1. Утвердить прилагаемые Концепцию и план мероприятий по Концепции по созданию и развитию объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования Пензенской области на 2005-2010 годы.
2. Отделу развития туризма и рынка услуг Правительства Пензенской области (Заложников А.В.) совместно с Управлением экономики Правительства Пензенской области (Косой М.Г.) обеспечить координацию работы структурных подразделений Правительства Пензенской области и органов исполнительной власти Пензенской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области в реализации Концепции по созданию и развитию объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования Пензенской области на 2005-2010 годы.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Пензенской области А.И. Черницова.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Приложение N 1
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 30 ноября 2005 г. N 1014-пП
Концепция
по созданию и развитию объектов придорожного сервиса на автомобильных
дорогах общего пользования Пензенской области на 2005-2010 годы
I. Общие положения
Развитие сети придорожного сервиса является одним из условий, определяющих качество экономических, торговых и культурных связей между Пензенской областью и другими регионами Российской Федерации.
Автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в ведении Пензенской области (далее - дороги), должны являться современными транспортными магистралями и в перспективе соответствовать общепринятым требованиям и нормам, которые обуславливают преобразование прилегающих к ним территорий за счет оборудования объектов придорожного сервиса (зон отдыха и комплексного дорожного обслуживания) и формирования лесопарковых зон на определенных участках автомобильных дорог.
Размещение объектов придорожного сервиса напрямую зависит от интенсивности движения автомобильного транспорта и определяется наличием объектов экономического, социального и культурного назначения в оптимальной доступности.
1.1. Основные положения Концепции:
- разработка архитектурной и градостроительной документации, определяющей перспективу развития малых населенных пунктов, расположенных в зоне влияния дороги;
- разработка схемы размещения гостиниц, мотелей, станций технического обслуживания, кафе и других объектов придорожного сервиса, обеспечивающих безопасность движения и надлежащее санитарно-гигиеническое состояние автомобильных дорог, с учетом разработанной проектной документации;
- определение мест торговли местными сувенирами, изделиями местных народных промыслов и фирменными пензенскими товарами, а также мест размещения мини-рынков (для сельхозпроизводителей) для организации торговли сельскохозяйственной продукцией;
- содействие повышению уровня качества, снижению стоимости и расширению спектра сервисных услуг придорожного обслуживания потребителей;
- обеспечение объектов дорог необходимым комплексом инженерных коммуникаций, в том числе системами экстренной связи с государственной инспекцией безопасности дорожного движения, техпомощью, скорой медицинской помощью и другими службами;
- создание единой системы информационного обеспечения участников дорожного движения о комплексе услуг, предоставляемых в сфере придорожного сервиса на автодорогах;
- выработка сбалансированной экономической политики в области льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере придорожного сервиса.
Концепция создания комплексной инфраструктуры дорог с учетом мирового и отечественного опыта предлагает концентрацию объектов сервисного обслуживания в зонах основных транспортных узлов: Тамбов, Москва, Самара, Саратов.
В зависимости от интенсивности движения автотранспорта в качестве приобретенных направлений развития объектов придорожного сервиса концепция рассматривает следующие направления:
Пенза - Лунино - граница Пензенской области - Саранск; Пенза - Колышлей - Сердобск - Беково; Пенза - Шемышейка - Лопатино; Нижняя Елюзань - Русский Камешкир - Лопатино - Петровск; Нижний Ломов - Наровчат; Кувак-Никольское - Вадинск - Земетчино.
Комплексы обслуживания должны обеспечить полный набор услуг как жителям области, так и иногородним водителям и пассажирам автотранспорта, следующим по автодорогам.
Концентрация объектов обслуживания имеет целью создание не изолированных предприятий придорожного сервиса, а системы дополняющих друг друга и стимулирующих расширение форм сервисного обслуживания крупных региональных и областных транспортных узлов.
Состав комплексов (объектов придорожного сервиса) с учетом сложившихся условий, а также с учетом предполагаемой интенсивности движения по основным направлениям может включать в себя:
КП ГИБДД; автозаправочные станции (АЗС и ГЗС); автосервис (станции техобслуживания, диагностика и мойка автомобилей); автостоянки; магазины (мини-магазины) автозапчастей и сопутствующих товаров; придорожные гостиницы (мотели); пункты торговли; пункты питания; оборудованные места отдыха; рестораны (кафе).
Необходимый состав сети объектов придорожного сервиса определяется функциональным назначением объектов, являющихся цепью транспортных передвижений, а также потребностями непосредственных участников движения.
1.2. Актуальность Концепции
Необходимость разработки и реализации концепции вызвана наличием комплекса проблем в сфере "человек - автомобиль - дорога - сервис".
Во-первых, развитие автосервиса, особенно по параметрам качества, существенно отстает от темпов "автомобилизации" населения. В то же время не налажена система обеспечения участников дорожного движения информацией об услугах, оказываемых СТО, АЗС, автостоянками.
Принятие решений об инвестировании в объекты придорожного сервиса происходит без системного экономического анализа существующего положения. Отсутствует четкий мониторинг учета потребностей автотуристов.
Даже на большинстве федеральных Дорог практически отсутствует система вызова экстренной помощи, узкий спектр питания и бытовых услуг при достаточно невысоком уровне качества предоставляемых услуг.
Во-вторых, существенный рост цен на бензин, запчасти, услуги СТО, автотранспортные и другие услуги является серьезной проблемой для водителей со средним и низким уровнем доходов. Учитывая это, ряд предприятий и фирм дают определенные скидки потребителям подобного вида услуг. Но информация о дисконтах распространяется не системно и часто не доходит до заинтересованного потребителя.
В-третьих, водители и автотуристы ощущают потребность в объектах придорожного сервиса, пунктах медицинской помощи и т.п.
II. Существующее состоящее автодорог, находящихся в ведении
Пензенской области и проходящих по территории Пензенской области
Сеть автомобильных дорог области составляет 9523 километров. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием превышает 6507 км. Важнейшими из них являются: Москва - Челябинск, Волгоград - Нижний Новгород, Пенза - Тамбов. Все районные центры и большинство населенных пунктов имеют надежное дорожное сообщение. Успешно реализуется программа строительства дорог ко всем поселениям области. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 152 км на 1000 кв. км территории, их удельный вес - 99,9. Ко всем районным центрам и большинству населенных пунктов проложены дороги с твердым покрытием.
Существующие участки дорог области частично обустроены автозаправочными станциями, пунктами питания, пунктами торговли и автобусными остановками. Объекты придорожного сервиса преимущественно размещены вдоль федеральных дорог: Москва - Челябинск - вблизи крупных населенных пунктов (Кузнецк, Городище, Пенза, Мокшан, Нижний Ломов, Спасск); Пенза - Тамбов (подъезд к г. Каменка); Саратов - Нижний Новгород (подъезд к р.п. Исса), т.е. располагаются в местах примыкания к федеральным дорогам и на въездах и выездах из районных центров.
В настоящее время на автодорогах Пензенской области действуют 350 объектов придорожного сервиса, в том числе:
Беднодемьяновский район (автодорога Москва - Челябинск) - 22, среди них: АЗС - 2, предприятий торговли - 4, предприятий общественного питания - 12, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 2, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 2.
Белинский район (автодороги Пенза - Тамбов, Белинский - Тамала) - 9, среди них: АЗС - 4, предприятий общественного питания - 5.
Бессоновский район (автодороги Пенза - Лунино - Саранск, Москва - Челябинск) - 33, среди них: АЗС - 2, предприятий торговли - 4, предприятий общественного питания - 12, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 2, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 2.
Городищенский район (автодороги Москва - Челябинск, Нижняя Елюзань - Верхняя Елюзань, Городище - Канаевка, Городище - Никольск, Городище - Сурск) - 129, среди них: АЗС - 16, предприятий торговли - 85, предприятий общественного питания - 11, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 13, гостиниц - 3, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 1. Кроме того, в стадии завершения строительства находятся 5 АЗС, 3 предприятия па оказанию услуг автосервиса, 1 предприятие торговли.
Каменский район (автодороги Москва - Челябинск, Пенза - Тамбов) - 17, среди них: предприятий общественного питания - 16, гостиниц - 1, планируется открытие 2-х гостиниц, 2-х предприятий оптовой и розничной торговли ГСМ, предприятия по оказанию комплексных услуг (торговля, автосервис).
Колышлейский район (автодорога Сердобск - Пенза) - 8, среди них: предприятий торговли - 4, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 2, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 2.
Кондольский район - планируется строительство кафе и стоянки автомобильного транспорта на перекрестке автодорог Саратов - Нижний Новгород, Кондоль - Колышлей.
Кузнецкий район (автодорога Москва - Челябинск) - 40, среди них: АЗС - 2, предприятий торговли - 10, предприятий общественного питания - 17, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 2, гостиниц - 1, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 6. Кроме того, в стадии завершения строительства находятся 2 кафе, 1 магазин, 1 дорожный комплекс.
Лунинский район (автодорога Пенза - Саранск) - 18, среди них: АЗС - 4, предприятий торговли - 11, предприятий общественного питания - 2, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 1. Планируется строительство газозаправочной станции.
Малосердобинский район (автодорога Нижний Новгород - Саратов) - 3, среди них: АЗС - 1, предприятий общественного питания - 1, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 6. Кроме того, планируется строительство кафе и оборудование зоны отдыха на водоеме.
Мокшанский район (автодорога Москва - Челябинск) - 50, среди них: АЗС - 6, предприятий торговли - 5, предприятий общественного питания - 25, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 10, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 4. Кроме того, планируется строительство комплекса придорожного сервиса.
Нижнеломовский район (автодорога Москва - Челябинск) - 30, среди них: АЗС - 4, предприятий торговли - 6, предприятий общественного питания - 14, предприятий, оказывающих услуги автосервиса - 4, гостиниц - 1, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) - 1. Планируется размещение объектов придорожного сервиса в сельских населенных пунктах: Вирга, Пешая Слобода, Кувак-Никольское.
III. Размещение объектов придорожного сервиса на автодорогах
Комплексы по предоставлению услуг на автотрассах, созданные при участии предприятий торговли и общественного питания, либо при действующих автозаправочных станциях, а также вблизи пересечения дорог в максимальной степени отвечают потребности текущего периода. Их развитие должно обеспечиваться путем расширения видов и спектра предоставляемых бытовых услуг, форм торговли, модернизации, повышения эстетического содержания.
Развитие объектов придорожного сервиса должно учитывать следующие направления:
- интенсивное развитие существующих площадок с более полным насыщением необходимым набором объектов обслуживания водителей и пассажиров; обустройство удобных подъездов, выразительное архитектурное оформление и благоустройство прилегающих территорий;
- организация новых зон притяжения населения области и других регионов, а именно: зон активного отдыха, туристических маршрутов, территорий рынков оптовой торговли областного и межрегионального значения.
Пензенская область находится на начальном этапе указанного процесса. Сформирована определенная структура предприятий быстрого питания и торговли, которая, к сожалению, на настоящий момент не в полной мере отвечает современным требованиям и задачам, но способна в достаточно короткий срок усовершенствоваться.
3.1. Проблемы размещения предприятий потребительского рынка
на автодорогах
Основные проблемы размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания вдоль автодорог, находящихся в ведении Пензенской области, связаны с определением оптимальной структуры самих предприятий, специализации, набора платных и бытовых услуг, месторасположения. Необходимо определить потребность в количестве предприятий потребительского рынка, исходя из пропускной способности автодорог и технических возможностей (наличие линии электропередачи, водопровода, свободного земельного участка). Эти проблемы не могут быть решены изолировано. При их решении необходимо учитывать действующие предприятия потребительского рынка, в т.ч. автозаправочные станции, которые в определенной мере могут послужить базой для создания комплексов с полным набором услуг на автодорогах.
Требуется содействие органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, поскольку затрагиваются проблемы выделения и закрепления земельных участков, их целевого использования, вопросы собственности. При этом решение о предоставлении земельного участка в пределах придорожной полосы, находящегося в государственной собственности, принимает орган местного самоуправления по месту положения земельного участка по согласованию с соответствующими органами управления автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
3.2. Размещение предприятий потребительского рынка на автодорогах
Предприятия торговли и общественного питания с обустроенной инфраструктурой относятся к сети общедоступных предприятий потребительского рынка. Их назначение - обеспечить полный комплекс услуг как жителям области, так и иногородним водителям и пассажирам автотранспорта, следующего по автодорогам.
Ожидается, что комплексы, помимо предприятий торговли (магазинов, мини-маркетов) и общественного питания (по типу предприятий быстрого питания), будут иметь автостоянки, комнаты отдыха, автозаправочную станцию, телефон (включая междугородний), салон гигиены (парикмахерская, душевые, прачечные и т.д.), а также другие платные бытовые услуги.
Развитие подобных предприятий может осуществляться как самостоятельно одним хозяйствующим субъектом, так и объединениями хозяйствующих субъектов. В любом случае организационная структура должна быть регламентирована гражданским законодательством. Каждый комплекс способен решать широкий круг задач.
Во-первых, он сконцентрирует в одном месте предприятия потребительского рынка, что позволит обеспечить более высокий уровень обслуживания.
Во-вторых, создание подобного рода комплексов позволит осуществлять более эффективный контроль за качеством товаров и услуг, их безопасностью, защитой прав потребителей.
В-третьих, будет создана достаточная конкурентная среда, способствующая более высокому уровню обслуживания, которая послужит стимулом для улучшения качества и увеличения объема предоставляемых услуг.
Все это в целом должно способствовать развитию малого и среднего предпринимательства.
3.3. Управление предприятиями потребительского рынка,
расположенными на автодороге
Развитие разнообразных рыночных структур, включая и предприятия, расположенные вблизи автотрасс (особенно федерального значения) требует создания адекватного механизма регулирования данного процесса. Потеря управляемости может вызвать снижение конкуренции, монополизацию отдельных секторов потребительского рынка, создание условий для теневой торгово-посреднической деятельности, ослабление контроля за уровнем качества предоставляемых услуг и безопасностью.
Управленческие аспекты предполагается решать через управление экономики Правительства Пензенской области, которое способно оказывать влияние на процессы на потребительском рынке области в целом, реализовывать экономическую политику в области льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере придорожного бизнеса; а также через отдел развития туризма и рынка услуг Правительства Пензенской области при осуществлении контроля за ситуацией по продовольственному обеспечению, системой добровольной сертификации услуг, услуг розничной торговли, общественного питания и др.
IV. Этажность размещения предприятий
Создание сети предприятий торговли и общественного питания с развитой инфраструктурой одновременно невозможно.
Необходимо сформировать ячейки будущей сети. Предлагаемая стратегия такова: при действующих АЗС или предприятиях торговли и общественного питания формируется целостная инфраструктура. Постепенно предприятия расширяются до экономически целесообразных размеров как по занимаемой территории, так и по набору предоставляемых услуг.
Учитывая сложившуюся в области материально-техническую основу придорожного сервиса, уровень обслуживания потребителей, целесообразно развитие указанной сети осуществлять на базе развитых и рентабельных предприятий, способных на дальнейшее развитие бизнеса. Это оправдано тем, что предприятия (предприниматели) могут как привлекать инвестиции, так и вкладывать собственные финансовые средства в развитие и укрепление материально-технической базы.
На первом этапе возможно создание комплексов с минимальным набором услуг при существующих стационарных автозаправочных станциях, предприятиях торговли и общественного питания, гостиницах (мотелях). Второй этап включает в себя размещение комплексов по предоставлению услуг на пересечениях автодорог, которые должны стать местом отдыха как для водителей, пассажиров транзитного автотранспорта, так и для туристов.
Приложение N 2
Утвержден
постановлением
Правительства Пензенской области
от 30 ноября 2005 г. N 1014-пП
План
мероприятий по реализации Концепции по созданию и развитию объектов
придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования
Пензенской области на 2005-2010 годы
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. |
Развитие существующих объектов придо- рожного сервиса с учетом предложений по архитектурному оформлению и благо- устройству прилегающих территорий Организация новых зон притяжения на- селения области на объектах придорож- ного сервиса (зоны активного отдыха, туристических маршрутов, территорий рынков оптовой торговли областного и межрегионального значения) при разра- ботке Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования территории Пензенской области Обеспечение объектов придорожного сервиса необходимым комплексом инже- нерных коммуникаций Создание единой системы информацион- ного обеспечения участников дорожного движения о комплексе услуг, предос- тавляемых в сфере дорожного сервиса на автодорогах области Обеспечение первоочередного рассмот- рения бизнес-проектов при субсидиро- вании части процентной ставки по ком- мерческим кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства в сельских и других населенных пунк- тах, при создании объектов придорож- ного сервиса |
Главное управление архитектуры и гра- достроительства Пензенской облас- ти, Департамент строительства и дорожного хозяйст- ва Пензенской об- ласти Главное управление архитектуры и гра- достроительства Пензенской области Управление жилищ- но-коммунального хозяйства и энер- гетики Пензенской области отдел развития ту- ризма и рынка ус- луг Правительства Пензенской области Управление эконо- мики Правительства Пензенской облас- ти, отдел развития туризма и рынка услуг Правительст- ва Пензенской об- ласти |
2005-2010 гг. 2006-2010 гг. 2005-2010 гг. 2005-2006 гг. 2005-2010 гг. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 30 ноября 2005 г. N 1014-пП "О концепции по созданию и развитию объектов придорожного сервиса в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования Пензенской области на 2005-2010 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 28 от 9 декабря 2005 г.
Постановлениями Правительства Пензенской области от 9 апреля 2011 г. N 217-пП, от 14 апреля 2011 г. N 233-пП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 17 сентября 2009 г. N 721-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 апреля 2007 г. N 224-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 17 ноября 2006 г. N 725-пП