Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Собрания представителей г. Заречного
от 10 ноября 2004 г. N 349
Муниципальная целевая программа
"О совершенствовании деятельности по управлению отходами
производства и потребления" ЗАТО г. Заречный на 2005-2007 годы
Паспорт муниципальной целевой программы
"О совершенствовании деятельности по управлению отходами
производства и потребления" ЗАТО г. Заречный на 2005-2007 годы
Наименование прог- раммы |
Муниципальная целевая программа "О совершенствовании деятельности по управлению отходами производства и потребления" ЗАТО г. Заречный на 2005-2007 годы. |
Основание для соз- дания |
Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отхо- дах производства и потребления", от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Решение Собрания представителей от 21.10.2003 г. N 243 "Правила благоустройства, сани- тарного содержания и уборки территорий города Зареч- ный". |
Заказчик программы | Администрация города |
Цель и задачи программы |
- Снижение негативного воздействия от размещения от- ходов - Участие в территориальной целевой программе "Эко- логия и природные ресурсы Пензенской области на 2003-2010 гг." N 552-ЗПО от 27.11.2003 г. |
Сроки и этапы реа- лизации программы |
2005-2007 годы I этап - 2005 год II этап - 2006 год III этап - 2007 год |
Исполнители основ- ных мероприятий Программы |
МУ "Управление природными ресурсами"; Предприятия города; МУП "Автостоянка" |
Объемы и источники финансирования программы |
Муниципальные мероприятия по охране окружающей среды на 2005, 2006, 2007 гг. |
Ожидаемые конечные результаты |
- Уменьшение объема вывозимых ТБО на свалку г. Пензы - Уменьшение платы за ТБО с предприятий и организа- ций города - Внедрение селективного метода сбора отходов произ- водства и потребления - Использования отходов как вторичного сырья - Улучшение экологической ситуации на территории му- ниципалитета - Создание новых рабочих мест |
Организация конт- роля за реализаци- ей программы |
Администрация города |
Введение
Настоящая программа "О совершенствовании деятельности по управлению отходами производства и потребления" ЗАТО г. Заречный" на 2005-2007 годы разработана с учетом проживания в ЗАТО ~ 63 тыс. человек, в городе зарегистрировано ~ 17 тыс. единиц автотранспорта, осуществляют свою деятельность ~ 650 природопользователей различных направлений. С ростом потребляемых товаров и развитием экономических процессов растет количество твердых бытовых отходов (ТБО) и отходов производства. Все вместе они составляют "муниципальные отходы".
Программой предложен новый подход к работе с муниципальными отходами.
Программа предусматривает понятие "управление отходами", означающее ряд мероприятий по уменьшению количества отходов, путем перехода на селективный сбор, хранение, транспортирование на перерабатывающие комплексы, с последующим использованием как вторичного сырья.
Цель программы
Муниципальная целевая программа "О совершенствовании деятельности по управлению отходами производства и потребления" ЗАТО г. Заречный" разработана в целях уменьшения негативного воздействия отходов производства и потребления муниципального образования.
Программа позволит ЗАТО г. Заречный Пензенской области принять участие в территориальной целевой программе "Экология и природные ресурсы Пензенской области на 2003-2010 гг." от 27.11.2003 г. N 552-ЗПО.
Программа позволит перейти на иную схему уборки территорий ЗАТО от отходов производства и потребления с возможностью использования отходов как вторичного сырья.
Программа позволит перейти к селективному методу сбора, хранения и транспортировки отходов производства и потребления.
Программа позволит организовать новые рабочие места.
Основной задачей программы является реализация на территории Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 24.06.1998 г.
Программа позволит уменьшить объемы вывозимых на полигоны отходов.
Характеристика проблемы
Проблема отходов в настоящее время является все более актуальной по целому ряду причин: - непрерывно возрастает как в абсолютных величинах, так и на душу населения объемы ТБО
Пример:
Предприятия, занимающиеся вывозом отходов |
Вывозимые объемы на свалку ТБО г.Пензы по годам, м3/год |
||
2002 г. | 2003 г. | I кв. 2004 г. | |
МУП "ЖСКХ" | 65472 | 88580 | 7356 |
МП "КБУ" | 17597 | 21497 | 3309 |
Итого: | 83063 | 110077 | Ожидаемое по до- говору ~ 127980 |
- состав отходов усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов;
- отношение населения с возрастающей экологической грамотностью к традиционным методам сбора мусора (при экологическом воспитании и просвещении) становится все более отрицательным;
- новые технологии утилизации отходов, в т.ч. современные системы разделения (селективное), использование отходов как вторичное сырье для нового производства;
- экономика управления отходами усложняется, стоимость утилизации отходов возрастают#.
Программа составлена таким образом: природопользователь -> образование отходов -> сбор -> хранение -> транспортировка -> утилизация -> переработка -> размещение.
Таким образом программой выстроена цепочка с момента образования отходов до их размещения.
Ресурсная характеристика проблемы
Отходы, образующиеся на предприятиях города и в жилом секторе, представлены широким спектром.
Ртутьсодержащие отходы: (I класс опасности)
За 2003 год в городе на предприятиях и учреждениях различных форм собственности было образовано и сдано на демеркуризацию в ЧП "Сидоров" 32236 ламп (без ФГУП "ПО "Старт" 2002 г. - 21600 шт., 2003 г. - 21978 шт.). Около 10% не сдано, находятся в необорудованных помещениях (требования СанПин "При работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением", Москва, 1988 г.)
В учреждениях социальной сферы используются ртутные термометры (общее количество в ДДУ, школах города и МСЧ-59 ~ 400 шт.)
Полимерные отходы:
Полимерные отходы являются острейшей проблемой нового тысячелетия, из всего объема ТБО на полимеры приходится > 10%, т.е. на свалку ТБО вывозится ~ 8500 м3/год.
Отходы автотранспорта:
В городе на 01.01.2003 г. зарегистрировано 17 тыс. единиц автотранспорта. В результате эксплуатации образуются шины, аккумуляторы с отработанным электролитом, отработанные масла (моторные и трансмиссионные).
Отходы ТБО:
На 1 жителя удельный норматив образования ТБО (без отбора пищевых продуктов) 217 кг/год (1,05 м3/год на 1 человека). Эти данные характеризуют благоустроенный жилой сектор. В неблагоустроенном жилом фонде норматив для накопления ТБО - 405 кг/год на 1 человека (1,35 м3/год на 1 человека).
В настоящее время 100% ТБО ("отходы потребления") вывозится на свалку.
Современный анализ ТБО показывает "богатство этого сырья", т.к. 25% - бумага, 10% - стекло, 15% - полимеры, 5% - металл (как правило цветной), т.е. 50% из общего объема ТБО могут использоваться как вторичное сырье.
Гальваношламы:
Градообразующее предприятие ФГУП "ПО "Старт" с широким спектром производственной деятельности.
Одно из направлений производственной деятельности - гальванопроизводство.
Количество шлама, образующееся на предприятии, ~ 200 т/год (с содержанием кадмия, хрома Cr(3+), цинка, меди, никеля, железа).
Содержание проблемы, основание
необходимости ее решения программно-целевым методом
Твердые бытовые отходы (ТБО) и отходы производства являются многотоннажными отходами потребления. ТБО, образующиеся от жизнедеятельности людей, представляют собой смесь сложного морфологического состава (черные и цветные металлы, макулатуросодержащие и текстильные компоненты, стеклобой, пластмасса и др.). Поверхностный анализ состава ТБО подтверждают# "богатство этого сырья". Именно "сырье", потому, что это на 25% - бумага, на 10% - стекло, на 15% - полимеры, на 5% - металл, это все из общего объема вывозимых на свалку отходов. Проблема работы с муниципальными отходами являются# актуальной для современного города, поскольку затрагивает необходимость обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, санитарную очистку городов, охрану окружающей среды и ресурсосбережение. Данная проблема характерна для каждого города, но особенно для городов, не имеющих собственных объектов размещения ТБО, коим и является город Заречный.
Актуальная задача - создание эффективной системы управления потоком муниципальных отходов, тем более, что сбор и удаление ТБО - это вид коммунальных услуг, оплачиваемых населением.
Управление отходами включает в себя организацию их сбора, дополнительной сортировки с уменьшением объема, вывозом на переработку, захоронением не утилизируемой части отходов. Вывод из полигонного захоронения на промышленную переработку ~ 65% отходов муниципального образования является основной тенденцией решения проблемы по управлению муниципальными отходами.
Программа позволит уменьшить затраты на санитарную очистку, что особенно актуально в связи с реформированием ЖКХ.
Расчет: объем отходов, вывозимых МУП ЖСКХ: по данным 2003 года
88579,9 м3/год х 5,95 = 527050,4 руб.
объем отходов, вывозимых МП "КБУ":
21497 м3/год х 5,95 = 127907,15 руб.
Итого: 654957,6 руб.
С учетом разделения отходов 65% идет на переработку, как вторичное сырье, следовательно, муниципалитет будет вывозить отходы на свалку ТБО за 229235,16 руб. (вместо 654957,6 руб.).
Капитальные вложения в решение проблемы ТБО должны быть ориентированы на создание наиболее прогрессивной и приемлемой для ЗАТО модели управления отходами на основании научно-обоснованной стратегии управления ТБО.
Стратегия управления отходами базируется на решении следующих основных задач:
- минимизация количества образующихся отходов;
- максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот и их материально-энергетическая утилизация, как техногенного сырья;
- минимизация затрат на санитарную очистку города;
- постепенный переход от полигонного захоронения к промышленной переработке.
Принципиально возможны 3 взаимодополняющих направления сепарации ТБО:
- селективный покомпонентный сбор отходов у населения в местах образования с последующей доводкой продукции сбора на специализированных брикетирующих или тюкующих установках;
- селективный, пофракционный сбор в местах образования "коммерческих отходов", образующихся в нежилом секторе города (отходы рынков, магазинов, учреждений, школ и др.) с последующим извлечением из них ценных компонентов комбинированными методами ручной и механизированной сортировки (на спецобъектах);
- сортировка на мусоросортировочных предприятиях.
Реализация стратегии селективного сбора отходов в качестве сырья для вторичного использования должна основываться на разъяснительной и информационной работе среди населения (начиная со школьных программ обучения). Раздельный сбор отходов может быть стимулирован снижением платы за удаление ТБО (оплачивается только вывоз неутилизированной части ТБО). Подтверждается актуальность организации мобильного пункта по сбору отходов от населения и организаций города.
Результат:
- экономия средств из местного бюджета на захоронение отходов на полигоне;
- снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- сохранение экосистемы города;
- предоставление новых рабочих мест.
Мероприятия по реализации муниципальной программы
"О совершенствовании деятельности по управлению
отходами производства и потребления"
N п/п |
Наименований# мероприятий программы | Объем финансирования, тыс. руб. |
||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | ||
1. | Получение лицензии на право работы с отхо- дами специализированной организации |
10 | - | - |
2. | Приобретение и обустройство спецавтомашины для селективного сбора отходов |
350 | - | 350 |
3. | Приобретение прессового оборудования с сортировочной линией |
600 | 400 | - |
4. | Обучение персонала предприятия | 20 | 20 | 20 |
Итого: | 980 | 420 | 370 | |
Всего: | 1770 тыс. руб. |
Финансирование мероприятий программы будет проходить за счет средств городского бюджета (ст. "Прочие расходы в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов") на 2005 г., 2006 г., 2007 г. соответственно.
Схема "управления отходами" ЗАТО г. Заречный
к целевой программе "О совершенствовании деятельности по управлению
отходами производства и потребления" на 2005-2007 годы
/--------------------\
/-------------|Полигон ТБО г. Пенза|---------------\
| \--------------------/ |
| |
| /--------------\ |
| |МП "Автотранс"| |
/----------------\ \--------------/ |
| МП "Комбинат | |
|благоустройства"| /--------------\ |
\----------------/ | МП "ЖСКХ" | |
\--------------/ |
| |
| | | |
/------------\ /----------------------------------\ /---------------\
|Гаражные и | |ТБО от предпри-|Жилой ТБО | | |
|погребные | |ятий и учрежде-|сектор } без пе-| |ФГУП ПО "Старт"|
|кооперативы | |ний города |города реработки| | |
|------------| |---------------+------------------| |---------------|
|Селективный | | Селективный | Селективный | | Селективный |
|сбор отходов| | сбор отходов | сбор отходов | | сбор отходов |
\------------/ \----------------------------------/ \---------------/
| | | |
| |
| /-------------------\ |
\-------------| МП "Автостоянка" |----------------/
\-------------------/
/-------------------\
| Предприятия по |
|переработке отходов|
\-------------------/
План
первоочередных мероприятий по совершенствованию деятельности
по обращению с отходами на территории муниципалитета для реализации
программы "О совершенствовании деятельности по управлению отходами
производства и потребления" ЗАТО г. Заречный на 2005-2007 годы
N п/п |
Наименование мероприятия | Срок ис- полнения |
Ответственные за исполнение |
1. | Провести инвентаризацию отходов произ- водства и потребления муниципального образования с составлением "реестра от- ходов города" |
II кв. 2005 г. |
МУ "УПР", предпри- ятия города при согласовании платы за негативное воз- действие на окру- жающую среду |
2. | Организовать мобильный приемный пункт в микрорайонах города с целью приема: - стекло, стеклобой; - пластмасса, пленка; - макулатура; - автопокрышки; - аккумуляторы, батарейки; - отработанное масло; - отработанные бытовые ртутные лампы и градусники. |
2005 и после- дующие годы |
МУ "УПР", МП "Автостоянка" |
3. | Завершить работы по получению ПНООЛР для гаражных и погребных кооперативов |
2005 г. | МУ "УПР" |
4. | Осуществлять контроль за образованием несанкционированных свалок на террито- рии ЗАТО с целью установления принад- лежности и дальнейшей ликвидации |
2004 и после- дующие годы |
МУ "УПР", МП "КБУ", Административная комиссия при адми- нистрации города |
5. | Организация массовых акций на предприя- тиях города по уборке и благоустройству территорий. Развитие экологического движения молодежи. |
ежегодно | МУ "УПР", МП "КБУ", Департамент обра- зования, предприя- тия города |
6. | Установка контейнеров в гаражных и по- гребных кооперативах по "Мероприятиям по охране окружающей среды" на 2004-2005 г. |
по заявке МП "КБУ" |
МУ "УПР", МП "КБУ" |
7. | Установка и расклейка в рекреационных зонах агитационного материала экологи- ческой направленности |
2004- 2005 годы и после- дующие |
МУ "УПР", работа "экологического десанта", "моло- дежного экологи- ческого движения" |
8. | Проведение учебных занятий-семинаров для председателей гаражных и погребных кооперативов по соблюдению требований СаНПиНа и "Правил благоустройства, са- нитарного содержания и уборки террито- рий города Заречный" |
2004 и после- дующие годы |
МУ "УПР", ОГХ Администрации города |
9. | Руководителям предприятий и организаций города предусмотреть выделение средств на организацию мест сбора и временного хранения отходов по селективному методу (согласование с МУ "УПР", отдел архи- тектуры города) |
2005 и после- дующие годы |
Руководители пред- приятий |
10. | Руководителям предприятий и организаций обеспечить передачу в полном объеме всех видов отходов (селективный метод сбора) специализированной организации, имеющей лицензию на обращение с отхода- ми для последующей передачи на перера- ботку |
2005 и после- дующие годы |
Руководители пред- приятий |
11. | Средствам массовой информации города подготовить и провести цикл передач ин- формационно-правовых, экономических, медицинских об экологических аспектах решения проблем обращения с отходами |
2005 и после- дующие годы |
МУ "УПР", СМИ города |
12. | Продолжить работу по разработке ПНООЛР и получения разрешений на выброс 3В в атмосферу для предприятий, ведущих свою деятельность на территории муниципали- тета |
2005 и после- дующие годы |
МУ "УПР", предприятия города |
13. | МУП "Автостоянка" внести изменения в устав предприятия, провести регистрацию |
2004- 2005 гг. |
МУП "Автостоянка" |
14. | Получить лицензию на работу с отходами | 2005 г. | МУП "Автостоянка" |
15. | Разработать и утвердить схему движения спецавтомашины по сбору отходов |
2004- 2005 гг. |
МУП "Автостоянка" |
16. | Обеспечить сбор в полном объеме отходов от предприятий (селективный сбор) и от жилого сектора города (пластик, ртуть, макулатура, отработанные масла, аккуму- ляторы, шины, стекло) |
2005 и после- дующие годы |
МУП "Автостоянка" |
17. | Обеспечить вывоз собранных отходов на предприятия по переработке |
2005 и после- дующие годы |
МУП "Автостоянка" |
18. | Ужесточить меры воздействия в отношении организаций и должностных лиц, не ис- полняющих требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополу- чии населения в части обеспечения над- лежащего санитарного состояния городов и населенных пунктов, а так же безопас- ного обращения с отходами |
2005 и после- дующие годы |
МУ "УПР", ГУЗ ЦГСЭН |
19. | Усилить контроль за соблюдением на тер- ритории гаражных и погребных кооперати- вов графиков вывоза отходов в соответ- ствии с заключенными договорами |
2004 г. постоян- но |
МУ "УПР", МП "КБУ", председатели га- ражных и погребных кооперативов |
Координационный совет по реализации программы
"О совершенствовании деятельности по управлению отходами
производства и потребления" на 2005-2007 годы
В.В. Николаев - председатель координационного совета, зам. Главы
Администрации по городской инфраструктуре и
строительству.
С.Н. Хазов - директор МУ "Управление природными ресурсами",
секретарь координационного совета.
ОГХ Администрации - контроль за соблюдением "Правил благоустройства,
В.Н. Скрипкин санитарного содержания и уборки территорий города
Заречный".
МУП ЖСКХ - сбор, транспортировка отходов из жилого сектора и
В.И. Скотников предприятий города, благоустройство территорий,
выполнение требований "Правил благоустройства,
санитарного содержания и уборки территорий города
Заречный".
МП "КБУ" - сбор, транспортировка отходов из гаражных и
В.Ф. Адаев погребных кооперативов, благоустройство территорий
города, выполнение требований "Правил
благоустройства, санитарного содержания и уборки
территорий города Заречный".
МП "Горэлектросеть" - специализированная организация по обслуживанию
В.Н. Индисов предприятий и учреждений города.
ФГУП "ПО "Старт" - градообразующее предприятие с разветвленной
(по согласованию) структурой производства.
ГУЗ ЦГСЭН-59 - контроль за соблюдением санитарных правил и
Л.А. Куликова законодательства на территории муниципалитета.
МП "Автостоянка" - специализированная организация по сбору, временному
Ф.П. Полковников хранению, первичной переработке отходов
производства и потребления, транспортировка на
специализированную переработку вторсырья.
МП "Автотранс" - городское автотранспортное предприятие.
Г.Н. Колотовкин
МСЧ-59 - медико-санитарная часть города, с образованием
(по согласованию) биоотходов и медицинского оборудования и систем
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 10 ноября 2004 г. N 349 "Об утверждении муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.