходя из существующего научно-технического и производственного потенциала, а также экономической ситуации в области выполнение Программы разделено на два связанных между собой этапа: результаты работ на первом этапе Программы (2003-2004 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2005-2010 годы) |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций; развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций; разработка и ввод в действие системы государственного регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, развитию методической базы и совершенствованию материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций |
Основные исполнители Программы |
- |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Пензенской области, руководители потенциально опасных объектов |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 53,99 млн. рублей; источник финансирования - бюджет Пензенской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
преодоление неблагоприятной тенденции роста в Пензенской области количества чрезвычайных ситуаций; снижение на 40-50 процентов рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных факторов природного и техногенного характера; сокращение в 2-3 раза затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций |
Система контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за исполнением Программы возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области; текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств бюджета Пензенской области представляются исполнителями Программы в установленном порядке |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Пензенской области до 2010 года" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098.
На территории области сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются чрезвычайные ситуации) и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
Современное состояние областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) еще не в полной мере обеспечивает комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Главной задачей развития территориальной подсистемы РСЧС области является осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.
Проблема требует повышения ответственности органов местного самоуправления, организаций, предприятий и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Учитывая это, механизмом предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.
2. Цель и задачи Программы
Главной целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий на территории области для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- формирование нормативной правовой базы для обеспечения контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
- создание областной автоматизированной информационно-управляющей системы, реконструкция систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
- создание областной единой дежурно-диспетчерской службы;
- совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты жизнеобеспечения населения;
- совершенствование системы подготовки руководящего состава областной подсистемы РСЧС и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Достижение главной цели Программы позволит осуществлять на территории области постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Сроки и основные этапы выполнения Программы
Программа рассчитана на 8 лет и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2003-2004 годы) предусматривается создание нормативной правовой базы для обеспечения контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, проектирование и создание основ единой дежурно-диспетчерской службы и автоматизированной информационно-управляющей системы области, реконструкция систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, совершенствование системы подготовки руководящего состава областной подсистемы РСЧС и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
На втором этапе (2005-2010 годы) планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этом этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.
4. Система программных мероприятий
В рамках Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий:
а) развитие территориальной подсистемы РСЧС области предусматривает:
- создание областной дежурно-диспетчерской службы;
- создание областной автоматизированной информационно-управляющей системы;
- реконструкцию областной системы оповещения и связи;
- организацию работ по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;
- декларирование безопасности опасных производственных объектов;
- разработку и реализацию системы мер по подготовке руководящего состава областной подсистемы РСЧС и населения области к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- реализацию комплекса мер по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
б) комплекс инженерно-технических мероприятий по защите городов и населенных пунктов области от наводнений и затоплений предусматривает:
- проведение инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости плотины Сурского гидроузла;
- проведение комплекса берегоукрепительных работ;
в) комплекс мер по совершенствованию оснащения и ресурсного обеспечения службы медицины катастроф включает:
- оснащение материально-технической базы областного центра медицины катастроф;
- создание резерва медикаментов и медицинского оборудования для врачебно-сестренских, медицинских специализированных бригад и стационаров службы медицины катастроф;
г) комплекс организационно-технических мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, производством, применением, транспортировкой и утилизацией химически опасных объектов и изделий на их основе, включает:
- разработку проектно-сметной документации локальной системы оповещения химически опасных объектов;
- создание локальных систем оповещения населения на химически опасных объектах, относящихся к первой и второй группам химической опасности.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование предлагаемой Программы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области, без привлечения средств федерального бюджета.
Правительство Пензенской области обеспечивает финансирование программных мероприятий из имеющихся источников финансирования в объеме 53,99 млн. рублей.
За счет средств бюджета Пензенской области финансируются:
- программа развития территориальной подсистемы РСЧС области;
- комплекс инженерно-технических мероприятий по защите городов и населенных пунктов области от наводнений и затоплений;
- комплекс мер по совершенствованию оснащения и ресурсного обеспечения службы медицины катастроф.
Мероприятия Программы, финансируемые за счет средств бюджета Пензенской области, представлены в приложении 1.
За счет средств местного бюджета планируется финансировать:
- программу развития звеньев территориальной подсистемы РСЧС области;
- комплекс инженерно-технических мероприятий по защите городов и населенных пунктов области от наводнений и затоплений;
- разработка проектно-сметной документации локальных систем оповещения химически опасных объектов.
Мероприятия Программы, планируемые для финансирования за счет средств местного бюджета, представлены в приложении 2.
За счет средств собственников опасных производственных объектов планируется финансировать:
- декларирование безопасности опасных производственных объектов;
- создание локальных систем оповещения на химически опасных объектах.
Мероприятия Программы, планируемые для финансирования за счет средств бюджетов объектов хозяйствования, представлены в приложении 3.
В ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей бюджета Пензенской области.
6. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Организацию управления и контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области.
7. Оценка социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов.
Приложение 1
"Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
до 2010 года"
(средства бюджета Пензенской области)
Законом Пензенской области от 9 ноября 2005 г. N 898-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 20 декабря 2006 г. N 1173-ЗПО) действие отдельных положений настоящей Программы было приостановлено в 2006 г.
Приложение 2
"Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
до 2010 года" (средства, планируемые
для финансирования из местного бюджета)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственный исполнитель |
Объемы финансирования программы (млн.руб.) |
|||||||
Всего |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
1. |
Программа развития звеньев территориальной подсистемы РСЧС области: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Создание единой дежурно-диспетчерской службы, всего: |
Министерство по делам ГО и ЧС Пензенской об- ласти |
1,5 |
1,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
- проектирование и приобретение основного оборудования для областной единой дежурно-диспетчерской службы; |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
- приобретение и адаптация программного обеспечения, монтаж и пусконаладочные работы; |
0,25 |
0,25 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
- оборудование помещения и рабочих мест единой дежурно-диспетчерской службы; |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
- создание интегрированной системы связи и передачи данных для единой дежурно-диспетчерской службы. |
0,15 |
0,15 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
1.2 |
Проведение реконструкции областной системы оповещения, всего: |
Министерство по делам ГО и ЧС Пензенской области |
2,0 |
0,5 |
0,75 |
0,75 |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
2,0 |
0,5 |
0,75 |
0,75 |
- |
- |
- |
- |
||
- приобретение оборудования. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1.3 |
Разработка и реализация системы мер по подготовке руководящего состава звена ТП РСЧС и населения города Пензы к действиям в чрезвычайных ситуациях, всего: |
Курсы по делам ГО и ЧС г. Пензы |
0,7 |
- |
- |
- |
0,29 |
0,35 |
0,06 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
- оборудование компьютерного класса; |
0,29 |
- |
- |
- |
0,29 |
- |
- |
- |
||
- разработка и издание учебно-методических материалов для подготовки специалистов областной системы РСЧС; |
0,06 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,06 |
- |
||
- приобретение программного обеспечения для внедрения современных методов обучения. |
0,35 |
- |
- |
- |
- |
0,35 |
- |
- |
||
2. |
Проведение инженерно-технических мероприятий по укреплению плотины Сурского гидроузла, всего: |
ФГУ "Сурский гидро- узел" |
1,5 |
- |
0,2 |
0,65 |
0,65 |
- |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
- капитальный ремонт температурно-осадочных швов крепления железобетонных основ; |
0,2 |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
||
- ремонт зарисберменной части плотины. |
1,3 |
- |
- |
0,65 |
0,65 |
- |
- |
- |
||
3. |
Комплекс организационно-технических мер по предупреждению ЧС, связанных с хранением, транспортировкой и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе, всего: |
Управление по делам ГО и ЧС г. Пензы |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
- разработка типовой проектно-сметной документации для локальной системы оповещения химически опасных объектов. |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
|
Итого: |
|
5,8 |
2,1 |
0,95 |
1,4 |
0,94 |
0,35 |
0,06 |
- |
Приложение 3
"Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера до 2010 года" (планируемые средства
собственников опасных производственных объектов)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственный исполнитель |
Объемы финансирования программы (млн.руб.) |
|||||||
Всего |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
1. |
Программа развития территориальной подсистемы РСЧС области, всего: |
Министерство по делам ГО и ЧС Пензенской области |
1,0 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
- декларирование безопасности опасных производственных объектов. |
1,0 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
- |
- |
||
2. |
Комплекс организационно-технических мер по предупреждению ЧС, связанных с хранением, производством, применением, транспортировкой и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе, всего: |
Руководители химически опасных объектов |
6,9 |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
- |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
- создание локальной системы оповещения на химически опасных объектах, относящихся к первой и второй степени химической опасности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ОАО "Биосинтез"; |
1,8 |
1,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
ОАО "ЗИФ"; |
1,7 |
- |
1,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
||
МП "Горводоканал" (блоки N 1-5; 6). |
3,4 |
- |
- |
1,7 |
1,7 |
- |
- |
- |
||
|
Итого: |
|
7,9 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
0,2 |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 23 сентября 2003 г. N 514-ЗПО "Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Пензенской области до 2010 года"
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 11(41) от 1 октября 2003 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 12 от 14 октября 2003 г.
Законом Пензенской области от 18 декабря 2008 г. N 1659-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 25 сентября 2008 г. N 1582-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 30 января 2008 г. N 1442-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утв. настоящим Законом, было приостановлено в 2008 г.
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО (в ред. Законов Пензенской области от 28 апреля 2007 г. N 1278-ЗПО, от 24 декабря 2007 г. N 1433-ЗПО)
Действие отдельных положений приложения 1 к Программе, утв. настоящим Законом, было приостановлено в 2007 г.
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО
Действие отдельных положений Программы, утв. настоящим Законом, было приостановлено в 2008 г.
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 28 апреля 2007 г. N 1278-ЗПО)
Действие подпункта 1.3 пункта 1 приложения к Программе, утв. настоящим Законом, было приостановлено в 2007 г.
Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 г. N 1201-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО
Действие подпункта 1.3 пункта 1 приложения к Программе, утв. настоящим Законом, было приостановлено в 2007 г.
Закон Пензенской области от 12 сентября 2006 г. N 1112-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 22 мая 2006 г. N 1042-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 9 ноября 2005 г. N 898-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 20 декабря 2006 г. N 1173-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утвержденной настоящим Законом, было приостановлено в 2006 г.
Закон Пензенской области от 23 декабря 2004 г. N 727-ЗПО
Действие настоящего Закона было приостановлено в 2005 г.
Закон Пензенской области от 25 декабря 2003 г. N 570-ЗПО
Действие настоящего Закона было приостановлено в 2004 г.