Принят Законодательным Собранием Пензенской области 3 сентября 2004 года
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
8 сентября 2004 года
N 646-ЗПО
Утверждена
Пензенской области
от 8 сентября 2004 г. N 646-ЗПО
Целевая программа
"Развитие единой образовательной информационной среды
в Пензенской области (2001-2005 годы)"
Паспорт Программы
Наименование |
- |
Целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды в Пензенской области (2001-2005 годы)" (далее - Программа) |
Государственный заказчик |
- |
Правительство Пензенской области |
Основной разработчик Программы |
- |
Министерство образования и науки Пензенской области |
Цели и задачи Программы |
- |
создание базы для развития в Пензенской области единой образовательной информационной среды; предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств; создание и развитие научно-методического центра информационных технологий в образовании; создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов, обеспечивающих содержательное наполнение федерального и регионального компонентов базисного учебного плана образовательных учреждений Пензенской области; подготовка педагогических, административных работников образовательных учреждений к эффективному использованию в учебном процессе новейших информационных технологий; интеграция образовательной информационной среды Пензенской области с общефедеральной образовательной средой |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2001-2005 годы Первый этап - 2001 год. Поставка аппаратно-программного обеспечения в сельские школы, организация подготовки учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Создание регионального научно-методического центра информационных технологий в образовании. Второй этап - 2002 год. Проведение компьютеризации городских и поселковых школ области, укомплектование оборудованием городских и районных органов управления образованием, методических кабинетов, областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - ИПКиПРО). Проведение подготовки и переподготовки по информационным технологиям учителей и директоров школ. Третий этап - 2003 год. Поставка аппаратно-программного обеспечения в детские дома, школы-интернаты и учреждения начального профессионального образования. Проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и административных кадров, формирование локальных опорных ресурсных центров в городах и районах Пензенской области с последующим включением их в общеобластную образовательную ресурсную сеть. Оборудование локальной сети в классах персональных электронно-вычислительных машин ИПК и ПРО. Четвертый этап - 2004 год. Укомплектование аппаратно-программным обеспечением школьных библиотек, общеобразовательных сельских школ, учреждений профессионального образования; разработка электронных учебных материалов и их апробирование; повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и административных кадров. Развитие общеобластной ресурсной образовательной сети. Пятый этап - 2005 год. Включение в единую информационную образовательную среду учреждений дошкольного и дополнительного образования. Формирование медиатеки образовательных ресурсов на базе научно-методического центра информационных технологий в образовании. |
Ожидаемые результаты |
- |
1) создание основ единой образовательной информационной среды, обеспечивающей доступ учащихся и преподавателей образовательных учреждений к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам; обеспечение возможности проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории Пензенской области; оказание методической поддержки и обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней; 2) доведение числа компьютеров, отвечающих современным требованиям, в общеобразовательных учреждениях до соотношения - не менее одного компьютера на 80 учащихся; 3) повышение качества обучения в образовательных учреждениях, находящихся в удалении от методических центров (сельские школы и др.), путем организации доступа таких учреждений к образовательным ресурсам, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для образовательных учреждений; 4) создание ресурсного центра информационной и научно-методической поддержки учебного процесса, оказание консультационных услуг |
Управление и контроль за реализацией Программы |
- |
организационно-методическое управление и контроль за реализацией осуществляет Министерство образования и науки Пензенской области в установленном порядке |
Исполнители |
- |
Министерство образования и науки Пензенской области, областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, научно-методический центр информационных технологий в образовании |
Объемы и источники финансирования |
- |
всего - 132543,08 тыс. руб. в том числе: бюджет Пензенской области - 76209,68 тыс.руб., федеральный бюджет - 56333,4 тыс.руб. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности и общества в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современной России. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
На 1 сентября 2001 года в Пензенской области сеть общеобразовательных учреждений включает 890 школ (182332 чел.), в том числе 419 средних и 211 основных. Общеобразовательную подготовку осуществляют 17 вечерних (сменных) школ с контингентом обучающихся 2914 человек.
По состоянию на 10 сентября 2001 года общеобразовательные учреждения области располагают 4508 компьютерами, 632 из которых были получены в августе 2001 года в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации по компьютеризации сельских школ.
Большую часть компьютерного парка (до 70 процентов) общеобразовательных школ составляют установленные в 1985-1992 годах компьютеры первого поколения ("Сура", "Корвет", "Агат" и т.п.), которые не дают возможности ввести типовую операционную среду Windows 2000, используемую подавляющим числом пользователей персональных компьютеров. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Приобретение компьютеров главным образом за счет внебюджетных источников не может решить проблему переоснащения образовательных учреждений Пензенской области.
Анализ состояния обеспеченности образовательных учреждений области компьютерной техникой свидетельствует о том, что каждый второй компьютер находится в нерабочем состоянии, а затраты на ремонт представляются нецелесообразными, поскольку компьютеры технически устарели и не соответствуют современным требованиям.
В настоящее время в Пензенской области один исправный компьютер (независимо от года выпуска) приходится на 40 обучающихся. При этом, один компьютер, отвечающий современным стандартам, - на 213 учащихся.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимают сельские школы, в которых обучается 38 процентов школьников Пензенской области. В систему образования Пензенской области входят 722 сельские школы, около 50 процентов которых являются малокомплектными или малочисленными. В сельской школе наиболее остро ощущается недостаток учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования.
Острой проблемой сельской школы является информационная изолированность обучающихся и преподавательского состава. Значительное число школ находятся в удалении от методических центров. Таким образом, состояние сельских школ приводит к неравным условиям для получения качественного образования по сравнению с городскими школами.
Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечить школы обычной электронной почтой - наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством.
На сегодняшний день в штате школ основным и чаще всего единственным специалистом в области информационных технологий является в городской школе - учитель информатики, а в сельской - учитель математики или физики, который в большинстве случаев совмещает преподавание этих предметов с преподаванием информатики.
Как показывает практика, использование информационных технологий в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом в целом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике.
Лишь единицы общеобразовательных учреждений, находящиеся, главным образом, в областном центре, имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и выход в глобальную сеть.
Не получают широкого распространения интернет-технологии в общеобразовательных школах Пензенской области в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, отсутствием в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленностью учителей к использованию информационных технологий. Использование интернет-технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров.
Из 418 дошкольных учреждений Пензенской области (30105 воспитанников) компьютеры имеют только 12, находящиеся в городах Пензе и Кузнецке, Кондольском и Камешкирском районах (72 компьютера).
Не менее актуальной является и проблема оснащения компьютерной техникой учреждений начального профессионального образования, обусловленная необходимостью применения новых подходов в подготовке квалифицированных специалистов для предприятий региона.
В настоящее время 40 учреждений начального профессионального образования Пензенской области, в которых обучается более 14 тысяч человек, имеют 464 компьютера, лишь 19 процентов которых отвечают современным требованиям (157 обучающихся на 1 компьютер).
Требует переоснащения и компьютерный парк общеобразовательных школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и детских домов Пензенской области, в которых из 76 компьютеров 55 (или 72 процента) технически устарели. Компьютеризация данных учреждений создаст возможности для более совершенной диагностики детей, нуждающихся в коррекции и социальной реабилитации на основе современного программного обеспечения, позволит проводить постоянный мониторинг развития воспитанников учреждений интернатного типа и обобщать полученные результаты, осуществлять индивидуализацию и повысить качество коррекционного обучения.
В 95 учреждениях дополнительного образования Пензенской области занимаются более 71000 детей. Необходимость подключения значительной части учреждений дополнительного образования к Интернету диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества, внедрением новых информационных технологий в сферу дополнительного образования детей. На сегодняшний день компьютеры имеют учреждения дополнительного образования только городов Пензы, Кузнецка и Нижнеломовского района (всего 55 компьютеров), но и они требуют значительного обновления.
Таким образом, модернизация образования, повышение его качества, изменение содержания, методов и организационных форм обучения требуют безотлагательного включения в образовательный процесс информационных технологий.
Необходимость разработки и принятия целевой программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена развитием информатизации образования в мире, коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", а также программы развития образования Пензенской области.
II. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное утверждение следующих документов:
1) перечень мероприятий Программы с указанием источников и объемов финансирования;
2) координационный план совместных действий Министерства образования и науки Пензенской области и Министерства образования и науки Российской Федерации (возможно в форме двусторонних соглашений).
III. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет и бюджет Пензенской области.
Объемы финансирования по Программе утверждаются ежегодно в соответствии с возможностями бюджетов разных уровней. Министерство образования и науки Пензенской области с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств уточняет целевые показатели, в том числе включение и (или) исключение отдельных проектов и затрат на программные мероприятия.
IV. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Организационно-методическое управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство образования и науки Пензенской области в установленном порядке.
V. Перечень мероприятий по Программе
Перечень мероприятий Программы на 2001 год
(тыс. руб.)
Мероприятия |
Всего |
в том числе: |
|
объем финансирования из бюджета Пензенской области |
объем финансирования из федерального бюджета |
||
Приобретение аппаратно-программных средств для основных и средних общеобразовательных сельских школ |
18655,00 |
7680,00 |
10975,00 |
Итого |
18655,00 |
7680,00 |
10975,00 |
Перечень мероприятий Программы на 2002 год
(тыс. руб.)
N п/п |
Мероприятия |
Всего |
в том числе: |
|
объем финансирования из бюджета Пензенской области |
объем финансирования из федерального бюджета |
|||
1. |
Приобретение аппаратно-программных средств для городских и поселковых школ |
17974,70 |
7690,00 |
10284,70 |
2. |
Приобретение аппаратно-программных средств для городских и районных отделов образования (договор на софинансирование с Национальным фондом подготовки кадров) |
834,50 |
834,50 |
|
3. |
Приобретение аппаратно-программных средств, сопутствующего оборудования для научно-методического центра информационных технологий в образовании ИПК и ПРО, школ-интернатов г.Пензы |
1454,60 |
1454,60 |
|
4. |
Приобретение оборудования для научно-методического центра информационных технологий в образовании |
118,00 |
118,00 |
|
5. |
Разработка методического обеспечения мониторинга мероприятий по модернизации системы образования Пензенской области |
100,00 |
100,00 |
|
6. |
Создание модели совершенствования управления образованием Пензенской области на основе интеграции информационных ресурсов образовательных учреждений |
100,00 |
100,00 |
|
7. |
Создание регионального образовательного сервера (его информационного и программного обеспечения) |
424,40 |
424,40 |
|
8. |
Создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса (тесты и др.) |
155,00 |
155,00 |
|
9. |
Повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка педагогических и административных кадров |
561,50 |
561,50 |
|
|
Итого |
21722,70 |
11438,00 |
10284,70 |
Перечень мероприятий Программы на 2003 год
(тыс. руб.)
N п/п |
Мероприятия |
Всего |
в том числе: |
|
объем финансирования из бюджета Пензенской области |
объем финансирования из федерального бюджета |
|||
1. |
Приобретение комплекта компьютерного оборудования для детских домов, школ-интернатов и учреждений начального профессионального образования |
11030,00 |
5515,00 |
5515,00 |
2. |
Приобретение, установка и монтаж компьютерного сетевого оборудования для образовательных учреждений, социокультурных центров, опорных школ межшкольных ресурсных центров, ИПК и ПРО, учреждений начального профессионального образования, областного центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, регионального образовательного сервера |
2899,65 |
2899,65 |
|
3. |
Приобретение мебели для оборудования компьютерных классов в ИПК и ПРО |
181,44 |
181,44 |
|
4. |
Приобретение, установка и монтаж оборудования для локальной сети, системы вентиляции и кондиционирования в классах персональных электронно-вычислительных машин ИПК и ПРО |
216,40 |
216,40 |
|
5. |
Приобретение, установка и монтаж оборудования и мебели класса ПЭВМ для межшкольного ресурсного центра учреждений дополнительного образования |
606,00 |
606,00 |
|
6. |
Развитие и поддержка регионального образовательного сервера Министерства образования и науки Пензенской области (его информационного и программного обеспечения) |
250,00 |
250,00 |
|
7. |
Оплата канала Интернет для обеспечения обучения учителей школ основам пользования возможностями сети Интернет и их применению в образовательных целях (соглашение N ФИО-245/01 от 29.10.2001) |
200,00 |
200,00 |
|
8. |
Приобретение электронных обучающих средств |
200,00 |
200,00 |
|
9. |
Создание информационных и учебных материалов для сельских образовательных учреждений и социокультурных центров |
400,00 |
400,00 |
|
10. |
Разработка средств сетевого обучения и контроля знаний |
100,00 |
100,00 |
|
11. |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и административных кадров |
931,51 |
931,51 |
|
12 |
Организация сервисного обслуживания |
200,00 |
200,00 |
|
|
Итого |
17215,00 |
11700,00 |
5515,00 |
Перечень мероприятий Программы на 2004 год
(тыс. руб.)
N п/п |
Мероприятия |
Всего |
в том числе: |
|
объем финансирования из бюджета Пензенской области |
объем финансирования из федерального бюджета |
|||
1. |
Поставка аппаратно-программного комплекса, установка, наладка спутниковых антенн для школ Пензенской области |
7000,00 |
7000,00 |
|
2. |
Приобретение средств вычислительной техники для учреждений профессионального и дополнительного профессионального (педагогического) образования, опорных школ |
2382,60 |
2382,60 |
|
3. |
Приобретение средств вычислительной техники для учреждений общественного воспитания |
1191,30 |
1191,30 |
|
4. |
Приобретение средств вычислительной техники по программе компьютеризации сельских школ |
5537,10 |
1661,10 |
3876,00 |
5. |
Приобретение средств вычислительной техники по программе компьютеризации школьных библиотек |
36689,60 |
11006,90 |
25682,70 |
6. |
Развитие материально-технической базы научно-методического центра информационных технологий в образовании |
372,90 |
372,90 |
|
7. |
Техническая поддержка регионального образовательного сервера |
100,00 |
100,00 |
|
8. |
Оплата канала Интернет для обеспечения обучения учителей школ основам пользования возможностями сети Интернет и их применению в образовательных целях (соглашение N ФИО-245/01 от 29.10.2001) |
200,00 |
200,00 |
|
9. |
Приобретение необходимых электронных обучающих средств, их складирование и хранение |
300,00 |
300,00 |
|
10. |
Создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса |
300,00 |
300,00 |
|
11. |
Оплата погрузочно-разгрузочных работ, хранения средств вычислительной техники |
200,00 |
200,00 |
|
12. |
Повышение квалификации и профессиональная подготовка и переподготовка педагогических и административных кадров |
1088,00 |
1088,00 |
|
13. |
Развитие материально-технической базы органов управления образованием |
200,00 |
200,00 |
|
|
Итого |
55561,50 |
26002,80 |
29558,70 |
Перечень мероприятий Программы на 2005 год
(тыс. руб.)
N п/п |
Мероприятия |
Всего |
в том числе: |
|
объем финансирования из бюджета Пензенской области |
объем финансирования из федерального бюджета |
|||
1. |
Развитие материально-технической базы научно-методического центра информационных технологий в образовании |
442,38 |
442,38 |
|
2. |
Приобретение средств вычислительной техники, мультимедийного оборудования для общеобразовательных учреждений |
12262,80 |
12262,80 |
|
3. |
Приобретение средств вычислительной техники для учреждений дополнительного образования |
2701,70 |
2701,70 |
|
4. |
Поддержка регионального образовательного сервера |
50,00 |
50,00 |
|
5. |
Оплата сетевых услуг по передаче информации и документов через спутниковый канал |
800,00 |
800,00 |
|
6. |
Оплата канала Интернет для обеспечения обучения учителей школ основам пользования возможностями сети Интернет и их применению в образовательных целях (соглашение N ФИО-245/01 от 29.10.2001) |
200,00 |
200,00 |
|
7. |
Приобретение необходимых электронных обучающих средств, их складирование и хранение |
300,00 |
300,00 |
|
8. |
Развитие материально-технической базы зональных опорных ресурсно-методических центров по информационным технологиям |
2232,00 |
2232,00 |
|
9. |
Оплата погрузочно-разгрузочных работ, хранения и страхования средств вычислительной техники |
200,00 |
200,00 |
|
10. |
Поддержка сервисного обслуживания средств вычислительной техники |
200,00 |
200,00 |
|
|
Итого |
19388,88 |
19388,88 |
|
|
Итого по Программе |
132543,08 |
76209,68 |
56333,40 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 8 сентября 2004 г. N 646-ЗПО "О целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды в Пензенской области (2001-2005 годы)"
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 19(49) от 28 сентября 2004 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 14 от 29 сентября 2004 г.
Законом Пензенской области от 3 июня 2016 г. N 2918-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 28 июня 2005 г. N 825-ЗПО
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 23 декабря 2004 г. N 727-ЗПО
Действие отдельных положений Программы, утвержденной настоящим Законом, было приостановлено в 2005 г.
Закон Пензенской области от 3 декабря 2004 г. N 696-ЗПО
Изменения вступают в силу на следующий день после дня официального опубликования названного Закона