Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
20 сентября 2005 года
N 840-ЗПО
Утверждена
Законом
Пензенской области
от 20 сентября 2005 г. N 840-ЗПО
Областная целевая программа
"Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области" на 2006-2008 годы
Паспорт программы
Наименование Программы |
- |
Областная целевая программа "Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа) |
Заказчик |
- |
Правительство Пензенской области |
Основные разработчики |
- |
Управление сельского хозяйства Пензенской области |
Цель Программы |
- |
обеспечение устойчивого функционирования личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и повышение их доходности, повышение жизненного уровня сельского населения в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности, защита экономических интересов владельцев личных подсобных хозяйств |
Задачи Программы: |
- |
создание и совершенствование нормативной правовой базы, экономических и организационных условий, способствующих эффективному развитию личных подсобных хозяйств населения Пензенской области; увеличение самозанятости экономически активного сельского населения путем создания благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств, расширения сферы приложения труда сельского населения, повышения его доходов и уровня жизни; создание механизма финансово-кредитной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; формирование на селе эффективной производственной, торгово-закупочной, агросервисной и прочей деятельности (кооперативной и муниципальной инфраструктуры производственно-технического обеспечения и технологического обслуживания владельцев личных подсобных хозяйств, закупки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, кредитования и страхования); развитие системы научного и информационно-консультационного обеспечения владельцев личных подсобных хозяйств |
Основные исполнители мероприятий Программы |
- |
Управление сельского хозяйства Пензенской области, Управление финансов Пензенской области |
Сроки реализации Программы |
- |
2006-2008 годы |
Объем и источники финансирования |
- |
общие объемы финансирования: из бюджета Пензенской области - 9 млн. рублей; из федерального бюджета - 6 млн. рублей |
Ожидаемые результаты |
- |
довести в личных подсобных хозяйствах населения поголовье крупного рогатого скота (КРС) до 195,4 тыс. голов, коров - до 95,3 тыс. голов, свиней - до 186,3 тыс. голов, овец - до 101,5 тыс. голов, птицы - до 1639,5 тыс. голов; произвести 344,1 тыс. тонн молока, 59,7 тыс. тонн мяса скота и птицы (в живом весе); увеличить объем валовой сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, молока на 9,4 тыс. тонн, мяса на 2 тыс. тонн к уровню 2004 года; довести закупки в личных подсобных хозяйствах населения: молока - до 160,0 тыс. тонн, мяса - до 43,3 тыс. тонн |
Система контроля |
- |
Управление сельского хозяйства Пензенской области, Управление финансов Пензенской области |
Основные мероприятия Программы приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
Порядок предоставления из бюджета Пензенской области субвенций муниципальным районам Пензенской области на финансирование стимулирующих выплат за оказание услуг личным подсобным хозяйствам в летне-пастбищный период, приведен в приложении 2 к настоящей Программе.
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
В современных условиях роль и функции личных подсобных хозяйств в социальном и экономическом развитии села существенно изменились. Личное подсобное хозяйство является одним из главных источников дохода для населения, что способствует значительному росту продукции сельского хозяйства.
Развитию личных подсобных хозяйств способствует и чрезвычайно благоприятный налоговый климат: отсутствие налогов, отмена ограничений на владение сельскохозяйственной техникой и грузовыми автотранспортными средствами, введение тарифов на энергоносители, приравненные к тарифам для населения, наличие многочисленных социальных льгот для старшего поколения - фактических глав личного подсобного хозяйства.
В настоящее время большая часть продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, реализуется через частных предпринимателей и немногим более 20 процентов - на городских и сельских рынках.
Таблица 1
Реализация продукции личных подсобных хозяйств
|
в процентах к опрошенным |
Частные предприниматели Городские рынки Деревенские рынки Перерабатывающие предприятия Сельхозпредприятия Потребкооперация Прочие каналы сбыта |
55,6 12,3 9,6 12,6 7,8 0,7 1,4 |
На сегодняшний день далеко не в полной мере использованы товарные возможности сбыта продукции личных подсобных хозяйств. По опросам их владельцев 33,0 процента испытывают трудности в сбыте картофеля, 33,8 процента - овощей, 34,0 процента - молока и 34,3 процента - мяса (данные Пензенской государственной сельскохозяйственной академии).
В основном владельцев личных подсобных хозяйств не устраивают либо низкие закупочные и договорные цены, либо плохая организация предприятиями и потребкооперацией закупок сельскохозяйственной продукции. Лишь 10 процентам владельцев личных подсобных хозяйств оказывается помощь в реализации сельскохозяйственной продукции со стороны сельскохозяйственных предприятий (данные Пензенской государственной сельскохозяйственной академии).
2. Основные цели и задачи Программы
Современная роль личных подсобных хозяйств населения и растущий удельный вес в производстве продовольствия заставляют обратить на них самое серьезное внимание и обеспечить всевозможную поддержку.
В связи с этим главной целью Программы является:
1) обеспечение устойчивого функционирования и повышения доходности личных подсобных хозяйств населения;
2) улучшение социальных условий и уровня жизни сельского населения в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности;
3) защита экономических интересов владельцев личных подсобных хозяйств;
4) создание организационных, экономических и социальных условий для развития частного сектора землевладельцев;
5) совершенствование механизма поддержки частного сектора землевладельцев;
6) развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение частных землевладений;
7) формирование рыночной, кредитно-финансовой, производственной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;
8) развитие самоуправления частного сектора землевладельцев.
Данная цель должна быть достигнута путем реализации следующих задач:
1) создание экономических и организационных условий для эффективной деятельности владельцев личных подсобных хозяйств;
2) увеличение занятости экономически активного населения на селе путем создания благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств, расширения сферы приложения труда сельского населения, повышения его доходов, уровня жизни и материального положения;
3) создание механизма финансово-кредитной системы для владельцев личных подсобных хозяйств;
4) формирование на селе эффективной производственной, торгово-закупочной, агросервисной и прочей инфраструктуры (в кооперативной и муниципальной формах) для производственно-технического обеспечения и технологического обслуживания, кредитования и страхования владельцев личных подсобных хозяйств, закупки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
5) развитие системы научного и информационно-консультационного обеспечения владельцев личных подсобных хозяйств.
Основные мероприятия, проводимые в рамках Программы, направлены на:
1) укрепление и развитие взаимовыгодных связей между коллективными хозяйствами и личными подсобными хозяйствами граждан, проживающих и работающих на селе;
2) устранение негативных явлений, мешающих увеличению объемов закупок сельскохозяйственной продукции у населения;
3) оказание организационной и правовой помощи в создании производственных кооперативов или муниципальных унитарных предприятий по закупке и реализации излишков сельскохозяйственной продукции у населения.
Работу с владельцами личных подсобных хозяйств предстоит строить не на регламентации и администрировании, а на основе рыночных отношений, экономических методов, материального стимулирования и активной поддержки кооперативных форм организации труда и обслуживания.
3. Правовые основы организации и функционирования
личных подсобных хозяйств
Правовое регулирование ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области.
В соответствии с указанными правовыми актами личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности гражданина и членов его семьи по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане трудоспособного возраста, для которых ведение личного подсобного хозяйства является единственным источником дохода, признаются безработными при условии, что среднедушевой доход семьи, включая доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве, не превышает установленного прожиточного минимума для Пензенской области.
Граждане могут свободно, по своему усмотрению, реализовать произведенную в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйственную продукцию на муниципальных и иных рынках, перерабатывающим и заготовительным предприятиям, организациям, производственным, потребительским сельскохозяйственным кооперативам и другим юридическим и физическим лицам.
Имущество граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может состоять из земельного участка, полученного или приобретенного ими для этих целей, скота, птицы, пчел, многолетних насаждений (кустарников, деревьев), жилых зданий, хозяйственных и иных строений и сооружений, сельскохозяйственной техники, оборудования, инвентаря, транспортных средств и иных материальных ресурсов, произведенной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Источниками формирования имущества личного подсобного хозяйства населения могут являться:
1) денежные и материальные средства владельца личного подсобного хозяйства и членов его семьи;
2) доходы, полученные от реализации произведенной продукции;
3) доходы от деятельности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и работающих в сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативах, в других организациях;
4) доходы от ценных бумаг;
5) дотации из бюджета и другие виды государственной поддержки;
6) кредиты банков и других финансовых учреждений;
7) благотворительные или безвозмездные взносы, пожертвования граждан и юридических лиц, в том числе имущество, полученное в порядке наследования, дарения либо на ином законном основании;
8) поголовье скота и другие материальные средства, полученные от сельскохозяйственных и других организаций, а также частных предпринимателей в порядке натуральной оплаты или взятых в аренду;
9) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
4. Направления развития личных подсобных хозяйств
В предстоящий период производство товарной сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах будет увеличиваться.
Ожидается прирост и увеличение удельного веса поголовья скота всех видов в личных подсобных хозяйствах населения, в том числе за счет передачи из хронически неплатежеспособных коллективных сельскохозяйственных предприятий.
На базе личных подсобных хозяйств продолжится создание сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, сельскохозяйственных организаций в иных организационно-правовых формах, позволяющих защитить интересы сельскохозяйственного производителя. Наряду с установлением горизонтальных кооперативных связей будут возрастать связи интеграционные - в сфере агросервиса, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Основой стартового капитала кооперации станет материально-техническая база производственной инфраструктуры реформируемых экономически несостоятельных сельскохозяйственных организаций. Именно потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия должны стать основными поставщиками услуг личным подсобным хозяйствам.
Необходимо особое внимание уделить формированию и развитию сельской кредитной и страховой кооперации.
Одним из основных направлений деятельности населения при ведении личного подсобного хозяйства является развитие животноводства.
4.1. Развитие животноводства в личных подсобных хозяйствах
Производство продукции животноводства в личных подсобных хозяйствах является резервом увеличения объемов производства и реализации молока, мяса и мясомолочной продукции в области.
Однако рост производства продуктов животноводства в личных подсобных хозяйствах населения сдерживают:
1) высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма;
2) низкий покупательский спрос населения;
3) крайне низкая закупочная цена животноводческой продукции;
4) несвоевременность расчетов за реализованную продукцию;
5) отсутствие разветвленной сети специализированных организаций по закупке сельскохозяйственной продукции у населения;
6) отсутствие четкой системы ветеринарного обслуживания скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах населения.
В целях наращивания производства продуктов животноводства необходимо осуществить ряд мер, которые обеспечат увеличение поголовья сельскохозяйственных животных для выращивания и откорма в личных подсобных хозяйствах граждан.
Эту задачу планируется решить путем:
1) увеличения продажи сельскохозяйственными предприятиями молодняка крупного рогатого скота, свиней населению;
2) увеличения продажи населению птицы различных видов и пород через птицеводческие предприятия;
3) широкого внедрения натуральной формы премирования (телятами, поросятами, кормами) работников за получение и сохранность молодняка крупного рогатого скота и свиней, увеличение за счет этого объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Для повышения племенной ценности молодняка крупного рогатого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах граждан, и экономической эффективности производства животноводческой продукции необходимо:
1) обеспечить организацию и работу в населенных пунктах, имеющих достаточно большое поголовье коров, пунктов по искусственному осеменению. А при их наличии в коллективных предприятиях обеспечить свободный доступ к осеменению коров личных подсобных хозяйств;
2) организовать выездное осеменение скота в деревнях и селах, имеющих небольшое поголовье;
3) обеспечить ветеринарное обслуживание скота в личных подсобных хозяйствах в соответствии с действующим законодательством.
5. Организация закупок сельскохозяйственной продукции у населения
Проблему закупок необходимо решать в двух аспектах:
1) организации закупок сельскохозяйственной продукции у населения (см. схема 1 "Схема реализации сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами");
2) изыскания финансовых средств для кредитования и авансирования закупок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.
Закупки сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах планируется осуществлять следующим образом:
1) через коллективные сельскохозяйственные предприятия, функционирующие на территории данного муниципального образования сельского поселения;
2) через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные владельцами личных подсобных хозяйств;
3) через муниципальные предприятия по обслуживанию личных подсобных хозяйств;
4) через предпринимателей без образования юридического лица, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств;
5) непосредственно через предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции;
6) через систему потребительской кооперации;
7) на основе договора о совместной деятельности между владельцами личных подсобных хозяйств.
Схема 1
Схема реализации сельскохозяйственной продукции
личными подсобными хозяйствами
/----------------------------\
/--------| Личные подсобные хозяйства |---------\
\----------------------------/ |
/---------------\ | | |
| Заготконторы | | | | /---------------\
|потребительской| | | | | Молокосборщик |-\
| кооперации | | | | \---------------/ |
\---------------/ | | | |
/---------------------/ | \------------------------\ |
|
/-------------\ /----------------------------\ /---------------\ |
|Муниципальные| | Коллективные хозяйства | |Молочный завод,| |
| рынки | |потребительские кооперативы,| | мясокомбинат | |
\-------------/ | муниципальные предприятия, | \---------------/ |
| государственные унитарные | |
| предприятия | /---------------\ |
\----------------------------/ |Молочный завод |-/
\---------------/
/-----------------\
| Молочный завод |
| мясокомбинат |
| оптовые рынки |
\-----------------/
6. Государственная поддержка личных подсобных хозяйств населения
Органы государственной власти Пензенской области рассматривают развитие личных подсобных хозяйств населения как неотъемлемую составную часть сельскохозяйственного производства, важнейшее направление реализации социальных программ, оказывают им поддержу путем создания и совершенствования правовой основы их деятельности.
Государственная поддержка личных подсобных хозяйств населения области направлена на создание благоприятных условий для их эффективной деятельности в сфере производства сельскохозяйственной продукции в целях самообеспечения и реализации в продовольственный фонд Пензенской области.
В отношении личных подсобных хозяйств населения применяются все формы государственной поддержки, предусмотренные законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государственная поддержка владельцам личных подсобных хозяйств, прежде всего, оказывается на развитие сельскохозяйственного производства, кооперации по агросервисному обслуживанию, переработке и реализации продукции.
В случае выделения дотаций за реализованную в региональный фонд товарную продукцию по номенклатуре и ставкам, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области, дотации выплачиваются лицам, ведущим личные подсобные хозяйства, наравне с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Органы исполнительной власти Пензенской области для развития личных подсобных хозяйств населения организуют работу по следующим направлениям:
1) расширение услуг, предоставляемых государственными предприятиями и организациями по племенному, ветеринарному, агрозоотехническому, информационно-консультативному обслуживанию;
2) выделение пастбищных и сенокосных угодий;
3) оказание зооветеринарных, агрономических, инженерно-технических и информационно-консультационных услуг;
4) создание сельскохозяйственных кооперативов и других организаций по совместному использованию владельцами личных подсобных хозяйств сельскохозяйственной техники, обработке земли, хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, агросервису;
5) обеспечение сбыта произведенной продукции;
6) внедрение высокоэффективных, экологически безопасных технологий производства продукции;
7) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
8) выделение средств из государственного лизингового фонда на приобретение сельскохозяйственной техники, инвентаря, оборудования, а также племенного скота;
9) организация системы обучения, повышения квалификации, выпуска учебной, справочной и просветительской литературы для владельцев личных подсобных хозяйств;
10) по другим направлениям, предусмотренным утвержденными программами.
Гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, могут выделяться во временное пользование земельные участки для сенокошения и пастьбы скота.
Организации могут предоставлять в аренду или продавать гражданам имеющиеся пустующие производственные помещения, сельскохозяйственную технику и оборудование.
Дополнительно к бюджетным ресурсам предусматривается привлекать другие средства на развитие личных подсобных хозяйств населения, изысканные Правительством области, включая средства иностранной технической и гуманитарной помощи.
Одним из путей решения проблемы занятости населения может быть создание сельскохозяйственных предприятий и потребительских кооперативов по обслуживанию личных подсобных хозяйств.
Для создания устойчивой тенденции роста сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах населения необходима соответствующая инфраструктура.
Одним из самых реальных и эффективных способов обеспечения развития личных подсобных хозяйств населения является развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Образование потребительских кооперативов по обслуживанию сельского населения может происходить по самым разнообразным схемам. Выбор зависит от учредителей. Это могут быть чисто закупочные или многопрофильные кооперативы. Учредителями могут быть:
а) владельцы личных подсобных хозяйств;
б) владельцы личных подсобных хозяйств совместно с главами крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственными предприятиями и другими юридическими лицами.
Кооперативы могут быть созданы путем выделения из существующих сельскохозяйственных производственных предприятий инициативных работников. Капитал формируется на основе суммы их имущественных паев.
Допускается большое многообразие форм и методов формирования и функционирования кооперативов.
7. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения владельцев личных подсобных хозяйств направлена на создание условий для развития и укрепления материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства сельскохозяйственной продукции.
В отношении личных подсобных хозяйств применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
1) возмещение части процентной ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым владельцами личных подсобных хозяйств в коммерческих банках;
2) предоставление стимулирующих выплат пастухам, оказывающим услуги личным подсобным хозяйствам в летне-пастбищный период.
Возможными источниками финансирования Программы могут являться собственные средства, средства федерального бюджета, бюджета Пензенской области и иные источники.
С целью координации деятельности по финансовому обеспечению государственной поддержки владельцев личных подсобных хозяйств будет рассмотрен вопрос о создании областного фонда "Частное подворье".
8. Развитие самоуправления
Развитие личных подсобных хозяйств будет проходить путем объединения их владельцев в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации своей хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти всех уровней и органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.
Владельцы личных подсобных хозяйств могут совместно с органами государственной власти участвовать в разработке и реализации федеральной, областной и местных программ социально-экономического развития, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно-консультативного обслуживания данного сектора.
Органы государственной власти взаимодействуют с владельцами личных подсобных хозяйств на основе соглашений и договоров о совместной деятельности в сфере производства, переработки и сбыта продукции, кооперации и социального развития.
9. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее исполнения
Срок реализации Программы рассчитан на 2006-2008 годы.
Программа будет реализовываться в тесной связи с государственной политикой в области реформирования агропромышленного комплекса и основными механизмами развития экономики Пензенской области.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров, интеграции интересов владельцев личных подсобных хозяйств с интересами предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и розничной торговли.
Программой предусматривается создание и соединение имеющихся отдельных элементов инфраструктуры по обслуживанию владельцев личных подсобных хозяйств в единую систему, позволяющую решать задачи их поддержки наиболее оптимальным способом.
Программа развития личных подсобных хозяйств области на 2006-2008 годы предусматривает реализацию следующего комплекса мероприятий:
1) принятие законов Пензенской области, иных нормативных правовых актов по вопросам создания сельскохозяйственных кооперативов и иных сельскохозяйственных предприятий по обслуживанию владельцев личных подсобных хозяйств, осуществления мер государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств;
2) оказание содействия в создании кредитных, страховых и других потребительских кооперативов по обслуживанию личных подсобных хозяйств;
3) выработка экономического механизма деятельности личных подсобных хозяйств с учетом местных условий;
4) привлечение сельскохозяйственных научно-исследовательских институтов, научных организаций и учреждений, высших и средних специальных образовательных учреждений к научному, информационно-консультационному обеспечению личных подсобных хозяйств;
5) освещение положительного опыта развития личных подсобных хозяйств, наиболее эффективных и передовых приемов их ведения, потребительских кооперативов и унитарных муниципальных предприятий по обслуживанию владельцев личных подсобных хозяйств через средства массовой информации, телевидение и радиовещание;
6) оказание содействия и поддержка в создании, развитии и деятельности владельцев личных подсобных хозяйств, потребительских кооперативов и иных сельскохозяйственных предприятий по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения;
7) анализ итогов работы владельцев личных подсобных хозяйств, определение перспективы их развития с учетом местных условий и состояния производства сельскохозяйственной продукции;
8) оказание содействия владельцам личных подсобных хозяйств в приобретении техники, минеральных удобрений, оборудования, племенного скота, семян, в том числе на лизинговой основе;
9) ежегодная паспортизация личных подсобных хозяйств;
10) ежегодное подведение итогов работы личных подсобных хозяйств по области по максимальному доходу от реализации производства продукции.
Координацию деятельности органов исполнительной власти Пензенской области, организаций инфраструктуры поддержки развития личных подсобных хозяйств по выполнению мероприятий Программы осуществляет Управление сельского хозяйства Пензенской области, которое определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия финансовых средств, выделяемых на эти цели.
Управление сельского хозяйства Пензенской области контролирует ход выполнения Программы.
Контроль за эффективным использованием выделяемых финансовых и кредитных ресурсов на реализацию Программы осуществляется Управлением сельского хозяйства Пензенской области и Управлением финансов Пензенской области.
Управление сельского хозяйства Пензенской области ежегодно представляет Правительству Пензенской области информацию о ходе выполнения Программы, состоянии и развитии личных подсобных хозяйств граждан.
10. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы должна повысить роль личных подсобных хозяйств населения в обеспечении продовольственной безопасности области, в увеличении объемов производства товарной сельскохозяйственной продукции, позволит владельцам личных подсобных хозяйств внести соответствующий вклад в стабилизацию сельскохозяйственного производства на территории Пензенской области.
Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов и предприятий по обслуживанию владельцев личных подсобных хозяйств, организация их эффективной работы, рост объемов и видов оказываемых услуг позволят увеличить и стабилизировать долю личных подсобных хозяйств в производстве, переработке и сбыте сельскохозяйственной продукции. Кроме того, это закладывает основы сельской кооперации, включая кредитную и страховую.
Расширение сельскохозяйственной кооперации позволит:
1) защитить и реализовать экономические и социальные интересы сельских товаропроизводителей посредством их самоорганизации и самодеятельности, т.е. за счет их собственных средств;
2) осуществить мобилизацию и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы, особенно в первичных хозяйственных звеньях;
3) организовать эффективные кооперативные формы инфраструктуры, обслуживающие сельское хозяйство, объединяющие различные стороны деятельности сельских товаропроизводителей, соединяющие интересы всех участников агропромышленного процесса;
4) увязать дифференциацию доходов людей с результатами их деятельности, т.е. осуществить меры социальной справедливости, способствующие улучшению социального положения населения и ослаблению возросшей социальной напряженности;
5) увеличить обеспеченность занятости сельского населения.
Приложение 1
к областной целевой программе
"Развитие личных подсобных хозяйств
Пензенской области" на 2006-2008 годы
Основные мероприятия областной целевой программы "Развитие
личных подсобных хозяйств Пензенской области" на 2006-2008 годы
Нормативно-правовое и общее обеспечение
личных подсобных хозяйств граждан области
N п/п |
Наименование мероприятий |
Цель |
Ответственные исполнители |
Срок исполнения |
1 |
Обеспечение изданий, рекомендаций, научнометодической и другой специальной литературы по вопросам личных подсобных хозяйств |
Развитие системы научного и информационноконсультационного обеспечения личных подсобных хозяйств |
Управление сельского хозяйства Пензенской области, Пензенская государственная сельскохозяйственная академия |
2006-2008 гг. |
2 |
Разработка механизма взаимодействия личных подсобных хозяйств с юридическими лицами по их обслуживанию, закупке и реализации продукции |
Обеспечение методическими материалами по кооперации и интеграции личных подсобных хозяйств в общем процессе производства сельскохозяйственной продукции |
Управление сельского хозяйства Пензенской области |
2006-2008 гг. |
План организационных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственные исполнители |
Срок исполнения |
1 |
Утверждение перечня получателей субсидий, предусмотренных на поддержку отрасли сельского хозяйства с учетом квот для ЛПХ за счет средств бюджетов всех уровней |
Управление сельского хозяйства Пензенской области, Управление финансов Пензенской области |
Ежегодно |
2 |
Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов и иных предприятий по закупкам и обслуживанию личных подсобных хозяйств |
Управление сельского хозяйства Пензенской области |
Ежегодно |
3 |
Организация работы по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, находящихся в личных подсобных хозяйствах граждан |
Управление сельского хозяйства Пензенской области |
Ежегодно |
4 |
Улучшение ветеринарного обслуживания сельскохозяйственных животных, находящихся в личных подсобных хозяйствах |
Управление ветеринарии Пензенской области |
Ежегодно |
План мероприятий по повышению уровня квалификации
владельцев личных подсобных хозяйств
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
Пропаганда и распространение передового опыта через средства массовой информации: - газеты "Пензенская правда" и "Приусадебные вести"; - программы Пензенской государственной телерадиокомпании |
Постоянно |
Отдел по связям с общественностью Правительства Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области |
2 |
Выпуск специализированной информации для владельцев личных подсобных хозяйств: - меры по карантину растений; - меры борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур, борьба с сорной растительностью; - профилактика и мероприятия по предупреждению заразных заболеваний домашнего скота и птицы |
Ежегодно |
Управление сельского хозяйства Пензенской области |
3 |
Проведение выставок, ярмарок |
Ежегодно |
Управление сельского хозяйства Пензенской области, отдел развития туризма и рынка услуг Правительства Пензенской области |
Мероприятия на местном уровне
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
Дополнительное наделение землей желающих заниматься садоводством, огородничеством и для расширения приусадебных участков граждан |
Постоянно |
Управление сельского хозяйства Пензенской области |
2 |
Разработка порядка закупки и проекта договоров закупки сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан |
I квартал ежегодно |
Отдел государственных поставок, прогнозирования продовольственного рынка - госинспекция по качеству продукции Управления сельского хозяйства Пензенской области |
3 |
Организация пропаганды и рекламирования наиболее продуктивных пород скота, сортовых семян овощей и картофеля, высокоэффективных минеральных удобрений. Расширение выпуска учебной литературы, ориентированной на владельцев личных подсобных хозяйств, садоводов и огородников |
Постоянно |
Пензенская государственная сельскохозяйственная академия |
4 |
Определение потребности населения в приобретении молодняка крупного рогатого скота, свиней, птицы, кормов, семян овощных культур, картофеля, посадочного материала плодовых и ягодных культур и принятие мер по их полному удовлетворению |
Ежегодно |
Управление сельского хозяйства Пензенской области |
5 |
Расширение сферы услуг населению по реализации сельскохозяйственной продукции, вспашке приусадебных участков, заготовке и доставке кормов, передаче в аренду незанятых животноводческих помещений на договорной основе. Применение натуральных форм оплаты труда в виде молодняка скота, кормов и др. Закрепление в долгосрочное пользование за владельцами личных подсобных хозяйств угодий для выпаса скота с учетом оптимальных норм и договоров на поставку продукции в продовольственные фонды района и области |
Постоянно |
Управление сельского хозяйства Пензенской области Сельскохозяйственные предприятия Пензенской области |
6 |
Закрепление в структуре районных управлений сельского хозяйства и продовольствия ответственных специалистов за проведение работы по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан, садоводства и огородничества |
Постоянно |
Управление сельского хозяйства Пензенской области |
План финансирования Программы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Источники финансирования |
Сумма (млн.руб.) |
Ответственные исполнители |
|
федеральный бюджет |
бюджет Пензенской области |
||||
1 |
Поддержка личных подсобных хозяйств в части обеспечения жильем |
- |
- |
Финансирование в рамках программы "Дом для молодой семьи" |
Департамент строительства и дорожного хозяйства Пензенской области, Управление финансов Пензенской области |
2 |
Предоставление стимулирующих выплат за оказание услуг личным подсобным хозяйствам в летнепастбищный период |
- |
2006 г. - 3 млн.руб. 2007 г. - 3 млн.руб. 2008 г. - 3 млн.руб. |
2006 г. - 3 млн.руб. 2007 г. - 3 млн.руб. 2008 г. - 3 млн.руб. |
Управление сельского хозяйства Пензенской области, Управление финансов Пензенской области |
3 |
Субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным в личных подсобных хозяйствах в коммерческих банках |
2006 г. - 2 млн.руб. 2007 г. - 2 млн.руб. 2008 г. - 2 млн.руб. |
- |
2006 г. - 2 млн.руб. 2007 г. - 2 млн.руб. 2008 г. - 2 млн.руб. |
Управление сельского хозяйства Пензенской области, Управление финансов Пензенской области |
4 |
Всего |
6 млн.руб. |
9 млн.руб. |
15 млн.руб. |
|
Приложение 2
к областной целевой программе
"Развитие личных подсобных хозяйств
Пензенской области" на 2006-2008 годы
Порядок
предоставления из бюджета Пензенской области субвенций
муниципальным районам области на осуществление
стимулирующих выплат за оказание услуг личным подсобным
хозяйствам в летне-пастбищный период
1. Настоящий Порядок предусматривает механизм предоставления стимулирующих выплат за оказание услуг личным подсобным хозяйствам в летне-пастбищный период (далее стимулирующие выплаты). Получателями стимулирующих выплат являются пастухи.
Стимулирующие выплаты предоставляются в виде субвенций из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных районов. Объем субвенций рассчитывается исходя из ставки 800 рублей в месяц на одного пастуха, обслуживающего стадо (КРС, овец, коз) в 70 голов. Выплаты пастухам осуществляются ежемесячно исходя из фактического поголовья скота, пасущегося в стаде (например: за стадо в 150 голов за месяц будет оплачено 1714 руб. (800 руб. : 70 голов = 11,43 руб. за 1 голову в месяц; 11,43 руб. х 150 гол. = 1714 руб.).
2. Уполномоченные органы в сфере поддержки сельскохозяйственного производства (далее уполномоченные органы) муниципальных районов организуют работу по сбору от получателей стимулирующих выплат (пастухов) следующих документов:
- копии договоров подряда, заключенных между гражданами и пастухами на оказание услуг по выпасу скота, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;
- расчеты сумм стимулирующих выплат по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
Уполномоченные органы не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют сводные справки-расчеты в финансовые органы муниципальных районов по форме, согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
3. Финансовые органы муниципальных районов после получения сводных справок-расчетов от уполномоченных органов проверяют сводные справки-расчеты, формируют заявку на выделение субвенций из бюджета Пензенской области и представляют ее в Управление финансов Пензенской области за подписью глав администраций муниципальных районов Пензенской области до 20 числа месяца, следующего за отчетным, с приложением сводных справок-расчетов по району в целом.
4. Управление финансов Пензенской области при получении заявки перечисляет денежные средства в виде субвенций бюджетам муниципальных районов Пензенской области на их лицевые счета, открытые в районных отделениях Управления федерального казначейства по Пензенской области.
5. Финансовые органы муниципальных районов Пензенской области в трехдневный срок с момента зачисления средств на счета бюджетов муниципальных районов обязаны осуществить перечисление средств (стимулирующие выплаты) на лицевые счета конкретных получателей (пастухов), открытые в кредитных организациях.
6. Контроль за целевым и своевременным использованием средств, передаваемых на предоставление стимулирующих выплат за оказание услуг личным подсобным хозяйствам в летне-пастбищный период в течение финансового года, осуществляется Управлением финансов Пензенской области.
Приложение 1
к Порядку
предоставления из бюджета Пензенской области
субвенций муниципальным районам области
на финансирование стимулирующих выплат
за оказание услуг личным подсобным хозяйствам
в летне-пастбищный период
Зарегистрирован
Руководитель муниципального
района Пензенской области
_____________ _____________
(дата) (подпись)
Договор подряда
"__" ____________ 200_ г.
Мы, нижеподписавшиеся, жители ______________________________________
(наименование населенного пункта)
в лице __________________________________________________________________
(Ф.И.О. десяти граждан)
именуемые в дальнейшем "Заказчик", с одной стороны, и ___________________
________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. пастуха)
именуемый(ая) в дальнейшем "Исполнитель", с другой стороны, заключили
настоящий договор о нижеследующем:
1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство
по пастьбе скота в количестве _______ голов в течение ________ месяцев.
2. Исполнитель обязуется выполнить работу в точном соответствии с
заданием. Все изменения в задании должны быть согласованы с Заказчиком в
письменном виде.
3. Срок исполнения работы ________ дней, с "__" _____________ г. по
"__" __________ г.
Подписи сторон:
От Заказчика Исполнитель
___________________________ _________________________________
___________________________ _________________________________
___________________________ Паспорт: ___________ N __________
___________________________ серия
___________________________ Выдан ___________________________
___________________________ "__" ____________________ 200_ г.
___________________________ Дата рождения ___________________
___________________________ Место жительства ________________
Приложение 2
к Порядку
предоставления из бюджета Пензенской области
субвенций муниципальным районам области
на финансирование стимулирующих выплат
за оказание услуг личным подсобным хозяйствам
в летне-пастбищный период
Расчет суммы стимулирующей выплаты
________________________________________________________
________________________________________________________
ФИО получателя (пастуха)
за _____________________ 200_ г.
(месяц)
Количество коров (голов) в стаде |
Ставка на 1 голову в день (руб.) |
Количество дней |
Сумма причитающихся выплат (руб.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Личная подпись пастуха ________________ _________________________
(подпись) Ф.И.О.
МП
Приложение 3
к Порядку
предоставления из бюджета Пензенской области
субвенций муниципальным районам области
на финансирование стимулирующих выплат
за оказание услуг личным подсобным хозяйствам
в летне-пастбищный период
Сводная справка-расчет
на предоставление стимулирующих выплат
за оказание услуг ЛПХ в летне-пастбищный период
по _________________________________________________________
(наименование муниципального района Пензенской области)
за __________________ 200_ г.
Наименование администрации сельсовета (поселка) |
Количество стад |
Количество коров (голов) |
Ставка на 1 голову в месяц (руб.) |
Сумма причитающихся выплат (руб.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель уполномоченного органа
муниципального района _____________ _________________
(подпись) Ф.И.О.
МП
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 20 сентября 2005 г. N 840-ЗПО "Об областной целевой программе "Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области" на 2006-2012 годы"
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.
Текст Закона опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 22 от 8 октября 2005 г., в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 27(57) (часть 1) от 17 октября 2005 г.
Законом Пензенской области от 18 декабря 2008 г. N 1659-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 2 апреля 2008 г. N 1483-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 24 декабря 2007 г. N 1433-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утв. настоящим Законом, было частично приостановлено в 2007 г.
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО
Действие отдельных положений приложения 1 к Программе, утв. настоящим Законом, было частично приостановлено в 2008 г.
Закон Пензенской области от 9 июля 2007 г. N 1316-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 г. N 1198-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 9 ноября 2005 г. N 898-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 20 декабря 2006 г. N 1173-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утвержденной настоящим Законом, было частично приостановлено в 2006 г.
Закон Пензенской области от 9 ноября 2005 г. N 898-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 10 апреля 2006 г. N 990-ЗПО)
Действие приложения 1 к настоящему Закону было частично приостановлено в 2006 г.
Законом Пензенской области от 29 июня 2006 г. N 1068-ЗПО приложение 1 к настоящему Закону исключено из перечня нормативных правовых актов, действие которых приостанавливалось в 2006 г.
Закон Пензенской области от 10 апреля 2006 г. N 989-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона