2. Городскому финансовому управлению (З.П. Михайлова) предусмотреть на 2004 год финансирование Программы в размере 15,0 млн. рублей в соответствии с Планом программных мероприятий.
3. Настоящее решение и основные положения Программы опубликовать в газете "Заречье".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по бюджету и финансово-экономической деятельности (председатель О.В.Климанов).
Председатель
Собрания представителей |
В.П. Шевцов |
Утверждена
Собрания представителей г. Заречного
от 8 июля 2004 г. N 328
Муниципальная программа
создания условий и предпосылок для повышения эффективности
управления и деятельности организаций города Заречный
на период 2004-2006 годы
Паспорт
Муниципальной программы создания условий и предпосылок
для повышения эффективности управления и деятельности
организаций города Заречный на период 2004-2006 годы
Наименование муниципальной Муниципальная программа создания условий
программы: и предпосылок для повышения эффективности
деятельности организаций города Заречный
на период 2004-2006 годы.
Дата принятия решения об Решение Собрания представителей г.
утверждении муниципальной Заречного от 08.07.2004 N 328.
программы (наименование и
номер соответствующего
документа):
Инициатор разработки Администрация г. Заречный.
муниципальной программы:
Основной разработчик Администрация г. Заречный.
муниципальной программы:
Управляющий муниципальной Администрация г. Заречный.
программой:
Цели и задачи муниципальной - создание условий для достижения
программы: самодостаточности городского бюджета;
- создание дополнительных рабочих мест;
- создание предпосылок для стабильного и
устойчивого роста уровня жизни
населения города;
- развитие научно-технического потенциала
организаций города;
- обеспечение социальной защищенности
населения города.
Сроки и этапы реализации I этап - II полугодие 2004 года
муниципальной программы - II этап - 2005 год
2004-2006 годы: III этап - 2006 год.
Перечень основных мероприятий 1. Разработка долгосрочного плана
муниципальной программы: социально-экономического развития города
и предприятий в новых условиях.
2. Содействие в трудоустройстве
высвобождаемого персонала в рамках
осуществления мероприятий по
реформированию ФГУП ПО "Старт".
3. Обучение и переобучение персонала
предприятий и организаций города.
4. Содействие в решении жилищной проблемы
организаций в рамках реализации
муниципального жилищного строительства.
5. Создание городского маркетингового
центра.
6. Передача в муниципальную собственность
объектов социально-культурной и
жилищно-коммунальной сферы, находящихся
на балансе градообразующего предприятия.
Исполнители основных Администрация г. Заречный, ФГУП ПО
мероприятий муниципальной "Старт", МУП "ЦИТ", организации города.
программы:
Объемы и источники Источник финансирования - бюджет ЗАТО
финансирования: Заречный
Объем финансирования - 78,895 млн.
рублей,
в том числе:
2004 год - 15,000 млн. рублей*
2005 год - 60,095 млн. рублей*
2006 год - 3,800 млн. рублей*
Ожидаемые конечные результаты - создание предпосылок для достижения
реализации муниципальной бездотационного уровня развития города,
программы: - создание дополнительных рабочих мест;
- развитие инфраструктуры города;
- улучшение инвестиционной
привлекательности города;
- развитие научно-технического
потенциала;
- формирование благоприятного социального
климата;
- повышение уровня жизни горожан.
Система организации контроля контроль за исполнением муниципальной
за исполнением муниципальной программы создания условий и предпосылок
программы: для повышения эффективности управления и
деятельности организаций города на период
2004-2006 годы осуществляется
Администрацией города Заречный, Собранием
представителей города Заречный
Пояснительная записка
I. Введение
Разработка Муниципальной программы создания условий и предпосылок для повышения эффективности деятельности организаций города Заречный на период 2004-2006 годы (далее - Программа) обусловлена необходимостью решения следующих существующих проблем закрытого административно-территориального образования Заречный:
- проведение мероприятий по реформированию ФГУП ПО "Старт";
- снижение объема государственного оборонного заказа на градообразующем предприятии;
- массовое высвобождение работников градообразующего предприятия;
- изменение существующих механизмов финансово-экономического обеспечения ЗАТО;
- решение жилищной проблемы;
- недостаточно высокий уровень жизни жителей города;
- низкая инвестиционная привлекательность города.
Программа нацелена на создание предпосылок для стабильного и устойчивого роста уровня жизни населения города, создание новых рабочих мест, решение первоочередных проблем жизнедеятельности города, увеличение налоговой базы, повышение социальной защищенности населения города, а также на:
- корректировку приоритетных направлений развития промышленности, науки, техники;
- разработку мероприятий по развитию городской инновационной инфраструктуры;
- обеспечение продвижения конкурентоспособных разработок, технологий и товаров производителей г. Заречный на рынок путем создания соответствующих рыночных структур;
- создание условий повышения уровня жизни и деятельности горожан.
Это позволит привлечь в экономику города инвестиции, дать импульс для использования научно-производственного и кадрового потенциала организаций города, развития инновационной деятельности предприятий и, как следствие, всей многоотраслевой экономике города.
Наиболее эффективным методом решения таких задач является программно-целевое управление комплексным развитием города, а сама Программа представляется как увязанный в части ресурсов, исполнителей и сроков осуществлений комплекс научно-исследовательских работ, производственных, организационно-хозяйственных, социально-экономических скоординированных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение поставленных задач.
II. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Экономические проблемы города обусловлены проведением глубоких структурных преобразований на градообразующем предприятии, связанных с прекращением сборки и разборки ядерных боеприпасов, выводом из эксплуатации значительных производственных мощностей градообразующего предприятия.
Сокращение государственного оборонного заказа неизбежно ведет к сокращению объемов производства, к увеличению выпадающих доходов предприятия и снижению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, массовому высвобождению людей.
Ситуация, складывающаяся в связи с этим, требует программно-целевого подхода к проблеме реструктуризации предприятия, создания в закрытом образовании благоприятных условий для развития предпринимательства с целью формирования многоукладной экономики. Возникла необходимость создания условий взаимодействия малых и крупных предприятий по типу экономического симбиоза.
Исходя из новых приоритетов развития, на ФГУП ПО "Старт" проводятся кардинальные изменения хозяйственной системы, направленные на ее реструктуризацию, улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижения издержек и улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
Обеспечение стабильности и устойчивого развития города в условиях проводимых преобразований градообразующего предприятия представляет собой многоаспектную и крупномасштабную задачу для органов местного самоуправления.
Обеспечение устойчивого экономического роста требует реализации комплекса организационно-технических мер по оптимизации основных производственных фондов, численности персонала, реорганизации малоэффективных и ликвидации непрофильных видов деятельности, обеспечению информационно-технологической и социальной привлекательности предприятий.
Необходим комплекс мероприятий по созданию службы маркетинга, направленной на продвижение на рынок товаров, услуг, технологий, продукции местных товаропроизводителей; подготовке высококлассных специалистов в области маркетинга, менеджмента, финансов, права, ориентированных на городские предприятия; созданию благоприятного инвестиционного климата в г. Заречный для привлечения в экономику города российских и зарубежных инвестиций.
Наиболее целесообразным методом для реализации Программы представляется осуществление следующих мероприятий:
1. Разработка долгосрочного плана социально-экономического развития города и предприятий в новых условиях
В 2002 году была разработана и утверждена Стратегия развития ЗАТО Заречный на период 2002-2011 годы. В течение 2002-2004 г.г. наметились тенденции по изменению бюджетного процесса в отношении закрытых административно-территориальных образований, произошли серьезные структурные преобразования на градообразующем предприятии и в других организациях города, разработана Стратегия развития Пензенской области. Все эти факторы привели к необходимости разработки долгосрочных программ развития градообразующего предприятия и основных предприятий города в новых условиях, которые будут являться составной частью Стратегии развития города на долгосрочную перспективу.
2. Содействие в трудоустройстве высвобождаемого персонала в рамках осуществления мероприятий по реформированию ФГУП ПО "Старт"
Падение численности персонала ФГУП ПО "Старт" связано с изменением функциональной структуры его управления, которая ориентирована на реорганизацию и ликвидацию незагруженных, малоэффективных производств, объединение цехов в специализированные производства, объединение вспомогательных служб, сокращение управленческого аппарата, приведение численности работников предприятия в соответствие с объемами производства. Численность предприятия к концу 2007 года составит 7355 человек, в том числе в материальном производстве - 7000 чел.
Необходим ряд мероприятий по обеспечению кадровыми ресурсами при выполнении задач по дальнейшему становлению и развитию предприятия, превращению его в экономически эффективное производство, основанное на передовых технологиях.
3. Обучение и переобучение персонала предприятий и организаций города
Одним из основных направлений кадровой политики предприятий является организация системы непрерывного обучения и подготовки кадров.
Основная идея создания данной системы заключается в создании особой подсистемы управления кадровыми ресурсами предприятий, которая обеспечит комплексное решение следующих задач:
- повышение квалификации и создание высокоэффективной технологии подготовки персонала, ориентированной на специалистов, определяющих ключевые направления деятельности предприятий в сфере науки и производства;
- устранение разрыва преемственности поколений за счет активизации процесса передачи научно-технической, управленческой и корпоративной культуры.
4. Содействие в решении жилищной проблемы организаций в рамках реализации муниципального жилищного строительства
Одним из важнейших факторов закрепления молодежи на предприятиях является решение их жилищных проблем. В соответствии с федеральной программой для решения жилищного вопроса молодых специалистов градообразующего предприятия построено благоустроенное семейное общежитие, распределение мест в котором возможно только перспективным молодым рабочим и специалистам.
Необходимо дальнейшее решение жилищной проблемы в рамках реализации программы муниципального жилищного строительства с использованием механизмов ипотечного кредитования и предоставления бесплатного жилья работникам градообразующего предприятия и других предприятий города.
5. Создание городского маркетингового центра
Мировая практика показала, что без проведения грамотной маркетинговой политики любое предприятие обречено на провал. Определять перспективные направления в работе предприятия, продвигать товар на внутреннем и внешнем рынках, вести анализ конъюнктуры призвана служба маркетинга.
Одним из способов решения этих задач является создание в городе крупного маркетингового центра.
6. Передача в муниципальную собственность объектов социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы, находящихся на балансе градообразующего предприятия
Необходимым условием повышения эффективности деятельности ФГУП ПО "Старт" является ликвидация непрофильных видов деятельности, что обеспечит снижение непроизводственных расходов ежегодно более чем на 20,0 млн. рублей. Высвобождаемые ресурсы позволят направить оборотные средства на проведение масштабной реструктуризации действующего производства и минимизировать сроки ее реализации, а также повысить прибыльность производственной деятельности предприятия, обеспечив при этом возможность повышения заработной платы промышленного персонала и соответствующих дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Более подробная информация по финансированию и реализации мероприятий Программы представлена в приложениях 1-7 к настоящей Программе (прилагаются).
III. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Определяющая цель Программы - создание предпосылок для стабильного и устойчивого роста уровня жизни населения города, создание новых рабочих мест, решение первоочередных проблем жизнедеятельности города, увеличение налоговой базы, повышение социальной защищенности населения города.
Цели Программы достигаются решением комплекса задач по:
- созданию условий для достижения самодостаточности городского бюджета и повышения уровня жизни и деятельности горожан;
- содействию в решении жилищной проблемы;
- достижению самоокупаемости большинства отраслей города,
- проведению эффективной инвестиционной политики;
- корректировке приоритетных направлений развития промышленности, науки, техники.
Срок реализации Программы - 3 года.
В период с 2004 по 2006 годы намечено осуществление первоочередных и неотложных мероприятий по поддержке жизнеспособности и стабилизации социально-экономического положения ЗАТО Заречный, развитию градообразующего предприятия и других организаций города.
IV. Система программных мероприятий
Программа мероприятий по созданию условий и предпосылок для повышения эффективности управления и деятельности организаций города Заречный на период 2004-2006 годы разработана по следующим направлениям:
1. Разработка долгосрочного плана социально-экономического развития города и предприятий в новых условиях.
2. Содействие в трудоустройстве высвобождаемого персонала в рамках осуществления мероприятий по реформированию ФГУП "ПО "Старт".
3. Обучение и переобучение персонала предприятий и организаций города.
4. Содействие в решении жилищной проблемы организаций в рамках реализации муниципального жилищного строительства:
- строительство жилья;
- развитие системы ипотечного кредитования;
- содержание жилого фонда;
5. Создание городского маркетингового центра.
6. Передача в муниципальную собственность объектов социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы, находящихся на балансе градообразующего предприятия.
7. Стабилизация финансово-экономического состояния предприятий города с целью их развития и увеличения собственных доходов бюджета города, создания рабочих мест.
8. Модернизация и развитие инженерной и бизнес-инфраструктуры города.
9. Развитие социально-культурных потребностей населения - строительство и содержание объектов культуры и искусства.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства бюджета ЗАТО Заречный.
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий Программы, составляет 78,895 млн. рублей, в том числе по годам:
2004 год - 15,000 млн. рублей;
2005 год - 60,095 млн. рублей;
2006 год - 3,800 млн. рублей.
Расходы на реализацию мероприятий Программы будут осуществляться в соответствии с объемом финансирования, утверждаемым Собранием представителей г. Заречного в бюджете ЗАТО Заречный на очередной год.
Объемы затрат на осуществление программных мероприятий обусловлены предварительной оценкой экономической и социальной эффективности инвестиций в перспективные проекты, обеспечивающие высокую отдачу и возврат вложенных средств в возможно короткие сроки.
Мероприятия и ресурсное обеспечение может корректироваться в установленном порядке.
VI. Организация управления, механизмы реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Управление Программой осуществляется Администрацией г. Заречный.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с планами мероприятий Программы, уточняемыми на очередной финансовый год.
Реализация Программы осуществляется во взаимодействии экономических, социальных и организационно-управленческих механизмов.
Предусмотрено развитие промышленности, науки, городской инфраструктуры, расширение сферы услуг, использование финансово-кредитных и рыночных механизмов; создание базы для переквалификации высвобождающихся работников предприятий города, повышения уровня жизни населения г. Заречный, совершенствование правовой базы местного самоуправления, позволяющей развивать инициативу и самостоятельность, повышать предпринимательскую активность населения, ответственность и заинтересованность органов местного самоуправления г. Заречный за их развитие.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией города Заречный, Собранием представителей города Заречный.
VII. Оценка эффективности социально-экономических
последствий реализации Программы
Реализация намеченных Программой мероприятий будет способствовать активизации социально-экономического развития организаций города.
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
создание новых рабочих мест;
переподготовку и переобучение персонала организаций города;
снижение социальной напряженности в городе и создание благоприятного социального климата;
увеличение налоговой базы, собственных доходов бюджета города за счет развития производств.
Результаты предварительного анализа программных мероприятий свидетельствуют об их достаточно высокой эффективности с точки зрения решения проблемы сохранения, развития и рационального использования кадрового и научно-производственного потенциала предприятий города (приложение N 7).
------------------------------
* - Ресурсное обеспечение может ежегодно корректироваться в установленном порядке
Согласовано:
Глава администрации ЗАТО Заречный |
И.о. генерального директора ФГУП |
Приложение N 1
Перечень
мероприятий Муниципальной программы создания условий и предпосылок
для повышения эффективности управления и деятельности организаций
города Заречный на 2004-2006 годы
Наименование мероприятия Программы | Объем финансирования, млн. рублей |
|||
Всего | 2004 | 2005 | 2006 | |
1. Разработка долгосрочного плана соци- ально-экономического развития города и предприятий в новых условиях |
5,000 | 5,000 | ||
2. Содействие в трудоустройстве высво- бождаемого персонала в рамках осуществ- ления мероприятий по реформированию ФГУП ПО "Старт" |
* | * | * | * |
3. Обучение и переобучение персонала предприятий и организаций города |
8,495 | 1,795 | 2,9 | 3,800 |
4. Содействие в решении жилищной проб- лемы в рамках реализации муниципального жилищного строительства |
* | * | * | * |
5. Создание городского маркетингового центра |
65,4 | 8,205 | 57,195 | |
6. Передача в муниципальную собствен- ность объектов социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы, находящихся на балансе градообразующего предприятия |
* | * | * | * |
Итого | 78,895 | 15,000 | 60,095 | 3,800 |
Примечание:
* - Объемы уточняются
Приложение N 2
к Программе
Содействие в трудоустройстве высвобождаемого персонала в рамках
осуществления реформирования градообразующего предприятия
Падение численности персонала ФГУП ПО "Старт" связано с изменением функциональной структуры его управления, которая ориентирована в основном на реорганизацию и ликвидацию незагруженных, малоэффективных производств, объединение цехов в специализированные производства, объединение вспомогательных служб, сокращение управленческого аппарата, приведение численности работников предприятия в соответствие с объемами производства. Численность к концу 2007 года составит 7355 человек, в том числе в материальном производстве - 7000 чел.
Целью кадровой политики является обеспечение кадровыми ресурсами безусловного выполнения задач по дальнейшему становлению и развитию предприятия, превращению его в экономически эффективное производство, основанное на передовых технологиях.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- устранение имеющихся кризисных явлений, связанных с возрастным составом человеческих ресурсов предприятия; омоложение коллектива предприятия; снижение текучести кадров; обеспечение конкурентных преимуществ на рынке труда;
- пересмотр сложившейся системы оплаты, мотивации и стимулирования оплаты труда, системы занятости; формирование социально привлекательных условий для успешной адаптации и закрепления молодежи; осуществление мероприятий по сокращению издержек, обусловленных как неэффективным использованием имеющегося кадрового потенциала, так и избыточными трудовыми ресурсами предприятия;
- развитие системы непрерывного повышения уровня квалификации работников.
Несмотря на резкое снижение численности в отрасли в целом, численность предприятия за последние 5 лет мало изменилась и на 01.01.2004 г. составляла 9454 чел, из них женщин - 4697 (49,7%).
Средний возраст персонала на 01.01.2004 г. - 44,6 лет, руководителей - 51 год. Количество пенсионеров составляло к началу 2004 года - 1359 человек (15% от численности), из которых 748 чел. - женщины. Количество лиц предпенсионного возраста (осталось 2 года до назначения пенсии) - 527 чел. (367 женщин).
При непосредственной поддержке Администрации г. Заречный и Центра занятости населения:
- создана городская комиссия по решению вопросов трудоустройства в условиях массового увольнения;
- организован Консультационный пункт на территории завода для оказания информационных услуг помощи в трудоустройстве высвобождаемых работников;
- проведена инвентаризация вакансий предприятий города с целью определения рынка трудовых ресурсов;
- ежемесячно проводятся ярмарки вакансий с привлечением представителей работодателей г. Заречный и г. Пенза;
- решен вопрос о назначении досрочной пенсии высвобождаемым работникам предпенсионного возраста.
За период с 01.01.2004 по 15.05.2004 г. уволено 1045 человек, их них основных рабочих - 208; вспомогательных рабочих - 582, руководителей - 48; специалистов - 169, из них молодых специалистов - 6 и служащих - 21 человек. Средний возраст уволенных - 53 года.
Количество работников пенсионного возраста упало с 1359 на начало года до 861 на сегодняшний день (по 162 приказу уволилось 386 человек). Средний возраст на 15.05.2004 г. составляет 43,5 года.
За отчетный период на предприятие было принято 180 человек, из них основных рабочих - 103, из них учеников - 70 чел., вспомогательных рабочих - 43, руководителей - 12, специалистов - 13, в том числе 11 молодых специалистов и служащих - 1 человека. Средний возраст принятых работников составил 41 год.
Численность предприятия на 15.05.2004 составила 8594 человека, из них женщин - 4159.
Приложение N 3
к Программе
Обучение и переобучение персонала предприятий и организаций города
Одним из основных направлений кадровой политики предприятия является организация системы непрерывного обучения и подготовки персонала.
Основная идея создания данной системы заключается в создании особой подсистемы управления кадровыми ресурсами предприятия, которая обеспечит комплексное решение следующих задач:
- повышение квалификации и создание высокоэффективной технологии подготовки персонала, ориентированной на специалистов, определяющих ключевые направления деятельности предприятия в сфере науки и производства;
- устранение разрыва преемственности поколений за счет активизации процесса передачи научно-технической, управленческой и корпоративной культуры.
Комплекс мероприятий по повышению квалификации специалистов предприятия является одним из ключевых в системе подготовки. Требование современного рынка - наличие на наукоемких предприятиях неких синтетических специалистов, инженеров или менеджеров, обладающих хорошими знаниями иностранного языка, свободно ориентирующихся в компьютерных технологиях, обладающих, кроме специальных знаний, знаниями тонкостей менеджмента (в том числе финансового), маркетинга, технологий продаж продукции своего предприятия.
Прошли те времена, когда комплектование специалистами проводилось за счет квалифицированных специалистов с родственных предприятий. Ставку можно делать только на молодых специалистов, выпускников вузов. Для ФГУП ПО "Старт" кузницей кадров является Пензенский государственный университет. Необходимо организовывать работу со студентами, начиная с 3-го курса, приглашая учащихся на все виды практики в подразделения градообразующего предприятия.
Важное значение в привлечении будущих молодых специалистов оказывает практика трудоустройства на предприятии студентов на время преддипломной практики и дипломного проектирования на 0,5 ставки техника. За это время студенты под руководством специалистов предприятия, работая над дипломным проектом по тематике предприятия, одновременно проходят адаптацию в трудовом коллективе. Налицо обоюдная заинтересованность: студент знакомится с предприятием, а руководители подразделений определяют целесообразность приема данного специалиста. В этом же плане привлекательна программа "Работа + учеба". Молодые люди, отработав на производстве 5 лет и получив высшее образование, сами будут выбирать для себя инженерный труд или рабочую профессию.
Но наряду с воспитанием научных кадров необходимо вести подготовку молодых рабочих. На предприятии имеется острая потребность в рабочих-станочниках, рабочих вспомогательных профессий. Основные причины неукомплектованности производства: непрестижность профессии, низкая заработная плата неквалифицированного труда. А чтобы стать специалистом в своем ремесле, нужно иметь хорошего наставника и трудиться не менее 3-5 лет. Поэтому еще одним направлением кадровой работы должно стать возрождение наставничества.
Нужно отметить, что количество молодых специалистов, возраст которых не превышает 30 лет, на предприятии невелико и составляет 13% от численности. Это очень низкий показатель, особенно если учитывать, что работников, возраст которых превышает 50 лет, - 27%.
На ФГУП ПО "Старт" острая потребность в кадрах. В настоящее время на предприятие требуются специалисты-разработчики, технологи, высококвалифицированные рабочие. Для решения данной задачи совместными усилиями Пензенского государственного университета и администрации предприятия принята программа привлечения молодых рабочих с возможностью дальнейшего обучения в университете без отрыва от производства. Преимуществами данной программы являются:
- очное высшее образование;
- отсрочка от призыва в Вооруженные силы РФ;
- возможность трудоустройства на предприятии;
- минимальная оплата обучения (50% стоимости обучения берет на себя предприятие).
В 2004 году планируется прием 100-150 человек на данную программу, по специальностям, которые для предприятия являются критическими: "Радиотехника", "Микроэлектроника и твердотельная электроника", "Технология машиностроения", "Металлообрабатывающие станки и комплексы", "Вычислительные машины, комплексы и системы", "Информационно-измерительная техника" и др.
Молодые люди, окончившие колледж и имеющие рабочие специальности, приглашаются для работы на ФГУП ПО "Старт" в качестве основных рабочих, им предоставляется возможность без отрыва от производства получить высшее образование с минимальными финансовыми затратами, 50% стоимости обучения берет на себя предприятие. Для реализации данной программы необходим 1,0 млн. рублей в год.
Возможность карьерного роста повышает привлекательность предприятия для молодых людей. Для подготовки молодых руководителей предприятия в этом году увеличена квота приема на Президентскую программу подготовки управленческих кадров по Пензенской области. 30 молодых управленцев получили возможность повысить свою квалификацию. Затраты предприятия для осуществления программы составят 270,0 тыс. рублей.
Для повышения привлекательности предприятия для молодых специалистов планируется введение контрактной системы оплаты труда выпускникам вузов, при которой заработная плата молодых специалистов не будет менее средней по заводу. В 2004-2005 году планируется прием 100 молодых специалистов в подразделения СКВ и службу главного технолога.
Необходимые объемы финансирования работ, связанных с обучением и переобучением персонала ФГУП ПО "Старт", представлены в таблице:
Наименование мероприятий | Затраты, тыс. руб. | ||
2004 | 2005 | 2006 | |
Организация целевой подготовки молодых кадров по программе "Работа + учеба" на факультете "Инновационные технологии обучения" ПГУ |
1,000 | 1,500 | |
Подготовка специалистов предприятия в рамках Государственного плана подготовки управлен- ческих кадров для организации народного хозяй- ства РФ по дополнительной квоте, утвержденной Правительством |
0,27 | ||
Повышение квалификации по темам: - Реструктуризация предприятия; - Логистика; - Маркетинг; - Искусство коммуникаций; - Менеджмент и др. |
0,700 | 1,000 | 1,250 |
Доплата к заработной плате молодым специалистам | * | * | |
Подготовка молодых рабочих (учеников) | 0,56 | 0,600 | 0,700 |
Обучение вторым (смежным) профессиям | 0,265 | 0,300 | 0,350 |
Итого | 1,795 | 2,900 | 3,800 |
* объемы расходов в стадии рассмотрения
Приложение N 4
к Программе
Содействие в решении жилищной проблемы организаций в рамках
реализации муниципального жилищного строительства
Привлечение и закрепление молодых кадров - это одно из приоритетных направлений кадровой политики любого предприятия. Для решения данной задачи требуется комплекс мер, направленных на повышение уровня материального обеспечения молодых специалистов, решение жилищной проблемы, создание условий карьерного роста и др.
При решении жилищной проблемы в рамках реализации программы муниципального жилищного строительства с использованием механизмов предоставления бесплатного жилья определенным категориям граждан. Стратегически важно шире использовать механизм субсидирования на строительство и приобретение жилья, привлечения граждан к участию в долевом строительстве, развивать программу ипотечного кредитования, привлекать средства, выделяемые ФГУП ПО "Старт" по государственному контракту по программе развития ядерно-оружейного комплекса (2004 г. - 4,0 млн. руб.; 2005 г. - 10,0 млн. руб.).
На предприятиях города, которые обеспечиваются жильем (или выделяются безвозмездные субсидии на участие в строительстве или покупку квартиры) за счет средств местного бюджета, за последние 8 лет обеспечены семьи, состоящие на учете до 1987 года.
Но, несмотря на это:
- на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на ФГУП ПО "Старт" на 01.01.2004, в соответствии с представленными на проверку списками, состоят 1147 семей, из них в льготной очереди - 481 семья, из них внеочередники - 6 семей. Первый из очередников состоят на учете с 1982 года.
- на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства на 01.01.2004 состоит в общей очереди 977 семей, из них в льготной очереди 348 семей, из них внеочередники - 11 семей. Первый из очередников состоят на учете с 1992 года.
- на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на предприятиях, которые Администрация обеспечивает жильем за счет средств местного бюджета, первыми стоят граждане, подавшие заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1987 году (в среднем). Несколько лет назад ситуация на этих предприятиях в вопросе обеспечения жильем очередников была такой же, как сейчас на ФГУП ПО "Старт".
В целях ускорения решения жилищной проблемы, эффективного проведения жилищной реформы в современных экономических условиях и повышения ее социальной направленности необходимо:
1. Создание корпоративной модели строительства ипотечного жилья.
Основным отличием данной модели является то, что ипотечная программа реализуется для сотрудников предприятия. Средства на ее реализацию планируется на возвратной основе привлекать из Федерального Агентства по энергетике (далее - Агентство). В нашем городе имеются два предприятия Агентства - ФГУП ПО "Старт" и ФГУП НИКИРЭТ. Коллегией Минатома РФ от 11 июля 2000 г. было принято решение (протокол N 15) "О Концепции и Программе улучшения жилищных условий работников предприятий отрасли и населения городов в местах их расположения с использованием механизма ипотечного кредитования". По этой Концепции строительство жилья осуществляется на средства предприятия города и Агентства. Причем возврат средств в Агентство необходимо производить ценными бумагами - ипотечными облигациями, выпущенными на основе закладных по договорам об ипотеке. Это позволит привлекать дополнительные инвестиции в город на строительство жилья, привлекать молодых специалистов и удерживать квалифицированные кадры на вышеуказанных предприятиях города.
2. Отселение из города.
Утвержденное постановлением Главы Администрации г. Заречный от 28.01.2002 N 89 "Положение о порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования Заречный на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам", на фоне сокращения кадрового состава на ФГУП "ПО "Старт" может дать возможность получения жилья за пределами города, улучшить жилищные условия части семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на ФГУП ПО "Старт".
3. Предоставление безвозмездных субсидий на участие в строительстве или приобретение жилья.
"Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в г.Заречном", утвержденное постановлением Главы Администрации от 27.12.2001 N 1413, дает возможность воспользоваться опытом, накопленным Администрацией города, предоставляя субсидии семьям, состоящим на учете нуждающихся. Такой способ решения жилищной проблемы очередников дает возможность путем изменения процента субсидии.
Все это позволит обеспечить возможность улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, оказания помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной и муниципальной поддержки граждан, нуждающихся в жилье.
Приложение N 5
к Программе
Создание городского Маркетингового центра
В последнее время все более актуальной становится проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации. В десятилетний период экономических реформ в стране ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Одновременно решались задачи институциональных преобразований форм собственности, либерализации внешнеэкономической деятельности. Задач экономического роста, активной промышленной политики, как таковых, не ставилось. По крайней мере, они являлись даже не второстепенными. В значительной степени перечисленные проблемы в той или иной мере за прошедшее время решены. Однако ни Президент страны в своих официальных выступлениях, ни бизнес, ни население не были удовлетворены темпами и перспективами экономического роста. Поэтому в 2003 году Президент ставил перед Правительством конкретную задачу - рост ВВП на 8%. По итогам года был достигнут показатель роста 7,0%.
В Пензенской области индекс физического объема промышленного производства за 2003 год составил 7,2%, в то время как в Заречном произошел спад на 0,4%. В наибольшей степени на это оказывает влияние градообразующее предприятие - ФГУП ПО "Старт". По итогам 2003 года в производстве на нем было занято 9557 человек, выпуск продукции составил 1179,1 млн. руб. В целом по городу было произведено продукции на 2527,0 млн. руб.
Одним из путей снижения дотационной зависимости города от Федерального центра, улучшения инвестиционного климата, увеличения налоговой базы, интенсивного развития всех отраслей экономики города, сокращения безработицы, повышения благосостояния жителей является эффективная работа градообразующего предприятия. Поэтому перед руководством города, ФГУП ПО "Старт" стоит сложная задача - благодаря реформированию производства увеличить выпуск продукции как за счет освоения новых видов продукции, так и за счет расширения рынков сбыта.
Одним из первых шагов, которые необходимо предпринять в этом направлении, является создание в городе маркетингового центра.
Мировая практика показала, что без проведения грамотной маркетинговой политики предприятие обречено на провал. Мало произвести продукцию, ее надо еще и продать. В настоящее время нет смысла производить, не зная потребности рынка. Не рынок должен подстраиваться под хозяйствующий субъект, а он под рынок. Определять перспективные направления в работе предприятия, продвигать товар на внутреннем и внешнем рынках, вести анализ конъюнктуры призвана служба маркетинга при центре.
Промышленность России, ранее собранная в технологически единый комплекс, сейчас состоит из предприятий, решающих подчас несопоставимые производственно-технологические, торгово-сбытовые, финансово-управленческие задачи. Внутренне расслоились и старые территориально-производственные комплексы. Тем не менее глобализация заложила основные тренды трансформации российской промышленности. Во-первых, это освоение новых форматов торговли. Учитывая, что в современной экономике торговля управляет производством, в течение двух-трех лет в России следует ожидать взрывного роста торговых сетей, развития новых форм проникновения на рынки (интернет-торговля, каталожная торговля, франшиза и т.п.). Все это потребует развития промдизайна, брэндинга, качественного изменения информационной среды на рынке. Во-вторых, достижение российским бизнесом размеров, сомасштабных глобальному рынку. Решая данную задачу, российские промышленные предприятия не обязательно должны будут влиться в разного рода холдинги, вертикально интегрированные компании. Они могут консолидироваться на основе сетевого принципа как своего рода метакорпорации поставщиков и субподрядчиков, а также конкурентов внутри однородных кластеров. В-третьих, обеспечение быстрого технологического роста производства, позволяющего российским предприятиям конкурировать с производителями всего мира. Пока технологический рост достигается в основном за счет импорта технологий. Однако в условиях выравнивания других факторов хозяйствования (стоимости сырья, рабочей силы, налоговой нагрузки, усиления национальной валюты) это не дает решающих конкурентных преимуществ производителю. Рано или поздно российская промышленность должна будет перейти к инновационному развитию.
Чтобы проводить инновационную политику, необходимо сформировать систему мониторинга инновационного потенциала, создать систему поддержки и развития инновационной деятельности, а также решать вопросы координации деятельности предприятий, занятых инновациями в городе.
Формироваться инновационная политика города должна на основании миссии и стратегии развития региона, сформированной в соответствии с выявленными приоритетными и перспективными направлениями развития промышленности, науки, техники и инновационной деятельности.
Целью инновационной политики является ускорение социально-экономического развития как отдельно взятого предприятия - ФГУП ПО "Старт", так и города в целом. Для этого необходимо создать эффективную инновационную инфраструктуру города, ориентированную на информационную базу инноваций Пензенской области, Министерства промышленности, транспорта и связи РФ, входящие в единую базу РФ, разработать информационные модели организации, объектов, операций для инновационной деятельности, методику обоснования классификации инноваций применительно к потребностям региона и министерства. Без разработки и внедрения новых технологий и новых видов продукции у предприятия нет будущего.
Еще одной проблемой предприятия является нехватка высококлассных специалистов, современных менеджеров, маркетологов. Ввиду низкой оплаты труда перспективная молодежь не задерживается на заводе, а для обучения имеющихся кадров у завода нет средств. Создание при маркетинговом центре учебного центра поможет решить эту проблему. При необходимости здесь могут обучаться представители других городских предприятий и организаций. Их обучение планируется вести за счет средств муниципалитета, приезжих из других областей - на платной основе. Впоследствии на базе учебного центра планируется открытие отраслевого вуза, первого в г. Заречный.
Основными целями и задачами маркетингового центра являются:
1. Проведение научно-исследовательских изысканий, работ по модернизации производства ФГУП ПО "Старт" и других предприятий города, разработка новых видов продукции с целью внедрения их массового выпуска.
2. Создание в маркетинговом центре службы маркетинга, направленной на продвижение на рынок товаров, услуг, технологий, продукции ФГУП ПО "Старт" и городских предприятий.
3. Подготовка высококлассных специалистов в области маркетинга, менеджмента, финансов, права, ориентированных в первую очередь для ФГУП ПО "Старт", ФГУП НИКИРЭТ и предприятий города.
4. Создание благоприятного инвестиционного климата в г. Заречный для привлечения в экономику города и, в частности, на ФГУП ПО "Старт" российских и зарубежных инвестиций.
Для выполнения поставленных задач маркетинговый центр будет вести свою деятельность по следующим направлениям:
1. Научно-исследовательские изыскания в области:
- разработки плана мероприятий по реформированию гражданского и развитию качественно нового военного производства подготовки стратегической программы действий предприятия на долгосрочный период до 2030 года;
- модернизации и совершенствования выпускаемых видов продукции;
- разработки новых видов продукции, внедрения их на производствах.
2. Осуществление маркетинговой политики:
- создание интегрированного банка данных о предприятиях-производителях, оптовых складах, торговых фирмах и других субъектах предпринимательской деятельности;
- сбор и анализ коммерческих предложений предпринимателей, поиск партнеров по конкретным предложениям;
- формирование портфеля инвестиционных проектов, поиск инвесторов;
- налаживание прямых хозяйственных связей между предприятиями любых форм собственности;
- маркетинговые исследования товарных рынков;
- сбор и предоставление маркетинговой информации по заказу клиентов;
- планирование рекламных кампаний предприятий и разработка их маркетинговой стратегии;
- оценка основных фондов, консультирование по вопросам лицензирования, сертификации и другим аспектам законодательства, а также вопросам бухгалтерского учета и отчетности предприятий;
- организация информационной поддержки и оказание широкого спектра информационных услуг предприятиям и предпринимателям, актуализация информации, содержащейся в распределенных базах данных системы.
3. Ведение образовательной деятельности по следующим специальностям:
- менеджмент, экономика, менеджмент организации, математические методы в экономике;
- финансы и кредит, бухучет, анализ, аудит;
- маркетинг, управление персоналом;
- документоведение, реклама.
4. Создание инвестиционной привлекательности города, ФГУП ПО "Старт" и других городских предприятий путем проведения грамотной многоуровневой PR-кампании, в т.ч.:
а) ведение переговоров с ведущими российскими информагентствами, печатными и электронными СМИ;
б) проведение персональных контактов с представителями потенциальных инвесторов Главы города, руководителей Администрации города, бизнес-элиты, депутатов Собрания представителей г. Заречного;
в) выработка брэндов города и городских предприятий;
г) проведение семинаров, конференций, симпозиумов по тематике, связанной с работой градообразующего и других предприятий с привлечением потенциальных инвесторов, специалистов аналогичных производств.
При реализации данного направления Программы работа маркетингового центра позволит приблизить экономику города к самодостаточной, обеспечит приток инвестиций на градообразующее предприятие и другие предприятия города. Впоследствии возможно выделение из структуры центра образовательного направления в высшее учебное заведение.
При расширении производства автоматически будут задействованы все смежные отрасли экономики г. Заречный. Строительные, автотранспортные и пр. заказы при создании инфраструктуры будут размещаться на местных предприятиях, что позволит им также сохранить и увеличить рабочие места, увеличить выпуск продукции, товаров и услуг, улучшить финансовое состояние.
В городе возникнет научно-исследовательское учреждение, аналогов которому нет в Пензенской области. Это будет опорой и мозговым центром градообразующего предприятия и всех предприятий и организаций города. Вся экономика города будет представлена в единой сети маркетингового центра, что сделает ее более мобильной, прозрачной и понятной для всех.
Мероприятия по созданию маркетингового центра рассчитаны на 3 года и их планируется осуществить в три взаимосвязанных этапа:
1. Подготовка нормативной базы, технической документации, разработка технического задания на проектирование, эскизный и рабочий проекты.
2. Организация работы центра.
3. Создание инфраструктуры центра.
Предположительно штат сотрудников будет насчитывать 400 человек. Половина из них - собственные кадры ФГУП "НИКИРЭТ", ФГУП ПО "Старт", города. Еще 200 человек необходимо будет привлечь со стороны.
С целью сокращения затрат на строительство нового здания центр будет располагаться в административном корпусе ФГУП ПО "Старт" по ул. Мира, 1а. Для его адаптации следует провести реконструкцию, закупить необходимое оборудование, оргтехнику. По предварительной оценке проектно-сметной группы реконструкция помещения оценивается в 20,0 млн. руб. Стоимость оборудования и оргтехники - 20,0 млн. рублей.
На ФГУП ПО "Старт" и других городских предприятиях также назрела серьезная необходимость построения полноценных корпоративных сетей, обеспеченных централизованным хранилищем информации, надежными средствами резервного копирования и архивирования, производительными серверами и достаточным количеством техники для оснащения рабочих мест специалистов и пользователей.
Построение корпоративной вычислительной сети на предприятии даст возможность внедрения современной системы управления. Подобные системы позволяют рассчитывать реальные текущие потребности предприятия во всех видах ресурсов, организовать на современном уровне процессы разработки технологий и конструкторской документации, формировать в режиме реального времени всевозможную управленческую информацию, переход на безбумажную технологию.
Интегрированная система управления обеспечит взаимодействие различных подсистем бухгалтерского, управленческого и финансового учета, технологического и конструкторского проектирования, позволит принимать взаимосвязанные решения по ведению раздельного учета и по широкому кругу других управленческих задач.
Ориентировочный объем капитальных вложений в развитие корпоративной сети на примере ФГУП ПО "Старт" представлен в таблице:
Наименование | Сумма, млн. руб. |
Развитие корпоративной сети на базе оптоволоконных линий свя- зи - всего, в том числе: |
11,5 |
- Организация компьютерного центра по моделированию и проек- тированию технологической оснастки |
1,5 |
- Организация конструкторского компьютерного центра | 1,5 |
- Модернизация серверного парка АСУП | 2,0 |
- Организация закрытой сети | 1,0 |
- Развитие АСУ-цех | 4,0 |
- Развитие Интернет | 1,5 |
Развитие ИПИ-технологий | 13,9 |
Модернизация ИАСУ предприятий направлена на совершенствование организации производства, планирования, оперативного управления, учета и анализа производственно-хозяйственной деятельности с целью повышения ее экономической эффективности. Основными источниками экономической эффективности функционирования АСУ являются снижение издержек на выпуск продукции и прирост прибыли за счет дополнительного объема выпуска и реализации продукции.
Годовая экономия от модернизации АСУП является результатом:
- снижения затрат на электроэнергию;
- снижения трудоемкости обработки информации;
- экономии от модернизации комплекса задач по управлению материально-техническим снабжением.
Система позволит сделать качественный скачок использования (эксплуатации) ИАСУ, который приведет к оптимизации управленческих решений, повышению конкурентоспособности предприятий на рынке.
Приложение N 6
к Программе
Передача в муниципальную собственность объектов СКС и ЖКС,
находящихся на балансе ФГУП ПО "Старт"
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, необходимо до конца 2004 года завершить передачу указанных объектов в муниципальную собственность.
Помимо этого, данное мероприятие только для ФГУП ПО "Старт" обеспечит снижение непроизводственных расходов ежегодно более чем на 20 млн. рублей. Высвобождаемые ресурсы позволят направить оборотные средства на проведение масштабной реструктуризации действующего производства и минимизировать сроки ее реализации, а также повысить прибыльность производственной деятельности предприятия, обеспечив при этом возможность повышения заработной платы промышленного персонала и соответствующих дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представлен в таблице:
N п/п |
Наименование объектов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
ДК "Современник" Закрытый стрелковый тир Главный корпус старой поликлиники Общежития NN 4, 7, 8, 11, 12, 14 Вставки 1А, 2А, ЗА Столовые NN 3, 10 (кафе "Молодежное"), 13 Фабрика заготовочная |
Приложение N 7
к Программе
Прогнозные показатели развития ЗАТО Заречный
Пензенской области в 2005-2006 годах
Наименование показателей | Единица измерения |
2005 год | 2006 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Объем выпуска товаров, работ, услуг всего по городу |
млн.руб | 3272 | 3514 |
темпы роста к предыдущему году | 1,07 | ||
в том числе - ФГУП ПО "Старт" |
млн.руб. | 1920 | 2094 |
темпы роста к предыдущему году | 1,09 | ||
- прочие: муниципальные, частные организа- ции |
млн.руб. | 1352 | 1420 |
Среднемесячная заработная плата по городу | рублей | 5700 | 6217 |
темпы роста к предыдущему году | 1,09 | ||
в том числе - ФГУП ПО "Старт" |
рублей | 7100 | 8450 |
темпы роста к предыдущему году | 1,19 | ||
Высвобождение работников трудоспособного возраста с ФГУП ПО "Старт" |
чел. | 1500 | |
Собственные доходы бюджета ЗАТО | млн.руб. | 396 | 425 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы, поступающие в бюджет ЗАТО Заречный от ФГУП ПО "Старт" |
млн.руб. | 115 | 131 |
Примечание:
Собственные доходы бюджета ЗАТО Заречный рассчитаны в налоговых условиях 2004 года при сохранении статуса ЗАТО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 8 июля 2004 г. N 328 "Об утверждении "Муниципальной программы создания условий и предпосылок для повышения эффективности управления и деятельности организаций города Заречный на период 2004-2006 годы"
Текст решения опубликован в газете "Заречье" N 38 от 22 сентября, N 39 от 29 сентября, N 40 от 6 октября 2004 г.
Решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 27 октября 2009 г. N 118 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 6 июня 2006 г. N 211
Решение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 8 сентября 2005 г. N 93
Решение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 22 апреля 2005 г. N 46
Решение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 28 февраля 2005 г. N 39