Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
20 декабря 2004 года
N 720-ЗПО
Утверждена
Пензенской области
от 20 декабря 2004 г. N 720-ЗПО
Областная целевая программа
инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы
Паспорт программы
Наименование программы |
- |
областная целевая программа инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- |
протокол совещания у первого заместителя Губернатора Пензенской области от 23.03.2004 |
Государственный заказчик Программы |
- |
Правительство Пензенской области |
Основные разработчики Программы |
- |
Управление экономики Правительства Пензенской области, Управление промышленности, транспорта и связи Правительства Пензенской области, рабочая группа Экспертного совета по промышленной, научно-технической и инновационной политике, Экспертный совет по промышленной, научно-технической и инновационной политике |
Цель и задачи Программы |
- |
Цель: - создание региональной инновационной системы для перевода экономики области на инновационный путь развития; Основные задачи: - формирование организационно-правовых и финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности; - интеграция учебно-научно-производственных и бизнес-ресурсов для обеспечения инновационной деятельности; - вхождение в межрегиональный рынок инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу; - создание благоприятной среды для инновационной деятельности |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2005-2007 годы |
Основные мероприятия Программы |
- |
разработка нормативно-правового, организационного и методического обеспечения Программы; реализация комплексных проектов в научно-технической и производственной сферах; создание инфраструктуры инновационного развития региона и системы кадрового обеспечения Программы |
Ответственные исполнители программных мероприятий (головные исполнители) |
- |
Управление экономики Правительства Пензенской области, Управление промышленности, транспорта и связи Правительства Пензенской области, Центр инновационного развития (ЦИР - должен быть создан на первом этапе реализации Программы) |
Исполнители Программы |
- |
определяются в ходе реализации Программы из числа научных, инновационных и промышленных предприятий и организаций |
Объемы и источники финансирования |
- |
Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию программы составят 10 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области(1), что составит менее 1/3 общей суммы привлекаемых средств, в том числе: 2005 год - 5,0 млн. рублей; 2006 год - 3,0 млн. рублей; 2007 год - 2,0 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
увеличение во внутреннем валовом продукте области доли конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг, создание новых рабочих мест, увеличение, по крайней мере, в 2 раза числа предприятий, использующих передовые технологии, увеличение ежегодных бюджетных поступлений от реализации наукоемкой продукции и услуг |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Пензенской области, контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется Управлением финансов Пензенской области. |
Часть 1. Общепринятые понятия и определения
Венчурное финансирование - форма финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм со стороны венчурного (рискового) капитала, элемент механизма кредитования и финансирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер, проводимых небольшими и новыми компаниями.
Традиционный рынок ссудных капиталов (банки и кредитные учреждения) обычно сориентирован на минимальный кредитный риск, поэтому доступ новых компаний к кредитам всегда ограничен. Обращение к рынку ценных бумаг практически невозможно из-за жестких требований к сроку существования компании (3-5 лет), величине ее активов, размерам минимальной эмиссии, процедуре выпуска акций, препятствующей выходу на фондовый рынок со своими бумагами новых, небольших компаний. Это привело к появлению такой нормы финансирования деятельности мелких исследовательских и внедренческих фирм, как венчурное финансирование. Источники венчурного финансирования - неофициальный рынок рискового капитала; профессиональный венчурный капитал.
Профессиональный рынок венчурного капитала обычно выступает в форме профессионально управляемого инвестиционного пула.
Венчурное финансирование - финансирование деятельности с повышенным риском потерь, а в случае удачи - с повышенной нормой прибыли. Осуществляется венчурное финансирование с помощью венчурного капитала специализирующихся на этом организаций, или венчурных фондов крупных банковских учреждений, диверсифицирующих свою деятельность.
Венчурный банк (фонд) - банк, создаваемый для кредитования "рисковых" проектов, например научно-технических работ с неопределенным или отдаленным по времени эффектом; кредитные ресурсы формируются, в основном, за счет взносов государства, а также спонсорской поддержки; при успешном завершении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) банк получает учредительский доход, определенную долю прибыли от внедрения инноваций.
Венчурная фирма (от английского venture - рисковать, риск) - форма институализации венчурного, т.е. рискового, капитала. Продуктом венчурного финансирования являются связанные с риском инновации различного рода: в области научных исследований, технологии, создания новых продуктов, организации производства, маркетинга. Венчурная фирма является особым звеном в цепи "наука-производство". Она служит начальной ступенью развития продукта, занимаясь отбором и разработкой научной или технической идеи, ее апробацией, созданием образцов и моделей для последующей их передачи на стадию промышленного производства. Зачастую с окончанием работы над данным продуктом фирма прекращает свое существование.
Как правило, венчурное финансирование относится к малому и среднему инновационному бизнесу. Потенциал венчурных фирм находит наилучшую реализацию в наукоемких, технически сложных отраслях, где он сочетается с большими производственными и финансовыми возможностями крупных компаний. Наиболее благоприятными для деятельности венчурных фирм являются те отрасли, где жизненный цикл продукта невелик (в микроэлектронной промышленности США этот показатель составляет в среднем 4-5 лет). Быстрая смена номенклатуры продукции позволяет небольшим фирмам переходить от одной инновации к другой.
Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновация (нововведение) - вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений является существенным фактором инновации.
Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, центры коммерциализации технологий и другие специализированные организации).
Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) - комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).
Инновационные инвестиции - форма реального инвестирования, осуществляемая с целью внедрения технологических инноваций в деятельность предприятия. Инновационные инвестиции осуществляются в двух основных формах: путем приобретения готовой научно-технической продукции; путем разработки новой научно-технической продукции.
Инновационные инвестиции в форме приобретения готовой научно-технической продукции включают: приобретение патентов на научные открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки; приобретение ноу-хау. Приобретение патентов и ноу-хау осуществляется на основе лицензионных соглашений. Существуют два основных вида лицензий на эту продукцию:
1) неисключительная или простая лицензия, которая предусматривает ограниченное право использования научно-технической продукции. В этом случае за продавцом сохраняются все права по использованию или дальнейшей реализации лицензии;
2) исключительная лицензия, которая предусматривает предоставление лишь одному покупателю исключительного права на пользование готовой научно-технической продукцией и выдачу лицензий третьим лицам. Инновационные инвестиции в форме разработки новой научно-технической продукции имеют следующие виды: разработка новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия; разработка новой научно-технической продукции сторонними организациями по заказу предприятия. Результаты разработки новой научно-технической продукции как при первой, так и при второй форме оформляются отчетами о научно-исследовательской работе; комплектами технологической и конструкторской документации; методическими рекомендациями и т.п. Инновационные инвестиции являются основным путем формирования нематериальных активов предприятия.
Инновационный потенциал - способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка. Инновационный потенциал включает в себя научные, проектные и конструкторские разработки, мощности экспериментальных услуг, связанные с подготовкой нового производства, инструмент и оснастку для проведения наукоемких операций, средства технологического контроля и т.д. и представляет совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Кластер - сеть независимых производственных и (или) сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.
Производственная политика, промышленная политика - политика, в основе которой лежит содействие эффективности производства и конкурентоспособности, промышленному возрождению и расширению, а также созданием возможностей для работы по найму. Промышленная политика предусматривает меры, например, для роста конкуренции и для поощрения регионального развития, а также особые меры для стимуляции эффективности и принятия новых технологий. Но производственная политика может заниматься более узким кругом вопросов, например, выборочной интервенцией в некоторые отрасли промышленности или поддержкой определенных проектов и компаний. Промышленная политика большинства стран является как реагирующей (отвечающей, например, на неспособность рынка саморегулироваться при помощи переструктурирования и рационализации убыточных отраслей промышленности либо при помощи поддержки компаний-неудачников), так и проактивной, действующей как катализатор в изменениях, поощряя, например, основание новых предприятий и развитие новых технологий, призванных улучшить эффективность и конкурентоспособность на международном рынке.
Субсидии и субвенции
1. Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:
- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
- из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;
- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
2. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Технология высокая - условное обозначение наукоемкой универсальной, многофункциональной, многоцелевой технологии, имеющей широкую сферу применения, способной вызвать цепную реакцию нововведений, обеспечивающей более оптимальное по сравнению с предшествующими технологиями соотношение затрат и результатов и оказывающей позитивное воздействие на социальную сферу. В мировой практике к высокой технологии, как правило, относят микроэлектронику, коммуникационную технику, биотехнологии, создание новых материалов, микромеханику и те производственные технологии, в которых непосредственно использованы новейшие достижения физики, химии, механики и информатики.
Трансфер технологий - передача права владения технологией полностью или частично одним лицом, организацией, страной соответственно другим лицам, организациям, странам.
Часть 2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Успешное развитие современной экономики промышленно развитых стран мира определяется долей конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в общем объеме валового внутреннего продукта (далее - ВВП) или валового регионального продукта (далее - ВРП), являющейся конечным результатом коммерциализации научных исследований и разработок. Она становится в мире основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек для обеспечения конкурентоспособности.
В соответствии с утвержденным 01.03.2004 Протоколом N 1 совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 24.02.2004 по вопросу "О политике Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы" Правительству Российской Федерации с участием субъектов Российской Федерации рекомендуется:
до ноября 2004 г. разработать Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, а также предложить комплекс мероприятий по реализации этого документа, предусматривающий решение следующих первоочередных задач:
формирование организационно-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, совершенствование системы государственного заказа на научную и научно-техническую продукцию гражданского назначения;
стимулирование развития инфраструктуры национальной инновационной системы, в том числе формирование системы страхования рисков, комплекса региональных и отраслевых венчурных фондов, создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры инновационной системы с учетом межрегиональных и международных экономических и научно-технических связей;
обеспечение интеграции науки, образования, промышленности и агропромышленного комплекса путем создания интегрированных структур, ориентированных на разработку, серийное производство и реализацию инновационной продукции (услуг), в том числе в кооперации с малыми высокотехнологичными инновационными предприятиями;
эффективное использование в интересах развития экономики страны инновационного потенциала академических институтов, университетов, государственных научных центров и других государственных научных организаций и предприятий, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности;
формирование конкурентной среды в предпринимательском секторе экономики, стимулирование развития частного инновационно-технологического предпринимательства, создание условий для эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества в инновационной сфере;
ускорение передачи научных знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики;
совершенствование системы подготовки кадров в инновационной сфере;
организация и выполнение комплексных инновационных проектов, обеспечивающих производство и реализацию конкурентоспособной продукции (услуг).
Что касается Пензенской области, то основным условием достижения необходимых темпов роста ВРП Пензенской области является повышение экономической эффективности функционирования отдельных секторов хозяйства и ведущих предприятий за счет привлечения значительных объемов инвестиций в приоритетные сферы экономики.
Эффективность экономики Пензенской области по сравнению со средними показателями Российской Федерации имеет более низкие показатели как в отношении производительности труда, так и по финансовым результатам деятельности отраслей и сфер экономики. Это связано как с особенностями отраслевой структуры хозяйства (высокая доля сельского хозяйства), так и с применением на большинстве предприятий устаревших технологий и оборудования, а также с недостатками менеджмента, маркетинга и управления финансами на предприятиях. Сочетание этих факторов обусловливает недостаточную конкурентоспособность значительной части продукции и услуг предприятий Пензенской области на внешнем рынке и, как следствие, низкую прибыльность производств.
Традиционная политика поддержания сложившейся неэффективной структуры экономики и производства продукции на базе существующих технологий не позволят добиться выполнения стратегической цели социально-экономического развития области. Поэтому основными условиями достижения необходимых темпов роста ВРП Пензенской области являются ускорение прогрессивных структурных сдвигов в экономике региона, повышение экономической эффективности функционирования отдельных секторов хозяйства и ведущих предприятий за счет привлечения значительных объемов инвестиций в приоритетные сферы экономики.
Без запуска инновационных процессов реальное участие Пензенской области в решении общенациональной задачи удвоения ВВП Российской Федерации, а также региональной стратегической задачи ускоренного привлечения инвестиций остаются проблематичными.
На начало 2003 г. по количеству используемых передовых технологий среди регионов Приволжского федерального округа Пензенская область находилась на 9-ом месте - 1109 (0,035%), на 12-ом месте по количеству предприятий, использующих передовые технологии - 20 предприятий (0,02%). По количеству созданных передовых технологий наша область оказалась на более высоком - 5-ом месте, что говорит о некотором потенциале и возможностях к росту (см. таблицы 1, 2, 3).
Таблица 1
Рейтинг регионов Приволжского федерального округа
по количеству используемых передовых технологий
Место | Субъект федерации | Количество технологий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
Нижегородская область Удмуртская Республика Самарская область Республика Башкортостан Пермская область Саратовская область Республика Татарстан Кировская область Пензенская область Ульяновская область Чувашская Республика Оренбургская область Республика Марий Эл Республика Мордовия |
10657 3818 3738 3569 1970 1889 1348 1321 1109 922 552 496 250 99 |
Всего | 31738 |
Таблица 2
Рейтинг регионов Приволжского федерального округа
по количеству предприятий, использующих передовые технологии
Место | Субъект федерации | Количество предприятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
Республика Татарстан Нижегородская область Самарская область Республика Башкортостан Кировская область Удмуртская Республика Пермская область Саратовская область Чувашская Республика Ульяновская область Оренбургская область Пензенская область Республика Марий Эл Республика Мордовия |
218 176 80 78 74 58 56 49 35 29 27 20 19 11 |
Всего | 930 |
Таблица 3
Рейтинг регионов Приволжского федерального округа
по количеству созданных передовых технологий
Место | Субъект федерации | Количество созданных технологий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
Нижегородская область Самарская область Саратовская область Республика Мордовия Пензенская область Удмуртская Республика Пермская область Республика Башкортостан Ульяновская область Республика Татарстан Республика Марий Эл Чувашская Республика Кировская область Оренбургская область |
49 49 9 8 7 6 5 5 4 3 1 - - - |
Всего | 146 |
В Пензенской области имеются отдельные элементы инновационной инфраструктуры - университеты, НИИ, индивидуальные разработчики, передовые предприятия, в том числе, несколько малых инновационных предприятий, которых должно быть значительно больше. По экспертным оценкам для успешного промышленного развития страны в Российской Федерации должно быть 200-250 тыс. малых инновационно-технологических предприятий (далее - ИТП). Соответственно в Пензенской области со временем (в перспективе на 10-15 лет) должно появиться не менее полутора - двух тысяч малых и средних инновационных предприятий, с численностью от 4-5 до 50-100 человек.
На сегодняшний момент в области практически полностью отсутствует система финансирования рисковых инновационных проектов как одно из самых важных звеньев продвижения инноваций на рынок. В свою очередь система рискового (венчурного) финансирования возникает, когда на ее услуги есть значительный спрос со стороны большого числа технологических инновационных малых и средних предприятий, т.е. когда сформирован рынок венчурного капитала. Во всех странах, где уже создана развитая инфраструктура для функционирования ИТП, все начиналось с помощи федеральных и региональных государственных структур власти, когда для таких предприятий создавались значительные преимущества по сравнению с любыми другими видами предприятий (законодательные, налоговые, кредитно-финансовые и т.п.).
Таким образом, Программа инновационного развития Пензенской области предназначена для создания благоприятных условий функционирования инновационной составляющей в развитии экономики Пензенской области в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности области относительно более экономически развитых на данный момент регионов Российской Федерации.
Часть 3. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Стратегической целью Программы является создание региональной инновационной инфраструктуры, которая должна объединить усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления в Пензенской области, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики региона в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий для перехода экономики области на инновационный путь развития.
Основными задачами Программы являются:
1) формирование организационно-правовых и финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности;
2) интеграция ресурсов и субъектов науки, промышленности и бизнеса для инновационной деятельности;
3) вхождение в межрегиональный рынок инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу;
4) создание благоприятной среды для инновационной деятельности.
Цель и задачи Программы направлены на формирование региональной инфраструктуры и благоприятной экономической среды для коммерциализации технологий и разработок субъектов научно-технической деятельности Пензенской области.
Конкретный перечень инновационных проектов формируется в процессе их конкурсного отбора по результатам экспертизы. Предпочтение для включения в него будет отдано ориентированным на инновации комплексным проектам, обладающим высоким экспортным или импортозамещающим потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими показателями доходности или социально-экономической значимостью для региона.
Срок реализации Программы с 2005 по 2007 год.
Часть 4. Перечень программных мероприятий
1-й этап (2005 г.). Создание предварительных условий для форсированного перехода на инновационный путь развития. Активизация инновационного потенциала предпринимательской среды. Подготовка концептуальной, институциональной и законодательной основы для введения современной системы взаимодействий в научно-технической и инновационной сферах между органами государственной и местной власти, научно-техническим сектором, промышленностью и рынком. Организация постоянного мониторинга и экспертизы действующего законодательства, регулирующего инновационную и научно-техническую деятельность, практику применения законодательных норм на предмет их соответствия современным международным стандартам. Начало создания инфраструктуры инновационного развития региона.
2-й этап (2005-2006 гг.). Формирование партнерского взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и предпринимательской средой. Организация постоянного мониторинга факторов и барьеров, препятствующих инновационной деятельности. Введение в практику разработанных институциональных инструментов. Создание механизма государственного регулирования инновационных процессов. Поэтапное введение в действие там, где это необходимо, разработанных схем государственного содействия процессам трансфера технологий.
3-й этап (2006-2007). Кластеризация инновационной системы. Переход к региональной промышленной, научно-технической и инновационной политике от поддержки отдельных фирм и организаций, ведущих исследования и разработки, к поддержке развития кластеров связанных между собой фирм и организаций, осуществляющих производство и реализацию новой продукции.
Примерный план мероприятий по созданию инновационной
инфраструктуры Пензенской области
N |
Содержание |
Результат |
Срок |
Затраты бюджета(2) (тыс. руб.) |
||
2005 |
2006 |
2007 |
||||
1.1 |
Анализ федерального и регионального законодательства, регламентирующего научнотехническую и инновационную деятельность |
Реестр законодательных актов на магнитном носителе |
1 кв. 2005 |
- |
- |
- |
1.2 |
Организация реализации функций Центра инновационного развития (далее - ЦИР)(3) |
Договор на услуги ЦИР |
1 кв. 2005 |
25,0 |
- |
- |
1.3 |
Мониторинг инновационных предложений от организаций и частных лиц в Пензенской области |
Реестр новых технологий и завершенных разработок |
20052007 |
50,0 |
15,0 |
15,0 |
1.4 |
Выявление приоритетных задач, стоящих перед Пензенской областью и требующих решения с использованием инновационных механизмов |
Реестр задач |
20052007 |
50,0 |
25,0 |
- |
1.5 |
Подготовка и ведение природо-ресурсного паспорта Пензенской области |
Природо-ресурсный паспорт Пензенской области |
20052007 |
30,0 |
15,0 |
15,0 |
1.6 |
Выявление возможных источников финансирования инновационной сферы и разработка рекомендаций по формированию фонда реализации инновационных проектов |
Отчеты по результатам анализа |
1-2 кв. 2005 |
50,0 |
|
|
1.7 |
Подготовка и проведение конкурсов инновационных проектов |
Положение о конкурсе, проекты - победители конкурса, претендующие на материально-финансовое содействие в реализации проектов |
20052007 |
100,0 |
50,0 |
25,0 |
1.8 |
Разработка Интернет-сайта ЦИР в качестве информационного ресурса Совета по инновационному развитию Пензенской области |
Функционирующий Интернет-сайт |
1-2 кв. 2005 |
70,0 |
- |
- |
1.9 |
Подготовка презентационного буклета и компакт-диска по инновационной политике Пензенской области |
Презентационный комплект: буклет + компакт-диск (тираж) |
1-2 кв. 2005 |
130,0 |
- |
- |
1.10 |
В целях подготовки кадров: подготовка и проведение конкурса между образовательными учреждениями, способными предложить услуги в подготовке кадров инновационной сферы деятельности; |
Обучающая организация |
1 кв. 2005 |
50,0 |
- |
- |
обучение специалистов-инноваторов |
Обученные специалисты |
20052007 |
95,0 |
- |
- |
|
1.11 |
Апробация механизмов реализации проектов в процессе выполнения инновационных проектов-победителей |
Отработка механизмов реализации инновационных проектов |
1-2 кв. 2005 |
80,0 |
- |
- |
|
Всего |
|
|
730,0 |
105,0 |
55,0 |
2.1 |
Подготовка и проведение обучающих тренингов для работников государственных и муниципальных структур о целях и задачах инновационной политики, о новых подходах к взаимодействию с инновационными структурами (программы партнерства) |
Обученные специалисты |
20052007, 1 раз в полгода |
220,0 |
120,0 |
105,0 |
2.2 |
Проведение семинаров с представителями СМИ для ознакомления с целями и задачами региональной инновационной политики |
Публикации в СМИ |
1 раз в полгода |
80,0 |
75,0 |
30,0 |
2.3 |
Организация совместных мероприятий (конференции, семинары, круглые столы, деловые игры) для работников государственных и муниципальных структур, разработчиков новых изделий и технологий, преподавателей инновационных специализаций, производственников, представителей инновационных фирм для обмена опытом, мнениями и т.п. |
План мероприятий. Публикации в СМИ |
20052007 |
120,0 |
90,0 |
50,0 |
2.4 |
Подготовка и проведение информационной кампании для широкой общественности в целях их ознакомления с областной инновационной программой Пензенской области и ходом ее реализации |
План информационной кампании. Публикации в СМИ |
20042007 |
90,0 |
50,0 |
30,0 |
2.5 |
Разработка предложений по совершенствованию федерального и регионального законодательства, регламентирующего инновационную деятельность |
Предложения |
20042007 |
80,0 |
50,0 |
20,0 |
2.6 |
Подготовка и проведение конкурсов на лучшие региональные инновационные проекты |
Положение о конкурсе, перечень победителей - претендентов на льготное финансирование своих проектов |
2 раза в год |
150,0 |
110,0 |
50,0 |
2.7 |
Проведение региональной выставки инновационных проектов - победителей конкурсов инновационных проектов |
Договоры с инвесторами |
1-2 раза в год |
150,0 |
110,0 |
60,0 |
2.8 |
Подготовка и участие во всероссийских конкурсах на лучшие инновационные проекты (инновационные ярмарки, конкурсы, выставки) |
Перечень мест проведения конкурсов, критерии отбора конкурсантов, участие в конкурсах |
2 раза в год |
150,0 |
110,0 |
70,0 |
2.9 |
Сопровождение и развитие сайта ЦИР |
Растущее число посетителей сайта |
20052007 |
180,0 |
100,0 |
70,0 |
|
Всего |
|
|
1220,0 |
815,0 |
485,0 |
3.1 |
Обновление нормативно-законодательной базы для ведения и стимулирования инновационной деятельности |
Обновленное региональное законодательство, предложения в федеральное законодательство |
20042007 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
3.2 |
Создание в ЦИР и обеспечение функционирования подразделения для информационного обеспечения работы инновационных структур |
Функционирующее информационное подразделение ЦИР |
20042007 |
270,0 |
150,0 |
110,0 |
3.3 |
Создание и обеспечение функционирования инновационного бизнес-инкубатора на основе схемы "ЦИР - проектный офис - производственные площадки предприятий-партнеров" |
Бизнес-инкубатор с возможностями венчурного финансирования проектов и предоставления оборудования для реализации проектов |
20042007 |
550,0 |
250,0 |
150,0 |
3.4 |
Создание и обеспечение функционирования лаборатории-мастерской ЦИР |
Лабораторные образцы изделий |
20052007 |
550,0 |
250,0 |
150,0 |
3.5 |
Создание механизмов стимулирования инноваций по приоритетным для области направлениям |
Механизм льготирования инновационных проектов |
20042007 |
170,0 |
130,0 |
130,0 |
3.6 |
Отладка механизма привлечения отечественных и зарубежных инвесторов в инновационные проекты (венчурных фирм) |
Благоприятные условия для венчурных инвесторов в инновационные проекты |
20052007 |
150,0 |
120,0 |
90,0 |
3.8 |
Создание венчурных фондов, обеспечение законодательной базы для их функционирования и оказание помощи в поиске венчурных инвесторов |
Благоприятная законодательная и инфраструктурная среда для работы венчурных структур |
20052007 |
150,0 |
120,0 |
80,0 |
3.9 |
Организация системы конкурсов инновационных проектов на право получения инновационными компаниями льготного кредитования |
Организационно-методическое обеспечение конкурсов и их проведение |
20052007 |
100,0 |
70,0 |
70,0 |
3.9 |
Отработка использования лизингового механизма при реализации инновационных проектов |
Широкое использование лизинга в инновационных проектах |
20052007 |
70,0 |
50,0 |
50,0 |
3.10 |
Обеспечение подготовки профессиональных кадров для инновационной сферы, в том числе из среды разработчиков новых конкурентоспособных изделий и технологий |
Подготовленные сертифицированные кадры |
20052007 |
120,0 |
120,0 |
90,0 |
3.11 |
Создание региональной сети инновационных инкубаторов, обеспечивающих условия для функционирования инновационных компаний (помещения, офисное оборудование, информационные, консультационные и иные виды услуг) |
Инновационные инкубаторы в областном центре и промышленно развитых районах области |
20052007 |
450,0 |
350,0 |
230,0 |
3.12 |
Создание инновационных кластеров и отладка их деятельности по полному жизненному циклу изделия - от идеи до реализации на отечественном или зарубежных рынках |
Функционирующие кластерные структуры |
20052007 |
50,0 |
150,0 |
90,0 |
3.13 |
Организация продвижения продукции инновационных предприятий в Пензенской области и в другие регионы |
Работающий механизм интегрированного маркетинга |
20052007 |
190,0 |
140,0 |
80,0 |
3.14 |
Проведение анализа инновационной деятельности и разработка рекомендаций по дальнейшему развитию региональной инновационной экономики |
Аналитический отчет |
4 кв. 2005, 2006, 2007 гг. |
50,0 |
30,0 |
30,0 |
3.15 |
Подготовка и выпуск информационного бюллетеня о результатах реализации инновационной программы |
Информационный бюллетень на базе аналитического отчета |
1 раз в полгода |
120,0 |
90,0 |
50,0 |
|
Всего |
|
|
3050,0 |
2080,0 |
1460,0 |
|
Итого |
|
|
5000,0 |
3000,0 |
2000,0 |
Часть 5. Механизм реализации Программы
Стратегическое управление реализацией Программы осуществляется Правительством Пензенской области.
Другими участниками процесса реализации Программы станут предприятия и организации учебно-научно-производственных секторов экономики Пензенской области.
Головным исполнительным органом на начальных стадиях реализации Программы может стать предприятие или организация с условным наименованием "Региональный Центр инновационного развития", с которым на конкурсной основе Правительством Пензенской области будет заключен договор на получение услуг по исполнению части мероприятий, предусмотренных данной Программой.
Основными задачами головного исполнителя будут являться:
а) выполнение роли опытного полигона в качестве пилотного центра инновационного развития;
б) привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы;
в) организация тендеров, экспертизы для конкурсного отбора инновационных проектов;
г) отладка и совершенствование механизма партнерства с органами государственной и местной власти, с промышленными и коммерческими структурами в создании инновационной инфраструктуры.
На этапе подготовки к реализации Программы головным исполнителем разрабатываются необходимые для этого нормативно-правовые документы, утверждаемые Правительством Пензенской области в установленном законодательством порядке.
В ходе реализации Программы головной исполнитель объявляет открытый конкурс инновационных проектов. Тендеры на выполнение проектов для государственных нужд и по заявкам от товаропроизводителей или инвесторов объявляются по мере поступления предложений.
Приоритеты конкурсного отбора проектов формируются на основе проведенных головным исполнителем и потенциальными участниками инновационных сетей маркетинговых исследований спроса и предложений рынка инновационных ресурсов. С этой целью головной исполнитель создает постоянно обновляемые базы данных ресурсов инновационной деятельности и проектов Программы (далее - базы данных). Владельцам и заказчикам инноваций предоставляется возможность размещения информации в базах данных.
По результатам маркетинговых исследований поданных на конкурс заявок и проведения системной оценки требуемых ресурсов Центр формирует портфель проектов и состав участников инновационных сетей.
Организации-исполнители по видам деятельности определяются в ходе реализации программы и принятых к исполнению инновационных проектов.
Механизмы привлечения и использования долевых финансовых средств федерального уровня определяются соответствующими соглашениями, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Механизм привлечения внебюджетных средств для реализации отдельных перспективных инновационных проектов осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе через инвестиционные интернет-торги, межрегиональные и международные ярмарки инновационных и венчурных проектов. Головной исполнитель оказывает разработчикам содействие в подготовке и презентации проектов.
Для ускоренного продвижения инноваций на рынок в качестве лабораторно-производственной базы коллективного пользования используются научно-учебные и промышленные предприятия и организации Пензенской области.
С целью привлечения средств частных инвесторов возможно создание акционерных обществ, венчурных и холдинговых компаний.
Законодательная база поддержки проекта в части налогообложения, льготного кредитования, лизинга и оплаты аренды разрабатывается (с привлечением головного исполнителя) и утверждается в соответствии с действующим законодательством.
Данная Программа может уточняться в соответствии с действующим законодательством.
Головной исполнитель в конце каждого календарного года реализации Программы составляет отчет об исполнении Программы за соответствующий период, а также готовит план конкретных мероприятий на следующий год с обоснованием необходимого объема финансирования в части предусмотренных данной Программой бюджетных средств, который утверждается в соответствии с действующим законодательством.
Часть 6. Финансирование Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет:
- средств бюджета Пензенской области;
- внебюджетных средств (фондов, частных инвесторов, венчурных компаний) и реинвестируемых средств Программы;
- средств федерального бюджета (федеральные целевые программы);
- собственных средств субъектов инновационной деятельности.
Государственная поддержка субъектов инновационной деятельности за счет средств бюджета Пензенской области осуществляется в следующих формах:
- бюджетное кредитование субъектов инновационной деятельности;
- предоставление государственных гарантий Пензенской области в обеспечение возврата привлекаемых субъектами инновационной деятельности денежных средств для осуществления инновационной деятельности либо уплате лизинговых платежей, в том числе, с предоставлением в качестве обеспечения объектов Залогового фонда Пензенской области;
- предоставление бюджетного и налогового стимулирования при аренде объектов недвижимости государственной собственности Пензенской области в соответствии с действующим законодательством;
- предоставление субсидий и субвенций для осуществления инновационной деятельности;
- получение в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации льгот по налогам;
- частичное финансирование мероприятий по созданию инновационной инфраструктуры Пензенской области.
Объемы бюджетного финансирования, установленные в данной Программе, формы и условия оказания государственной поддержки инновационной деятельности за счет средств бюджета Пензенской области могут уточняться при подготовке и утверждении закона Пензенской области о бюджете Пензенской области на соответствующий год.
Бюджетные кредиты предоставляются субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим:
- внедрение в производство новой или усовершенствованной продукции, применение новой или усовершенствованной технологии для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции;
- технологическое переоснащение и подготовку производства к выпуску новой или усовершенствованной продукции;
- организацию нового производства наукоемкой продукции;
- подготовку или переподготовку специалистов для инновационной деятельности;
- иные виды деятельности, необходимые для реализации инновационных программ и проектов, не противоречащие федеральному законодательству.
Предоставление бюджетных кредитов субъектам инвестиционной деятельности при наличии соответствующих заявок и обоснований устанавливается при подготовке и утверждении закона Пензенской области о бюджете Пензенской области на соответствующий год.
Субсидии предоставляются юридическим лицам на выполнение прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, заканчивающихся изготовлением промышленного образца или разработкой технологии, готовых к внедрению в производство, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, основной деятельностью которых является внедрение результатов научных исследований и разработок в производство.
Субвенции предоставляются юридическим лицам, имеющим государственную аккредитацию в качестве научной организации, на выполнение научных исследований и разработок по приоритетным для Пензенской области направлениям развития науки, техники и технологий в соответствии с нормами действующего законодательства, результаты которых могут быть внедрены в производство.
Перечень приоритетных направлений развития науки, техники и технологий утверждается Правительством Пензенской области по представлению Экспертного совета по промышленной, научно-технической и инновационной политике.
Порядок предоставления субсидий и субвенций устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
При этом бюджетному финансированию подлежат некоммерческие проекты по созданию инновационной инфраструктуры в соответствии с частью 4 настоящей Программы.
Источниками получения внебюджетных средств являются производители инновационной продукции и внешние инвесторы, заинтересованные в освоении инноваций. Данные источники обеспечивают основную часть средств, а также возврат выделенных финансовых ресурсов. В их число входят проценты по кредитам, средства от продажи патентов и лицензий на промышленное использование инноваций, акции, а также добровольные взносы инновационных предприятий, профинансированных за счет средств Программы.
Кроме того, привлекаются средства специализированных фондов: Российского фонда технологического развития, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского венчурного инновационного фонда и других, а также средства международных фондов и грантов.
Затраты на финансирование Программы из бюджета Пензенской области определяются суммой в 10 млн. рублей. Указанные средства используются для финансирования мероприятий по созданию инновационной инфраструктуры Пензенской области.
Финансирование Программы из федерального бюджета осуществляется на основе соглашений, заключенных между Правительством области и соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Правительство области как государственный заказчик содействует своевременному и полному финансовому обеспечению программных мероприятий в пределах установленного бюджетного финансирования.
Для сохранения целостности структуры финансирования Программы часть средств, полученных в результате успешной реализации на рынке инновационных разработок и технологий, возвращается и используется для реинвестирования в другие инновационные проекты и мероприятия Программы по формированию инновационной инфраструктуры Пензенской области. Механизмы, условия и гарантии возврата финансовых средств, затраченных на реализацию каждого проекта Программы, регулируются в рамках договорных отношений участников инновационного процесса и головных организаций-исполнителей проекта, а также системой гарантийного поручительства и страхования.
По завершении Программы функционирование инновационного механизма осуществляется за счет самофинансирования.
Объемы и порядок финансирования на следующий год уточняются в конце текущего календарного года с учетом результатов очередного этапа реализации программы.
Часть 7. Система организации контроля за исполнением Программы
Координатором Программы является Правительство Пензенской области, которое осуществляет общий контроль и несет ответственность за выполнение мероприятий данной Программы по созданию инновационной инфраструктуры Пензенской области.
Контроль за целевым использованием выделенных Центру средств осуществляет Управление финансов Пензенской области. Головной исполнитель осуществляет контроль и несет ответственность за целевое использование финансовых средств организациями-исполнителями комплексных и инфраструктурных проектов Программы.
Организации-исполнители комплексных проектов представляют головному исполнителю ежегодные информационно-аналитические и финансовые отчеты о ходе выполнения комплексных проектов с отражением достигнутого уровня показателей социально-экономической эффективности. Головным исполнителем составляются итоговые информационно-аналитический и финансовый отчеты и представляются на утверждение государственному заказчику - Правительству Пензенской области.
После утверждения информационно-аналитического и финансовых отчетов государственным заказчиком они направляются федеральным органам исполнительной власти, принимавшим участие в долевом финансировании Программы.
При необходимости корректировки сроков реализации Программы головной исполнитель вносит соответствующие предложения на рассмотрение государственного заказчика с объяснением причин и обоснованием необходимости продления сроков.
Часть 8. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
1) создать в Пензенской области эффективно действующую инновационную систему, ориентированную на использование новых принципов организации инновационного процесса и управления инновациями;
2) осуществить интеграцию науки, промышленности и бизнеса на основе рыночных механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и трансфера перспективных наукоемких разработок и технологий за счет привлечения бюджетных средств и средств внебюджетных источников;
3) объединить усилия и повысить экономическую заинтересованность субъектов научной и инновационной деятельности, а также малого, среднего и крупного бизнеса в продвижении инноваций на рынок;
4) ввести в хозяйственный оборот на территории Пензенской области высокорентабельные наукоемкие разработки и технологии из других регионов России, а также создать условия для адаптации и трансфера инновационных достижений развитых стран;
5) повысить инновационную активность новых отраслей региона и развить внутренний рынок инноваций;
6) качественно улучшить и повысить уровень инновационного менеджмента на предприятиях Пензенской области;
7) создать на территории Пензенской области благоприятную среду для активизации инновационного развития экономики региона и привлечения инвестиций в инновационную сферу.
------------------------------
(1) - В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства будут предоставляться в форме оплаты продукции, работ, услуг, выполняемых юридическими лицами по государственному контракту с Правительством Пензенской области.
Объемы привлекаемых средств федерального бюджета будут определяться по итогам проведения экспертизы по вхождению в федеральные целевые программы.
Объемы финансирования из внебюджетных источников определяются по результатам оценки коммерческой привлекательности проектов Программы и должны превысить сумму, выделяемую из бюджета Пензенской области.
(2) - Указанные объемы затрат являются ориентировочными и могут быть скорректированы по мере реализации Программы при условии, что не будут превышены указанные предельные суммы затрат на каждом из этапов программы.
(3) - Учреждение организации с условно-функциональным названием "Центр инновационного развития" (ЦИР) по тексту означает выявление организации из уже функционирующих в Пензенской области на конкурсной основе и заключение с ней Госконтракта по реализации Программы инновационного развития Пензенской области в качестве головной организации. При отсутствии готовых организаций, способных выполнить необходимые функции, возможно учреждение с участием Правительства Пензенской области новой организации под задачи реализации данной Программы. Заключение контракта между Правительством Пензенской области и такой организацией возможно, в этом случае, в форме внеконкурсной госзакупки необходимых для реализации Программы услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 720-ЗПО "Об областной целевой программе инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы"
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 21 от 30 декабря 2004 г., в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 22(52) от 31 декабря 2004 г.
Законом Пензенской области от 3 июня 2016 г. N 2918-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 24 декабря 2007 г. N 1433-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утв. настоящим Законом, было частично приостановлено в 2007 г.
Закон Пензенской области от 28 мая 2007 г. N 1281-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1167-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 12 сентября 2006 г. N 1102-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 22 мая 2006 г. N 1020-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 г. N 935-ЗПО
Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 20 сентября 2005 г. N 866-ЗПО
Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона