9 ноября 2005 г.
Принят Законодательным Собранием Пензенской области 16 сентября 2005 года
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
20 сентября 2005 года
N 835-ЗПО
Утверждена
Законом
Пензенской области
от 20 сентября 2005 г. N 835-ЗПО
Областная целевая программа
"Развитие животноводства Пензенской области на 2006-2008 годы"
9 ноября 2005 г.
Паспорт программы
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Современное состояние животноводства в области требует принятия дополнительных мер для увеличения производства мяса и молока, повышения эффективности этой важной отрасли. В этих условиях Правительством области принят ряд мер по ускоренному развитию мясного птицеводства, привлечению в эту отрасль значительных инвестиционных вложений. В результате объемы производства мяса птицы за последние 4 года по сельскохозяйственным предприятиям возросли более чем в 3,5 раза и составили в 2004 году 23,0 тысячи тонн. В ближайшие три года производство диетического мяса намечено довести до 60,0 тысяч тонн.
Однако, из-за снижения численности крупного рогатого скота, низкой его продуктивности по сельскохозяйственным предприятиям области допущено снижение производства молока и говядины. Низкие производственные показатели остаются в свиноводстве и овцеводстве. Данные по основным показателям в животноводстве сельскохозяйственных предприятий области приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели в животноводстве
по сельскохозяйственным предприятиям области
Показатели |
Единица измерения |
Годы |
2004 г. в % к 2001 г. |
|||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Численность поголовья скота (на конец года) |
тыс. голов |
|
|
|
|
|
Крупный рогатый скот - всего |
-"- |
187,3 |
177,3 |
160,4 |
146,2 |
78,1 |
в т.ч. коровы |
-"- |
86,2 |
78,4 |
73,6 |
70,2 |
81,4 |
Свиньи |
-"- |
46,7 |
68,8 |
70,3 |
65,6 |
140,5 |
Овцы |
-"- |
6,6 |
7,4 |
7,3 |
7,9 |
119,7 |
Производство продукции |
тыс. тонн |
|
|
|
|
|
Реализация: |
|
|
|
|
|
|
крупного рогатого скота |
-"- |
13,3 |
14,1 |
14,5 |
12,5 |
94,0 |
свиней |
-"- |
2,7 |
2,7 |
4,4 |
5,7 |
211,1 |
овец |
-"- |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
100,0 |
Производство молока |
тыс. тонн |
162,3 |
167,9 |
161,6 |
158,6 |
97,7 |
Продуктивность скота |
|
|
|
|
|
|
Надой молока на 1 корову |
кг |
1800 |
2034 |
2123 |
2184 |
121,3 |
Средний суточный привес крупного рогатого скота |
грамм |
327 |
358 |
355 |
361 |
110,4 |
Средний суточный привес свиней |
грамм |
181 |
196 |
199 |
279 |
154,1 |
Для улучшения снабжения населения высококачественными продуктами питания, необходимо принимать меры для дальнейшего развития скотоводства, свиноводства и овцеводства. Для этого в области созданы условия для обеспечения скота кормами, имеются необходимые кадры животноводов. Увеличение производства продукции и повышение эффективности животноводства требует программных разработок, комплексного подхода к привлечению инвестиций для расширения и модернизации производственных мощностей, а также мер государственной поддержки.
2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются: создание экономических и организационно-правовых условий для обеспечения роста производства и удовлетворения спроса населения в высококачественной мясо-молочной# продукции, повышения эффективности скотоводства, свиноводства и овцеводства.
Для достижения этих целей Программой определяются следующие задачи:
1) развитие кормовой базы, расширение посевов многолетних трав и бобовых кормосмесей;
2) проведение реконструкции и строительства производственных помещений и ферм;
3) внедрение ресурсосберегающих технологий с целью снижения затрат и повышения эффективности животноводства;
4) развитие кооперативных связей сельскохозяйственных предприятий с хозяйствами населения, комбикормовыми и перерабатывающими предприятиями. Формирование интегрированных холдинговых структур;
5) обеспечение государственной поддержки развития животноводства за счет бюджетных ассигнований в форме выделения субсидий на поддержку племенного дела в животноводстве, бюджетных кредитов, субсидирования части процентных ставок по целевым коммерческим кредитам и других форм и видов поддержки в рамках действующего законодательства;
6) организация подготовки и закрепления кадров, создание им необходимых условий для обеспечения технологии производства продукции животноводства;
7) освоение последних научных достижений в области животноводства.
Программа рассчитана на 3 года (2006-2008 гг.). За этот период намечается решить первоочередные задачи по сохранению и наращиванию поголовья скота, повышению его продуктивности и увеличению производства мяса и молока. Будут решаться вопросы реконструкции имеющихся и строительства новых производственных объектов и ферм, внедрения ресурсосберегающих технологий и повышения эффективности ведения животноводства.
3. Система программных мероприятий
Настоящая Программа определяет развитие молочного и мясного скотоводства, свиноводства и овцеводства за счет совершенствования технологии кормления и содержания скота, улучшения племенной и ветеринарной работы, укрепления кормовой базы животноводства.
3.1. Скотоводство
В молочном животноводстве программные мероприятия направлены на улучшение породных и продуктивных качеств дойного стада и укрепление кормовой базы. Увеличение объемов производства молока намечается по всем районам области. Исходя из объективных условий, предпосылки наиболее интенсивного развития скотоводства имеются в Пензенском, Мокшанском, Лунинском, Кузнецком, Каменском, Нижнеломовском, Сердобском, Башмаковском, Белинском и Тамалинском районах.
Производство говядины должно осуществляться за счет интенсивного выращивания скота молочного, молочно-мясного и мясного направления. Увеличение производства молока намечается за счет роста численности дойного стада и повышения его продуктивности (не менее 3000 кг молока на корову). Темпы развития скотоводства будут зависеть от состояния кормовой базы и материально-технического обеспечения, уровня селекционно-племенной работы и обеспечения высококвалифицированными кадрами специалистов и животноводов.
Улучшение породных и продуктивных качеств крупного рогатого скота будет происходить как за счет собственного воспроизводства, так и организации закупки племенного маточного поголовья. Племенная работа должна вестись в направлении улучшения деятельности ОАО "Пензенское" по искусственному осеменению и реализации сельскохозяйственных животных", охвата искусственным осеменением не менее 90 процентов коров, расширения сети племенных хозяйств. Важной проблемой в молочном скотоводстве остается воспроизводство стада и обеспечение выхода телят не менее 85-90 голов в расчете на 100 коров.
Необходимо ежегодно вводить в основное стадо по 27-30 процентов первотелок.
Увеличение объемов производства молока и говядины будет определяться темпами роста кормовой базы, рациональным и эффективным использованием кормовых ресурсов. При этом намечается значительное расширение посевов многолетних трав, кормовых бобов, многокомпонентных смесей и корнеклубнеплодов.
В большинстве районов и сельскохозяйственных предприятий молочное скотоводство будет развиваться при привязной системе содержания в зимний период, с использованием пастбищ и лагерей в летний период.
В целях снижения затрат и повышения эффективности производства продукции в ряде хозяйств Пензенского, Кузнецкого, Каменского и других районов намечается реконструкция и новое строительство молочно-товарных ферм с использованием облегченных конструкций при беспривязном содержании скота и доением коров в специальных залах.
За счет привлечения в скотоводство инвестиций, использования кредитных ресурсов и мер государственной поддержки производство говядины намечено довести до 15,0 тыс. тонн (в живой массе скота) и молока - до 225,0 тыс. тонн, или увеличить по сравнению с 2004 годом соответственно на 20 и 42 процента.
3.2. Свиноводство
Одним из направлений развития товарного свиноводства, увеличения численности поголовья, роста продуктивности животных и производства мяса свиней является распространение двухпородного и трехпородного скрещивания. При правильной организации промышленного скрещивания на 10-15 процентов увеличивается выход поросят и повышаются привесы молодняка.
Планируется осуществлять систему мер по совершенствованию технологии выращивания свиней, направленную на широкое внедрение ресурсосберегающих технологий, среди которых:
1) содержание свинопоголовья в неотапливаемых помещениях из облегченных конструкций;
2) организация в крупных свиноводческих хозяйствах искусственного осеменения и круглогодовых опоросов маток с заполнением свинарников-маточников поголовьем за 3-5 дней;
3) внедрение раннего отъема поросят и интенсивное использование маточного поголовья;
4) сухой тип кормления свиней с использованием высококачественных комбикормов;
5) решение проблемы экологической безопасности, связанной с утилизацией навозных стоков и соблюдение санитарных норм и правил при использовании свиноводческих ферм.
Для воспроизводства свиней крупной белой породы необходимо сохранить племенное поголовье в ФГУП "Учебно-опытное хозяйство "Рамзай" Пензенской государственной сельскохозяйственной академии", предприятиях ЗАО "Пензамясопром".
За счет улучшения кормления и технологии выращивания свиней, наращивания производственных мощностей намечается увеличить численность поголовья и обеспечить в 2008 году производство и реализацию на убой около 10,0 тыс. тонн живой массы свиней, или на 80 процентов больше уровня 2004 года.
3.3. Овцеводство
Природно-экономические условия области позволяют, наряду с развитием скотоводства, свиноводства и других отраслей, активно заниматься развитием овцеводства. Учитывая конъюнктуру современного рынка, целесообразным является разведение овец мясного и мясо-шерстного направлений продуктивности.
Развитие овцеводства должно обеспечиваться главным образом за счет закупки и завоза поголовья из-за пределов Пензенской области таких пород, как "Северо-кавказская", "Тексель", "Ромни-марш", "Куйбышевская", "Цыгайская", "Романовская" и других.
Основную часть поголовья овец предполагается сконцентрировать в сельскохозяйственных предприятиях Башмаковского, Белинского, Каменского, Тамалинского, Мокшанского, Малосердобинского, Нижнеломовского, Лопатинского районов.
Мелкие фермы планируется содержать в ряде других районов. Программой намечается иметь на конец 2008 года в сельскохозяйственных предприятиях до 30,0 тыс. овец, увеличить к 2004 году численность поголовья и производство баранины в 3,8 раза. Выполнение этой задачи требует государственной поддержки сельских товаропроизводителей.
4. Финансовое обеспечение Программы
Законом Пензенской области от 9 ноября 2005 г. N 898-ЗПО действие раздела 4 Программы было частично приостановлено в 2006 г.
Реализация Программы требует комплексного подхода к финансовому обеспечению сельскохозяйственных предприятий за счет использования следующих источников финансирования:
1) собственных средств сельскохозяйственных предприятий;
2) заемных средств в форме краткосрочных кредитов банков для финансирования текущей деятельности и инвестиционных кредитов на строительство и реконструкцию производственных объектов, приобретения поголовья животных;
3) средств бюджета Пензенской области и иных источников финансирования.
Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий обеспечивается в форме субсидий на поддержку племенного дела в животноводстве, оплату научно-исследовательских работ, субсидирование части затрат на уплату процентов по целевым коммерческим кредитам, бюджетных кредитов на закупку племенных животных, расходов на осуществление противоэпизоотических мероприятий и других направлений поддержки.
Финансирование указанных видов государственной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на очередной финансовый год в соответствии с действующим законодательством. Перечень сельскохозяйственных предприятий - получателей субсидий определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Пензенской области.
Условия и порядок предоставления бюджетных кредитов на закупку крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов животных определяются Законом о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год. Порядок предоставления и расходования бюджетных средств, полученных в виде субсидий, осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Государственная поддержка предприятий, участников Программы, в форме субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым в коммерческих банках, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете Пензенской области и в соответствии с утвержденным порядком финансирования.
Финансирование противоэпизоотических мероприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством Пензенской области.
Расходы на финансирование Программы из бюджета области на 2006-2008 годы и потребность в денежных средствах по другим источникам финансирования приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Расходы на финансирование Программы из бюджета Пензенской области
на 2006-2008 годы (тыс. рублей)
Таблица 3
Потребность в денежных средствах
по другим источникам финансирования (млн. рублей)
Источники финансирования |
Всего |
в т.ч. по отраслям производства |
||
скотоводство |
овцеводство |
свиноводство |
||
Собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей | ||||
2006 г. |
1511,0 |
1196,0 |
300,0 |
15,0 |
2007 г. |
1769,6 |
1405,2 |
344,4 |
20,0 |
2008 г. |
2018,8 |
1563,1 |
425,7 |
30,0 |
Кредитные ресурсы | ||||
2006 г. |
40,0 |
30,0 |
10,0 |
- |
2007 г. |
45,0 |
35,0 |
10,0 |
- |
2008 г. |
52,0 |
37,0 |
15,0 |
- |
Инвестиционные вложения | ||||
2006 г. |
400,0 |
100,0 |
300,0 |
- |
2007 г. |
450,0 |
100,0 |
350,0 |
- |
2008 г. |
500,0 |
100,0 |
400,0 |
- |
Итого | ||||
2006 г. |
1951,0 |
1326,0 |
610,0 |
15,0 |
2007 г. |
2264,6 |
1540,2 |
704,4 |
20,0 |
2008 г. |
2570,8 |
1700,1 |
840,7 |
30,0 |
5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Выполнение Программы обеспечивается в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Пензенской области на основе текущего и перспективного планирования, оценки состояния и прогнозирования темпов развития животноводства.
Программа реализуется на основе взаимодействия интересов сельскохозяйственных предприятий, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Пензенской области через Управление сельского хозяйства Пензенской области.
Оперативное управление по реализации Программы осуществляет Управление сельского хозяйства Пензенской области, которое:
1) определяет наиболее эффективные технологические и организационно-хозяйственные методы по выполнению программных мероприятий;
2) осуществляет согласование с Управлением финансов Пензенской области объемов выделения бюджетных и кредитных ресурсов участникам Программы на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
3) в соответствии с выделенным лимитом бюджетных ассигнований из бюджета области определяет конкретных получателей субсидий и бюджетных кредитов;
4) совместно с Управлением финансов Пензенской области обеспечивает контроль за ходом реализации Программы, эффективным и целевым использованием бюджетных средств.
По окончании каждого года, в первом квартале последующего года, Управление сельского хозяйства Пензенской области представляет Правительству Пензенской области информацию о ходе реализации Программы.
6. Ожидаемый эффект от реализации Программы
Выполнение программных мероприятий создаст организационные и экономические условия для развития животноводства, обеспечит внедрение перспективных ресурсосберегающих технологий, повышение занятости работоспособного населения, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Улучшится обеспечение населения высококачественными продуктами питания.
Реализация Программы позволит сельскохозяйственным предприятиям области в 2008 году обеспечить производство мяса говядины, свинины и баранины в объеме 25,2 тыс. тонн и молока - 225,0 тыс. тонн, или рост к 2004 году составит соответственно 38 и 42 процента, увеличить поголовье крупного рогатого скота на 15 процентов, коров - на 9, свиней - на 18 процентов и овец - в 3,8 раза (данные приведены в таблице 4).
Таблица 4
Ожидаемые производственные показатели развития животноводства
сельскохозяйственных предприятий в 2006-2008 гг.
Показатели |
Единица измерения |
2004 г. (факт) |
2005 г. (ожидаемое) |
Прогноз |
2008 г. в % к 2004 г. |
||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||||
Скотоводство | |||||||
Поголовье крупного рогатого скота - всего |
тыс. голов |
146,2 |
140,0 |
148,0 |
157,5 |
168,2 |
115,0 |
в т.ч. коровы |
-"- |
70,2 |
70,2 |
72,5 |
74,0 |
76,5 |
109,0 |
Производство молока |
тыс. тонн |
158,6 |
157,0 |
170,0 |
192,0 |
225,0 |
141,9 |
Удой молока на корову |
кг |
2184 |
2280 |
2500 |
2700 |
3000 |
137,4 |
Реализация крупного рогатого скота (в живом весе) |
тыс. тонн |
12,5 |
11,5 |
12,8 |
14,5 |
15,0 |
120,0 |
Среднесуточный привес одной головы |
грамм |
361 |
380 |
420 |
450 |
500 |
138,5 |
Свиноводство | |||||||
Поголовье свиней |
тыс. голов |
65,6 |
66,0 |
66,5 |
75,2 |
77,4 |
118,0 |
Реализация свиней на убой (в живом весе) |
тыс. тонн |
5,7 |
6,8 |
7,5 |
8,4 |
9,9 |
173,7 |
Среднесуточный привес одной головы |
грамм |
279 |
380 |
420 |
460 |
480 |
172,0 |
Овцеводство | |||||||
Поголовье овец |
тыс. голов |
7,9 |
8,0 |
13,0 |
20,0 |
30,0 |
379,7 |
Реализация овец на убой (в живом весе) |
тонн |
74 |
100 |
150 |
220 |
300 |
405,4 |
Производство шерсти |
центнеров |
129 |
160 |
300 |
420 |
600 |
465,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 20 сентября 2005 г. N 835-ЗПО "Об областной целевой программе "Развитие животноводства Пензенской области на 2006-2012 годы"
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.
Текст Закона (с опечатками) опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 21 от 30 сентября 2005 г., в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 27(57) (часть 1) от 17 октября 2005 г.
Исправленный текст Программы, утвержденной настоящим Законом, опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 28 от 9 декабря 2005 г.
Законом Пензенской области от 18 декабря 2008 г. N 1659-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 1 ноября 2008 г. N 1620-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утвержденной настоящим Законом, было приостановлено в 2008 г.
Закон Пензенской области от 25 сентября 2008 г. N 1593-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и в части выделения бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств, осуществляемых при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета Пензенской области, действуют в части, не противоречащей Закону Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2008 год и на период до 2010 года"
Закон Пензенской области от 1 июля 2008 г. N 1561-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и в части выделения бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств, осуществляемых при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета Пензенской области, действуют в части, не противоречащей Закону Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2008 год и на период до 2010 года"
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 2 апреля 2008 г. N 1509-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утвержденной настоящим Законом, было приостановлено в 2008 г.
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО (в ред. Законов Пензенской области от 9 июля 2007 г. N 1306-ЗПО, от 19 ноября 2007 г. N 1414-ЗПО, от 24 декабря 2007 г. N 1433-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утвержденной настоящим Законом, было приостановлено в 2007 г.
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО (в ред. Законов Пензенской области от 9 июля 2007 г. N 1306-ЗПО, от 19 ноября 2007 г. N 1414-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утвержденной настоящим Законом, было приостановлено в 2007 г.
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 9 июля 2007 г. N 1306-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утвержденной настоящим Законом, было приостановлено в 2007 г.
Закон Пензенской области от 9 июля 2007 г. N 1317-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 9 ноября 2005 г. N 898-ЗПО
Действие отдельных положений Программы, утвержденной настоящим Законом, было приостановлено в 2006 г.